Актуальность темы исследования. В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения внимания. Важная роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка принадлежит вниманию, оно обеспечивает эффективность обучения детей.
Дети с интеллектуальной недостаточностью чаще всего страдают от рассеянности, низкой устойчивости, малого объема, недостаточного развития своего внимания, что приводит к их дезадаптации, влияет на выполнение учебной и трудовой деятельности. Развивать внимание крайне важно, т.к. это главное условие осуществления познавательной деятельности [21].
В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: с одной стороны разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), с другой – изучают внимание со стороны его физиологических механизмов, а также проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т.е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (П.Я. Гальперин и др.).
В отечественной психологии обнаруживается ряд работ, посвященных изучению процессов внимания детей с интеллектуальной недостаточностью. Исследования этих специалистов показывают, что при интеллектуальной недостаточности все свойства внимания нарушены, но отмечается, что внимание поддается коррекции.
В Республике Беларусь проблеме изучения детей с интеллектуальной недостаточностью посвятили свои работы Е.А. Винникова и С.А. Глуховская [3], Т.А. Процко [18].
Как отмечают И.Л. Баскакова, Г.В. Петухова, С. Л. Якушева внимание необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста. Главным условием развития внимания у детей-дошкольников, в том числе и с интеллектуальной недостаточностью, может стать игра как основной вид деятельности ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка: игра для него – учеба, труд, а также серьезная форма воспитания. Игра приучает его к наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует его волю. Игра для дошкольников способ познания окружающего мира и развития [30].
Анализ литературы показывает, что сегодня отмечается недостаток работ, направленных на изучение особенностей внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью.
В настоящее время обнаруживается противоречие между необходимостью выявления особенностей внимания у детей дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной освещенностью проблемы в современной литературе, с другой стороны.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие и виды внимания
Внимание – это познавательный психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектами внимания выступают предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир [10, с. 68].
Особенность внимания заключается в том, что они не является самостоятельной психической функцией. Внимание представляет собой особую форму психической активности человека, входящая как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание – это характеристика любого психического процесса: восприятия, мышления, воображения.
Отечественный ученый П.Я. Гальперин [5, с. 57] отмечал, что внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для самого человека, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. Внимание также не имеет своего отдельного, специфического продукта, т.к. его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.
Внимание всегда обусловлено потребностями, мотивами, целями, установками индивида. Направленность внимания определяется как готовность к действию. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует.
Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями [16, с. 82].
Физиологическую основу внимания составляют ориентировочно-исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки [7, с. 196].
Внимание может быть внешним и внутренним. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее – на собственные мысли, чувства и переживания.
Внимание может носить произвольный и непроизвольный характер.
Преднамеренное (произвольное) внимание – это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Методики изучения внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью
Изучение особенностей внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью возможно с помощью методик, предназначенных для детей школьного возраста, которые целесообразно упрощать в связи с психологическими особенностями данной категории детей.
- методика С. Лиепинь;
- методика Р.С. Немова (упрощенный вариант);
- задание «Цветные кубики» (по Е.А. Стребелевой);
- методика классификации по двум признакам (лото Когана);
- методика «Разрезные фигуры»;
- методика «Исключение лишнего»;
- диагностическое задание «Цветные кубики»;
- диагностическое задание «Лови шарик».
Рассмотрим каждую методику более подробно.
1. Методика С. Лиепинь. Цель методики заключается в изучении устойчивости, распределения и переключения внимания.
Оборудование: таблица с тремя видами чередующихся предметов (5 рядов по семь предметов в каждом). Детям предлагается бланк с изображением знакомых предметов трех видов (грибы, мячи, ели), расположенных по 8 в каждом ряду.
Для оценки устойчивости внимания дают задание зачеркнуть все мячи. Для оценки распределения и переключения внимания надо вычеркнуть ели красным карандашом, а мячи – синим карандашом.
Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития внимания [26, с. 38].
Данную методику С. Лиепинь предлагает применять для детей с задержкой психического развития, которую также можно использовать при диагностике детей с интеллектуальной недостаточностью. Методику также можно упросить и предъявлять ребенку не 8 предметов трех видов, а 5-6.
2. Методика «Найди отличие» Р.С Немов. Методика предназначена для определения уровня внимания детей 4-7 лет.
Детям предлагается внимательно посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются. В методике Р.С. Немова предлагается найти в первой паре картинок 10 отличительных признаков, а во второй – 7 признаков. Следовательно, ребенок максимально может набрать за этот тест 17 баллов. Время на выполнение этого задания – 4 минуты.
Оценка результатов осуществляется следующим образом:
Теоретический анализ литературы показал, что внимание – это познавательный психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. Внимание представляет собой особую форму психической активности человека, входящая как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание всегда обусловлено потребностями, мотивами, целями, установками индивида. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями Виды внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное, внешнее и внутреннее. Внимание обладает такими свойствами как: объем, устойчивость, концентрация, переключаемость, отвлекаемость, распределение внимания.
В норме в дошкольном возрасте происходит активное развитие внимания, однако у детей с интеллектуальной недостаточностью имеет отклонения. Уровень развития внимания детей с интеллектуальной недостаточностью весьма низок. Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, трудной переключаемостью, нарушением концентрации, устойчивости, и распределения. К особенностям внимания этой категории детей относится: малая устойчивость внимания; трудности распределения внимания; сужение объема внимания; низкий уровень сосредоточенности; замедленная переключаемость; слабость целенаправленного внимания.
Важность выявления особенностей внимания обусловлена тем, что оно представляет собой необходимую предпосылку для осуществления любого деятельностного акта. Для изучения особенностей внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью можно использовать задания могут быть использованы следующие методики: методика С. Лиепинь; методика Р.С. Немова (упрощенный вариант); задание «Найди одинаковые», задание «Зачеркни». Для детей с интеллектуальной недостаточностью важно использовать простой и яркий стимульный материал, поэтому целесообразно используемые методики упрощать.
Разработаны рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Развитие свойств и видов внимания детей дошкольного возраста существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребенок. Наиболее эффективным инструментом развития внимания в старшем дошкольном возрасте является игра. Игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к развитию внимания, что очень важно для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. В связи с этим рекомендуется развивать внимание в дидактических играх.
1. Богомолов, В. Тестирование детей / В. Богомолов. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. – 29 с.
2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М. : Академия, 1991. – 459 с.
3. Винникова, Е. А. Дошкольная олигофренопсихология: пособие / Е. А. Винникова, С. А. Глуховская. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2012. – 216с.
4. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1995. – 527 с.
5. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. – М. : МГУ, 1974. – 99 с.
6. Глебова И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников / И. Ю. Глебова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, январь 2014 г.). – СПб. : Заневская площадь, 2014. – С. 33–35.
7. Дубровина, И. В. Психология / Под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Академия, 1999. – 464 с.
8. Зарин, А. П. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии / А. П. Зарин, Ю. В. Нефедова. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – 342 с.
9. Зиглер, Е. Понимание умственной отсталости / Е. Зиглер, Р. М. Ходапп; пер. с англ. Н. М. Вельбовец. – Киев : Сфера, 2001. – 454 с.
10. Кожанова, Н. С. Коррекционно-педагогическая работа по развитию свойств внимания старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием поисково-исследовательской деятельности / Н. С. Кожанова, К. В. Атапина // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2016 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 2 (7). – С. 169–171.
11. Коломинский, Я. Л. Детская психология / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – Мн. : Университетское, 1988. – 399 с.
12. Лемех, Е. А. Олигофренопсихология: учебно-метод.комплекс / Е. А. Лемех. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2015. – 72 с.
13. Лиепинь, С. В. Особенности внимания умственно отсталых младших школьников : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.10 / С.В. Лиепинь. – М. : Академия пед. наук СССР. – 19 с.
14. Лубовский, В. И. Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. – М.: Академия, 2005. – 464 с.
15. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2008. – 583 с.
16. Немов, Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2001. – Кн. 3. – 640 с.
17. Общая психология / Л. А. Ванштейн, В. А. Поликарпов, И. А. Фурманов. – Минск : Современная школа, 2009. – 512 с.
18. Процко, Т. А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) : учебно-метод. пособие / Т. А. Процко. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2006. – 46 с.
19. Процко, Т. А. Психолого–педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы : учебно-метод. пособие / Т. А. Процко. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 152 с.
20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
21. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. – М. : Просвещение 1986. – 192 с.
22. Слизкова, Е. В. Игра как средство развития внимания детей дошкольного возраста/ Е. В. Слизкова, Л. А. Соколова // Молодой ученый. – 2016. – № 6-2. – С. 105-107.
23. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М. : Просвещение, 1982. – 360 с.
24. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста / Е.А . Стребелева. – М.: Просвещение, 2009. – 456 с.
25. Тараканова, В. В. Гендерные особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте / В. В. Тараканова // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. – № 6. – С. 41-43.
26. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста / Г. В. Фадина. – Балашов : Николаев, 2004. – 68 с.
27. Шаповал, И. А. Специальная психология: учебное пособие/ И.А. Шаповал. – М.:ТЦ Сфера,2005. – 224 с.
28. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2005. – 349 с.
29. Ширкунова, Ю. Н. Коррекция произвольного внимания у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / Ю. Н. Ширкунова // Вестник ЯГПУ. – 2012. – № 1. – С. 1-7.
30. Якушева, С. Л. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста / С. Л. Якушева // Психолог в детском саду. – 2010. – № 4. – С. 58-60.