Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что что современное общество диктует особые требования к личностному развитию современного человека, который должен быть, прежде всего, уверен в себе, своих способностях и возможностях, правильно оценивать свои способности, то есть обладать сформированным самосознанием, адекватной самооценкой. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.
Особый интерес представляет именно младших школьный возраст, который обусловлен тем, что именно в этом возрасте начинает складываться дифференцированное самосознание, формироваться самооценка и уровень притязаний. Формирование адекватной самооценки, способствующей успешной социализации, по мнению ряда исследователей (Л.И. Божович, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной) следует начинать в младшем школьном возрасте.
Младший школьный возраст является сенситивным для развития самооценки, т.к. в жизни ребенка в этом возрасте происходят существенные изменения, которые волнуют ребенка, это связано с тем, что он стал школьником.
Различные аспекты коррекции самооценки младших школьников затрагивали в своих работах Г. Айзенк, Т.Ю. Андрущенко, С.А. Будасси, А.В. Захарова, С.К. Нартова-Бочавер, С.Я. Рубинштейн и др.
Так, М.В. Яковлевой раскрыты теоретические предпосылки психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников; проведен анализ самооценки младших школьников; предложена программа психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников.Управлению формированию самооценки младшего школьника посвящены работы О.В. Васильевой и Л.В. Сысуевой. А.Т. Каракулина рассматривает вопросы формированию самооценки младших школьников в условиях совместной учебной деятельности.
Р. Бернс, А.В. Захарова, А.И. Липкина рассматривали особенности соотношения самооценки школьников и эффективности их учебной деятельности. В исследованиях И.С. Кона, Ч. Кули, Эриксона раскрываются проблемы изучения самооценки с точки зрения ее роли и функций в целостной структуре личности, возможностей и закономерностей ее формирования.
Анализ литературы позволил обнаружить недостаток работ, направленные на разработке эффективных программ коррекции самооценки у младших школьников с нарушениями речи.
1 Теоретический анализ проблемы коррекции самооценки детей младшего школьного возраста с нарушением речи
1.1 Характеристика понятия «самооценка»
В зарубежной психологии изучением самооценки занимались многие психологи: А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.
В зарубежной традиции самооценка рассматривается в структуре «Я-концепции», под которой понимается совокупность всех представлений индивида о себе, тесно связанной с их оценкой. При этом в содержание «Я-концепции» входят такие компоненты как:
– образ «Я» – совокупность представлений и мнений индивида о самом себе;
– самооценка – аффективная оценка образа «Я», которая может различаться по интенсивности, так как конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;
– потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
В психоаналитическом направлении самооценка рассматривалась в составе самосознания, где, по мнению З. Фрейда, складывающиеся представления о самом себе, являются неполными, искаженными, не соответствующими действительности. 3. Фрейд полагал, что самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна [1, с. 207].
Представители бихевиоризма (А. Бандура, Г. Мид, Б. Скиннер) определяют самооценку в качестве одного из компонентов, регулирующих поведение, выражаемых в форме удовлетворенности собой и своими успехами, а также неудовлетворенности собой и самокритики [2, с. 892].
В гуманистическом направлении А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс придерживались точки зрения, по которой образ, складывающейся у индивида о самом себе, может быть неполным, искаженным. Мнения окружающих, усвоенные с детства представления, собственные притязания, все это при определенных условиях складывается в картину, которая не совпадает с объективной структурой личности. Чтобы преобразовать эту картину и добиться адекватной самооценки, нужно изменить реальную систему отношений, в которой она сложилась, а именно изменить социальную позицию личности, систему ее взаимоотношений с другими людьми, характер ее деятельности [3, с. 57].
2 Эмпирическое исследование самооценки детей младшего школьного возраста с нарушением речи
2.1 Характеристика выборки, инструментария и процедуры исследования
База исследования: исследование проводилось на базе «Средняя школа № 45 г. Гомеля». В исследовании приняли участие 40 учащихся: 20 учащихся класса интегрированного обучения и воспитания для детей с речевыми нарушениями 2 «В» (экспериментальная группа) и 20 учащихся речевой нормой 2 «А» класс (контрольная группа).
Цель эмпирического исследования: выявить особенности самооценки детей младшего школьного возраста с нарушением речи.
Эмпирическое исследование включало 3 этапа:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования, подготовка диагностического инструментария;
2) изучение уровня и особенностей самооценки младших школьников с использованием методов тестирования, анализ и интерпретация полученных результатов;
3) на основании полученных результатов разработка коррекционно-развивающей программы, оценка ее эффективности.
Методы исследования: психодиагностические методики, количественный и качественный анализ, методы математической статистики, изучение логопедической документации.
Гипотеза исследования: становление адекватной самооценки младших школьников возможно посредством проведения коррекционно программы, направленной на развитие адекватной самооценки в процессе учебной деятельности.
В ходе исследования использовались следующие методики:
1. Методика «Лесенка» (В. Г. Щур).
Цель методики: выявление уровня самооценки детей дошкольного возраста. Вид методики: техника шкалирования, представленная в графической форме. Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка (мальчика и девочки), лист бумаги, ручка.
Процедура исследования: методика проводится в индивидуальной форме. Ребенку предоставляется следующая инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные. Чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не
Заключение
В ходе теоретического анализа установлено, что феномен самооценки рассматривается разными учеными в зависимости от подхода, которого они придерживаются, поэтому существует многообразие понятий, которые пытаются раскрыть это явление с различных сторон. Самооценка как психологическая категория находится в структуре ядра личности, представляет собой ядро самосознания, формируется в детском возрасте через стремление к превосходству как основной мотивационной силой под влиянием социальной ситуации развития и значимых других, тесно связана с ценностями личности, мотивацией, Я-концепцией, аффективными переживаниями. Она представляет собой показатель отношения к себе и продукт отражения самоотношения, которое интегрировано с ней в Я-образе.
Психологическими особенностями младших школьников с нарушением речи являются: выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание всех психических процессов. У этой категории школьников отмечается меньший объем памяти, внимание характеризуется неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий, низкая работоспособность, быстрая истощаемость, трудности общения с окружающими, недостатки в формировании произвольных движений и вербализации. Младшим школьникам с нарушениями речи присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Психологическая коррекция представляет собой деятельность, направленную на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекционные мероприятия можно классифицировать по многих основаниям, но все они основаны на следующих принципах: единства диагностики и коррекции; нормативности развития; коррекции «сверху вниз»; коррекции «снизу вверх»; принцип системности развития психической деятельности; деятельностный принцип коррекции.
Эмпирическое исследование самооценки детей младшего школьного возраста с нарушением речи позволило установить следующее:
– сравнительный анализ уровня самооценки учащихся речевыми нарушениями и без речевых нарушений, показал, что младшие школьники без речевых нарушений обладают преимущественно адекватной самооценкой. У младших школьников с речевыми нарушениями чаще наблюдается заниженная самооценка, что свидетельствует о неблагополучии в развитии личности этих детей;
1 Троицкая, И.Ю. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте / И.Ю. Троицкая, Т.Н. Петрова // Молодой ученый. – 2017. – № 6. – С. 207-209.
2 Филоненко, А.А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста / А.А. Филоненко // Молодой ученый. – 2014. – № 8. – С. 892 – 894.
3 Липкина, А. И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М.: Академия, 2006. – 234 с.
4 Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 73–75.
5 Серебрякова, Е.Л. Уверенность в себе и условия ее формирования: автореф. канд-та пед. наук: 19.00.05 / Е.Л. Серебрякова. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1955. – 16 с.
6 Пирмагомедова, Э.А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на ее развитие / Э.А. Пирмагомедова, А.Т. Нагиева, Г.К. Сулейманова. – 2015. – № 2 (51). – С. 110 – 112.
7 Бернс, Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2003. – С. 333–393.
8 Джеймс, У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия / под. ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2000. – С. 7–44.
9 Бурамбаева, Д.А. Формирование адекватной самооценки младших школьников как фактор психологической безопасности личности / Д.А. Бурамбаева // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1 – 9.
10 Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224–234.
11 Малакуцкая, С.М. Самооценка как ключевой компонент самосознания личности / С.М. Малакуцкая, Л.В. Яковлева // Психология и педагика. – 2011. – № 21-1. – С. 95-100.
12 Яковлева, М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников / М.В. Яковлева // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 151–155.
13 Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б.Г. Ананьев // Избр. психол. тр.: в 2 т. – М., 1980. – Т. 2. – С. 103–127.
14 Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1999. – 672 с.
15 Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.
16 Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Академия, 1990. – 450 с.
17 Серкова, А.М. Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших подростков / А.М. Серкова // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1-7.
18 Коваленко, В.А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В.А. Коваленко // Вестник Адыгейск. гос. ун-а. – 2011. – № 3. – С. 1-5.
19 Бирюкевич, Е.А. Показатели качественного анализа самооценки учащихся на границе младшего школьного и подросткового возрастов / Е.А. Бирюкевич, Е. Е. Марченко // Психология обучения. – 2012. – № 4. – С. 49–65.
20 Каракулина, Т.А. Формирование самооценки младших школьников в условиях совместной учебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.А. Каракулина. – Волгоград: Волгоград. гос. ун‐т, 1998. – 19 с
21 Фатуллаева, А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки младших школьников / А.Т. Фатуллаева // Вопросы психологии. – 2010. – №5. – С. 112 – 116.
22 Едиханова, Ю.М. Закономерности коррекции детской самооценки / Ю.М. Едиханова // Ученые записки КГУ. – 2016. – № 4 (40). – С. 11 – 17.
23 Долгова, В.И. Психолого-педагогическая коррекция самооценки первоклассников: кросскультурные исследования / В.И. Долгова, М.В. Яковлева // Вестник ЧГПУ. – 2016. – № 9. – С. 44 – 48.
24 Волковская, Т.Н. Генезис научных представлений о психологических особенностях детей с нарушениями речи / Т.Н. Волковская // Вестник Череповецкого гос. ун-та. – 2011. – № 2 (29), Т. 1. – С. 158-162.
25 Колесник, В.П. Психокоррекция и ее дефиниции / В.П. Колесник // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 9 (91). – С. 164 – 169.
26 Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – 536 с.
27 Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
28 Федотова, Л.А. Логопедические и психологические особенности младших школьников с речевыми нарушениями / Л.А. Федотова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2013. – № 2. – С. 45 – 49.
29 Усанова, О.Я. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи / О.Я. Усанова, Т.Я. Синякова. – М.: Просвещение, 1982. – 456 с.
30 Луцик, К.В. Психологические особенности младших школьников с дислалией / К.В. Луцик, С.А. Городилова // Концепт. – 2017. – Т. 29. – С. 74 – 76.
31 Орешкина, М.Ю. Самооценка и уровень притязаний младших школьников с тяжелыми нарушениями речи: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / М.Ю. Орешкина. – М.: МПГУ, 1999. – 19 с.
32 Осипова, А.А. Общая психокоррекци / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002 – 510 с.
33 Злобин Ю.Д. Психологическая коррекция личности: задачи, подходы, приемы: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – Ч. II. – 35 с.