Введение
1 Особенности развития зрительного восприятия у детей школьного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью
1.1 Зрительное восприятие как психический процесс
1.2 Развитие зрительного восприятия у детей школьного возраста
1.3 Нарушение развития зрительного восприятия у школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью
2 Особенности изобразительной деятельности детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью
2.1 Особенности передачи формы, конструкции, пропорций предметов в рисунках детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью
2.2 Пространственные отношения предметов в рисунках школьников с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью
2.3 Цвет в работах школьников с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью
3 Развитие зрительного восприятия на уроках изобразительного искусства
3.1 Урок как основная форма обучения изобразительному искусству
3.2 Развитие зрительного восприятия на уроках изобразительного искусства с натуры
3.3 Развитие зрительного восприятия на уроках тематического рисования
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Проблема изучения развития изобразительной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью представляет особую значимость для олигофренопедагогики. Интерес к данной проблеме обусловлен тем, что уроки изобразительного искусства имеют важное коррекционно-развивающее значение и в существенной мере служат целям коррекции недостатков развития обучающихся с умственной отсталостью, а также способствуют овладению техническими изобразительными умениями. Поэтому в системе обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью школы реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы существенное место принадлежит урокам изобразительного искусства.
Большое коррекционное значение уроков изобразительным искусством подчеркивали О. П. Гаврилушкина, Т. Н. Головина, И. А. Грошенков, М. М. Нудельман, Ж. И. Шиф и другие. Специалисты в этой области отмечают, что изобразительная деятельность оказывает существенное развивающее воздействие на интеллектуальную, сенсорную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающихся с умственной отсталостью, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Коррекционно-развивающее влияние изобразительной деятельности направленное на исправление недостатков развития, свойственных обучающимся с умственной отсталостью, осуществляется путем систематического воспитания и совершенствования у них правильного восприятия предметов и объектов. Восприятие являются наиболее важными процессом в формировании и развитии изобразительной деятельности. Следовательно, в процессе уроков изобразительного искусства перед олигофренопедагогом ставится задача развития восприятия формы, цвета, величины предметов, их положения в пространстве, на основе которых будут формироваться другие изобразительные способности. Именно поэтому проблему решение олигофренопедагогом задач коррекционно-развивающего курса на уроках изобразительного искусства обучающихся с умственной отсталостью можно считать актуальной.
Объект исследования – работа олигофренопедагога в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования – развитие зрительного восприятия на уроках изобразительного искусства у детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью.
1. Особенности развития зрительного восприятия у детей школьного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью.
1.1 Зрительное восприятие как психический процесс.
Восприятие – это отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессе восприятия осуществляется упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей [16, c. 53]. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
Восприятие, как познавательный психологический процесс, имеет определенные свойства:
целостность и структурность: в процессе восприятия отражается целостный образ предмета, который складывается на базе обобщенных знаний об отдельных качествах и свойствах предмета;
постоянность: свойства предмета, кажущиеся постоянными, сохраняются;
предметность: объективация – отнесение информации, получаемой из внешнего мира, к самому миру;
осмысленность: наличие определенного смыслового значения у смысловых образов, несмотря на то, что восприятие возникает в процессе прямо воздействия раздражителя на рецепторы;
активность: участие в процессе восприятия двигательных компонентов анализаторов (как, например, движение руки при осязании, движения глаз при зрительном восприятии). Также важное значение играет наличие возможности перемещать тело в процессе восприятия;
апперцепция: при построении образа перцептивной системой используются не все свойства элементов, а только наиболее информативные части.
На основании выделенных свойств можно сделать вывод, что процесс восприятия носит характер двусторонний, и зависит от раздражения и воспринимающего объекта (конкретного человека). В процессе восприятия значительную роль играют как особенности личности, так и его отношение к воспринимаемому, а также его потребности, эмоции на момент устремления и другие факторы. Эти положения можно объединить в общую идею о том, что на восприятие существенное влияние оказывает содержание психической жизни человека [16, c. 57].
Продуктом восприятия как познания является образ, который может быть как чувственным, так и умственным. А.Н. Леонтьев отмечал, что «знания, мышление не отделены от процесса формирования чувственного образа мира, а входят в него, прибавляясь к чувственности» [14, c. 261].
2. Особенности изобразительной деятельности детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью.
2.1 Особенности передачи формы, конструкции, пропорций предметов в рисунках детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью.
Целенаправленное восприятие – необходимое условие для полноценного отражения в рисунках предметов и явлений окружающего мира.
Специальными исследованиями установлен познавательный характер детского восприятия, которое неразрывно связано с мышлением и речью.
Поскольку восприятие органически входит в Процесс изобразительной деятельности и осуществляется в определенном взаимодействии с ее компонентами, его можно рассматривать как отправной пункт для формирования многих интеллектуальных операций. Иначе говоря, во время рисования перед детьми возникав ют специальные задачи. Одна из таких задач – определение формы предмета, поскольку этот признак при узнавании, анализе, сравнении имеет решающее значение. В процессе восприятия выделяются и другие свойства предмета, такие, как величина, строение, цвет. Они также имеют существенное значение для изображения.
На основе восприятия, если оно достаточно полно, образуются четкие представления об объекте. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления. Таким образом, представления – это воссоздание в иной форме того, что было воспринято.
Следует подчеркнуть, что представления о том или ином предмете во многом отличаются от самого предмета. Это объясняется тем, что, во-первых, представления сохраняют не все качества воспринятого предмета, а лишь отдельные его стороны; во-вторых, полученные от восприятия представления не остаются неподвижными, а постоянно меняются преобразуются.
Кроме того, происходит процесс обобщения представлений: на первый план выдвигаются главные, постоянные признаки предмета, а второстепенные, незначительные – тускнеют, а затем исчезают. «Тот факт, что образы восприятия обобщаются, а не просто сохраняются в памяти, – пишет Н.П. Сакулина, – позволяет считать представления относящимися к процессу мышления [31].
Вывод, который сделан Н.П. Сакулиной в отношении представлений, является чрезвычайно важным для построения системы коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования в специальной школе.
В литературе по детскому изобразительному творчеству и в работах по психологии неоднократно затрагивался вопрос, в какой степени ребенок может передавать свои представления о том или ином предмете средствами рисунка. Однако надо признать, что исследовать детские представления с помощью рисунка было бы неверно. Об этом предупреждал еще В.М. Бехтерев. Позднее А.А. Люблинская отмечала: «Изображение предмета, данное ребенком на бумаге, никак нельзя считать тождественным имеющемуся в голове ребенка образу данного предмета» [15].
3. Развитие зрительного восприятия на уроках изобразительного искусства.
3.1 Урок как основная форма обучения изобразительному искусству.
Обучение рисованию должно проводиться теми же методами, какие применяются и по другим учебным дисциплинам. Урок является основной формой обучения и состоит из следующих элементов.
1. Организационный момент. Сюда входят: отметка в журнале отсутствующих учащихся, проверка готовности рабочего места. Запись домашнего задания. Просмотр работ прошлого урока.
2. Проводится краткая беседа, увязывая ее с предстоящим новым материалом и заданием. Показ лучших работ. Указывают ошибки в работах.
3. Сообщение новой темы и объяснение нового материала.
4. Самостоятельная работа.
5. Просмотр учителем рисунков в процессе рисования и оказание помощи учащимся.
6. Подведение итогов путем просмотра хороших и неудачных работ, с выявлением причин тех или других (закрепление нового материала). Качество рисунков учащихся, а, следовательно, и усвоение ими знаний зависит от качества объяснения учителем темы или задания. В чем же заключается это объяснение?
1. После сообщения темы урока учитель объясняет и показывает размер рисунка. Это нужно делать каждый раз. Обычно учащиеся рисуют мелкие рисунки, так для них легче. Но рисунок должен быть крупным и занимать почти целый лист бумаги, конечно, не упираясь в края листа бумаги. Только на крупных рисунках развивается рука и глаз. А мелкие рисунки бесполезны и не отвечают целям и задачам урока, поставленным перед учащимися.
2. Можно предложить учащимся выбрать правильный рисунок из трех (один маленький рисунок; второй большой, который вылезает за пределы листа; третий большой, который не касается краев листа).
3. Здесь же можно вспомнить, что такое композиция?(- это красивое и правильное размещение рисунка на листе бумаги). Какая бывает композиция? (вертикальная и горизонтальная). Отчего это зависит? Это зависит от формы предмета. Показывается на доске, как взять лист альбома.
4. Далее идет объяснение о построении рисунка: проводится наблюдение над рисуемым предметом, устанавливаются особенности его формы (узкий или широкий, высокий или низкий), каковы пропорции и отношения отдельных частей предмета к его общей величине, каков цвет предмета, как его получить? С чего надо начать рисовать?
Заключение.
Восприятие – это сложный, комплексный процесс двустороннего взаимодействия между объектом и раздражителем. Может классифицироваться в соответствии с ведущим органом восприятия, объектом восприятия, а также в соответствии с характером психологических процессов, протекающих параллельно с восприятием. Является довольно сложным для изучения процессом, а посему требует всестороннего исследования не только в аспекте психологии, но также и других наук.
Развитие процесса восприятия в школьном возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего школьника объективно, то есть все свойства объекта, такие как цвет, форма, размер и пр., не отделены от объекта у ребенка. Он видит их с предметом. При восприятии он видит не все свойства объекта, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и отличает объект от других объектов. Например: зеленая трава, кислый лимон и желтый. Действуя с объектами, ребенок начинает обнаруживать его индивидуальные свойства, различные свойства объекта. Это развивает его способность отделять свойства от самого объекта, замечать сходные свойства в разных объектах и различаться в одном объекте. В школьном возрасте ребенок осваивает методы активного познания свойств объектов: применение, измерение и пр. В процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств: цвет, форма, размер, характеристики времени, пространства. Он учится воспринимать их проявления, осваивает методы обнаружения, имена, учится различать их оттенки и особенности. В этот период формируются его представления об основных геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); о семи цветах спектра, белом и черном; о количественных параметрах; о времени
Нарушения зрительной сферы у детей проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных образов, инертности и непрочности зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Для детей младшего школьного с речевой патологией более характерно нарушение зрительного восприятия и предметных зрительных образов и в меньшей степени зрительной оперативной памяти, которая оказывается грубо нарушенной у детей с интеллектуальной недостаточностью, хотя у этой группы детей меньше страдает зрительное восприятие. Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие детей проходит чрезвычайно неравномерно.
1. Безруких, М. М. Особенности развития зрительного восприятия у детей 5-7 лет / М. М. Безруких // Физиология человека. – 2009. – № 6. – С. 37-42.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. – СПБ: Питер, 2008. – 400 с.
3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред . В. В. Воронковой. – М. : Школа – пресс , 1994. – 416 с.
4. Выготский Л. С. Генезис высших психических функций / Выготский Л . С . // Собр. соч. : в 6 т. – 1984 . М. : – Педагогика. – 1136 с.
5. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность младших школьников / Г.Г. Григорьева. – М. : Академия, 1997. – 344 с.
6. Грошенков И.А. занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе / И.А. Грошенков. – М. : 1993. – 208 с.
7. Доскин, В.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации в современных условиях / В.А. Доскин // Проблемы младенчества: нейропсихолого – педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалы научно-практ. конференции – 1999. – C. 130-131.
8. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения младших школьников с умственной недостаточностью: Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития: автореф. дис. доктора пед. Наук / Е.А. Екжанова. – 2003. – Москва, 2003. – 372 c.
9. Еременко, И.Г. Олигофренопедагогика / И.Г. Еременко // Издательского объединения Вища школа – 1995. – 416 с.
10. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева. – Издательство «Институт практической психологии», 1998. – С.21-28.
11. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых младших школьников: Кн. для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М. : БУК-МАСТЕР, 1993. – 191 с.
12. Кураев, Г.А. Возрастная психология: курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на Дону: УНИИ Валеологии РГУ, 2002. – 204 с.
13. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 363 с.
14. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / Леонтьев А.Н. – М. : Академия педагогических наук, 1983. – 312 с.
15. Люблинская, А.А. Очерки психического развития ребенка (ранний дошкольный возраст) / А.А. Люблинская. – М., 1959. – 294 с.
16. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2001. – 592 с.
17. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2006. – 400 с.
18. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарика, 2004. – 255с.
19. Махмутова, А. Д. Исследование особенностей социального функционирования школьников с недостатками слуха / А. Д. Махмутова // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. – 2011. – № 4. – С. 133-138.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
21. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе : пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов пед. институтов / под редакцией В. В. Воронковой. – М. : Школа-Пресс, 1994. – 37 с.
22. Общая психология : учебно-методическое пособие / под. ред. Гомезо М. В. – М. : Ось-89, 2007. – 69 с.
23. Основы специальной психологии / под редакцией Л. В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2006. – 480 с.
24. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под. ред. Ж. И. Шиф. – М. : Просвещение, 1965. – 343 с.
25. Петровский, А.В. Теоретическая психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М. : Куб, 2003. – 702 с.
26. Полякова, Е. М. Опыт работы с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения / Е. М. Полякова // Дефектология. – 2014. – №4. – С. 16-19.
27. Программа «Воспитание и обучение умственно отсталых детей младшего школьного» // Просвещение. – 1991.
28. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития // (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. Б.П. Пузанова // Издательский центр Академия – 2001. – 272 с.
29. Рок, И. Введение в зрительное восприятие / И. Рок. – М. : Педагогика, 1980. – 312 с.
30. Сакулина, Н.П. Анализ рисования: О педагогическом изучении учащихся вспомогательных школ / Под ред. Л.В Занкова. – М., 1953. – 113 с.
31. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном возрасте / Н.П. Сакулина. – М., 1965. – 58 с.
32. Сеченов, И. М. Осязание как чувство, соответствующее зрению: Физиология нервной системы / И.М. Сеченов. – М., 1952. – 455 с.
33. Соколов, А. В. Посмотри, подумай и ответь / А. В. Соколов. – М. : Просвещение, 1981. – 52 с.