ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРАВОВАЯ ОСНОВА РОЗЫСКА БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ ЛИЦ
2. ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О БЕЗВЕСТНОМ ИСЧЕЗНОВЕНИИ ГРАЖДАН
3. ТАКТИКА ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПО ДЕЛАМ О БЕЗВЕСТНОМ ИСЧЕЗНОВЕНИИ ГРАЖДАН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Кардинальные общественно-политические и экономические преобразования, переоценка общественных и личностных ценностей, замена морально-идеологических норм жизни в период построения правового государства и расширения демократии в определенной степени повлекли причинно-следственные условия, в силу которых происходит безвестное исчезновение граждан, что обуславливает объективную необходимость в решении проблем борьбы с данным явлением и выработке единой комплексной системы деятельности правоохранительных органов по установлению и розыску без вести пропавших лиц.
Основная роль в установлении и розыске без вести пропавших лиц принадлежит органам внутренних дел. Вместе с тем, в работе органов внутренних дел сохраняется целый ряд не устраненных проблем, связанных с необходимостью изменения и совершенствования правового, оперативно-розыскного и криминалистического обеспечения розыска и установления местонахождения различных категорий граждан. Прежде всего, эти проблемы наиболее ощутимы в практике розыска без вести пропавших лиц, в которой отсутствует целостная система ее осуществления.
Розыскная деятельность (или деятельность по розыску лиц) достаточно специфична и многогранна, поэтому ее правовые аспекты также носят множественный, специфичный и достаточно разнообразный характер. Различные проблемы, оценки и суждения об этой деятельности предполагают решение вопросов различного характера, которые связаны с разными отраслями права и законодательства, что делает необходимым комплексную проработку проблем розыска лиц. Вместе с тем в работе органов внутренних дел сохраняется целый ряд не устраненных проблем, связанных с необходимостью изменения и совершенствования правового, оперативно-розыскного и криминалистического обеспечения розыска и установления местонахождения различных категорий граждан. Прежде всего, эти проблемы прямо следуют из законодательных пробелов и коллизий и наиболее ощутимы в практике розыска без вести пропавших лиц. Анализ научной литературы в данной сфере показал, что законодательные проблемы розыска без вести пропавших незаслуженно обходятся стороной.
1. ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРАВОВАЯ ОСНОВА РОЗЫСКА БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ ЛИЦ
В современных условиях, безвестное исчезновение граждан обусловливает объективную необходимость решения проблем борьбы с данным явлением и выработку единой комплексной системы деятельности правоохранительных органов по установлению и розыску без вести пропавших лиц. Согласно Модельному закону «О лицах, пропавших без вести», утвержденному постановлением, принятым на тридцать первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств: «Лицо, пропавшее без вести, – это человек, местонахождение которого неизвестно его родственникам и (или) который на основании достоверной информации и в соответствии с национальным законодательством государства объявлен лицом, пропавшим без вести, в связи с международным или немеждународным вооруженным конфликтом, ситуацией насилия или беспорядков внутри страны».
Понятие лиц «без вести пропавший» и «безвестно отсутствующий» не равнозначное значение. Признание лица безвестно отсутствующим согласно ст. 38 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) – это процесс, осуществляемый судом, по заявлению заинтересованных лиц, если в течение одного года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания [1, с. 27]. Появлению такого явления, как пропажа без вести, в последствие которого возникают международные отношения (кроме пропавших при вооруженных конфликтах, стихийных бедствиях, крушениях самолетов и судов) сопутствуют:
– лица, с различными психическими заболеваниями;
– несовершеннолетние, как правило, из неблагополучных семей, интернатов, детских домов, специальных школ для несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в пограничной зоне,
– сбегающих в поисках приключений, часто в результате плохого обращения с ними;
– охотники, рыбаки, грибники, собиратели ягод, находящиеся в пограничной зоне;
– утопленники, тела которых унесены течением и не обнаружены в реках и водоемах, находящихся на территории двух и более государств;
– люди, погибшие во время нахождения в иностранных государствах; жертвы убийств и похищений.
2. ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О БЕЗВЕСТНОМ ИСЧЕЗНОВЕНИИ ГРАЖДАН
Особое место в деятельности органов внутренних дел занимает розыск исчезнувших лиц. В сложившейся практике под понятием «без вести пропавшее» подразумевается лицо, о местонахождении которого нет достоверной информации, которое пропало неожиданно, при неизвестных обстоятельствах, без видимых причин. Ситуации, когда близкие не знают, где находится человек, бывают различными и не всегда носят криминальный характер.
Лицо может быть задержано правоохранительными органами, иногда люди решают «начать новую жизнь» и уезжают, не сообщив родственникам о своих намерениях, несовершеннолетние сбегают в поисках приключений, пожилые люди и лица с различными психическими заболеваниями могут внезапно забыть свою биографию и уехать в незнакомое место, в летний и осенний сезоны люди могут заблудится в лесах и т.п. Однако под безвестное исчезновение преступники могут замаскировать и умышленные убийства [6, с. 304].
О том, что человека лишили жизни, могут свидетельствовать следующие факты:
1. отсутствие мотивов к выезду втайне от окружающих;
2. со стороны исчезнувшего не предпринималась подготовка к отъезду;
3. наличие по месту жительства или работы исчезнувшего вещей и документов, которые должны бы находиться при нем в случае перемены места жительства;
4. высказывание угроз в адрес исчезнувшего о намерении избавиться от него кем-либо;
5. не сообщение уполномоченным органам об исчезновении человека лицами, которые в силу родственных или иных отношений должны были это сделать;
6. поспешное решение членами семьи пропавшего и другими лицами различных вопросов, которое могло иметь место только при уверенности в том, что исчезнувший не возвратится;
7. наличие при пропавшем большой суммы денег и других ценностей, которые могли привлечь к нему внимание преступных элементов;
8. наличие объективных данных, указывающих на возможно имевшее место преступление и т.д. Приведенный перечень не является исчерпывающим.
Следователь, расследуя подобные дела, не располагает сведениями ни о месте, ни о способе убийства, ни о других обстоятельствах совершения преступления. В процессе расследования приходится устанавливать не только сам факт убийства, но и принимать меры к розыску трупа, т.е. необходимо искать и самого исчезнувшего, который может оказаться живым.
3. ТАКТИКА ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПО ДЕЛАМ О БЕЗВЕСТНОМ ИСЧЕЗНОВЕНИИ ГРАЖДАН
Проблема расследования фактов безвестного исчезновения граждан имеет для Республики Беларусь актуальный характер, что во многом обусловлено социальными и экономическими преобразованиями, переоценкой общественных и личностных ценностей, изменениями морально-идеологических норм жизни. Статистика показывает, что за прошедшие годы количество без вести пропавших граждан значительно выросло и удерживается на довольно высоком уровне. Так, если в 2000 г. в Республике Беларусь не было разыскано 990 человек, то на 1 января 2019 г. без вести пропавшими значились 2673 граждан. При этом тенденция к увеличению количества пропавших граждан имеет устойчивый характер: в 2011 г. – 2403, 2012 г. – 2374, 2013 г. – 2450, 2014 г. – 2525, 2015 г. – 2512, 2016 г. – 2572, 2017 г. – 2637, в 2018 г. – 2673. Рост количества лиц, местонахождение которых не установлено, обусловлен рядом обстоятельств. К числу наиболее существенных из них следует отнести отсутствие должного криминалистического обеспечения объективного, полного и всестороннего расследования, несовершенство рекомендаций по расследованию фактов исчезновения лиц, пропавших без вести. Так, 54,17 % опрошенных следователей и 67,30 % сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел (далее – ОВД) указали, что имеющиеся методические рекомендации устарели и нуждаются в совершенствовании; соответственно 62,12 % следователей и 86,48 % сотрудников ОВД отметили, что при расследовании фактов исчезновения граждан руководствуются собственным опытом и интуицией [12, с. 68].
При этом следует учитывать, что под безвестное исчезновение граждан иногда маскируются тяжкие насильственные преступления, такие как убийство, похищение человека, торговля людьми и др. Анализ научной литературы свидетельствует об отсутствии в Республике Беларусь комплексных монографических работ, отражающих особенности методики расследования фактов безвестного исчезновения граждан. В трудах советских и российских ученых аспекты безвестного исчезновения граждан рассматриваются в основном с позиции оперативно-розыскной деятельности и в качестве составной части методики расследования убийств, сопряженных с исчезновением граждан. В некоторых работах белорусских ученых рассматриваются лишь отдельные процессуальные аспекты расследования фактов безвестного исчезновения граждан. В совокупности изложенное свидетельствует об актуальности темы исследования, ее теоретической и практической значимости. В ходе изучения правоприменительной практики выявлены недостатки во взаимодействии следователей с общественностью и СМИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основе проведенного анализа возникновения, становления и развития института расследования фактов безвестного исчезновения граждан можно сделать ряд выводов:
1. Проблема розыска и расследования фактов безвестного исчезновения людей в разные исторические периоды развития Беларуси решалась по-разному: первоначально расследование фактов исчезновения граждан не имело четко выраженного законодательного закрепления и осуществлялось родственниками пропавшего, членами общины, представителями местной власти. По мере развития общества, институтов государства этой проблеме;
2. Уделялось значительно больше внимания, создавались специализированные государственные подразделения, которые были призваны осуществлять розыск и расследование фактов безвестного исчезновения граждан. Как итог, безвестное отсутствие гражданина в течение десяти суток с момента подачи заявления было закреплено в качестве основания для возбуждения уголовного дела в УПК Республики Беларусь в 2003 г. 2. Важным обстоятельством, способствующим решению данной проблемы, является разделение двух направлений деятельности – розыскной работы, являющейся составной частью ОРД, и предварительного расследования как элемента уголовно-процессуальной деятельности. Такой подход способствовал повышению результативности деятельности различных государственных органов, на которые возложено решение данной проблемы.
Деятельность субъектов по расследованию фактов безвестного исчезновения граждан, как и методика расследования исчезновения граждан, носит эволюционно-прогрессивный характер, то есть следует по пути совершенствования от простого к сложному, от низших форм к высшим, на современном этапе отвечает требованиям борьбы с преступностью, однако требует дальнейшего совершенствования. Также разработали ряд предложений по совершенствованию законодательства:
– взаимодействию следователя с сотрудниками иных правоохранительных органов;
– взаимодействию следователя с общественностью и СМИ;
– тактике проведения отдельных следственных действий (осмотр, назначение судебных экспертиз).
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 64 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г. №218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. от 05.01.2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
3. О международной правовой помощи по уголовным делам: Закон Респ. Беларусь, 18 мая 2004 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь - 2004 -№ 87. - 2/1033; 2008. -№ 6. - 2/1405.
4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: Кодекс Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г. №278-З: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред от 1 января 2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З: с изм. и доп. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
6. Международные акты о правах человека: Сборник документов. – М.: Издательство НОРМА, 2000.– 784 с.
7. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г., № 289-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008. в редакции Закона Респ. Беларусь от 13 декабря 2011г., №325-З
8. О Следственном комитете Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь,13 июля 2012 г., №403-З// Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.
9. Шруба, М.П. Криминалистическая методика: в 2 ч. Ч. 1: учебное пособие / М. П. Шруб [и др.]; под общ. ред. Шруба М.П.; учреждение образования «Акад. М-ва Респ. Беларусь». – Минск: Академия МВД, 2018. – 295 с.
10. Гигевич, А. И. Ретроспективный анализ возникновения, становления и развития института расследования фактов безвестного исчезновения граждан / А. И. Гигевич // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы: сб. науч. тр. / Гос. учрежд. «Научно-практический центр Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь». – Минск: Право и экономика, 2016. – Вып. 2/40. – 23–32 с.
11. Гигевич, А. И. Особенности выдвижения и проверка версии об убийстве лица, пропавшего без вести / А. И. Гигевич // Юстыцыя Беларусi. – 2017. – № 9. – 62–66 с.
12. Логвин, В. М. О совершенствовании уголовного и уголовно-процессуального законодательства при расследовании безвестного исчезновения граждан / В. М. Логвин, А. И. Гигевич // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2018. – № 3. – 66–69 с.
13. Бабий Н. А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: учеб. пособие / Н.А. Бабий. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. – 335 с.
14. Закон Республики Беларусь О рекламе 10.05.2007 г. № 225-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 11.05.2016 № 362-З, с изм., внесенными Законом Республики Беларусь от 17.07.2017 № 52-3) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
15. Дубоносов, Е. С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов: для студентов, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям / Дубоносов Е. С. – Москва: Юрайт, 2013. – 415 с.