ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕЧАТНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ БЕЛАРУСИ
1.1 Современная система средств массовой информации в Беларуси
1.2 Развитие периодической печати в Беларуси
1.3 Региональная печать Беларуси
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МИНСКИХ ГОРОДСКИХ ГАЗЕТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Состояние информационного пространства и развитие национальной медиа системы – одно из важных направлений государственной политики в сфере информации, культуры и социального развития. Информационное пространство занимают свое место среди ключевых компонентов, определяющих полноценное развитие общества.
Издательско-полиграфический комплекс Беларуси в его нынешнем виде сложился в 1990-е годы. Для него, как и для многих других отраслей и межотраслевых комплексов, характерна многоукладность: функционируют предприятия государственной, частной и смешанной форм собственности. Сегодня он удовлетворяет различные потребности предприятий и организаций народного хозяйства и населения страны в ряде услуг и товаров в виде книг, журналов, газет, бланочной и другой продукции.
Система печатных СМИ Беларуси не является раз и навсегда организованной структурой. Она, как живой организм, активно реагирует на происходящие в стране и мире социально-политические процессы. Поэтому актуальным является вопрос изучения эволюции и возникновения минских городских газет, которые активно освещают события, происходящие в нашей стране.
Объект работы – минские городские газеты.
Предмет работы – возникновение и эволюция минских городских газет.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать возникновение и эволюцию минских городских газет.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать современную систему средств массовой информации в Беларуси
2. Обозначить развитие периодической печати в Беларуси
3. Проанализировать региональную печать Беларуси
ГЛАВА 1. ПЕЧАТНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ БЕЛАРУСИ
1.1 Современная система средств массовой информации в Беларуси
Рассматривая систему СМИ как социальный институт, авторы исследования «Медиасфера Беларуси» отмечают, что «современная система средств массовой информации (СМИ) представляет собой взаимосвязанную совокупность средств, каналов и механизмов получения, обработки и распространения информации. В наиболее общем плане основными целями СМИ являются удовлетворение информационных потребностей общества, социальных групп и индивидов, обеспечение досуговой и образовательной деятельности граждан» [13, с. 6]. Они подчеркивают влияние фактора конкуренции, который усиливается в процессе развития новых технологических возможностей и ведет к поиску новых средств и механизмов для создания и сохранения потребительских предпочтений.
Таким образом, развитие национальной медиасистемы рассматривается в русле не только социологии, но и медиаэкономики. При этом, «средства массовой информации в Республике Беларусь представляют собой сложно структурированную и динамично развивающуюся систему, находящуюся на этапе перехода к высоким качественным и технологическим стандартам» [14, с.11].
При рассмотрении понятий «медиасистема» и «медиапространство» неизбежно возникает вопрос о соотношении между пространством журналистики как социального института и пространством информационного рынка, на котором действует медиабизнес. Наиболее детально это институциональное противоречие было описано В.Иваницким, была предложена и возможная программа выхода российских СМИ из этой «ловушки» [12, с.378–398]. Но, несомненно, информационный рынок и медиабизнес также необходимы обществу в качестве экономического института, как и журналистика– в качестве социального института.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МИНСКИХ ГОРОДСКИХ ГАЗЕТ
Городские газеты являются важнейшим звеном информационного поля страны. К основным функция городских газет относятся – информационные (о событиях в районе), пропагандистско-агитационные (во время крупных политических кампаний) и рекламные (реклама местных производителей). В данной главе рассмотрим некоторые столичные городские газеты.
С 1838 года дважды в неделю выходили «Минские губернские ведомости». И хотя там иногда печатались статьи археолога Генрика Татура и историка Митрофана Довнар-Запольского, все же это была газета официальная, с имперской идеологией. А либеральный «Минский листок» не раз вызывал гнев властей. Его штрафовали, в 1897 году даже приостановили выход на восемь месяцев. Одна из претензий – материалы на белорусском языке.
При советской власти газету, уже ставшую историческим прошлым, оценили высоко, поскольку в том же 1900 году там сподобились опубликовать положительную рецензию на произведение Ленина.
Один постоянный автор «Минского листка» известен нам как Карусь Каганец, но в действительности он был Казимиром Костровицким из шляхетского рода, к которому принадлежал и французский поэт Гийом Аполлинер. Каганец – персонаж чрезвычайно колоритный. Ходил всегда в подпоясанном кожухе, в вышитой рубахе. Со всеми говорил исключительно на белорусском, повторяя в разговоре: «Беларусь трэба падымаць». Был горбат. Младенцем в Тобольске, где отец–повстанец отбывал ссылку, упал с высокого подоконника. Первое стихотворение Каруся появилось в «Минском листке» в 1902 году. Но уже с 1890–го публиковались его переложения народных преданий и статьи: «Прылукi», «Чым болей хто мае...», «Бывалы Юр у Менску», «Навасадзкае замчышча», «Вiтаўка», «Засульскае турэ», «Халера 40–га року», «Ахота вiцгубэрнатара на вядзьмедзя», «Такая доля».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Беларуси выпускается около 1,5 тысяч периодических печатных изданий различной тематики и жанра - газеты, журналы, бюллетени, каталоги, альманахи. Издаются они на белорусском, русском, украинском, польском, английском, немецком языках. Более 70% изданий являются негосударственными.
Городские газеты являются важнейшим звеном информационного поля страны. К основным функция городских газет относятся – информационные (о событиях в районе), пропагандистско-агитационные (во время крупных политических кампаний) и рекламные (реклама местных производителей).
Вечерняя печать, несмотря на свою многовековую историю, изучена недостаточно. Как правило, в литературе встречаются редкие и разрозненные факты, сообщения, отсутствуют серьезные научные труды по данной тематике.
В отдельных публикациях встречаются неточности, разночтения, даже даты выхода первой вечерней газеты варьируются по-разному – 1706 и 1709 гг. Поворотным моментом в истории белорусской вечерней прессы был 1967 г. Между днем создания газеты «вечерний Минск» и днем, когда рассмотренные выше издания прекратили существование, – значительный полувековой перерыв. «Вечерний Минск» стал зеркалом столичной жизни. Город рос, строился, обновлялся – все это читатель мог проследить по публикациям «Вечерки».
«Мінская праўда» неоднократно признавалась победительницей в различных творческих республиканских конкурсах. К 50-летию областной газете вручена Благодарность Президента Республики Беларусь. В 2004 году «Мінская праўда» стала победителем международного журналистского конкурса проводимого в рамках фестиваля «Вера. Надежда. Любовь», а в 2005-м была названа лауреатом I Национального конкурса печатных средств
1. Баранова Е. А. Особенности развития газетных редакций в условиях медиа-конвергенции : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 ; Моск. гос. ун-т. – М., 2011.
2. Беларуская журналістыка (1760–1917 гг.): Вучэбна-метад. дапаможнік. – Мінск, 1991. – Ч. 1. – 212 с.
3. Беларуская журналістыка (1917–1941 гг.): Вучэбна-метад. дапаможнік. – Мінск, 1993. – Ч. 2. – 245 с.
4. Беларуская журналістыка (1941–1995 гг.): Вучэбна-метад. дапаможнік. – Мінск, 1996. – Ч. 3.
5. Беспалова, А. Г. История мировой журналистики / А.Г.Беспалова, Е.А. Корнилов, Ю.В. Лучинский, А.И. Станько. – М. – Ростов-на-Дону, 2004. – 231 с.
6. Булацкі, Р. В. Хрэстаматыя па гісторыі беларускай савецкай публіцыстыкі / Р.В. Булацкі, І. І. Сачанка. – Мінск, 1974. – 243 с.
7. Булацкі, Р. В., Сачанка, І. І., Говін, С. В. Гісторыя беларускай журналістыкі. – Мінск, 1979.
8. Говін, С. В. Гісторыя беларускай журналістыкі (1563-1917): Вучэбна-метад. Комплекс / С. В. Говін. – Мінск, 2003. – 312 с.
9. Говін, С. В. Друк Заходняй Беларусі / С. В. Говін. – Мінск, 1974. – 214 с.
10. Есин, Б. И. История русской журналистики (1703–1917). Учеб. пособие / Б. И. Есин . – М.: Пресс, 2000. – 344 с.
11. Есин, Б. И. История русской журналистики ХІХ в.: Учебник. – М.: Просвещение, 1989. – 312 с.
12. Основы медиабизнеса: учебник для студентов вузов /под ред. Е.Вартановой. – М.: ЗАО «Издательство Аспект Пресс». 2014. – 400 с.
13. История русской журналистики XVIII–XIX вв. / Под ред. Л. П. Громовой. – М., 2005.
14. История русской журналистики ХVIII–XIX вв.: Учебник / Под ред. А. В., Западова. – М.: Высшая школа, 1973.
15. Медиасфера Беларуси. Социологический аспект / Под общей ред. В.О. Дашкевича. – Минск, ИАЦ при Администрации Президента Республики Беларусь, 2014. – 98 с.
16. Овсепян, Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917–90-е гг.) / Р. П. Овсепян. - М.: Наука, 1999. – 234 с.
17. Радкевіч, Я. Р. Маладзёжная праграма. Станаўленне. Функцыі. Форма. – Мінск, 1979.
18. Слука, А. Г. Беларуская журналістыка: У 3-х ч / А.Г.Слука. – Мінск, 2000. – Ч. 1. – 214 с.
19. Слука, А. Г. Беларуская журналістыка: У 3-х ч / А.Г.Слука. – Мінск, 2004. – Ч. 2. – 276 с.
20. Современная журналистика. Методология, творчество, перспективы. – Мн., 2008.
21. Фрольцова, Н. Культура журналистики и журналистика в контексте культуры / Н. Фрольцова // Журналист. – 2007. – № 3 (4).
22. Якушенко, К.В. Информационный рынок: перспективы его развития в мире и в Республике Беларусь / К.В. Якушенко // Журнал международного права и международных экономических отношений. − 2007. − No 3. – с. 87–92