Введение
Глава 1 Понятие и виды процедур экономической несостоятельности (банкротства)
Глава 2 Публичное предложение как способ совершенствования производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
Глава 3 Ответственность за нарушение законодательства в сфере ликвидации субъектов хозяйствования
Заключение
Список использованных источников
Введение
В процессе перехода Республики Беларусь к рыночной экономике, демократизации государственного аппарата и общественной жизни неизбежно возникает ряд проблем по обеспечению, закрепленных в Основном Законе Республики Беларусь свобод хозяйственной и иной деятельности. Так, в соответствии со статьей 13 Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом; гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1]. Исходя из вышесказанного следует указать на потребность в наиболее полном правовом регулировании экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования. В связи с развитием рыночных отношений в Республике Беларусь с каждым годом все больше возрастает роль института несостоятельности, так как без применения конкурсного права невозможно соразмерно распределить средства должника и покрыть убытки кредиторов. Особое место в научном исследовании института банкротства занимают вопросы, которые регулируют последовательность выполнения процедуры экономической несостоятельности субъектов хозяйствования, так как благодаря их осуществлению реализуются различные цели всего конкурсного производства.
Помимо рассмотренных положений действующего законодательства в основу научного исследования положены подходы ученых-правоведов: Д. Н. Бахраха, В. С. Белых, Д. И. Дедова, А. А. Дубинчина, М. Л. Скуратовского. Весь анализ проведенных ранее цивилистических исследований позволяет сделать вывод о том, что процедура экономической несостоятельности (банкротства) – это одна из важнейших составляющих института несостоятельности.
Цель настоящей работы – анализ правового регулирования экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и виды процедур экономической несостоятельности (банкротства);
- изучить публичное предложение как способ совершенствования производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
- проанализировать ответственность за нарушение законодательства в сфере ликвидации субъектов хозяйствования.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся сфере правового регулирования экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступают юридические нормы гражданского и хозяйственного права Республики Беларусь, регламентирующие процесс экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В данной работе используются универсальные и специальные юридические методы исследования: синтез, индукция, дедукция, системный подход, статистический, аналитический, сравнительно- и историко-правовой метод.
Глава 1 Понятие и виды процедур экономической несостоятельности (банкротства)
Термин «процедуры экономической несостоятельности (банкротства)» в течение последних лет интенсивно используется в юридической литературе при характеристике такого правового института, как экономическая несостоятельность (банкротство) субъекта хозяйствования. Кроме того, данный термин широко применяется в законодательстве Республики Беларусь и Российской Федерации: статья 13 Закона Республики Беларусь № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон об экономической несостоятельности) [2]; статья 24 Гражданского кодекса Республики Беларусь [3]; статья 27 Федерального закона Российской Федерации № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный Закон об экономической несостоятельности) [4].
Однако в законодательстве отсутствует определение термина «процедуры банкротства». Так, статья 13 Закона об экономической несостоятельности содержит исчерпывающий перечень процедур, которые применяются к субъектам хозяйствования, имеющим признаки экономической несостоятельности.
При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника – юридического лица – применяются следующие процедуры экономической несостоятельности (банкротства):
- защитный период;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника – индивидуального предпринимателя – могут применяться такие процедуры экономической несостоятельности (банкротства), как:
- защитный период – в случае необходимости завершения досудебного оздоровления, если оно не завершено до возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
Конкурсное производство включает следующие процедуры:
- завершение подготовки дела к судебному разбирательству;
- санацию;
- ликвидационное производство.
Законодательство содержит лишь виды различных процедур, которые применяются в отношении экономически несостоятельного должника, однако отсутствует определение термина «процедуры экономической несостоятельности (банкротства)».
Как считает С. С. Алексеев, «любые понятия о праве, даже самые первичные, имеют абстрактный характер. Они при всей начальной простоте и элементарности выработаны наукой на основе многих и разнообразных фактических данных и данных других наук» [5, с. 31].
Глава 2 Публичное предложение как способ совершенствования производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
Институт экономической несостоятельности (банкротства) известен всем странам с рыночной экономикой, поскольку последняя предполагает получение прибыли от коммерческой деятельности и платёжеспособный спрос потребителей. В случае продолжительного нахождения неплатежеспособного субъекта подобного субъекта на «арене» рыночных отношений, экономический ущерб, наносимый данным участником гражданского оборота, может негативно сказаться на остальных участниках, связанных с должником. Все это вместе может повлечь возникновение «чумы», результатом которой станет экономическая несостоятельность иных участников рынка. Однако, признание должника экономически несостоятельным (банкротом) не разрешает всех возникших проблем, связанных с данным субъектом.
Преобладающей целью всего производства по делу об экономической несостоятельности является максимально возможное удовлетворение требований кредиторов. Продажа имущества должника в максимально короткие сроки и по наиболее высокой цене соответствует интересам всех добросовестных участников дела об экономической несостоятельности.
Обращаясь к правопорядкам иностранных государств, прослеживается неоднородный подход в рамках правового регулирования реализации имущества должника. Интерес представляет решение данного вопроса в законодательстве о банкротстве США
В параграфе 726 главы 11 («Банкротство») Кодекса США говорится о том, каким образом подлежит распределению имущество должника (property of the estate), а в параграфе 363 указано, что trustee имеет право продажи имущества должника при наличии судебного одобрения («after notice and hearing).
В американской юридической прессе высказывается мнение о том, что необходимость специального одобрения со стороны суда по банкротству (bankruptcy court) создает дополнительные денежные и временные издержки как для должника, так и для потенциальных покупателей.
Примером более детального урегулирования порядка реализации имущества является законодательство о банкротстве Швеции. Глава 8 шведского Закона о банкротстве устанавливает формы продажи имущества в зависимости от его вида (например, для движимого имущества это аукцион), однако оговаривает, что администратор (аналог антикризисного управляющего) может выбрать иную форму, которая более предпочтительна для соответствующего имущества (секции 6 и 7 гл. 8 Закона о банкротстве) [15].
Правило о том, что условия распределения имущества между кредиторами устанавливаются антикризисным управляющим, характерно и для права Германии [16, c. 272].
Российское дореволюционное право, по свидетельству Г. Ф. Шершеневича, оставляло вопрос об определении способа реализации имущества на усмотрение собрания кредиторов (в терминологии действовавшего закона – заимодавцев), которое могло назначить «как вольную продажу, так равно и продажу с торгов».
Глава 3 Ответственность за нарушение законодательства в сфере ликвидации субъектов хозяйствования
Основным основанием наступления ответственности является несвоевременное выявление неплатежеспособности юридического лица, а, соответственно, нарушение порядка ликвидации и банкротства юридического лица.
Так, собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов.
Кредитор (кредиторы), органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе предъявить в экономический суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение трех лет со дня исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 25) [18].
Ответственность по тем же основаниям предусмотрена и Законом о банкротстве.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона Об экономической несостоятельности заявление должника подается в хозяйственный суд в обязательном порядке при наличии одного из следующих оснований:
- удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника – юридического лица;
- органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника – юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
- собственником имущества должника – унитарного предприятия или органом, им уполномоченным, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
- выявлены обстоятельства, предусмотренные частью первой статьи 233 Закона об экономической несостоятельности.
При наличии вышеуказанных оснований заявление должника должно быть подано в экономический суд не позднее одного месяца со дня возникновения (выявления) соответствующего основания.
Заключение
Подводя итоги исследованию, проведенному в данной работе, необходимо сделать следующие выводы:
1. Экономическая несостоятельность – это несостоятельность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанный решением суда об экономической несостоятельности с восстановлением должника
Критериями экономической несостоятельности (банкротства) является неплатежеспособность хозяйствующего субъекта, которая имеет или приобретает устойчивый характер. Чтобы определить вид неплатежеспособности необходимо произвести оценку финансового состояния должника. Данная оценка производится на основании значений и соотношения трех основных показателей: коэффициента текущей ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами.
2. При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника – юридического лица применяются следующие процедуры экономической несостоятельности (банкротства): защитный период; конкурсное производство; мировое соглашение. Конкурсное производство включает следующие процедуры: завершение процедуры подготовки дела к судебному разбирательству, санацию или ликвидационное производство.
3. Процедуры наблюдения и внешнего управления необходимо закрепить в белорусском законодательстве, так как они являются неотъемлемой и важной частью законодательства об экономической несостоятельности. При этом процедура наблюдения позволяет в определенный период изучить все важнейшие показатели деятельности субъекта хозяйствования и в последующем принять рациональные, мотивированные решения по устранению признаков несостоятельности (банкротства). Процедура внешнего управления способствует недопущению «излишнего давления», осуществляемого со стороны кредиторов по отношению к должнику, что позволит субъекту хозяйствования принять меры к восстановлению платежеспособности. Стоит отметить и тот факт, что институт несостоятельности (банкротства) регулируется различными отраслями права. Так, например, прослеживается тесная взаимосвязь между трудовым, гражданским, финансовым, хозяйственным и иными отраслями права. Все это указывает на то, что институт несостоятельности (банкротства) является многоаспектным и полифункциональным.
4. Принимая во внимание ведущуюся работу по реформированию законодательства Республики Беларусь, считаем целесообразным закрепление механизма проведения торгов в форме публичного предложения.
5. Законодательством Республики Беларусь предусмотрены основания, при которых наступает ответственность за нарушение законодательства в сфере ликвидации субъектов хозяйствования. Так, предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность.
1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2. Об экономической несостоятельности (банкротстве) : Закон Респ. Беларусь, 13 июля 2012 г., № 415-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
4. О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс] : Федер. закон, 26 окт. 2002 г., № 127-ФЗ // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». – М., 2019.
5. Алексеев, С. С. Право : азбука – теория – философия : опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. – М. : Статут, 1999. – 376 с.
6. Анохин, В. И. Предупреждение банкротства и восстановление платежеспособности несостоятельного должника / В. И. Анохин // Хозяйство и право. – 2008. – № 1. – С. 13.
7. Афанасьева, И. В., Белова, Д. А. Пути реформирования института мирового соглашения в делах о банкротстве / И. В. Афанасьевна, Д. А. Белова // Арбитражный и гражданский процесс. – 2001. – № 4. – С. 19.
8. Дедов, Д. И. Признаки несостоятельности как критерий эффективности нового закона о банкротстве / Д. И. Дедов // Хозяйство и право. – 1999. – № 8. – С. 33.
9. Белых, В. С. Правовые основы несостоятельности (банкротства) : учеб.-практ. пособие / В. С. Белых, А. А. Дубинчин, М. Л. Скуратовский. – М. : Изд-во НОРМА, 2002. – 320 с.
10. Черных, Л. С. Актуальные проблемы дифференциации условий для объявления юридического лица банкротом / Л. С. Черных // Адвокатская практика. – 2008. – № 3. – С. 22.
11. Белых, В. С. Правовое регулирование цен и ценообразования в Российской Федерации : учеб.-практ. пособие / В. С. Белых, С. И. Виниченко. – М. : Изд-во НОРМА, 2002. – 354 с.
12. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Рус. яз., 1989. – 511 с.
13. Об экономической несостоятельности [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2000 г., № 423-З : документ утратил силу, в связи с изданием Закона Республики Беларусь, 13 июля 2012 г., № 415-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
14. Дорохина, Е .Г. Характер полномочий арбитражного суда в деле о банкротстве / Е. Г. Дорохина // Журнал российского права. – 2007. – № 8. – С. 17.
15. United States: The Advantages of Purchasing Property From a Bankruptcy [Electronic resource], 2013. – URL : http://www.mondaq.com/unitedstates/x/240784/Insolvency+Bankruptcy/The+Advantages+of+Purchasing+Property+from+a+Bankruptcy.
16. Шишмарева, Т. П. Институт несостоятельности в России и Германии / Т. П. Шишмарева. – М., 2015. – 332 с.
17. Егоров, А. В. Залог и банкротство : актуальные вопросы / А. В. Егоров // Несостоятельность (банкротство) : Научно-практ. ком. / Под ред. В. В. Витрянского. – М., 2010. – 336 с.
18. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования : Декрет Президента Республики Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 1 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
19. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апр. 2003 г., № 194-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
20. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.