Введение
Глава 1. Начало творческого пути М.А. Булгакова
1.1. Биографические сведения
1.2. Раннее творчество
Глава 2. М.А. Булгаков как журналист
2.1. Мастерство М.А. Булгакова-очеркиста
2.2. Фельетоны в творчестве М.А. Булгакова
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В чрезвычайно ярком созвездии имен великих русских мастеров слова ХХ – ХХI веков выделяется блистательное имя Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 – 1940), художника, чье творчество отразило и судьбоносные перипетии национальной жизни первой трети ХХ столетия, и наиболее характерные поиски русского искусства не только в отрезке его литературного пути, но и в перспективе. М.А. Булгаков в своих произведениях сотворил глубинный духовный Космос, многоплановый уникальный мир, создал художественную планету с мощнейшим гравитационным полем, влияющим на ритм и траекторию движения литературного процесса последующих десятилетий. Его творчество, подобно «магическому кристаллу», приковывает к себе внимание как неискушенных читателей, так и опытных исследователей – филологов, культурологов, философов, лингвистов, стремящихся во всем «дойти до самой сути», приблизиться к постижению загадочной булгаковской Вселенной.
Художественное наследие писателя стало достоянием отечественной культуры лишь в 1960-е годы, когда в журнале «Москва» (1966. – № 11; 1967. – № 1) с многочисленными купюрами был опубликован роман «Мастер и Маргарита». За более чем пятидесятилетнюю историю изучения величайшей «криптограммы ХХ века» были написаны тома фундаментальных исследований, среди них монографии, докторские и кандидатские диссертации, заложившие основу особой отрасли литературоведческой науки – булгаковедения, в котором сформировались различные научные школы и направления.
Начиная с 1960–70-х годов, ознаменовавшихся сбором фактического материала о жизни и произведениях М.А. Булгакова, значительная часть которых еще даже не была напечатана, ведущим методом стал биографический, легший в основу изысканий В.Я. Лакшина, В.И. Лосева, О.Н. Михайлова, Б.С. Мягкова, П.В. Палиевского, Л.К. Паршина, В.В. Петелина, В.И. Сахарова, В.П. Скобелева, И.С. Скоропановой, М.О. Чудаковой, Л.М. Яновской и др., обратившихся к уяснению идейно-эстетической сущности прозы и драматургии М.А. Булгакова в тесной связи с реалиями его личной и общественной жизни.
Со второй половины 1980-х годов, когда в отечественную культуру возвращается «задержанная литература», начинает смещаться центр исследовательского внимания от романа «Мастер и Маргарита» к другим произведениям М.А. Булгакова: его революционному эпосу «Белая гвардия», сатирическим повестям и рассказам, художественно-автобиографическим «запискам» («Записки юного врача», «Записки на манжетах», «Записки
ГЛАВА 1. НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ М.А. БУЛГАКОВА
1.1. Биографические сведения
М.А. Булгаков (1891 – 1940) появился на свет в семье богослова и историка церкви, доцента, впоследствии профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859 – 1907) и Варвары Михайловны (в девичестве Покровской) (1869 – 1922).
Семья Булгаковых была из Орловской губернии, сам Михаил родился в Киеве, как драматург и литератор состоялся в Москве. Писатель в общей сложности более половины своей жизни, 28 лет, прожил на Украине, давшей миру Гоголя, творчеством которого Булгаков восхищался и знал его в совершенстве.
С раннего детства Михаил пристрастился к чтению. По воспоминаниям старшей сестры, уже в 8 – 9 лет он прочитал «Собор Парижской Богоматери». В семье читали на разных языках. В домашней библиотеке были книги на немецком, французском, английском. Иностранные языки осваивали все дети, считалось как-то неприличным, чтобы они владели лишь родной да украинской речью.
Родительский дом был расположен на Андреевском спуске, невдалеке от Андреевского храма. В наши дни возле дома №13 установлено бронзовое изваяние писателя. Он изображён сидящим на скамейке. Примечателен тот факт, что этот памятник стал первым монументом писателю во всём мире, включая Россию и Украину.
Отец литератора не имел недвижимости в Киеве. Родовым гнездом для большой семьи (семеро детей, два племянника, жена умершего брата) стала дача, построенная А.И. Булгаковым недалеко от Киева, в Буче, на участке общей площадью в две десятины (2,18 гектара). В доме была обширная библиотека, необходимая Афанасию Ивановичу для работы. Так что заключительные главы «Мастера и Маргариты» имели под собой основательную теоретическую почву, заложенную с отрочества и юности.
Но вдохновение дарили не одни только книги. Неизгладимый след в прижизненной и посмертной судьбе творца оставили его любимые женщины. Каждая из них – эпоха в жизни Булгакова как человека и как писателя [13, с. 4 – 12].
Долгое время его ангелом-хранителем была Т. Н. Лаппа (1892-1982). Именно она разделила с Михаилом Афанасьевичем труднейшее время жизни. Когда молодой земский врач подсел в смоленской глуши на наркотик, она не позволила ему погибнуть от пагубной страсти [соколов, с. 110 – 111].
Булгаков женился на Татьяне Николаевне Лаппа (1892–1982) в апреле 1913 года. Тася Лаппа появилась в Киеве летом 1908 г. Она приехала из
ГЛАВА 2. М.А. БУЛГАКОВ КАК ЖУРНАЛИСТ
2.1. Мастерство М.А. Булгакова-очеркиста
Михаил Булгаков заявил о себе и как публицист, и как беллетрист одновременно. Публицистика щедро и последовательно представлена в его творчестве 20-х годов. Уже в «малых» жанрах выявляются философские, эстетические, этические идеалы писателя. И как бы высоко не оценивалось позднее литературное наследие мастера, можно с полным правом утверждать, что Булгаков-прозаик начинается все-таки с «малых» жанров.
В сложном потоке творческих исканий Булгаков настойчиво стремился определить свое отношение к прошлому и настоящему. «Малая газетная проза» для писателя была школой освоения «человекознания» и мастерства. Его публицистическое творчество сложилось в два этапа, связанных с газетами «Накануне» и «Гудок». Впервые на страницах этих изданий объемно и последовательно перед читателем предстает Булгаков – репортер, очеркист, фельетонист, пишущий на злободневные темы, при этом полностью в газетчика он не трансформировался, оставаясь именно «писателем в газете». На уровне конкретного произведения это выглядело как тяготение к художественной прозе в сочетании с публицистической злободневностью, аналитическим пафосом, документированной достоверностью и художественными способами воплощения замысла.
Жизнь в России 20-х годов менялась на глазах. Газетная периодика обязана была не просто спешить за стремительным ходом событий, а оперативно решать главную задачу дня: отражать борьбу за преобразование мира. Эта проза была не только оперативной, но и остроактуальной, создавалась ради запросов времени и исследовала эти запросы. Злободневная, подвижная, она носила гражданский характер и шла по горячим следам событий, фактов реальной действительности. Извлекая обобщающий урок, она учила, пропагандировала, агитировала и подводила итоги. В лучшем, что написано Булгаковым-журналистом, есть вглядывание и вслушивание в современность.
Работу Булгакова в различных изданиях нельзя рассматривать как некий приготовительный класс, как репетицию к большому художественному творчеству. Писатель создавал очерки, фельетоны, заметки не только потому, что учился, и не только из-за жизненных обстоятельств. Присутствие публицистических жанров в булгаковском раннем творчестве оправдано глубинными особенностями дарования. Журналистская школа была ему необходима именно потому, что она расковывала, высвобождала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
М.А. Булгаков, воспринятый современным литературоведением исключительно как писатель европейской выучки, воплотил в своих произведениях самые заветные идеи русского национального сознания. Его творчество, вобравшее многосложные духовно-онтологические, религиозно-философские, нравственно-этические искания своего века, было прочно укоренено в народно-национальной культуре, носителем которой была прежде всего его семья, хранительница православных традиций.
Художественный мир М.А. Булгакова, сформированный под мощным воздействием русской классической литературы, средоточия духовного богатства русского народа, его многовековой мудрости, насыщен архетипическими ситуациями, реминисценциями, мотивами, образами. Архетипичность выступает не только содержательно-смысловой, когнитивно-понятийной сферой художественного обобщения действительности, но и особой формой мифомышления писателя, отразившего в своих произведениях уникальный духовный опыт русского народа, сосредоточенный в архаических первообразах / первосмыслах национального миробытия. Судьба России, ее прошлое и настоящее становится главной темой творчества Булгакова, обратившегося к глубинным пластам национального сознания, сконцентрированным в национально-культурных архетипах, с помощью которых художник постигает сущность происходящих событий.
Эпоха потрясений начала ХХ века, воспринимавшаяся писателем сквозь призму национального «мифосознания», актуализировала в его творчестве такие архетипические образы, как образ русского бунта и сопутствующие ему образы метели-вьюги, мути-смуты. В рассказе «Вьюга» из «Записок юного врача», где представлена архетипическая для русской культуры ситуация потери героем дороги в ненастье, Булгаков представил символический образ революционной метели, заметающей метафизический путь России, теряющей свои духовные ориентиры и погружающейся в пучине смуты. В романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных», где концентрированно выражен мотив смуты / мути, Булгаков создает синкретический образ природного (разбушевавшаяся снежная стихия) и человеческого (полчища петлюровцев) бунта, сотрясающего Город и погружающего его в «черный туман» национально-социальной ненависти, причем «черный туман» – это одновременно и объективная реальность, и метафора исторического бытия России. Слово «муть» в славянских языках настолько семантически многогранно, что в равной мере соотносится с «мятежом» и «метелью». Эту причудливую словесно-смысловую игру
1. Булгаков М.А. Собачье сердце / М.А. Булгаков. – М.: НИГМА, 2015. – 743 с.
2. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: роман; рассказы / М.А. Булгаков. – М.: Эксмо, 2010. – 432 с.
3. Булгаков М.А. Письма Жизнеописание в документах / М.А. Булгаков // Письмо правительству СССР М : Современник, 1989. – 520 с.
4. Булгаков М.А. «Я хотел служить народу…». Проза. Пьесы. Письма. Образ писателя. – М., 1991. – 736 с.
5. Воспоминания о Михаиле Булгакове: Е.С. Булгакова, Т.Н. Лаппа, Л.Е. Белозерская. – М., 2006. – 687 с.
6. Гудкова В.В. Михаил Булгаков расширение круга / В.В. Гудкова // Дружба народов. – 1991. – №5. – С. 260 – 267
7. Ермолинский С.А. О времени, о Булгакове и о себе / С.А. Емолинский. – М.: Аграф, 2002. – 415 с.
8. Кривошейкина М.С. Функции заголовочного комплекса в гудковских фельетонах М.Булгакова / М.С. Кривошейкина // Слово. – 2004. –Выпуск 2. – С. 234 – 239
9. Лихтенштейн И. Лихтенштейн И. Литература и медицина [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dom-uchenyh-0620092.narod.ru/lit_gost/Liter_medic.pdf Дата доступа: 20.04.2017
10. Петровский М. Мастер и Город: Киевские контексты Михаила Булгакова. – К.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. – 467 с.
11. Рокотов В. Три музы Михаила Булгакова / В. Рокотов // Совершенно секретно. – М., 2007. – № 2(213). – С. 35–37
12. Соколов Б.В. Лаппа, Татьяна Николаевна / Б.В. Соколов // Булгаковская энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2007. – 427 с.
13. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова / М.О. Чудакова. – М., 1988. – 672 с.
14. Чудакова М.О. Поэтика Михаила Булгакова / М.О. Чудакова. – М.: Время, 2007. – 336 с.
15. Штейман М.С. М.А. Булгаков-очеркист: опыт интерпретации / М.С. Штейман // Грамота. – 2015. – № 7(49). – С. 210 – 212
16. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова / Л. Яновский. – М., 1983. – 320 с.