Введение
Глава 1. Понятие и общая характеристика тоталитаризма как политического режима
Глава 2. Классификация тоталитаризма как политического режима
2.1 Фашистский тоталитаризм
2.2 Нацистский тоталитаризм
2.3 Коммунистический тоталитаризм
Глава 3. Проблемы преодоления современного тоталитаризма в международном праве
Заключение
Список использованных источников
Как известно, термин «тоталитаризм» появился в начале XX века в связи с установлением в ряде государств одноименного политического (государственного) режима. Если говорить о теоретико-правовой категории, политический режим является одним из важнейших элементов формы государства. Принимая данный тезис за основу, предполагается, что политический режим также оказывает непосредственное влияние на организацию и деятельность всего общества соответствующего государства. Этот принцип неизменно следует из назначения самого государственного образования.
Так, в юридической литературе государство рассматривается, в частности, как организация всего общества, имеющая характер публичного властного управления и служащая главным орудием обеспечения его интересов. Следовательно, тоталитарный политический режим, оказывая сильнейшее воздействие на иные элементы и форму государства в целом, также влияет и на характер и жизнедеятельность общества такого государства. Необходимо отметить, что общество тоталитарного государства существенным образом отличается от социальной составляющей государств с иными формами политических режимов. По всей видимости, это обусловлено самой спецификой тоталитаризма, как крайней формы антидемократического политического режима и сопутствующих ему методов властного управления обществом, соответственно.
Только такой признак тоталитаризма, как всеобъемлющее вмешательство и контроль со стороны государства, в свою очередь, обеспечиваемый как наличием официальной идеологии, так и поддерживаемый иными методами управления, дает основания рассуждать о «тоталитарном» обществе. Иными словами, наличие только этих факторов является достаточным для того, чтобы говорить, что социальная составляющая любого тоталитарного государства вынуждена претерпевать существенные негативные последствия. Рассмотрим данный тезис более конкретно. Несомненно, любое государство осуществляет вмешательство в той или иной степени в развитие и жизнедеятельность общества. Однако, чем сильнее государство проявляет такое влияние, тем в более «зажатых» условиях вынуждены существовать его граждане. Такая крайняя форма политического режима, как тоталитаризм фактически «диктует» обществу приемлемые варианты поведения через систему образования, средства массовой информации, нормы культуры, искусства и другие жизненные сферы.
Глава 1. Понятие и общая характеристика тоталитаризма как политического режима
В современной отечественной и зарубежной науке утвердилось мнение, что термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов totalitas (полнота, цельность) и totalis (весь, полный, целый). Изучение различных научных литературных источников по возникновению и использованию политического понятия «тоталитаризм» позволяет считать, что, по одним сведениям, этот термин был введен в оборот одним из ведущих идеологов итальянского фашизма Джованни Джентиле, занимавшем в правительстве Б. Муссолини должность министра просвещения, по другим, автором термина является публицист и депутат парламента Джованни Амендола[1, с.215, 216].
Философия Д. Джентиле называлась «трансцендентным тоталитаризмом», ее основная цель – преодоление границы между частной и общественной жизнью граждан. Первостепенной ролью государства в обществе является претворение в жизнь судьбы нации, оно должно обладать неограниченной властью над личностью и быть тоталитарным [2, с.11].
Тоталитарный режим, как никакой другой, особенно сложен для понимания.
Даже трудно ответить на вопрос, через какие характеристики его легче описать: через изменения, происходящие в политической системе общества или через его психологические проявления. Именно художественная литература (Е. Замятин, Б. Платонов, С. Кестлер, Д. Оруэлл, А. Солженицын) дала возможность показать во всей полноте не только политические процессы, происходящие в обществе при данном режиме, но и психологическое перерождение общества, которое порой трудно описать сухим языком научных категорий.
В обществе с тоталитарным политическим режимом ядром механизма политической власти выступает система политического господства с применением насильственных методов и приемов. Характеризуется такая система абсолютным подчинением общества, его экономической, политической, социальной, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, составляющей при этом целостный военно-бюрократический аппарат, у руля которого находится политический лидер или вождь.
Сущность механизма тоталитарной власти заключается в функционировании управляемого сверху политического движения, борющегося за установление нового порядка во главе партией нового типа. Партия при этом составляет единое целое с государством, а также заключает в себе реально действующую политическую власть в обществе. При такой форме власти не может быть никакой сильной политической оппозиции или даже возникновения без властного распоряжения (одобрения) каких-либо любых общественных организаций.
Глава 2. Классификация тоталитаризма как политического режима
2.1 Фашистский тоталитаризм
В чистом виде фашизм представляет собой совокупность всех иррациональных характерологических реакций обычного человека. Для недалекого социолога, которому недостает мужества признать ведущую роль иррациональности в истории человечества, фашистская расовая теория отражает лишь империалистическое стремление или, мягко выражаясь, является «предрассудком». Масштаб и широта распространения «расовых предрассудков» свидетельствует о том, что их источником является иррациональная область человеческого характера. Расовая теория не проистекает из фашизма, напротив, фашизм возникает на основе расовой ненависти и служит ее политически организованным выражением. Отсюда следует, что существует немецкий, итальянский, испанский, англо-саксонский, еврейский и арабский фашизм… Фашизм служит высшим выражением религиозного мистицизма, который принимает определенную общественную форму… Фашистская ментальность – это ментальность «маленького человека», порабощенного, стремящегося к власти и в то же время протестующего. Вильгельм Райх. Психология масс и фашизм (1934 г.)
Фашизм зародился и начал развиваться в Италии на пороге 20-х годов прошлого века. В результате Первой мировой войны страна оказалась в тяжелом экономическом положении. Кап указывал А. Грамши, «вынужденный во время войны вступить в тесную связь с экономическими аппаратами, гораздо более мощными, итальянский экономический аппарат был дезорганизован, выведен из равновесия, потерял жизненный имидж» [6, с. 101].
В этих условиях господствующие круги решили сделать ставку на «крепкую руку», политическую силу, которая была в состоянии совершить государственный переворот и установить открытый диктаторский режим.
Несколько похожая политическая обстановка наблюдалась в начале 30-х годов XX в. в Германии, с той лишь разницей, что в 1927 г. промышленность Германии превзошла уровень довоенного производства. Верхи Германии сочли, что близится время ревизии Версальского договора и осуществления захватнических планов, зародившихся еще во время кайзеровской Германии. Веймарская республика с ее буржуазно-парламентарной системой, многопартийностью явно не годилась для этих целей.
Глава 3. Проблемы преодоления современного тоталитаризма в международном праве
Проблеме преодоления последствий тоталитарной формы правления в России и в других странах мира за последние годы был посвящён ряд исследований как отечественных, так и зарубежных обществоведов. Между тем, на наш взгляд, было бы ошибочно полагать, что все аспекты данной темы всесторонне изучены и она утратила актуальность. «Революция роз» в Грузии в конце 2003 года, а также события на Украине 2013—2014 годов со всей наглядностью продемонстрировали, что в государствах ещё с неустоявшимися демократическими традициями приход к власти правоэкстремистских сил не только возможен, но и при активной политической и финансовой поддержке внешних сил был успешно реализован.
Между тем нельзя не отметить, что в недостаточной степени остаётся пока изученным такой вопрос, как роль культуры в преодолении последствий тоталитаризма. Ряд представителей российской и западной научной и общественно-политической мысли нередко в качестве «эталона» решения этой проблемы приводят формы и методы, которые применялись в Германии после капитуляции нацистского режима [22, с. 184].
Проводившаяся после крушения Третьего рейха денацификация предусматривала, прежде всего, очищение государственной, общественно-политической, экономической и культурной жизни страны от последствий нацистского режима; уничтожение национал-социалистической партии, её филиалов и подконтрольных им организаций; роспуск всех нацистских учреждений и обеспечение того, чтобы они не возродились ни в какой другой форме; предотвращение всякой нацистской деятельности и пропаганды; привлечение к суду лиц, виновных в военных преступлениях против мира и человечности, а также активных нацистов; удаление нацистов со всех постов, отмена нацистского законодательства; устранение нацистских доктрин из системы народного образования, сфер науки, культуры и искусства и т.д. После краха советской тоталитарной системы в научный оборот был введён термин «декоммунизация», что подразумевало теоретическую и практическую деятельность, направленную на отказ от коммунистических идеалов, на устранение коммунистической идеологии из всех сфер жизни общества. Некоторые российские обществоведы, настаивавшие на проведении в России декоммунизации, предлагали осуществить комплекс мер по аналогии с процессом денацификации Германии.
На наш взгляд, германский опыт преодоления нацистского прошлого был бы губительным для нашей страны.
Заключение
Проведя исследование, можно сделать следующие выводы:
1. В тоталитарном обществе в основе механизма политической власти лежит система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, политической, социальной, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый политическим лидером, вождем.
В качестве основных социальных источников формирования тоталитарной системы власти выступали широкие слои маргиналов.
Основные признаки тоталитарного политического режима: государство стремится к глобальному господству и контролю над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; общество практически полностью отчуждено от политической власти; государственная власть формируется бюрократическим способом; доминирующим методом управления становится насилие, принуждение; господство одной партии; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют чёткие гарантии их реализации; фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением и др.
2. Тоталитаризм – это феномен XX в. В его возникновении и формировании значительную роль играют массовые политические движения. Предшествующие диктатуры имели, как правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение же тоталитаризма совпадает с политической активизацией масс и во многом ею же и обусловлено.
Тоталитарный режим как «одна из альтернатив» возник – в тех странах, которые оказались в условиях модернизационного кризиса.
Подобные кризисы сопровождаются депрессией, утратой населением социальных ориентиров, экономическим упадком, резким социальным расслоением, нищетой, ростом преступности и т.п.
Формированию тоталитаризма в немалой степени способствует выход на политическую авансцену массовых движений, которые, разрушая прежние политические институты, создают поле становления неограниченной власти. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцом» (в отличие от предыдущих диктатур) являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.
1. Ликсакова, И. В. Историческая сущность тоталитаризма (на примере опыта СССР) / И. В. Ликсакова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. / Ликсакова И. В. – 2016. – № 1. – С.215-224.
2. Петров, А. В. Тоталитаризм: уроки прошлого: учеб.-метод. пособие / А. В. Петров. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. – 136 с.
3. Решетникова, С. В. Политология: учебник / под ред. проф. С. В. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2011. – 398 с.
4. Зеленков, М. Ю. Политология (базовый курс). – М.: Юридический институт МИИТа, 2009. – 302 с.
5. Соловьев, А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов/А. И. Соловьев – М.: Аспект Пресс, 2006. – 559 с.
6. Шилов, В. Н. Политология: курс лекций / В.Н. Шилов. 2-е изд., перераб. и доп. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. – 132 с.
7. Григорьева, И. В. Теория государства и права: учебное пособие / И.В. Григорьева. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 304 с.
8. Федощев, А. Г. Политология в схемах и определениях. Учебное пособие. / Федощев А. Г. – М.: Книжный мир. – 2010. – 128 с.
9. Ярмонова, Е. Н. Тоталитарный режим: понятие и признаки / Е. Н. Ярмонова // Новое слово в науке: стратегии развития: Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2018. – С.324-325.
10. Дегтева, Д. И. Авторитарный и тоталитарный политические режимы / Д. И. Дегтева // Вестник Московского государственного открытого университета. – Москва. Серия: экономика и право. – 2012. – № 3. – С.60-73.
11. Тургаева, А. С. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2005. – 560 с.
12. Мокшина, В. К. Политология: учебное пособие / [А. А. Акмалова и др.]; под общ. ред. В. К. Мокшина, С. Г. Новгородцевой; Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2007. – 431 с.
13. Гомозова, Е. О. Философский анализ становления тоталитарного государства в ХХ веке / Е. О. Гомозова // Панорама. – 2016. – Том 26. – С. 82-85.
14. Пискунов, А. О. К вопросу о периодизации тоталитарного режима / А. О. Пискунов // Власть. – 2014. – № 1. – С. 104-108.
15. Баранов, А. В. Теория государства и права: учебное пособие / А. В. Баранов. – Томск: Эль Контент, 2012. – 188 с.
16. Сейерс, Ш. Идея коммунизма // Науч. ежегодник Ин-та философии и права Урал. отд-ния Рос. акад. наук. Екатеринбург, 2017. – Том 17. – Вып. 1. – С. 7–20.
17. Мархиев, М. С. Тоталитарные режимы: сходства и различия / М. С. Мархиев // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2011. – № 8. – С. 120-123.
18. Котов, С. В. О сущности философии фашизма / Котов С. В., Сахибгоряев В. Х. // Северо-восточный научный журнал. – 2008. – № 1. – С.15-17.
19. Полканов, В. Д. Фашизм: истоки образования и перерождения / В. Д. Полканов // Омский научный вестник. – 2010. – № 2 (86). – С. 64-67.
20. Аникеев A. A., Кольга Г. И., Пуховская Н. Е. НСДАП: идеология, структура и функции. / Аникеев А. А. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. – 323 с.
21. Диденко, Е. С. Характеристика идеологии национал-социализма, как основного фактора, повлиявшего на начало второй мировой войны / Е. С. Диденко // Юридический вестник Кубанского государственного университета. – 2015. – № 3 (24). – С.8-10.
22. Арон, Р. Д. Демократия и тоталитаризм. / Арон Р. Д. –Амалфея: М., 2007. – 291с.
23. Грицевич, Е. И. Тоталитаризм в Европе ХХ в. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. / Грицевич Е. И. – Амалфея М., 1996. – 741 с.
24. Фридрих, К., Бжезинский, З. Тоталитарная диктатура и автократия / Фридрих, К., Бжезинский, З. – Тетралит: М., 1992. – 110 с.