Введение
Глава 1 Теоретические аспекты организации культурно-досуговой деятельности в автоклубах
1.1. Аналитический обзор литературы по проблеме исследования
1.2. Общая характеристика деятельности автоклубов (теоретический аспект)
1.3. Организация КДД населения автоклубами
Выводы по первой главе
Глава 2 Практические аспекты организации культурно-досуговой деятельности автоклубом
2.1. Общая характеристика автоклуба ГУК "Малоритский районный центр культуры"
2.2. Организация культурно-досуговой деятельности автоклубом ГУК "Малоритский районный центр культуры"
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современном мире явление культуры представляет собой уникальное явление. Основной целью культуры является вовлечение различных категорий людей, а процесс усвоения культуры и ее представление в обществе. Культура выполняет функции преодоления нравственных, духовных и моральных проблем общества. Культурные особенности человека зависят от того, в какой среде происходило формирование его мотивационно -ценностной сферы.
По мнению Е.И. Григорьевой, культурная среда, в которой воспитывается человек, выражает интенсивность жизненных проявлений, передает людям осмысленное восприятие временного периода, в котором он проживает, помогает определить человеку свою роль в обществе, выразить свое отношение к политическим и экономическим процессам, протекающим в социуме [4, с.12].
Досуговая деятельность представляет собой фундамент функционирования общественной жизни, которая определяет смысловое и эмоциональное влияние на личность. Многообразие средств, методов и форм культурно - досуговой деятельности определяется потребностями социума в нахождении оптимальных способов гармонизации общественных отношений, развития способностей, развитие у молодежи желания продуктивно проводить свой досуг.
Исследованиями в области изучения культурно - досуговой деятельности занимались такие ученые как С.В. Конова, Е.Д. Рудакова, И.Л. Смаргович, Г.А. Аванесова, И. М. Асанова и др. Данные исследователи и авторы выявили, что культурно-досуговая деятельность способствует развитию у человека положительных качеств, таких как патриотизм, ответственность, человеколюбие и тд.
Глава 1 Теоретические подходы к организации культурно-досуговой деятельности в автоклубах
1.1. Аналитический обзор литературы по теме исследования
В современно мире особенности культурно-досуговой деятельности рассматриваются как основной метод развития и формирования личности человека. Такие исследователи как Бобков В.А., Бочарова В.Г. и др. рассматривали культурно – досуговую деятельность как необходимый фактор для реабилитации и приспособления к социуму детей с особенностями психофизического развития, ограниченными возможностями, как основной фактор коррекции негативных явлений в жизни детей и подростков. КДД представляет собой направление социальной деятельности, основной функцией которого является оптимальное и продуктивное проведение досуга человека [3, с.5].
Культурно-досуговая деятельность представляет собой социальный и культурный процесс, благодаря которому происходит развитие духовной и физической сферы человека, формирование личности на основе развития творчества, освоении нормативного творчества, осуществление продуктивного отдыха [4, с.65].
Проявлением и уникальной единицей измерения культурно-досуговой деятельности является досуговая деятельность, которая вовлекает человека или многих людей в свободное время в процесс отдыха. Этот процесс может быть ограничен во времени от нескольких минут (например, прослушивание музыки, игра в настольные игры) до нескольких дней или недель (пеший туризм, ролевые игры, телемарафон). Каждый досуг имеет свой темп и ритм, которые задаются субъектами этой деятельности, подчиненными особенностям психологии человека и духовным потребностям отдельных субъектов.
Глава 2 Практические аспекты организации деятельности автоклуба
2.1. Общая характеристика автоклуба ГУК "Малоритский районный центр культуры"
Исходя из данных, полученных в предыдущих главах, мы можем утверждать, что не со всех населенных пунктах нашей страны имеются стационарные клубные учреждения. Поэтому, в таких случаях прибегают к помощи автоклуба, который разрабатывает собственную программу, выезжает в отдаленные населенные пункты, на объекты, которым требуется культурологическая помощь [24, с. 58].
В нашем районе культурное обслуживание жителей Малоритского района осуществляется при помощи государственного учреждения культуры «Малоритский районный центр культуры» [25, с.76].
В состав ГУК «Малоритский районный центр культуры» входят 20 учреждений клубного типа:
- 1 Городской Дом культуры;
- 1 районный центр народного творчества;
- 1 автоклуб;
- 13 сельских Домов культуры;
- 2 сельских клуба;
- 1 Дом фольклора;
- 1 Дом ремесел [26, с.287].
Учреждение осуществляет просветительные, воспитательные и развлекательные функции через создание физическим лицам благоприятных условий для занятия народным и художественным творчеством, удовлетворения их познавательных потребностей, а также потребностей в самообразовании, духовном и физическом развитии, межличностных отношениях и отдыхе [27, с.125].
Заключение
В современном мире культурно-досуговая сфера человека стала определяющей в процессе формирования и воспитания личности человека, в связи с кризисом таких институтов воспитания как семья и школа. Культурно-досуговая деятельность – деятельность, направленная на удовлетворение социально-культурных потребностей общества. Однако не все население нашего государства имеет возможность посещать культурные мероприятия, в силу отсутствия в их местности стационарных культурных учреждений. Для данной категории населения организовывают свою деятельность передвижные культурные организации, или автоклубы.
На примере автоклуба ГУК «Малоритский районный центр культуры» нами был проведен качественный анализ деятельности данного учреждения. Нами было выявлено, что деятельность данной организации направлена на работу с различными категориями населения: дети, молодые люди, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями; проводится работа по патриотическому воспитанию.
Деятельность автоклуба строится на основе определенных законодательных и социальных принципов, при тесном взаимодействии с местными органами власти, территориальным центром, домом культуры, школами, библиотеками и т.д. Данные организации оказывают консультативную, организационную, методологическую и иную помощь.
Автоклуб ГУК «Малоритский районный центр культуры» оснащен неплохой материальной базой: собственный транспорт, генератор, баннеры.
В тоже время наблюдаются определенные трудности при организации работы автоклуба. К ним можно отнести трудности в области договоренности с местными властями, также в организации мероприятий для их проведения в холодное время года.
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
3. Бабков, В.А. Градообразующий проект: город как сцена качества жизни / В.А. Бабков // Арт-менеджер, 2004. – №1 (7). – С. 2-7.
4. Григорьева, Е.И. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: учебное пособие / Е. И. Григорьева. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.
5. Грушецкая, И.Н. Особенности организации молодежного досуга / И.Н. Грушецкая // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 2012. – №1-2. – С.164-166.
6. Домбровская, А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности: учеб.-метод. пособие / М.Ю. Домбровская. – СПб.: Лань; Планета Мызыки, 2013. – 159 с.
7. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
8. Иванова, В. Г. Освоение инновационно-информационных технологий как актуальная проблема для специалистов культурно-досуговой деятельности / В. Г. Иванова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 3. – С. 227-231.
9. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Ф. Брокгауз, И. Ефрон. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 960 с.
10. Инновационные формы деятельности в сфере культуры, образования и досуга современной России: сборник научных трудов / М-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова; [отв. ред.: Г. А. Аванесова, И. А. Купцова]. – М.: Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова, 2011. – 165 с.
11. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. – 530 с.
12. Котельникова, Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: автореф. дисс. … канд.социол.наук: 22.00.06 / Н.В. Котельникова; Кубанск. госуд. ун-т. – Ставрополь, 2003. – 26 с.
13. Левикова, С. И. Молодежная субкультура : учеб. пособие / С. И. Левикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.
14. Молодежь Беларуси на современном этапе: состояние, проблемы и пути их решения: книга для педагогов и организаторов воспитательной работы с молодежью / Н. С. Шпак [и др.]; ред. С. Д. Лаптенок. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Минск: ИСПИ, 2004. – 342 с.
15. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Г.Н. Новикова. – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: МГУКИ, 2008. – 173 с.
16. Прыкладная культуралогія: вучэб. дапам. / Я.Д. Грыгаровіч, А.І. Смолік. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2005. – 288 с.
17. Резник, Ю.М. Жизненные стратегии личности / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов. – М.: Институт человека РАН, 2002. – 260 с.
18. Самелюк, М.М. Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени: дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.01 / М.М. Самелюк. – М., 2006. – 164 с.
19. Смаргович, И.Л. Инновационные формы досуговой деятельности современной молодежи в Беларуси / И.Л. Смаргович // Павышенне ролi клубных устаноу у сацыяльнакультурным жыццi рэгiёнау: матэрыял навук-практ. канф. (22-23 лiст. 2006 г., г. Мiнск). – Минск, БелДИПК, 2006. – С. 73-76.
20. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие для студентов вузов по направлению специальности 1-21 04 01-02 Культурология (прикладная) / И. Л. Смаргович; [среди рец. Н.В. Самерсова]. – Мн.: БГУКИ, 2013. – 172 с.
21. Смолина, Т.Н. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / Т.Н. Смолина, Ю.Г. Бердникова, Ю.С. Жданова. – Екатеренбург, 2010. – 30 с.
22. Солдатова, Г. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева, В. Шляпников. – М.: Google, 2013. – 165 с.
23. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа / Под ред. Н.П. Гончаровой. – Тверь.: ГСУ, 2003. – 378 с.
24. Суртаев, В.Я. Молодежь и искусство / В. Я. Суртаев. – СПб.: Изд-во С.-Петрб. ун-та, 2002. – 352 с.
25. Суртаев, В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга: учебное пособие / В.Я. Суртаев. – Ростов н/Д: СПбГАК, 1997. – 200 с.
26. Технология социально-культурной деятельности: учеб.-метод.пособие / Л.И. Козловская. – Мн.: БГУКИ, 2014. – 206 с.
27. Фаблинова, О.Н. Возможности и последствия проведения досуга посредством использования интернет-технологий / О.Н. Фаблинова // Социологический альманах, 2012. – №3. – С.345-355.
28. Фатов, А.В. Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. / А.В. Фатов. – М.: МГУКИ, 2007. – 23 с.
29. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Энциклопедия, 2009. – 132 с.
30. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2007. – 360 с.