Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы профессионально важных качеств руководителя
1.1. Понятие «профессионально важные качества» в психологии»
1.2. Психологические характеристики профессиональной деятельности руководителя
1.3. Профессионально-важные качества руководителя
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей профессионально важных качеств руководителя
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Диагностика профессионально-важных качеств руководителей
2.3. Первичная обработка полученных результатов
2.4. Сравнительная характеристика профессионально-важных качеств руководителей
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы диагностики профессионально-важных качеств руководителя обусловлена объективной ролью, которую они выполняют в структуре управленческой деятельности. Компетентность и профессионализм, представленные личностными характеристиками, представляют собой необходимые условия успешной реализации управленческих функций и профессиональных задач руководителя.
Внедрение профессиональных стандартов, создание новых организационно-психологических механизмов в управлении выдвигает и новые требования к профессионализму и личности руководителя. Свойства личности руководителя связаны с характеристиками личности в целом. С другой, личность руководителя выступает в качестве особой системы, обладающей специфическими особенностями, обусловленными профессиональной деятельностью, и в этом качестве взаимодействующей с другими системами и обществом в целом.
Изучение проблемы эффективности профессиональной деятельности руководителя, связанной с развитием и реализацией человека как индивида, личности и субъекта профессиональной деятельности, имеет как научное, так и практическое значение. Для руководителя необходим ряд профессионально-важных качеств, которые в совокупности обеспечивают успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эффективность руководителя определяет успех организации в целом, потому раскрытие своих сильных личностных качеств и дальнейшее их использование с выгодой для себя и организации, в которой он работает, является особенно важной проблемой.
Проблемой изучения профессионально важных качеств занимались такие авторы как М.А. Дмитриева, А.В. Карпов, Ю.В. Котелова, В.Д. Шадриков, Е.С. Шелепова и др.
Однако, проблема изучения профессионально-важных качеств руководителей остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: осуществить сравнительную характеристику профессионально-важных качеств руководителей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «профессионально-важные качества» в психологии».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Понятие «профессионально-важные качества» в психологии»
В современной психологии сложились различные взгляды на понимание понятия профессионально-важных качеств. Профессионально-важные качества являются внутренними условиями, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, что является ключевым аспектом формирования психологической системы деятельности [30, с. 82].
В.Д. Шадриков подчеркивает, что профессионально-важные качества являются предпосылкой профессиональной деятельности и, с другой стороны, они сами совершенствуются, совершенствуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованием; человек в ходе труда изменяет и самого себя [30, с. 84].
Е.С. Шелепова рассматривает профессионально-важные качества как качества, необходимые индивиду для успешного решения профессиональных задач. Среди них широкий спектр разных качеств - от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в ходе профессионального обучения и самоподготовки, особенности личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер), психофизиологические особенности (темперамент), особенности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), анатомо-морфологические характеристики человека [31, с. 132].
По определению А.В. Крупениной, профессионально-важные качества человека – это качества, необходимые для успешного выполнения трудовой деятельности. В системе профессионально важных качеств могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические), психические состояния, а также мотивы, отношения (к труду, к другим людям) [18, с. 9].
По определению Е.П. Ермолаевой, «профессионально-важные качества – психологический потенциал для формирования знаний, умений навыков; знания, умения и навыки – необходимое условие и ресурс для формирования профессиональной компетентности» [11, с. 28].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ
2.1. Организация и методы исследования
Цель исследования: осуществить сравнительную характеристику профессионально-важных качеств руководителей.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют достоверные различия в профессионально-важных качествах у эффективных руководителей и не эффективных руководителей.
Исследование проводилось на базе государственного учреждения «Комитет по труду, занятости и социальной защите г. Могилева». Всего в исследовании приняли участие 40 мужчин. Выборку исследования составили 2 группы: в первую группу вошли 20 эффективных руководителей, вторую группу составили 20 неэффективных руководителей. Критерием разделения групп стали экономические успехи в профессиональной деятельности за последние 10 лет. Возраст испытуемых – 30-45 лет.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1. На первом этапе осуществлялась диагностика профессионально-важных качествах у эффективных руководителей и не эффективных руководителей.
2. На втором этапе исследования была проведена обработка результатов диагностики с помощью методов первичной математической статистики.
3. Третий этап предполагал статистическую проверку гипотезы и подведение итогов исследовательской работы.
Для проведения исследования использовалась методика «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина [22].
Цель исследования: выявление адаптивных возможностей на основе оценки психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития.
Шкалы методики: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что профессионально-важные качества – это функциональные качества и личностные особенности человека, которые способствуют успешному выполнению данной профессиональной деятельности. К профессионально-важным качествам относятся психические, личностные, социально-психологические физические качества, которые соответствуют требованиям к человеку со стороны определенной профессии и способствуют успешному овладению данной профессией. Профессионально-важные качества являются предпосылкой профессиональной деятельности и, с другой стороны, они сами совершенствуются, совершенствуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованием; человек в ходе труда изменяет и самого себя.
Профессиональная деятельность руководителя направлена на реализацию функций управления в организации, обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности коллектива по решению организационных задач. Основными психологическими особенностями профессиональной деятельности руководителя являются: повышенная ответственность за последствия принимаемых решений, влияние личных качеств руководителя на содержание решения, повышенные требования к уровню профессионализма и к профессионально важным качествам, высокий уровень риска для руководителя и организации в целом, интенсивность контактов с другими людьми, конфликтный потенциал во взаимодействии с подчиненными.
Профессионально-важные качества руководителя обеспечивают успешность его профессиональной деятельности и организации в целом. К профессионально-важным качествам руководителя относятся: управленческие способности и индивидуально-психологические характеристики. Важнейшими личностными профессионально-важными качества руководителя являются: общественно-политические, потребностно-мотивационные, профессионально-деловые, нравственно-этические качества, эмоционально-волевые, интеллектуальные, социально-психологические качества и психофизиологические показатели. Руководитель должен обладать высокими адаптивными возможностями.
В результате эмпирического исследования были выявлены особенности профессионально важных качеств руководителей. Эффективные руководители преимущественно имеют высокий уровень лидерских способностей – у них такие качества, как: настойчивость, инициативность, критичность, решительность, самостоятельность решений, приспосабливаемость к новым условиям, гибкость поведения выражены весьма сильно.
1. Антонова, Н. В. Психология управления / Н. В. Антонова. – М. : Издательство Высшая школа экономики, 2010. – 269 с.
2. Бобинкин, С. А. Психологические аспекты профессиональной деятельности линейного менеджера в условиях средней компании : автореф. дис канд. психол. наук : 19.00.03 / С. А. Бобинкин. – Тверь, 2009. – 23 с.
3. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности / В. А. Бодров. – М. : ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
4. Вересов, Н. Н. Психология управления / Н. Н. Вересов. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – 224 с.
5. Волков, И. В. Психологические особенности профессиональной деятельности менеджера / И. В. Волков // Инициатива 21 века. – 2012. – № 3. – С. 77–79.
6. Григорьева, М. В. Психология труда / М. В. Григорьева. – М. : Высшее образование, 2006. – 192 с.
7. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М, 2002. – C. 316–320.
8. Дикая, Л. Г. Личность профессионала в современном мире / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 942 с.
9. Долматов, Е. Ю. Методологические аспекты формирования системы персонального менеджмента руководителя в государственных и муниципальных структурах / Е. Ю. Долматов // Молодой ученый. – 2015. – № 24. – С. 418–421.
10. Зайцев, А. С. Психологические особенности личности и деятельности руководителя (менеджера) / А. С. Зайцев // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – С. 1–11.
11. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2006. – 563 с.
12. Карпов, А. В. Понятие профессионально-важных качеств деятельности / А. В. Карпов// Психология труда. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.
13. Кишкель, Е. Н. Управленческая психология / Е. Н. Кишкель. – Мн.: Высшая школа, 2002. – 270 с.
14. Клищевская, М. В. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности / М.В. Клищевская. Г.Н. Солнцева // Вестник МГУ. – 1999. – № 4. – С. 177–182.
15. Корниенко, А.В. Личность как фактор профессиональной успешности менеджеров по продажам / А. В. Корниенко // МНКО. – 2014. – № 3 (46). – С. 163–166.
16. Короткина, Е. Д. Психологические особенности профессиональной деятельности менеджера в контексте организационной культуры : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.03 / Е.Д. Короткина. – Тверь, 1999. – 21 с.
17. Кричевский, Р. Л. Если Вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р. Л. Кричевский. – М. : Дело, 1998. – 400 с.
18. Крупенина, А. В. Влияние личностных качеств практического психолога на эффективность консультативной деятельности : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / А.В. Крупенина. – М., 2005. – 20 с.
19. Куроедова, Е. О. Психологические особенности успешной женщины-руководителя / Е. О. Куроедова // Психология труда, инженерная психология, эргономика. – 2014. – № 2. – С. 95–98.
20. Львов, Д. Е. Характеристика профессиональной деятельности управленца как субъекта межличностного влияния / Д. Е. Львов // Вестник Удмуртского университета. – 2011. – Вып. 1. – С. 87–90.
21. Макаревич, Р. А. Профессионально важные качества личности руководителя / Р. А. Макаревич // Управление в социальных и экономических системах : м-лы ХXII международной научно-практической конференции, Минск, 17 мая 2013 г. / Минский ин-т управления; редкол. : Н.В. Суша [и др.]. – Минск, 2013. – С. 174–176.
22. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. – С. 549–672.
23. Петров, В. Е. Психологическая диагностика профессионально важных качеств руководителей органов внутренних дел на основе компьютерных технологий : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.06 / В. Е. Петров. – Москва, 2001. – 21 с.
24. Поваренков, Ю. П. Психология профессионального становления и реализации личности как отрасль психологической науки / Ю. П. Поваренков // Вестник Пермского гос. гум. пед. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 184–193.
25. Сандан, С. В. Эффективность деятельности руководителя / С. В. Сандан // Молодой ученый. – 2015. – № 4. – С. 417–421.
26. Снетков, В. М. Психология коммуникации в организациях / В.М. Снетков. – М. : Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. – 192 с.
27. Терещенко, Н. Г. Профессионально-важные качества руководителей высшего уровня управления / Н. Г. Терещенко // Современные исследования социальных проблем. – 2016. – № 11. – С. 209–228.
28. Филиппов, А. В. Признаки управленческой деятельности // Организационная психология / Сост. и общ. ред. Л. В. Винокуров, И.И. Скрипюк. – СПб. : Питер, 2001. – 512.
29. Хаммер, Я. С. Профессиональный успех и его детерминанты / Я. С. Хаммер // Вопросы психологии. – 2008. – № 4. – С. 147–153.
30. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. – М. : Логос, 1996. – 320 с.
31. Шелепова, Е. С. К проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности / Е. С. Шелепова,– Тверь : ТГУ, 2007. – 392 с.
32. Эскиев, М. А. Профессионально-важные качества руководителя / М. А. Эскиев, А. И. Бексултанова, С. А. Аслаханова // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 692–696.