Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы формирования здорового образа жизни у подростков
1.1 Здоровый образ жизни: содержание понятия, основные компоненты
1.2 Факторы формирования здорового образа жизни у подростков
1.3 Основные направления социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни у подростков
Выводы по первой главе
Глава 2 Практика социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни у подростков
2.1 Диагностика отношения подростков к здоровому образу жизни
2.2 Формы и методы социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни у подростков
2.3 Программа социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни у подростков
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Введение.
Состояние физического здоровья населения является важнейшим условием развития любого государства. Поэтому сохранение и укрепление здоровья населения республики, увеличение продолжительности активной и творческой работы, создание условий для формирования здорового образа жизни и полноценного физического развития каждого гражданина являются актуальными задачами формирования белорусского государства.
Здоровье это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его трудоспособность и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Это важнейшая предпосылка для познания окружающего мира, для самоутверждения и счастья человека. Следует отметить, что в последние годы поступает все больше информации о негативном воздействии образовательного процесса в учебных заведениях на здоровье подростков. В то же время состояние здоровья подростков вызывает большую тревогу, так как этот период характеризуется повышением физической и психологической нагрузки. Вопросы формирования и воспитания потребности подростков в здоровом образе жизни рассматриваются в многочисленных работах Н.М. Амосова [1], И.И. Бремана, Ю.В. Василькова, А.В. Мудрика [12] и других. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья и физическому развитию человека, от которых в большей степени зависит эффективность творческой, профессиональной и спортивной деятельности.
Тема «здоровье», «здоровый образ жизни» должна проходить через все виды человеческой деятельности. Нужно воспитывать у подростков стремление к здоровому образу жизни через понимание здоровья как ведущего показателя, способа достижения успеха на протяжении всей жизни. Поэтому здоровый образ жизни педагоги должны рассматривать не только как отсутствие болезней или физических дефектов, но и как полноценное физическое, моральное, психическое и социальное благополучие. Приобретение навыков и привычек здорового образа жизни является ключом к благоприятному процессу социализации личности.
Актуальность исследования объясняется снижением здоровья современных подростков. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья, формирование представлений о здоровом образе жизни у подростков посредством социально-педагогической деятельности.
Глава 1 Теоретический анализ проблемы формирования у подростков здорового образа жизни.
1.1 Здоровый образ жизни: содержание понятия, основные компоненты.
Здоровье представляет собой одно из самых важных условий полноценного участия в жизни общества. При этом люди не всегда имеют четкое представление о том, что обозначает термин здоровье. Как правило, человека считают здоровым, если на данный момент у него нет острых или хронических заболеваний или если он чувствует себя хорошо, его ничего не беспокоит, что означает, что у него нет только жалоб на болезни. Здоровье состоит из нескольких компонентов:
соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, которое основано на биологической программе индивидуального развития;
физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма;
психическое здоровье – состояние психического здоровья, которое основано на состоянии общего душевного комфорта;
моральное здоровье, основа которого определяется системой ценностей, установок и мотивов типа поведения человека в обществе [6, с. 105].
Существует очень большое количество определений понятия «здоровье», значение которого определяется профессиональной точкой зрения авторов. Согласно определению ВСЭ (Великой советской энциклопедии), «здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся равновесием с окружающей средой и отсутствием болезненных изменений, что определяется комплексом биологических и социальных факторов» [4, с. 176]. В соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, принятым в 1948 году: «Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [5, с. 98].
Понятие «здоровье» является неотделимым от понятия «образ жизни», которое определяется как устойчивый, установившийся в определенных социальных и экономических условиях образ жизни людей, и который проявляется в процессе их трудовой деятельности, отдыхе, удовлетворении материальных и духовных потребностей, стандартах общения и поведения.
Здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком установленных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, который способствует сохранению здоровья, наилучшей адаптации организма к условиям окружающей среды, высокому уровню эффективности образовательной и профессиональной деятельности [13, с. 165].
Глава 2 Практика социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни у подростков.
2.1 Диагностика отношения подростков к здоровому образу жизни.
На базе ГУО «Средняя школа №12 г. Слуцка» было организовано исследование, которое проводилось в форме анкетирования (приложение А).
Цель анкетирования – выявление отношения подростков к здоровому образу жизни.
Задачи анкетирования:
1. Выявить уровень сформированности знаний подростков о здоровом образе жизни и здоровье.
2. Установить отношение подростков к здоровому образу жизни.
3. Выяснить причины и барьеры, мешающие подросткам вести здоровый образ жизни.
Выборка исследования: в исследовании приняло участие 40 подростков в возрасте 14-15 лет – учащиеся 8-9 классов.
Критерии оценки результатов:
знания подростков о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний;
активное отношение подростков к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении;
овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.
Интерпретация результатов: полученная информация обрабатывается вручную. Сводная таблица с результатами ответов представлена в (Приложении Б).
Ответы респондентов а вопрос «Что такое на Ваш взгляд, здоровый образ жизни?» распределились следующим образом. Большинство подростков выбрало вариант «это образ жизни, направленный на сохранение здоровья», а именно 55% (22 человека). 20% (8 человек) выбрали вариант «это соблюдение режима дня и правильного питания», а 25% (10 человек) ответили «это занятие спортом и закаливание» (рисунке 2.1).
Заключение.
Современная тенденция ухудшения состояния здоровья подростков, посещающих общеобразовательные учреждения, стимулирует поиск новых способов охраны и укрепления здоровья, что является одной из основных задач современной школьной среды. Важное значение имеет развитие у подростков навыков здорового образа жизни, содержание которых включает: общее понимание здорового образа жизни, ознакомление с понятием «профилактика», развитие навыков поддержания здоровья и позитивного отношения к здоровью, а также ответственного отношения к себе как к личности и самоуважения. Благодаря совместным усилиям со стороны семьи и учреждений образования подростки должны быть уверены в том, что они несут ответственность за свое здоровье и воспринимают его как свою высшую ценность. Поскольку его здоровье – это ожидаемая продолжительность жизни на земле, это его жизненный успех и личное счастье.
Ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья студентов, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также примеры окружающих людей. Именно на эти факторы по формированию здорового образа жизни и была направленная наша практическая работа.
1 Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. – М. : Физкультура и спорт, 2009. – 192 с.
2 Ананьева, Н. А. Физическое развитие и адаптационные возможности студентов / Н. А. Ананьева, Ю. А. Ямпольская. – М. : Москва, – 2013. – 224 с.
3 Андрущенко, Н. Ю. Социальная педагогика в Беларуси : конец ХIХ – первая четверть ХХ века / Н. Ю. Андрущенко // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. – № 5. – С. 53-57.
4 Березин, И.П. Школа здоровья / И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. – Минск: Вышейшая школа, 2014. – 303 с.
5 Василенко, В.А. Ценность и ценностное отношение / В.А. Василенко. – М. : Москва, 2016. – 215 с.
6 Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для вузов / Ю.В. Василькова. – М.: Академия, 2014. – 160 с.
7 Воробьев, В. И. Слагаемые здоровья / В. И. Воробьев. – Минск : Вышэйшая школа, 2013. – 223 с.
8 Галагузова, Ю. Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов / Ю. Н. Галагузова, Г. В. Сорвачева, Г. Н. Штинова. – М. : ВЛАДОС, 2011. – 254 с.
9 Гуров, В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В. Н. Гуров. – М. : Педагогическое общество России, 2008. – 320 с.
10 Елизаров, А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования / А. Н. Елизаров. – М. : «Ось-89», 2009. – 336 с.
11 Колесов, В. Д. Предупреждение вредных привычек у студентов / В. Д. Колесов. – М. : Педагогика, 2011. – 176 с.
12 Козловская, Л. И. Досуговые программы в социо-культурной деятельности / Л. И. Козловская // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2012. – №3. – С. 25-31.
13 Кузина, Р. А. Школа здоровья / Р. А. Кузина. – Москва: Луч, 2010. – 202 с.
14 Кумко, В. Д. Педагогика / В. Д. Кумко. – Минск : Веды, 2012. – 287 с.
15 Левко, А. И. Социальная педагогика / А. И. Левко. – Минск : ИВЦ Минфина, 2013. – 340 с.
16 Лещинский, Л. А. Берегите здоровье / Л. А. Лещинский. – М. : Физкультура и спорт, 2015. – 303 с.
17 Лисицын, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. Н. Лисицын. – М. : Медицина, 2012. – 139 с.
18 Матвеев, В. Ф. Профилактика вредных привычек школьников / В. Ф. Матвеев, А. Л. Гройсман.– М. : Просвещение, 2010. – 327 с.
19 Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебник для вузов / А. В. Мудрик. – М. : Академия, 2015. – 200 с.
20 Носова, Е. А. Социальная педагогика : программно-метод. материалы / Е. А. Носова; МГУ им. А. А. Кулешова. – Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2011. – 44 с.
21 Павленок, П. Д. Основы социальной работы / П. Д. Павленок. – М. : ИНФРА, 2011. – 395 с.
22 Рапацевич, Е. С. Педагогика : Большая современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич. – М. : Современное слово, 2015. – 116 с.
23 Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаеф, Е. Н. Шиянова. – М. : Просвещение, 2009. – 250 с.
24 Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – Минск : Высш. шк., 2013. – 576 с.
25 Юковчиц, Л. К. Педагогическое воспитание / Л. К. Юковчиц. – СПб. : Питер, 2009. – 292 с.