На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов у младших школьников с нарушениями речи или интеллектуальной недостаточностью фонетико-фонематическое недоразвитие является наиболее распространённым.
Дизартрия − нарушение звукопроизношения, тембра, плавности речи и интонационной окраски в результате нарушения иннервации мышц органов артикуляции.
У детей-дизартриков речевая и мимическая мускулатура недостаточно подвижны. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением.
Дети со стертой дизартрией имеют ряд особенностей. У таких детей нарушены тонкие движения пальцев рук, что приводит к трудностям с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков. Из-за нарушений мелкой моторики ребенку плохо дается аппликация, рисование, письмо. Как правило такие дети не любят эти виды деятельности.
Устранение дефектов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией невозможно без специальной коррекции фонематических представлений. Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладевать и навыками звукослогового анализа и синтеза, усваивать грамоту.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную педагогическую работу.
Все больше уделяется внимания психологически ориентированному обучению, когда весь коррекционный процесс планируется «от ребенка», а не «от дефекта» и в программе учитывается не только структура дефекта, но и психологические особенности ребенка, предпочитаемые им стили общения, каналы получения информации и способы действий.
Цель исследования – изучить особенности фонематических представлений у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Объектом исследования являются особенности фонематических представлений у детей с дизартрией.
Предметом изучения данной работы является состояние фонематических представлений у детей дошкольного возраста с дизартрией.
В соответствии с целью исследования были определены основные задачи:
1. Изучить состояние проблемы фонематических представлений в теории и практики коррекционной работы.
2. Охарактеризовать приемы работы по развитию фонематических представлений у детей дошкольного возраста с дизартрией, предложенные различными авторами.
1.1 Психологи и методисты о развитии фонематических представлений у детей в норме
Проблемами развития восприятия речи с нормальным занимались многие (Б.Г. Ананьев, Бельтюков, С.И. Е.Н. Винарская, Выготский, А.Н.Гвоздев, Р.Е.Левина, Л.В.Нейман, Хватцев, Н.Х. и другие).
Речь является врожденной человека, она постепенно, вместе развитием ребенка.Для нормального становления необходимо, чтобы кора мозга достигла определенной а также были развиты органы чувств.
Одним наиболее рано формирующихся процессов у ребенка фонематический слух. Известно, уже у новорожденных чувствительность к звукам, обнаруживает себя изменением двигательной активности ребёнка, частоты и ритма торможением сосательных движений. существует мнение, что новорожденного акустический (как оптический) рецепторы осуществляют общую трофическую функцию отношению к нервным Это доказывается тем, новорожденный ребёнок реагирует на звуковые, и оптические раздражители одинаково: сильных раздражителях и всего тела и Исследования деятельности слухового новорожденного показали, что в первые дни ребёнок способен различать по высоте и [1, с. 114].
Чрезвычайно является появление третьей – неделе жизни сосредоточения не на сильный но и речь человека. Психологи что именно этого момента процесс отделения слуха от звуко-высотного, на указывает в работах А.Н.Леонтьев 1981, 1994). отмечалось, что постепенно становится более «внимателен» к звукам речи, которые у него реакцию сосредоточения.
Н.Х. выделял два в развитии речи ребёнка. первом, дофонемном ритмико-интонационной речи, не дифференцирует звуки, а только интонацию взрослого человека её ритм, звуковой рисунок Говоря другими на раннем речевого развития звуков речи, наблюдениям Н.Х. происходит не счет специфических
2.1 Исследование состояния фонематических представлений у детей дошкольного возраста с дизартрией
Целью эмпирического исследования: выявить состояние развития фонематических представлений (фонематического анализа и синтеза) у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
– выявить уровни сформированности состояние восприятия и дифференциации звуков;
– выявить уровни сформированности умений фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений;
– выявить уровни сформированности умений звуко-слогового анализа и синтеза.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
– подобрать методы и методики для определения уровня фонематического анализа и синтеза в исследуемых выборках;
– определить уровень сформированности фонематического анализа и синтеза детей дошкольного возраста с дизартрией и у нормально развивающихся детей;
– определить содержание коррекционной работы по формированию умений фонематического анализа и синтеза детей старшего дошкольного возраста с дизартрией;
– провести повторное исследование состояния фонематических процессов, анализа и синтеза у детей страшего дошкольного возраста с дизартрией с целью оценки эффективности формирующего этапа исследования.
Эмпирическое исследование состояния уровня фонематичексих представлений у детей старшего дошкольного возраста с нормой в речевом развитии и с дизартрией проводилось на базе ГУО «...г.Несвижа».
В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста: 10 детей с дизартрией (5 мальчиков и 5 девочек) – экспериментальная группа и 10 нормально развивающихся дошкольников (5 мальчиков и 5 девочек) – контрольная группа. Возраст учащихся: 6-7 лет.
Методы исследования: изучение продуктов деятельности детей, изучение медико - психолого - педагогической документации, сравнительный метод, количественный и качественный анализ результатов исследования.
В заключении можно следующие выводы:
С постоянного увеличения детей дошкольного возраста с нарушением речи, в частности, с дизартрией, проблема формирования них фонематических представлений занимает важнейшее в логопедии, вопрос о их развития коррекции остается из самых актуальных.
что речь сложной многоуровневой деятельностью, включающей восприятия и речевого высказывания, которой зависит активности протекания когнитивных процессов, речедвигательной сферы, и зрительного Одним из важнейших факторов речевого является полноценное вербальных акустических которое обеспечивается функционированием слухового В процессе восприятия акустических звуков, обобщающихся фонемах, актуализируются и кинестетические слов, словосочетаний фраз.
Дети с дизартрией, помимо речевых нарушений, часто обладают особенностями восприятия, испытывая затруднения усвоении образовательного Умение слышать различать акустические звуков создает для обобщения признаков в и для фонем в потоке.
Обобщая результаты эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы: все дети дошкольного возраста с дизартрией испытывают значительные трудности при определении наличия или отсутствия заданного звука в слове; при повторении слогов с оппозиционными звуками; при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении, а также при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении; произношение свистящих звуков нарушены у 9 детей экспериментальной группы, щипящих звуков – у 8 детей; ламбдацизм отмечается у 8 детей, ротацизм – у всех детей дошкольного возраста с дизартрией; все дети дошкольного возраста с дизартрией испытывают значительные трудности при: выделении звука на фоне слова, выделении начального ударного гласного из слова, выделении конечного согласного из слова, выделении начального согласного из слова, а также при определении последовательности звуков в слове; все дети дошкольного возраста с дизартрией испытывают значительные трудности при составлении слова из заданного количества звуков и при составлении слова из звуков, данных в нарушенной последовательности; все детей дошкольного возраста с дизартрией испытывают значительные трудности при подборе слова на заданный звук, подборе слова определенной тематики на заданный звук, подборе слова на заданный звук с указанием его места в слове (начало,
1. З.И. Логопедическая работа преодолению нарушений слоговой слов у детей. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова − Москва, АСТ, Астрель, Хранитель, 2006.
3. Быстрова, Г. Сизова, Э.А., Шуйская, Т.А. Логопедические игры задания. – Каро, 2002.
4. Балобанова, Богданова, Л.Г., Венедиктова, и др. Диагностика речи у детей организация логопедической работы условиях школьного образовательного – СПб.: Детство-пресс, 2001.
5. Н.С., Колесникова, Развитие фонематического у школьников. М.: Владос, 1997.
6. Г.А. Методика обследования детей нарушениями речи. дифференциальной диагностики. СПб.: Детство пресс, 2005.
7. Грибова, Технология организации обследования. – Айрис-пресс, 2008.
8. Екжанова, Фроликова, О.А. коррекция для в играх упражнениях: Методика работы в классах общеобразовательной – СПб.: 2007.
9. Елецкая, О.В., Горбачевская, Организация логопедической работы школе. – М.: Сфера, 2007.
10. Жовницкая, О.Н. восприятие у младших школьников // Начальная школа, 2001 № 11. – 48-52
11. Зикеева, А.Г. Развитие учащихся специальных (коррекционных) учреждений. – М., 2000.
12. Игры в работе с / Под В.И. Селиверстова. 2. – 1987.
13. Каше, Г.А., Т.Б. Программа детей с фонематического строя – М., 1978.
14. Лалаева, Р.И. Развитие анализа и Логопедическая работа коррекционных классах – Владос, 2004.
15. Логопедия. Методическое Пособие для логопедов студ. дефектол. фак. вузов / Под Л.С. Волковой: в кн.. – М.: 2003. – Кн. Фонетико-фонематическое и общее речи: Нарушение речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
16. Логопе / Под ред. Волковой. – 5-е перераб. и доп. М.: Гуманитар, центр ВЛАДОС, 2004.
17. Лопатина, Голубева, Г.Г., Калягин, В.А. Логопедическая и коррекция речи у – СПб., САГА: Форум, 2006.
18. Ткаченко, Т.А. Логопедическая Развитие фонематического и навыков анализа. – 1998.
19. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети фонетико-фонематическим недоразвитием. – Владос, 1999.
20. Швайко, Г.С. и игровые упражнения развития речи. – М., 1983.