ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ ЛИССАБОНСКОГО ДОГОВОРА 2007 ГОДА
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛИССАБОНСКОГО ДОГОВОРА 2007 ГОДА
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ ЕС
ГЛАВА 4. УКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН ЕС
ГЛАВА 5. ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЕС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших элементов, обеспечивающих функционирование интеграционного сообщества, является его институциональная система. Структура институциональной системы и функции институтов определяются структурой самого интеграционного сообщества. Поэтому вопрос о структуре Европейского Союза (далее — ЕС) является одним из важнейших для понимания сущности европейского интеграционного процесса. В ЕС проблема повышения эффективности его институциональной системы осложняется невозможностью создания такой структуры Союза, которая обеспечивала бы единый механизм принятия решений институтами во всех сферах сотрудничества.
Очевидно, что единый механизм принятия решений институтами Евросоюза может быть обеспечен только в том случае, если государствам — членам ЕС удастся достичь согласия по вопросу придания Союзу однородной структуры. Однако именно в этом вопросе, по мнению автора данной статьи, возможен лишь компромисс. Европейская интеграция охватывает различные сферы сотрудничества государств, в том числе и общую внешнюю политику и политику безопасности (ОВПБ). Передача сотрудничества в области внешней политики в сферу действия общего права Союза оказало бы существенное влияние на суверенную государственность стран-участниц. Поэтому Договор о Европейском Союзе, создавший ЕС на основе системы трех «опор», т.е. трех различных сфер сотрудничества, в каждой из которых взаимодействие государств осуществлялось на основе присущего только ей механизма, является результатом компромисса.
Идея создания однородной структуры ЕС возникла еще на стадии обсуждения проекта Договора о Европейском Союзе. Однако достичь согласия о придании Европейскому Союзу однородной структуры тогда не удалось. Как показали последующие договоры (Амстердамский, Ниццкий, Лиссабонский), достижение компромисса в вопросе о создании нового Европейского Союза с однородной структурой является весьма сложной задачей.
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ ЛИССАБОНСКОГО ДОГОВОРА 2007 ГОДА
С принятием Лиссабонского договора процесс реформирования ЕС вступает в решающую стадию. Новый договор о реформе определяет основные направления интеграционного процесса на длительный период. До вступления в силу Лиссабонского договора структура ЕС представляла собой структуру, которую можно охарактеризовать словами Л. М. Энтина: «согласно действующим актам, Европейский Союз формируется Европейскими сообществами, дополняется политическими направлениями и формами сотрудничества, такими как общая внешняя политика, политика безопасности и сотрудничество полиции и судов в сфере уголовного права. «Далее Л. М. Энтин поясняет, что такое сооружение получило название трех столпов, правовой статус каждого из которых имеет существенные отличия. Это, по сути, привело к тому, что правовая система, действующая в рамках европейского сообщества, «весьма радикально отличается от правовых институтов, действующих в рамках второго и третьего столпов».
Действительно, когда мы говорим о коммунитарном праве, о коммунитарном методе, мы всегда должны помнить, что этот метод сотрудничества относится только к первому столпу. Второй и третий столпы были сферами, где сотрудничество осуществлялось на межправительственном уровне, то есть международно-правовыми методами. Поэтому сотрудничество в области общей внешней политики и политики безопасности, а также полицейское и судебное сотрудничество в сфере уголовного права до вступления в силу Лиссабонского договора осуществлялось на межправительственном уровне и не входило в компетенцию Европейских сообществ, т. е. в сферу права сообщества [1].
Таким образом, с точки зрения права, до вступления в силу Лиссабонского договора существовало два сообщества – европейское сообщество и европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и два направления сотрудничества – общая внешняя политика и политика безопасности; полицейское и судебное сотрудничество в криминальной сфере.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛИССАБОНСКОГО ДОГОВОРА 2007 ГОДА
Законодательство ЕС призвано регулировать общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и функционирования интеграционных объединений. Согласно существующим учредительным договорам, единственным учреждением ЕС, имеющим право давать законное толкование законодательства ЕС и принимать решения о законности актов, издаваемых его учреждениями, является Суд ЕС. Во всех случаях, когда национальные суды государств-членов ЕС рассматривают дела, для разрешения которых необходимо применение законодательства ЕС, и если возникает вопрос о толковании применимой нормы или законности применимого закона ЕС, Национальный суд приостанавливает производство и запрашивает заключение суда ЕС. Предусмотрена досудебная процедура: производство в Национальном суде приостанавливается и возобновляется по получении заключения суда ЕС.
В случае решения, вынесенного национальным судом первой инстанции, обращение к толкованию является факультативным. В случае последней инстанции и спора о толковании или законности акта ЕС такой режим становится обязательным. До недавнего времени дела рассматривались исключительно судом ЕС. ЛД подтверждает возможность такого обращения не только в суд ЕС, но и в суд общей юрисдикции. Судебная статистика показывает, что обращения в эту инстанцию очень редки. Это связано с тем, что передача дела в эту инстанцию не решает проблему окончательно. Истец имеет право обжаловать решение в кассационном порядке в суде ЕС [5].
Преюдициальная процедура сыграла важную роль в формировании правовой системы ЕС. Рассматривая дело в преюдициальном порядке, Суды ЕС не выносят решение по существу спора, рассматриваемого национальным судом. Это прерогатива последнего.
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ ЕС
Система правового регулирования финансовых институтов является неотъемлемой частью европейского права (право Европейского Союза), под которым понимается совокупность договоров, законов и судебных решений, действующих наряду с правовыми системами государств-членов ЕС. Как отмечает профессор Л. М. Энтин, европейское право – это «интеграционное право Союза, регулирующее отношения, складывающиеся в процессе европейской интеграции».
Законодательство ЕС делится на "первичное" и "вторичное" законодательство. Договоры относятся к первой группе, поскольку в них заложены основные принципы функционирования Европейского Союза. Подзаконные акты включают положения, директивы и решения; они принимаются на основе принципов и целей, закрепленных в договорах. Система правового регулирования финансовых институтов ЕС начинает формироваться вместе с возникновением Европейского общества и заключением между государствами-членами первого учредительного договора, который заложил нормативную базу для дальнейшей интеграции. В 1957 году был подписан Римский договор, учреждающий европейское сообщество. Цель договора заключалась в создании единого общего рынка между странами-участницами путем преобразования национальных рыночных систем. Для достижения этой цели соглашение предусматривало свободу создания и экономической деятельности (статьи 52-58), а также сближение национального законодательства (статьи 100-102).
В июне 1973 года Совет утвердил директиву 73/183 / ЕЕС «об отмене ограничений на право учреждения и право на бесплатное предоставление услуг в отношении самостоятельной деятельности банков и других финансовых учреждений» [9, с. 305].
Директива ввела принцип национального режима, обеспечивающий равный правовой статус для всех фирм, работающих в одной стране.
ГЛАВА 4. УКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН ЕС
Необходимо отметить, что в государствах-членах Европейского Союза защита прав их граждан осуществляется на национальном уровне, а также на международном уровне. Тем не менее, на всех этапах интеграции «европейский законодатель» старался создать механизм защиты прав граждан ЕС от злоупотреблений, возникающих в процессе правоприменения вторичного права ЕС.
Так, в 1969 г. Суд ЕС признал соблюдение основных прав и свобод человека в качестве одного из общих принципов права ЕС. Соблюдение этого принципа Суд ЕС вменил в обязанность институтам ЕС. Таким образом, правовой акт (акт вторичного права ЕС), противоречащий принципу защиты прав человека, может быть отменен Судом ЕС. При этом Суд ЕС в процессе принятия своих решений опирается не только на нормы права ЕС, но и на общепризнанные нормы международного права, Международные договоры о правах человека, в которых участвуют государства-члены ЕС. Кроме того, присоединение Европейского Союза к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод как единого субъекта международного права дает возможность обжаловать в Европейский Суд по правам человека действия и бездействия со стороны властей ЕС, в том числе со стороны его судебных органов. В 1989 г. Европейским парламентом был принят текст Декларации основных прав и свобод человека и гражданина [12, с. 305].
Другим важным этапом в становлении системы защиты прав человека в ЕС явился Амстердамский договор 1997 г., осуществивший важную реформу правовых устоев Европейского Союза. Договор признал необходимость постепенной конвергенции правоохранительных систем государств-членов ЕС. Одна из основных целей Амстердамского договора состояла в создании для граждан Европейского Союза возможности обращаться в суд в любом государстве-члене ЕС на тех же условиях, что и в государстве их гражданства. Важнейшим шагом в создании полноценной системы защиты прав и свобод человека в Европейском Союзе стала Хартия ЕС об основных правах от 7 декабря 2000 г. Хартия кодифицировала права и свободы, закрепленные в праве ЕС, в едином писаном источнике, текст которого доступен и прост для восприятия гражданами ЕС.
ГЛАВА 5. ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЕС
Современное состояние внешнеполитической деятельности ЕС характеризуется кризисом устойчивых принципов внешней политики союза, сформировавшихся на протяжении всего предшествующего периода, начиная с момента становления интеграционной системы в послевоенной Европе, и получивших развитие в процессе складывания ОВПБ в качестве самостоятельного вектора политической интеграции в течение последних 20 лет.
Среди устойчивых внешнеполитических принципов предшествующего периода следует отметить доминирование инструментов «мягкой силы» в вопросах внешней политики; зависимость ЕС от «стержневой» роли США в схеме европейской безопасности, а также неразвитость институциональной схемы внешнеполитической деятельности ЕС. Процесс становления ЕС в качестве глобального игрока международных отношений определяется успешностью реализации целого ряда задач, связанных с урегулированием и адаптацией к современным условиям внешнеполитических принципов ЕС [15, с. 63].
Во-первых, в сфере достижения баланса между «мягким» и «жестким» компонентом внешнеполитической активности ЕС, во-вторых, в ходе пересмотра характера и содержания евроатлантического партнерства и, в-третьих, в процессе институализации внешнеполитических функций и механизмов ЕС и установления баланса наднациональных компетенций и возможностей суверенитета в области реализации внешнеполитических интересов. Традиционным камнем преткновения на пути гармонизации внешней политики ЕС остается комплекс проблем, базирующихся на разногласиях в понимании политики европейской безопасности и в целом стратегических целей ЕС, что в немалой степени сдерживает рост глобальных интересов сильнейшего интеграционного объединения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что основные изменения, вносимые Лиссабонским договором, направлены на реформирование структуры ЕС и его институциональной системы. В свою очередь, эти два важнейших направления реформирования ЕС тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому решение этих двух проблем возможно только в общем ключе. Значительная часть положений об институциональной реформе, содержащихся в проекте Конституции, была включена в текст Лиссабонского договора.
Общий вывод – последствия многочисленных и крайне тяжёлых кризисов, потрепавших ЕС, будут ещё долго мучить европейские страны. Но кризисы как таковые ЕС в основном преодолел. У него вновь появилась уверенность в завтрашнем дне. Он вновь обрёл ресурсы, необходимые для того, чтобы сплотить своих членов, помочь им адаптироваться к изменившимся запросам и состоянию общества, заняться их общим будущим. Вопрос только в том, кто возьмёт это будущее в свои руки, и какая модель евроинтеграции возобладает.
Также следует отметить, что, термин «Европейское право прав человека» используется для обозначения совокупности норм, которые закрепляют и гарантируют основные права личности в Европе. Отличительным признаком европейского права в области прав человека является то, что оно создается усилиями Совета Европы и Европейского Союза. Однако методы правового регулирования рассматриваемой сферы в Совете Европы и в Европейском Союзе имеют свои особенности, которые связаны с юридической природой рассматриваемых субъектов международного права. Специфика защиты прав и свобод человека в Европейском Союзе связаны с двойственностью его правовой природы: с одной стороны, Европейский Союз имеет международно-правовую основу, и, следовательно, к основным источникам регулирования прав и свобод человека относятся, в первую очередь, источники первичного права ЕС, т.е. международные договоры; с другой – особенностью правовой системы Европейского Союза является то, что правотворческую деятельность в этом интеграционном объединении осуществляют его институты4, т.е. регулирование прав и свобод человека основано на наднациональном регулировании.
1. Договор о Европейском Союзе // Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / Отв. ред. Кашкин С. Ю. - М. издательство ИНФРА-М, 2008 г.
2. Договор о функционировании Европейского Союза // Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / Отв. ред. Кашкин С. Ю. - М. издательство ИНФРА-М, 2008 г.
3. Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (Вена, 21 марта 1986 г.). // Действующее международное право. Т. 1 – М.: Московский независимый институт международного права, 1996. – С. 372-409.
4. Борко, Ю.А., Буториной, О.В. Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под ред. Борко Ю.А., Буториной О.В. Москва, «УРСС», 2001. Раздел IV «Cотрудничество в сфере внутренних дел и правосудия».
5. Буториной, О.В., Борко, Ю.А., Иванова, И.Д. Европейский союз. Справочник-путеводитель. Изд. второе под ред. Буториной О.В., Борко Ю.А., Иванова И.Д. Москва, Деловая литература, 2003 Глава 5 «Сотрудничество в области внутренних дел и правосудия».
6. Энтина, М.Л. Европейское право. Учебник для вузов. Под ред. Энтина М.Л., Москва, Норма, 2005. – 303 с.
7. Гомон, М. И. Европейский союз: факты и комментарии. Ассоциация европейских исследований. / Гомон М. И. – М.: Амалфея.1998-2006 – 301 г.
8. Кашкин,а С.Ю. Право Европейского союза. / Под ред.Кашкина С.Ю. – М.: Тетралист. 2017 – 420 с.
9. Абашидзе, А. Х. Право международных организаций. Учебник и практикум / А.Х. Абашидзе. - М.: Юрайт, 2016. - 506 c.
10. Баронов, В. И. Международное право в схемах и таблицах / В.И. Баронов, В.А. Батырь, В.И. Липунов. - М.: Альфа-пресс, 2017. - 136 c.
11. Бекяшев, Камиль Абдулович Международное право в схемах. Учебное пособие / Бекяшев Камиль Абдулович. - М.: Проспект, 2017. - 455 c.
12. Бирюков, П. Н. Международное право / П.Н. Бирюков. - М.: Юрайт, 2015. - 832 c.
13. Ландо, Д. Д. Европейское публичное право / Д.Д. Ландо, В.И. Самарин. - М.: Проспект, 2015. - 208 c.
14. Кашкин, С.Ю. Конституция Европейского Союза. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (с комментарием) / Отв. ред.: Кашкин С.Ю.; Пер.: Четвериков А.О. - М.: Инфра-М, 2005. - 622 c.
15. Единый Европейский акт. Договор о Европейском Союзе. - М.: Право, 1994.- 247 с.
16. Конституции государств Европейского Союза. - М.: Норма-Инфра, 1999. – 816 с.
17. Кашкин, С.Ю. Право Европейского Союза в вопросах и ответах: учебное пособие /Ответ.ред. С.Ю.Кашкин - М.: Проспект, 2005. – 2331 с.