ВВЕДЕНИЕ
Интеграция образовательной системы Республики Беларусь в единое образовательное пространство сопряжено с целым рядом проблем внутреннего характера. Наиболее значимыми среди них являются, с одной стороны, требования к повышению качества профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием, а, с другой – необходимость удовлетворения дефицита в квалифицированных кадрах в соответствии с тенденциями развития народного хозяйства и требованиями работодателей.
Особенно остро обозначенный комплекс проблем проявляется в сфере культуры в связи с возросшими потребностями населения в занятиях под руководством современных квалифицированных кадров.
В наше время существуют определенные особенности подготовки высококвалифицированных специалистов в разных сферах (образования, промышленная, экономическая, торговая) в том числе и в сфере социально-культурной. В Республике Беларусь подготовка специалистов осуществляется в различных учебных заведениях, как в высших, так и средне специальных. Однако мы не можем однозначно утверждать то, хорошие ли знания получают там учащиеся и насколько полноценно они смогут их применять в работе.
При написании курсовой работы были изучены аспекты социокультурного профессионального образования, представленные в работах А.И. Степанцова, Я.Д. Григоревич, Н.Н. Королёв в которых раскрываются виды профессиональной деятельности и требования, предъявляемые к работникам сферы культуры, а также задачи, которые ставят перед работниками учреждений культуры; научные инновационных подходов в системе повышения квалификации и переподготовки кадров культуры представлены в работах Т.М. Бунтовской.
Обучающийся должен быть заинтересован в получении новых знаний и ставить перед собой цели для достижения высокого уровня профессионализма, он должен с увлечение, с желанием развиваться относится к своей будущей профессии. В наше время актуальна проблема трудоустройства молодых специалистов на стабильную работу с хорошим уровнем заработной платы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Обзор литературы по проблеме исследования
В наши дни существует проблема подготовки специалистов для социокультурной сферы. Современный рынок труда требует более качественную подготовку кадров в сфере культуры.
Исследования проблем подготовки кадров, проводимые в настоящее время, направлены на разработку стратегий реформирования существующей системы образования, путей создания новых образовательных систем.
Реализация целей, задач и направлений кафедры прикладной культурологии в направлении подготовки кадров досуговой сферы предполагает объективное изучение и анализ решения кадрового вопроса в зарубежных странах. Это объясняется и ориентацией современного общества на принципиально новое понимание социально-культурной сферы и ее роль в образовательной системе [15, c. 11].
Как указал Хавьер Перес де Куельяр во вступительной речи на заседании Всемирной комиссии по культуре и развитию (2003 г.): «Образование есть стержневым звеном, которое обеспечивает связь между культурой и развитием. Развитие может наполниться культурой лишь в том случае, если она сначала впитает в себя образование и если в свою очередь образование будет эффективно оказывать содействие становлению у личности ее собственной культуры, а не только ее социального и профессионального развития… Любая деятельность должна не только находиться в гармонии с культурой, в границах которой она проходит, но и основываться на ней» [19, c. 201].
Я.Д. Григорович, говоря о подготовке кадров для социокультурной сферы, отмечает, что «социокультурное образование, как изучение, освоение и воспроизведение системной совокупности духовных и материальных ценностей, накопленных человечеством на протяжении своего развития, строится на иерархической структуре культуры, где основными уровнями являются духовная, художественная и материальная культуры» [4, с. 403].
Т.М. Бунтовская касательно повышения квалификации персонала сказала: «Одним из приоритетных направлений системы повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере культуры является формирования инновационного сознания работников, что обосновано потребностью перехода общества на инновационный путь развития» [3, с. 247].
ГЛАВА 2 ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
Кадровая политика – это деятельность, направленная на создание, формирование и правильное использование трудовых ресурсов, а также на развитие кадрового потенциала в различных сферах деятельности в том числе и в культуре [1, c. 22].
Государственная кадровая политика является важным составляющим в создании динамического роста и устойчивости развитии страны. Высококвалифицированные специалисты играют большую роль в социальном прогрессе Республики Беларусь, удовлетворяя потребности общества.
Кадровая политика в социально-культурной сфере играет важную роль в развитии страны. К кадровой политике относятся такие понятия как, трудовые ресурсы, человеческий фактор, человеческие ресурсы, персонал, кадры и др. Перечисленные объекты помогают сформировать, разработать кадровую политику, как систему управления людьми в культуре.
В Беларуси большое количество университетов выпускают специалистов в сфере культуры и исходя из это проблем в нехватке трудовых ресурсов в области культуры не должно быть. Но это не так, нехватка трудовых ресурсов всё же существует, основными причинами чего является маленькая заработная плата, отсутствие мотивации специалистов при распределении в отдаленные районы, отсутствие жилья, увеличение пенсионного возраста, демографическая проблема, обусловленная снижением рождаемости в Республике Беларусь.
Для решения данных проблем необходимо замотивировать специалистов, развивать маленькие города и деревни, чтобы у молодёжи было желание там жить, увеличить количество рабочих мест.
Для усовершенствования работы с кадрами в 2010 г. Министерством культуры Беларуси была утверждена программа «Об утверждении Областной программы «Кадры 2011-2015 годы» (Решение Минского областного Совета депутатов от 04.08.2011 N 99 «Об утверждении Областной программы «Кадры 2011-2015 годы»). Направлением программы являлось эффективное использование кадрового потенциала, повышение творческой активности специалистов, которые способны обеспечить развитие культуры в Беларуси.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведённого исследования, были сделаны следующие выводы:
На сегодняшний день актуален вопрос подготовки специалистов в социально-культурной сфере. Процесс подготовки требует более тщательного подхода, так как существует множество методов и форм обучения, и только совместное применение всех методов и форм позволит достичь высоких результатов при подготовке высококвалифицированных специалистов. Так же требуется учитывать индивидуальные особенности учащихся и, в случае необходимости, подстраиваться под них.
Государственная кадровая политика несомненно должна уделять внимание развитию кадрового потенциала в крупных городах, но и не стоит забывать про развитие регионов. Малые города и деревни также нуждаются в высококвалифицированных специалистах. И главная задача кадровой политики заинтересовать и замотивировать специалистов, для того что бы они вносили вклад в развитие региональной культуры.
Специалист в социально-культурной сфере должен стремится к саморазвитию. Необходимо четко понимать специфику своей работы и что необходимо для достижения поставленной цели. От того на сколько специалист соответствует предоставленным требованиям, зависит качество, результаты работы, а также работа и самого учреждения в культуре.
В настоящее время состояние системы профессионального образования в сфере культуры и искусства представляет собой совокупность начального, среднего, высшего образования. Эти ступени образовательной системы связаны между собой в организации непрерывного профессионального образования, но взаимодействие учебных заведений между собой носит эпизодический и межведомственный характер.
Начальным звеном профессиональной подготовки специалистов в социокультурной сфере является Детская музыкальная школа искусств. Ребята, желающие продолжить музыкальное образование, чаще поступают в Мозырский государственный музыкальный колледж и Гомельский государственный колледж искусств им.Н.Ф.Соколовского. Также выбирают высшие учебные заведения: Белорусский государственный университет культуры и искусств, Белорусскую государственную академию музыки.
Следующим звеном для подготовки специалистов в социокультурной сфере является Мозырский государственный музыкальный колледж.
1. Антонова, Н.Б. Теория и методология государственного управления: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 191 с.
2. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры : учеб пособие / Н.К. Бакланова. – М.: МГУКИ, 2003. – 222 с.
3. Бунтовская, Т.М. Инновационные подходы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров культуры / Т. М. Бунтовская // Культура ва ўмовах глабалізацыі: матэр. навук. канф. (25-26 ліст. 2009 г.) / Бел. дзярж. ўн - т культуры і мастацтваў. – Мінск, 2010. – С. 247-250.
4. Григоревич, Я.Д. Эстетические направленность личности студента: педагогический аспект / Я.Д. Григоревич; Беларус. гос. ун-т культуры. – Минск, 2002. – 403с.
5. Григорьева, Е.И. Специфика подготовки кадров для социально-культурной сферы на основе новых образовательных стандартов третьего поколения / Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zdamsam.ru/a4791.html. – Дата доступа: 09.10.2017.
6. Китаева, Л.А. Передовой зарубежный опыт профессиональной подготовки кадров // Вестник Казанского технологического университета / Л.А. Китаева, М.Б. Газизов, Б.Л. Журавлев, 2012. – №5 – С. 241-247.
7. Кірсанов, В.В. Класифікація функцій і підготовка кадрів соціокультуних аніматорів у французькій культурології дозвілля (60-90-тіроки) / В.В. Кірсанов // Вісник Книжкової палати, 2012. – №5 – С. 20-25.
8. Королёв, Н.Н. Профессиональная компетентность арт–менеджера / Н.Н. Королёв // Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности: сборник статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2011. – С. 47-56.
9. Кузьминич, Н. Л. Подготовка кадров для сферы культуры в Беларуси на рубеже XX – XXI вв. / Н. Л. Кузьминич // XIII Міжнародныя Кірыла – Мяфодзіеўскія чытанні, прысвечаныя Дням славянскага пісьменства і культуры (Мінск, 24 – 26 мая 2007 г.): матэр. чытанняў / Беларускі дзяржаўны універсітэт культуры. – Мінск, 2008. – С. 81-87.
10. Новиков, А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования / А.М. Новиков // Педагогика, 2000. – № 9. – С. 3-11.
11. О культуре: Кодекс Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 413-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bii.by/tx.dll?d=325942. – Дата доступа: 08.10.2017.
12. Об утверждении Государственной программы «Культура Беларуси» на 2016-2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.03.2016 N 180 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lawbelarus.com/002008. – Дата доступа: 07.10.2017.
13. Об утверждении Концепции государственной кадровой политики Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 18 июля 2001 г. № 399; с изменениями и дополнениями: текст по состоянию на 12 ноября 2003 г. № 509 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor52/text52138.htm. – Дата доступа: 08.10.2017.
14. Петрова, И.В. Состояние и перспективы подготовки специалистов досуговой сферы в зарубежных странах / И.В. Петрова // Материалы международной научно-практической конференции «Педагогические и креационные технологии в современной индустрии досуга» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/petrova.htm. – Дата доступа: 08.10.2017.
15. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебн. пособ / В.И. Смирнов. – М., 2003. – 390 с.
16. Солодова, Т.Ю. Кадровый ресурс социально-культурной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newtemper.com/. – Дата доступа: 09.10.2017.
17. Степанцов, А.И. Социокультурное профессиональное образование как компонент культурной политики / А. И. Степанцов // Культура Беларусі і сусвет: агульнае і асаблівае : матэр. Міжнар. навук. канф. (13 – 14 ліст. 2008 г.) / Беларускі дзяржаўны універсітэт культуры і мастацтваў. – Мінск, 2010. – С. 54-61.
18. Стукалова, О.В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства: монография / О.В. Стукалова. – М.: Издательство «ИХО РАО», 2011. – 280 с.
19. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие. – 4-е изд., испр. и доп. / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. – 528 с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
20. Учреждение образования «Мозырский государственный музыкальный колледж» (Официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://muzcolleg.by/. – Дата доступа: 28.10.2016.
21. Чинарова, К. Коллектив-креатив (Управление творческим коллективом / К. Чинарова // Журнал управление компанией, 2003. – №8. – С. 33-37.