ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТНЫЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «ГОСУДАРСТВО»
1.1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
1.2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1.3. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ВОПЛОЩЕНИЯ
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
2.1. МЕСТО И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
2.2. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОГО АНАЛИЗА И ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе уже давно являются одними из основополагающих и горячо обсуждаются. Для этого есть как минимум три причины. Во-первых, эти вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций. В-третьих, государство - это очень сложное и внутренне противоречивое социально-политическое явление.
Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. Любое общество - это своего рода целостный социальный организм (система), отличающийся той или иной степенью организации, регулирования, упорядоченности общественных отношений.
Из этого следует, что каждое общество характеризуется определенной системой управления (социальной властью) и регулирования поведения людей с помощью определенных общих правил (социальных норм).
Чтобы обеспечить нормальную жизнь, поступательное развитие социальных связей, необходимо объединить эти интересы на общее благо. Но связать можно только при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Такая связь достигается главным образом только через наличие в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы эти нормы реализовывала и обеспечивала, то есть государственной власти.
Вопрос о сущности государства является основным, определяющим не только в теории государства и права и в целом юриспруденции, но и в философии, истории, социологии и в других отраслях знания. Безусловно, это предопределяется ролью и значением государства в жизни общества и личности. С возникновением государства развитие общества тесно связано с государством, его деятельностью. В периоды кризисов одни государства уходили в прошлое, а другие создавались. Достаточно долгое время для личности связь личности с государством являлась определяющей. Такая связь, принадлежность к конкретному государству могли сыграть как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека. Думается, что такому положению способствовали слитность государства и общества, отсутствие сферы, которая была бы не подконтрольной государственным органам. Эти моменты, а также деятельность самого государства мало способствуют к раскрытию сущности, смысла существования государства.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТНЫЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «ГОСУДАРСТВО»
1.1. Социальная сущность государства как предмет познания историко-теоретической юридической науки
Возможны различные подходы к определению и выявлению сущности государства.
В дореволюционный период государство определялось по-разному. Однако долгое время большинство ученых-правоведов придерживалась позиции, согласно которому любое государство характеризовалось наличием трех признаков, атрибутов: власти, населения и территории. В частности, известный русский правовед Ф. В. Тарановский определяя государство как союз людей, живущих на определенной территории и подчиненных единой политической власти, утверждает, что у государства три конститутивных элемента: «территория, государственная власть и население». Хотелось бы заметить, что эти же самые элементы выделялись и другими правоведами, и мыслителями, которые могли принадлежать к различным концепциям юридической науки. Так, Е. Н. Трубецкой, определяет государство как союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». При этом автор приводить те же элементы государства. Однако вовсе не значит, что все ученые, мыслители придерживались приведенной позиции. Достаточно привести утверждения известного философа и правоведа И. А. Ильина. «Государство есть положительно-правовая форма родины», «духовное единство людей». Очевидно, что понимание государства может быть разным [1, с. 753].
Небезынтересным является мнение Е. Т. Гайдара, который указывает на важность определения понятия «государство» следующим образом: по его словам, «весь вопрос в целях и приоритетах государства в том, что, собственно, понимать под словом «государство»». Несмотря на отсутствие определенного ответа на этот вопрос, в работе «Государство и эволюция» можно проследить ход мысли автора, который полагает, что носителями государственности являются чиновники, а государство представляет собой не что иное, как аппарат государства, государственную машину. Позиция специалистов сильно отличается от вышеизложенной: по мнению большинства исследователей, в качестве носителя государственности выступает сообщество граждан, народа.
Точку зрения Е. Т. Гайдара разделяют некоторые отечественные исследователи, например, А. С. Ахиезер считает, что государство представляет собой профессиональный аппарат управления, выделившийся из общества. Несколько иначе к вопросу подходит Э. Я. Баталов, излагая представление о государстве как о механизме принуждения человека, которое «всегда было, есть и будет оставаться до тех пор, пока оно существует как всеобщий институт цивилизации» [2, с. 76].
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
2.1. Место и роль социальной функции в системе функций современного государства
Слово «функция» (от лат. functio) значит исполнение, совершение, служебная обязанность. Категория «функция» является широко используемым термином и трактуется в зависимости от деятельности, в которой применяется. В общепринятом смысле функция — это явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления, либо работа, производимая органом, организмом, либо обязанность, круг деятельности. Юридической науке удалось наполнить понятие функции государства особым политико-правовым смыслом, при этом имеются различные точки зрения на научную дефиницию данного понятия. В свою очередь, это дало возможность для становления отечественных научных школ и развития теории функции государства. Чаще всего в юриспруденции под функциями государства понимают действия государства, его деятельность и различные формы его воздействия на людей и их отношения. Для правильного понимания рассматриваемого понятия необходимо учитывать следующее [13, с. 19]:
1) в функциях государства проявляется его сущность и социальное назначение. Это связано с тем, что государство характеризуется разнообразием целей и задач, которые осуществляются в самых различных сферах жизни, и представляет собой сложное социальное явление, понять которое можно только через познание его функций; 2) сами функции государства прямо влияют на его структуру, а также на методы организации всех его элементов как политико-управленческой системы. В настоящее время существуют различные подходы к пониманию функций государства, на которые влияли и продолжают влиять история развития государства и экономическая среда, формирующая государство как политическую и социальную систему. Если в середине ХХ в. функции государства служили выражением и конкретизацией его классовой сущности3, то позже функциями государства стали называть то, что характеризует его предметно-политически, отражает ту или иную сторону сущности государства в данный период его развития.
Иначе говоря, это – содержание его государственной деятельности. Функции государства представляют интерес как для науки в целом, так и для правовой науки в частности, поскольку их содержание всегда находится в динамике, это бесконечно видоизменяющееся явление. При этом, возникая под воздействием тех или иных факторов, в том числе уже имеющихся объективно, изменение функций государства требует тщательного планирования.
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОГО АНАЛИЗА И ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Наиболее актуально в социал-демократических государствах шел длительный период становления модели социального государства, основным содержанием которого было постепенное накопление элементов такой модели, создание и совершенствование системы правового регулирования государственной политики, направленной на всеобщее благосостояние. В настоящее время Беларусь переживает период становления социальной государственности, который сложен, противоречив и требует нового осмысления многих позиций, связанных с ролью государства в гражданском обществе и их взаимодействием, проблемами законодательства, регулирующего социальную сферу и др.
Следует отметить, что формирование модели социального государства (как правило, понятия «социальное государство» и «социально ориентированное государство» рассматриваются как тождественные) предполагает значительную трансформацию функций государства, прежде всего социальной функции. Очевидно, что статус социального приобретает только государство, в системе внутренних функций которого социальная функция играет ведущую роль. Поэтому комплексное изучение социальной функции государства крайне важно для российской юридической науки и практики, в частности с точки зрения ее места в системе функций. Социальная функция сегодня настолько популярна в Беларуси, что практически ни одно публичное выступление президента, членов правительства, депутатов Палаты представителей не обходится без упоминания социальной сферы, социальных обязательств государства и социальной функции к сожалению, это не делает Беларусь более социальной, чем она есть, более того, количество бедных людей в стране растет и о процветании речи не идет [18, с. 154].
Проблема взаимосвязи функций государства и его социального назначения является актуальной в современных условиях. Ряд исследователей представляют эти определения практически идентичными. Другие критикуют вывод о том, что функции государства идентичны его социальному назначению. В большинстве классификаций государственных функций, разработанных в постсоветский период, социальная (или социально-экономическая) функция выделяется как самостоятельная, но ее определение и трактовка содержания существенно различаются между исследователями. Так, Н. И. Матузов и А. В. К внутренним функциям современного белорусского государства относятся: функция защиты прав и свобод человека, правопорядка; экономическая функция, которая заключается в разработке и согласовании государством основных направлений экономической политики в устойчивом режиме; функция налогообложения; экологическая функция; социальная защита населения. Последнее определяется авторами как направление деятельности государства, призванное обеспечить нормальные условия жизни общества и социальную защищенность личности [19, с. 208].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании исследования, проведенного в работе, можно сделать следующие выводы:
1. Государство понимается по-разному, отсутствует общепризнанное определение и понятие государства и его сущности. Существуют множество подходов к понятию и определению государства, которые отталкиваются от различных философских и социологических подходов. Предприняты попытки разработать и «чисто» правовой подход к определению государства. На наш взгляд, стройные и логичные учения о государстве еще впереди.
2. Государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
Раскрывая сущность взглядов на социальное государство Лоренца фон Штейна Милецкий В.П. писал: «государство обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».
Таким образом, исходным критерием выделения социального государства в особый тип стало государственное покровительство, опека, обращенные на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности.
Социальное государство – это не государство зависимости (иждивения). Социальное государство несет ответственность за существование общества, обеспечивает условия для достойной жизни каждого человека (принимает меры по получению образования и профессиональной подготовки, трудоустройству, оказанию помощи лицам, которые по объективным причинам не могут на равных конкурировать с другими на рынке труда и т.). В таком состоянии человек несет ответственность (обязанности) перед другими людьми и обществом.
Социальное государство может быть полностью описано только тогда, когда политико-правовая реальность и сущность государства социально ориентированы, когда в государстве достигнут высокий уровень экономического развития, позволяющий обеспечить достойный уровень жизни не только нескольких тысяч олигархов, но и всех без исключения граждан государства.
Такое государство должно иметь социально ориентированную экономику и мощный экономический потенциал, который позволит перераспределять доходы между всеми членами общества без ущерба для собственников, социальное государство должно играть роль посредника в построении таких отношений. Социальное государство, как посредник, обязано устранять, прежде всего, правовыми средствами Причины конфликтов в обществе и создавать условия для построения справедливого социального мира.
1. Александров, Н. Государство / Философская энциклопедия в 5 томах. Т. 5. Том. 1. / Александров Н. – М.: Амалфея. 1960. – 1118 с.
2. Ахиезер, А.С. Синкретизм или либерализм / Ахиезер А.С. 1995. № 4. – С. 63-89.
3. Баталов, Э.Я. Политическое – «слишком человеческое» / Баталов Э.Я. М.: Тетралист, 1995. – С. 5-14.
4. Беседин, Е.Э. Основные подходы к понятию механизма государства в современной юридической науке // Право и государство: теория и практика. / Беседин Е.Э. 2013. № 1 (97). С. 24-27.
5. Бурлацкий, Ф.М. Государство// Философский энциклопедический словарь. / Бурлацкий Ф.М. М.: Тетралист. 1983. –С. 123.
6. Гайдар, Е.Т. Государство и эволюция: монография. / Гайдар Е.Т. М.: Евразия, 1995. – 205 с.
7. Давыдов, И.И. Понятие и признаки механизма государства // Право молодых Сборник трудов международного образовательного форума: в 2-х частях. / Под ред. М.С. Трофимова. 2016. – С. 29-30.
8. Ильин, И.А. О сущности правосознания. / Ильин, И.А. М., 1993. – 235 с.
9. Политико-правовые ценности: история и современность / отв. ред. В.С. Нерсесянц. М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 256 с.
10. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. – 431 с.
11. Тарановский, Ф.В. Энциклопедия права. / Тарановский Ф.В. СПб, 2001. – С. 349.
12. Трубецкой, Е.Н. Энциклопедия права. / Трубецкой Е.Н. СПб, 2018. – С. 212.
13. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-ХП с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. - Минск: Амалфея, 2012. – 48 с.
14. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. К XIII конгрессу международной ассоциации правовой и социальной философии. Сб. переводов / пер. С.В. Лезова; отв. ред. В.Н. Кудрявцев, Н.Н. Разумович. Вып.1,2. М.: ИНИОН СССР, 1987, 1998. 195 с.
15. Чиркин, В.Е. Государствоведение. / Чиркин В.Е. М., 1999. – 400 с.
16. Аргучинцев, Г. К. История государства и права Республики Беларусь: в вопросах и ответах / Г. К. Аргучинцев. – Минск: Амалфея, 2012. – 216 с.
17. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права: учебник / А. Ф. Вишневский, Н. С. Горбаток, В. А. Кучинский; под ред. В. А. Кучинского; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – 2-е изд. – Минск: Акад. МВД, 2014. – 479 с.
18. Дождев, Д. В. Римское частное право: учебник для вузов / Д. В. Дождев; под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В. С. Нерсесянца. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004.– 784 с.
19. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. - М.: Дашков и К°, 2012. - 579 c.
20. Малько, А.В. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): учебное пособие / А.В. Малько. - К., 1997. - 64 с.