Введение
1 Теоретические основы проблемы особенностей репродуктивных установок мужчин в юношеском возрасте
1.1 Психологические особенности юношеского возраста
1.2 Репродуктивные установки и факторы их формирования
1.3 Социальная фрустрированность как фактор репродуктивных установок мужчин в юношеском возрасте
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи репродуктивных установок и социальной фрустрированности у мужчин в юношеском возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Первичный эмпирический материал
Введение
Актуальность темы исследования связана с высокой значимостью изучения репродуктивных установок в юношеском возрасте. Современные условия жизнедеятельности обуславливают определенный образ жизни молодых людей, характер отношений с окружающей действительностью, представления о будущей профессиональной деятельности, а также о структуре своей будущей семьи. Особенно важным периодом, когда складываются предпосылки для становления взглядом на будущее, является юношеский возраст.
В юношеском возрасте формируется мировоззрение, нравственные убеждения, семейно-брачные и репродуктивные установки. Потребность в детях представляет собой одну из социальных потребностей личности, которая определяет специфику репродуктивного поведения и характеризующая стремление социализированного индивида, вступившего (или только намеревающегося вступить) в брак, создать семью с числом детей, принятым в обществе.
С каждым десятилетием в нашей стране отмечается тенденцию к снижению числа детей в семье. При этом, такая тенденция рассматривается населением в рамках нормы. Многие факторы (социально-экономические, социальные, психологические) оказывают влияние на формирование репродуктивных установок в юношеском возрасте.
Социальная среда сегодня носит нестабильный характер, молодым людям необходимо ставить определенные цели и достигать успехов в различных аспектах своей жизнедеятельности, однако на пути достижения определенных жизненных целей личность сталкивается с барьерами. Одним из факторов репродуктивных установок мужчин в юношеском возрасте может выступать социальная фрустрированность.
Социальная фрустрированность как социально-психологический феномен является недостаточно разработанной категорией. Отдельные стороны этого феномена анализируются в работах Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева, М.А. Беребина, Л.И. Ермолаевой.
Проблемой изучения репродуктивных установок среди молодежи занимались В.В. Бойко, Е.Б. Головляницина, В.И. Дунай, Т.В. Пальцева, Н.М. Полякова, А.Н. Родионов, А.В. Смирнова, Т.Ю. Сорокина, А.Н. Сучков, И.Я. Чернявский и др.
Однако, исследований, направленных на выявление репродуктивных установок в связи с социальной фрустрированностью, в современной литературе недостаточно.
Объект исследования: потребностно-мотивационная сфера личности мужчин в юношеском возрасте.
Предмет исследования: особенности репродуктивных установок мужчин в юношеском возрасте.
1 Теоретические основы проблемы особенностей репродуктивных установок мужчин в юношеском возрасте
1.1 Психологические особенности юношеского возраста
В современной психологической литературе юношеский возраст анализируется как значимый возрастной период, когда происходит созревание личности, складываются социальные установки, мировоззрение, преобразовываются ценностные ориентации.
По мнению Б.Г. Ананьева, юношеский возраст представляет собой сенситивный период для развития социально-психологических качеств индивида [1, с. 46]. В современной возрастной периодизации юношеский возраст принято разделять на раннюю юность (от 15 до 17 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет) [2, с. 113].
Ценность юношеского возраста заключается в том, что в этот возрастной период преобразуются личностные свойства, происходит окончательное становление образа «Я», формирование ценностно-смысловой сферы личности изменяется потребностно-мотивационная и эмоционально-волевая сферы личности, а также характер отношений с окружающим миром [3, с. 119].
Центральным психологическим новообразованием студенческого возраста является становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Это связано с усилением самоконтроля, самоуправления, совершенствованием интеллекта [4, с. 286].
Становление самосознания в юношеском возрасте способствует появлению тенденции к подчеркиванию собственной индивидуальности, формированию собственной модели личности, посредством которой они определяют свое отношение к окружающим людям. В этот период происходит открытие своего внутреннего мира. Открытие своего уникального мира в юношеском возрасте связано с драматическими переживаниями. Так, осознание ценности собственной личности влечет за собой осознание чувства одиночества. Юношеское самосознание носит нестабильный, диффузный характер [5, с. 129].
Одним из важнейших психологических характеристик студенческого возраста является самоуважение. Юноши и девушки с низким самоуважением (неприятием себя, неудовлетворенностью собой, презрением к себе, отрицательной самооценкой и т.д.) обычно являются менее самостоятельными, более внушаемыми и конформными, более ранимыми и чувствительными к критике, а также более неприязненно относятся к окружающим людям. Они преимущественно беспокоятся о том, что думают о них другие люди; тяжело переживают неуспехи в своей деятельности Юноши и девушки с низким самоуважением отличаются большой склонностью к рефлексии и чаще других находят в себе недостатки. Потому
2 Эмпирическое исследование репродуктивных установок и социальной фрустрированности у мужчин в юношеском возрасте
2.1 Организация и методы исследования
Исследование осуществлялось на базе ГУО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины».
Всего в исследовании приняли участие 60 студентов Гомельского государственного университета и. Ф. Скорины. Выборка исследования была поделена на две группы: в группу «А» вошли» 30 студентов в возрасте от 18 до 19 лет (поздняя юность), в группу «Б» вошли» 30 студентов в возрасте от 15 до 16 лет (ранняя юность).
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь репродуктивных установок и социальной фрустрированности у мужчин в юношеском возрасте.
Эмпирическое исследование включало 3 этапа:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, отбор методов и методик диагностики, формирование выборки;
2) изучение репродуктивных установок и социальной фрустрированности у мужчин в юношеском возрасте с помощью тестирования;
3) выявление статистической связи между репродуктивными установками и социальной фрустрированностью у мужчин в юношеском возрасте.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
1. Методика изучения репродуктивных установок А.И. Антонова.
Назначение методики: выявление предпочитаемого числа детей (желаемое, ожидаемое, идеальное число детей).
Испытуемым предлагается ответить на 3 вопроса:
1) какое количество детей в семье является для идеальным?
2) сколько всего детей Вы собираетесь иметь?
3) сколько детей вы ожидаете в ближайшем будущем?
Идеальное число детей трактуется как отражение социальной нормы детности, желаемое число – как индикатор потребности в детях, а ожидаемое число детей в ближайшем будущем – как установочные ориентации, как репродуктивные установки, прогнозирующие тенденции рождаемости.
2. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» Л. И. Вассермана.
Назначение методики: выявление уровня социальной фрустрированности. С помощью методики можно выявить степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности, т.е. социальное благополучие. Методика разработана в
Заключение
Проведенный теоретический анализ литературы показал, что юношеский возраст представляет собой сенситивный период для развития социально-психологических качеств индивида. В этот возрастной период происходит окончательное становление образа «Я», формирование ценностно-смысловой сферы личности изменяется потребностно-мотивационная и эмоционально-волевая сферы личности, а также характер отношений с окружающим миром. В юношеском возрасте появляются предпосылки для становления зрелости личности, формируется ответственность и социальная ответственность, складывается отношение к семейной и родительской роли.
Понятие «репродуктивная установка» в психологии традиционно рассматривается в контексте социальной установки, под которой понимается ценностное отношение к социальному объекту, которое выражается в готовности к положительной или отрицательной реакции на него. Репродуктивная установка – это социально-психическое состояние личности, которое обусловливает взаимную согласованность различного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Согласно современным представлениям, репродуктивная установка имеет сложную структуру, включая поведенческий, эмоционально-оценочный и когнитивный компоненты. Формирование репродуктивной установки начинается в дошкольном возрасте и закачивается к достижению возраста ранней юности.
Одним из факторов репродуктивных установок мужчин в юношеском возрасте является социальная фрустрированность. Социальная фрустрированность – это специфический комплекс переживаний и отношений личности, который возникает в ответ на действие фрустрирующих факторов; следствие невозможности реализации личностью своих актуальных социальных потребностей. Детерминантами социальной фрустрированности являются неудовлетворенность индивида своими социальными достижениями в различных аспектах жизнедеятельности. Повышенная социальная фрустрированность способствует снижению социальной адаптации, а также снижению качества жизни, степени удовлетворенности своей жизнью в целом. Социальная фрустрированность может возникать по причине фрустрации потребности в детях.
Эмпирическое исследование особенностей репродуктивных установок в юношеском возрасте, позволило установить, что идеальное число детей в семье в возрасте поздней взрослости преимущественно равно двум, а в возрасте ранней юности – равно одному ребенку. Желаемое число детей в возрасте поздней юности и в возрасте ранней юности преимущественно равно одному. Ожидаемое число детей в возрасте поздней юности и в возрасте ранней юности преимущественно равно нулю. Сравнение двух выборок показало, что у юношей в возрасте поздней юности (18-19 лет)
1 Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б Г. Ананьев // Избр. психол. тр.: в 2 т. – М., 1980. – Т. 2. – С. 103-127.
2 Шнейдер, О.В. Особенности юношеского возраста / О.В. Шнейдер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-7. – С. 52-53.
3 Кон, И. С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 225 с.
4 Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
5 Малютина, Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте / Т.В. Малютина // Омский научный вестник. – 2014. – № 2 (126). – С. 129-133.
6 Бражникова, А.Н. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / А.Н. Бражникова, Ю.В. Тищенко // Вестник Брянского гос. ун-а. – 2012. – № 1 (1). – С. 1-5.
7 Мерзлякова, С.В. Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / С.В. Мерзлякова. – Астрахань, 2006. – 17 с.
8 Буслаева, Е.Л. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы / Е.Л. Буслаева // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 16-22.
9 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.
10 Мурзина, С.М. Психология и типология личности студента / С.М. Мурзина // Ученые записки ОрлГУ. – 2010. – № 2. – С. 154-158.
11 Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
12 Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л.А. Йоваша. – М.: Просвещение, 1983. – 28 с.
13 Закирова, М.А. Развитие ответственности в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / М.А. Закирова. – Казань, 2010. – 18 с.
14 Блохина, А.А. К проблеме влияния стереотипов на становление самосознания в старшем школьном возрасте / А.А. Блохина // Вестник ТГПУ. – 2014. – № 2. – С. 18–24.
15 Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
16 Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект, 2005. – 336 с.
17 Ращупкина, Ю.В. Зрелая личность: психологические подходы к исследованию / Ю.В. Ращупкина // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2013. – № 2. – С. 72-75.
18 Социальная психология: хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
19 Дунай, В.И. Родительские установки современных студентов / В.И. Дунай, Н.Г. Аринчина, В.Н. Сидоренко // Репродуктивное здоровье. Восточная Европа. Междунар. научно-практич. журнал. – 2012. – № 2 (20). – С. 206-209.
20 Родионов, А.Н. Психологическая характеристика представлений в юношеском возрасте об отношениях со своими будущими детьми: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / А.Н. Родионов. – Смоленск, 2009. – 18 с.
21 Сорокина, Т.Ю. Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Т.Ю. Сорокина. – Самара: СГПУ, 2007. – 20 с.
22 Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
23 Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2-х т. / Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. – Т. 2. – 376 с.
24 Антонов, А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов) / А. Антонов. – М.: Просвещение, 1998. – 468 с.
25 Смирнова, А.В. Брак с детьми или без детей: установки молодоженов (На материале Ивановской области) / А.В. Смирнова // Женщина в российском обществе. – 2010. – № 4. – С. 17–21.
26 Полякова, Н.М. Факторы репродуктивных установок студенческой молодежи / Н.М. Полякова, И.Я. Чернявский // Сибирский медицинский журнал. – 2010. – № 1. – С. 73-77.
27 Головляницина, Е.Б. Роль социально-психологических факторов в репродуктивных намерениях / Е.Б. Головляницина // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. – М.: НИСП, 2007. – С. 136–140.
28 Бойко, В.В. Репродуктивное поведение семьи и личности: Социально-психологическое изучение рождаемости: автореф. дис. ... докт. психол. наук: 19.00.05 / В.В. Бойко. – Л., 1981. – 18 с.
29 Пальцева, Т.В. Психологические условия становления и развития репродуктивных установок в детско-юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Т.В. Пальцева. – Москва, 2006. – 20 с.
30 Сучков, А.Н. Репродуктивные установки в студенческой среде (по материалам социологического исследования) / А.Н. Сучков // Высшее образование в России. – 2014. – № 1. – С. 54-58.
31 Егорова, Н.Ю. Родительско-детские отношения в браках и сожительствах / Н.Ю. Егорова // Женщина в российском обществе. – 2008. – № 3. – С. 23–30.
32 Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 491 с.
33 Фрустрация: понятие и диагностика / Сост. Л.И. Дементий. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 68 с.
34 Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 1983. – 368 с.
35 Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и ее практическое применение / Авт.-сост. Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, М.А. Беребин. – СПб.: НИПНИ им. Бехтерева. – 28 с.
36 Ермолаева, Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Л.И. Ермолаева. – М., 1993. – 23 с.
37 Джанерьян, С.Т. Социальная фрустрированность студентов (юношей и девушек) в связи с их индивидуально-психологическими особенностями / С.Т. Джанерьян, И.Н. Астафьева // Приволжский научный вестник. – 2015. – № 4. – С. 160-166.
38 Кузьмина, Е.И. Исследование детерминант свободы-несвободы личности от фрустрации / Е.И. Кузьмина // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 86-94.
39 Шухлова, Ю.А. Социальная фрустрированность как условие затруднений адаптации у современной молодежи / Ю.А. Шухлова // Личность в экстремальных условия и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2014. – № 4. – С. 280-282.