В современный период развития нашего общества, реализация норм административного права является одной из самых актуальных задач государственно-правовой деятельности. Административно-правовые нормы имеют огромное значение для всего общества в целом и для каждого человека в отдельности, поскольку в них представлена воля государства, выраженная через нормативные правовые акты его органов, касающиеся обеспечения прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов в сфере публичного управления. Нормы административного права выполняют огромную роль в регулировании, организации и функционировании государственного аппарата, обеспечивая посредством административных процедур и регламентов должное и своевременное определение позитивных общественных отношений в сфере государственного управления.
Одной из актуальных проблем современного административного права, является проблема административной ответственности, как в материальном, так и в процессуальном аспекте. Значение института административной ответственности в механизме обеспечения правопорядка за последние годы резко возросло.
Данный вид ответственности является одним из основных средств обеспечения правопорядка в сфере государственного управления. Однако на пути реализации мер административной ответственности имеется достаточно много правовых и организационных проблем.
Цель исследования – изучить понятие, сущность ипринципы административной ответственности.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие при административной ответственности.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, регулирующие административную ответственность.
Исходя из цели и объекта исследования, нами были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и виды юридической ответственности;
- охарактеризовать понятие и признаки административной ответственности;
- раскрыть понятие субъекта административной ответственности;
- проанализировать проблемы административной ответственности юридических лиц;
- рассмотреть принципы административной ответственности.
Юридическая ответственность представляет собой сложный, многофункциональный феномен, непосредственно связанный с правовой нормой, правоотношением, правоприменением, правонарушением. В.А. Кучинским юридическая ответственность рассматривается в качестве разновидности государственного принуждения, которая не может функционировать вне его пределов [13, с. 57].
В научной правовой литературе юридическая ответственность представляется разновидностью социальной ответственности. При этом можно встретить различные определения данного понятия, основная суть которых сводится к тому, что юридическая ответственность – это применение к лицам, которые совершили правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения с соблюдением установленной процедуры [25, с. 465; 26, с. 319]. Таким образом, большинство ученых сходится во мнении, что юридическая ответственность является реакцией государства на совершенное правонарушение.
Кроме того, в научной литературе выделяют понимание юридической ответственности в широком (философском) и узком (специальном) значении. В широком значении понятие ответственности понимается как отношение лица к обществу и государству, к другим лицам и с точки зрения выполнения им определенных требований, сознания и правильное понимание гражданином своих обязанностей или же долга по отношению к обществу, государству и другим лицам. В узком же значении юридическая ответственность толкуется как реакция государства на совершенное правонарушение.
Юридическая ответственность, как и любой другой вид социальной ответственности, едина и включает в себя как ответственность за будущее поведение (позитивную, добровольную), так и ответственность за прошлое противоправное поведение (негативную, государственно-принудительную).
В то же время в статьях, например, Уголовного Кодекса Республики Беларусь (далее – УК) [28] юридическая ответственность не сводится только к наказанию. Наказание как таковое – это форма реализации ответственности. Возникнув у определенного лица вследствие совершения им правонарушения, юридическая ответственность может в результате многих причин оставаться нереализованной, правонарушитель по различным предусмотренным законом основаниям может освобождаться от наказания при сохранении за ним
Из определения административной ответственности, сформулированного ст. 4.1 КоАП [10], можно сделать вывод, что субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица.
Относительно физических лиц основные признаки субъекта правонарушения содержатся в КоАП [10]. Например, ст. 4.3 закрепляет возраст, с которого наступает административная ответственность; ст. 4.6 регулирует вопросы административной ответственности несовершеннолетних; ст. 4.7 предусматривает ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине; ч. 1 ст. 4.8 устанавливает условия привлечения к административной ответственности физического лица как индивидуального предпринимателя.
О юридических лицах сказано гораздо меньше. В ч. 2 ст. 4.8 КоАП говорится лишь о том, что «юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП.
В научной литературе все субъекты административной ответственности делятся на три подгруппы: общие, специальные и особые.
К общим субъектам административных правоотношений относится термин «граждане». Поэтому введение законодателем других терминов, уточняющих правовое положение иных субъектов административного правонарушения и ответственности, указывает на специфичность их положения относительно квалификации и применения либо реализации административной ответственности. Общий субъект административной ответственности – это субъект административного правонарушения, т.е. гражданин, который не обладает своеобразием правового положения, влияющего на применение и реализацию административной ответственности.
Если речь идет о специфичности субъектов, то их принято называть специальными.
Общие и специальные признаки субъекта административной ответственности включаются в состав административного правонарушения и характеризуют субъекта с точки зрения его соответствия параметрам субъекта административной ответственности.
Частью 1 ст. 4.2 КоАП [10] определены принципы административной ответственности – законность, равенство перед законом, неотвратимость ответственности, виновная ответственность, справедливость и гуманизм.
Принцип законности административной ответственности означает, что привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании КоАП (ч. 2 ст. 4.2 КоАП). Часть 2 ст. 1.1 КоАП [10] определено, что данный нормативный правовой акт является единственным законом об административных правонарушениях, который действует на территории Республики Беларусь.
Сущность принципа законности состоит в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.
Применение административной ответственности невозможно по аналогии. Аналогией закона называется восполнение пробела в праве, когда закон применяется к случаям, прямо не предусмотренным, но аналогичным тем, которые непосредственно регулируются этим законом. Из этого следует, что закон следует понимать в точном соответствии с его текстом. Пробелы в законе нельзя восполнять посредством расширительного или ограничительного толкования, в подобных случаях необходимо издание нового закона [14, с. 77].
Таким образом, обеспечение законности означает как равенство граждан перед законом и судом, создание возможностей фактического соблюдения законов и иных правовых актов всеми физическими и юридическими лицами, государственными органами и должностными лицами, так и неотвратимость наказания за совершение правонарушений, наличие надлежащего правоохранительного механизма для эффективной борьбы с противоправными проявлениями, общих (экономических, политических, нравственных и психологических), а также специальных гарантий законности: надзора и контроля за ее состоянием; эффективной системы мер юридической ответственности, защиты и восстановления нарушенного права; мер по совершенствованию законодательства, выявлению, предотвращению и профилактике правонарушений. Все это требует совместных усилий, взаимодействия, согласованных действий различных ветвей власти на всех уровнях государственной организации. Это основная функция судебной власти,
Рассмотрев вопросы административной ответственности, нами были сделаны следующие выводы:
1. юридическая ответственность – это субъективная обязанность правонарушителя претерпеть предусмотренные законодательством неблагоприятные, карающие его последствия совершенного им противоправного виновного деяния. В научной и учебной литературе самой распространенной является классификация юридической ответственности по отраслевому признаку. Так, выделяют уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую и материальную ответственность;
2. административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, устанавливается государством через издание правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, применяемые к правонарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях, исполнения мер ответственности. Административная ответственность является составляющей административного принуждения и соотносится с последним как часть и целое. Легальное определение административной ответственности содержится в ст. 4.1 КоАП. Основными признаками административной ответственности являются выражение в административном взыскании и основывание на совершении административного правонарушения;
3. субъектом административной ответственности согласно КоАП могут быть физические и юридические лица. Нормы КоАП регламентируют признаки физического лица как субъекта административной ответственности, однако признаки юридического лица не раскрываются. В научной литературе все субъекты административной ответственности делятся на три подгруппы: общие, специальные и особые;
4. административная ответственность юридических лиц, согласно КоАП, может наступать только за виновное правонарушение. В отсутствие вины юридического лица административная ответственность к ним применяться не может. При этом в КоАП предусмотрена двойная ответственность – самого юридического лица и его должностных лиц;
5. В КоАП законодательно сформулированы следующие принципы административной ответственности: законности, равенства граждан перед законом, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности, справедливости, гуманизма. Рассмотренные принципы являются важнейшей гарантией от необоснованного привлечения к административной ответственности, гарантией соблюдения прав и свобод любого гражданина.
1. Административное право: Учебник для вузов / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 566 с.
2. Административное право : Учебник / под общ.ред. Л.Н. Рябцева. – Минск : Амалфея, 2013. – 416 с.
3. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Минск: Дикта, 2004. – 405 с.
4. Батычко, В.Т. Административное право: конспект лекций / В.Т. Батычко. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. – 462 с.
5. Бахрах, Д.Н. Административное право : учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2008. – 816 с.
6. Бахрах, Д.Н. Коллективные субъекты административного права / Д.Н. Бахрах. – СПб: Вестник СПбГУ, 2008. – С. 26-28.
7. Василевич, Д.Г., Павлова, А.А. Реализация принципа равенства всех перед законом и судом в Республике Беларусь / Д.Г. Василевич, А.А. Павлова. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/7244/2/Vasilevich_D_G_Pavlova_A_A_Nauchnye_trudy_2012_S_476-480__ocr.pdf. – Дата доступа: 01.11.2017.
8. Гавриленко, Д.А. Административное право: учебное пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; под ред. Д.А. Гавриленко. – Минск: Амалфея, 2002. – 416 с.
9. Галаган, И.А. Административная ответственность в СССР / И.А. Галаган. – Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1970. – 252 с.
10. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апр. 2003 г., № 194-З : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. ; одобрен Советом Респ. 2 апр. 2003 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 янв. 2017 г. № 16-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
12. Крол, Н.Н. Ответственность юридического лица: понятие и принципы / Н.Н. Крол // Материалы Полесского государственного университета. – 2016. – С. 29-32.
13. Кучинский, В.А. О понятии юридической ответственности как фундаментальной категории юриспруденции / В.А. Кучинский // Юридическая ответственность: проблемы теории и практики: сборник научных трудов. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 1996. – С. 56-61.
14. Липинский, Д.А. О понятии и методологии исследования юридической ответственности / Д.А. Липинский // Вектор науки ТГУ. – 2009. – № 1(4). – С. 76-82.
15. Моисеева, А.Н. Административная ответственность по законодательству Республики Беларусь / А.Н. Моисеева // Материалы конференции студентов, магистрантов и аспирантов БГУ. – 2017. – С. 77-86.
16. О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях : Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 25 сентября 2014 г. № 15 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
17. Плетенев, Д.А. Проблемы административной ответственности юридических лиц. Дисс….канд. юр. наук : 12.00.14 / Д.А. Плетенев. – Минск, 2004. – 189 с.
18. Потапкин, С.С. Принцип неотвратимости юридической ответственности и проблемы его реализации в правоприменительной практике. Автореф. дис.... канд. юрид наук // С.С. Потапкин. – М., 2009. – 170 с.
19. Практика применения судами норм Общей части КоАП при рассмотрении дел об административных правонарушениях (по материалам обзора) // Судовы веснiк. – 2014. – № 4. – С. 11-22.
20. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 20 дек. 2006 г., № 194-З : принят Палатой представителей 9 ноябр. 2006 г. : одобрен Советом Респ. 1 дек. 2006 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 окт. 2016 г. № 439-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
21. Рогачева, О.С. Административная ответственность : учебно-методическое пособие / О.С. Рогачева. – Воронеж : Издательство Воронежского государственного университета, 2011. – 216 с.
22. Романова, В.И. Административная ответственность юридических лиц / В.И. Романова // Материалы БГУ. – Серия D. – 2016. – С. 33-38.
23. Словарь административного права / И.Л. Бачило [и др.]; под общ. ред. И.Л. Бачило. – М.: Фонд «Правовая культура», 1999. – 318 с.
24. Телятицкая, Т.В. Административное право / Т.В. Телятицкая. – Минск : Тетралит, 2013. - 224 с.
25. Теория государства и права / под ред. М.Н. Марченко. – М.: 2011. – Т.1 – 516 с.
26. Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина и Ю.А. Дмитриева. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 761 с.
27. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июл. 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июн. 1999 г. ; одобрен Советом Респ. 30 июн. 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 окт. 2016 г. № 439-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
28. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июл. 1999 г., № 275-З ; принят Палатой представителей 2 июн. 1999 г. ; одобрен Советом Респ. 24 июн. 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2017 г. № 53-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.