2. Эмпирическое исследование личностных особенностей медицинских сестер с низким уровнем эмоционального выгорания
2.1 Характеристика выборки и психодиагностического инструментария
2.2 Анализ результатов исследования эмоционального выгорания у медицинских сестер
2.3 Анализ результатов исследования личностных особенностей медицинских сестер с низким уровнем эмоционального выгорания
2.4 Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания
Заключение
Список использованных источников
2. Эмпирическое исследование личностных особенностей медицинских сестер с низким уровнем эмоционального выгорания
2.1 Характеристика выборки и психодиагностического инструментария
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе УЗ «Гомельская городская клиническая больница №1 г. Гомеля».
Всего в исследовании приняли участие 60 медицинских сестер терапевтических отделений в возрасте от 25 до 46 лет.
Цель эмпирического исследования: выявить личностные особенности медицинских сестер с низким уровнем эмоционального выгорания.
Эмпирические задачи:
1) определить уровень эмоционального выгорания у медицинских сестер;
2) выявить личностные особенности в группе медицинских сестер, обладающие низким уровнем эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования: медицинские сестры с низким уровнем эмоционального выгорания характеризуются эмоциональной устойчивостью и самоконтролем.
Этапы проведения эмпирического исследования:
1) отбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение эмоционального выгорания и индивидуально-личностных особенностей у медицинских сестер посредством тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ, формулирование выводов.
Методы исследования: анкетирование, тестирование, количественный и качественный анализ.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Назначение методики: выявление стадий и симптомов эмоционального выгорания. Методика разработана В.В. Бойко в 1996 г, методологической основой которой является теория развития и протекания стресса Г. Селье. Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». По мнению автора методики, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего, профессионального поведения.
1 Бойко, В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания // Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2009. – С. 161–169.
2 Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Наука, 1996. – 154 с.
3 Малышев, И.В. Профилактика психического здоровья и дезадаптационных проявлений личности на ранних этапах эмоционального выгорания / И.В. Малышев // Ученые записки Пед. института Саратовского университета. – 2008. – № 3-4. – С. 33-42.
4 Соловьева, О.В. Психологическая профилактика профессионального выгорания у медицинских работников / О.В. Соловьева, С.Б. Темрокова // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. – 2016. – № 1. – С. 115-119.
5 Таткина, Е.Г. Особенности ранней психопрофилактики эмоционального выгорания у медицинских сестер: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Е.Г. Таткина. – Томск, 2010. – 19 с.
6 Уварова, Г.Н. Профилактика проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер лечебных учреждений различного профиля: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / Г.Н. Уварова. – Тверь, 2013. – 18 с.