Введение
Глава 1. Защита прав человека в рамках международного права
1.1 Международно-правовая основа защиты прав и свобод граждан
1.2 Многообразие и характеристика основных международных документов в области защиты прав и свобод человека
Глава 2. Международные органы по осуществлению международной защиты прав и свобод человека
2.1 Международно-правовая защита правам свобод человека в рамках Комитета по правам человека
2.2 Международно-правовая защита правам свобод человека в рамках Комитета экспертов по социальным и экономическим правам
2.3 Международно-правовая защита правам свобод человека в рамках Комитета по правам женщинам
2.4 Международно-правовая защита правам свобод человека в рамках Комитета по ликвидации расовой дискриминации
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Более полное претворение жизнь прав свобод граждан зависит от множества самых разнообразных по характеру факторов, каждый из которых выступает качестве гарантий прав свобод. Гарантии - один из вопросов проблемы правильного применения правовых норм, законности многих других процессов правовой деятельности. Гарантии нужны не сами по себе, для возможно полного претворения жизнь прав свобод. Провозглашение прав основных свобод человека гражданина занимает центральное место ныне действующей Конституции Республики Беларусь. статье 2 Основного закона установлено: «Человек, его права, свободы гарантии их реализации являются высшей ценностью целью общества государства».
Актуальность темы данной работы заключается в бесспорности того, что права свободы, прежде всего, нуждаются гарантиях. Более того, без соответствующих гарантий, провозглашенные в конституциях, законах, права свободы - пустой звук. «На бумаге, - замечает К. Маркс, - легко можно прокламировать конституции, право каждого гражданина на образование, на труд и, прежде всего, на известный минимум средств существования Права человека и гражданина являются важнейшей отраслью международного публичного права, которая представляет собой совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.
Права человека в собственных проявлениях являются признаком цивилизованности стран и благополучия жителей, основой решения ключевых социальных и индивидуальных трудностей. Обеспечение защиты прав человека и его основных свобод каждое государство должно отмечать в числе основных перед ней стоящих задач, и не только отмечать, но и реализовывать эту защиту. Права человека, как категория права, обладает спецификой и отличается особой сложностью, что ведет к отсутствию единой точки зрения относительно рассматриваемого правового явления. Мировое сообщество стремится выработать и нормативно закрепить единые подходы, правила, которые позволят обеспечить правовую и социальную защищенность человека и гражданина, а также сформировать единую процедуру реализации прав и законных интересов личности.
ГЛАВА 1. ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1 Международно-правовая основа защиты прав и свобод граждан
Каждое государство обязано защищать права человека, а это означает принятие мер по защите прав и свобод человека, охране здоровья граждан, обеспечению благоприятной среды, защите прав собственности, установлению общественного порядка. Конкретные меры реализуются путем принятия национальных и международных правил. Международная защита прав человека – это совокупность международно-правовых норм, обеспечивающих и уважающих права и свободы человека в договорном порядке, устанавливающих на практике обязательства государств по правам и свободам. Современная международно-правовая система защиты прав человека основана на Международной хартии прав человека.
Основным документом, призванным обеспечить полное уважение прав человека, является Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций в 1948 году. Текст декларации является первым глобальным определением прав, которыми пользуются все. Он состоит из 30 статей и является частью международного Билля о правах человека. Этот документ посвящен правам человека. Права человека в нем воспринимаются как своеобразная форма олицетворения идеи человеческой независимости и равенства, общепринятых нравственных основ, а также надежности, сострадания, человечности. Декларация и содержащиеся в ней многоцелевые положения применяются ко всем, где бы они ни находились и в любое время. Следует отметить, что декларация носит рекомендательный характер, но несмотря на это, законодательство большинства стран опирается на ее положения [1].
В соответствии с декларацией был принят ряд документов, имеющих обязательную силу для всех государств-членов ООН: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В соответствии с этими документами государства обязуются содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод всех людей независимо от расы, пола, языка или религии». Комитет ООН по защите прав человека является одним из важнейших международных защитных органов в области прав человека, который был создан в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН 1976 года после вступления в силу международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года. Комиссия выполняет свои функции путем оценки национальных докладов и рассмотрения индивидуальных жалоб.
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
2.1 Международно-правовая защита правам свобод человека в рамках Комитета по правам человека
В эпоху активного развития международного права одной из актуальных проблем остается реализация его положений. Более того, насколько эффективно выполняются международно-правовые обязательства государств в области защиты прав человека.
В рамках крупнейшей международной межправительственной организации – Организации Объединенных Наций (ООН) существует множество различных органов и комитетов, деятельность которых направлена на защиту прав человека, особенно тех, кто чаще всего подвергается дискриминации по признаку расы, национальности, пола или социального статуса, политических или религиозных убеждений. Особое место среди механизмов в области защиты прав человека занимают договорные органы (договорные органы), которые создаются и функционируют в соответствии с международными договорами, принятыми государствами-членами ООН в области защиты прав человека. Основной задачей этих органов является мониторинг соблюдения государствами своих обязательств по конвенциям. В структуре Организации Объединенных Наций есть десять таких органов, но наиболее интересным является работа комиссии ООН по правам человека (комитета), созданной в соответствии с положениями международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года. 1 комитет по правам человека действует с момента вступления в силу международного пакта о гражданских и политических правах в 1976 году. Комплекс гражданских и политических прав включает в себя право на жизнь, право на самоопределение, запрет на рабство и пытки, свободу и личную безопасность для всех, свободу мысли, совести и религии, свободу собраний, право национальных меньшинств на свою культуру и обычаи и другие права(Статья 3).. 1, 6, 7, 8, 18, 21, 22, 27) [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в рамках Организации Объединенных Наций постоянно действуют экспертные органы, созданные на основе универсальных международных договоров по правам человека: Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, комитет по экономическим, социальным и культурным правам, комитет по детям, Комитет против пыток, комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Международный пакт о гражданских и политических правах учредил комитет по правам человека, состоящий из 18 членов, сроком на четыре года и выполняющий функции в личном качестве. Государства представляют комитету доклады о положении в области прав человека в своих странах. Комитет может прокомментировать эти доклады. Факультативный протокол к Конвенции предусматривает возможность обращения отдельных лиц в комитет с жалобами на нарушения прав человека их правительством (протокол был ратифицирован Россией в 1989 году).
Комитет по ликвидации расовой дискриминации, созданный в соответствии с международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, состоит из 18 экспертов, избранных государствами-участниками Конвенции тайным голосованием. Комитет рассматривает доклады о законодательных, судебных, административных или иных мерах, принятых государствами-участниками Конвенции для осуществления положений Конвенции; вносит предложения и общие рекомендации на основе обзора этих докладов; оказывает помощь в разрешении споров между государствами-участниками в отношении применения Конвенции; принимает и рассматривает сообщения отдельных лиц или групп в пределах юрисдикции государств-членов, признающих компетенцию Комитета по ликвидации расовой дискриминации в этом отношении.
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, созданный в соответствии с международной конвенцией об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, также состоит из 18 экспертов. Она была учреждена ЭКОСОС для рассмотрения докладов об осуществлении конвенции.
1 Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. - Мн.2002.
2 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998.
3 Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, 09.12.1948 // Права человека: Сборник международных договоров. — Нью-Йорк, 1989.
4 Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 21.12.1965 // Права человека: Сборник международных договоров. – Нью-Йорк, 1989.
5 Международный пакт о гражданских и политических правах, 16.12.1966 // Права человека: Сборник международных договоров. Нью-Йорк, 1989.
6 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 16.12.1966 // Права человека: Сборник международных договоров. Нью-Йорк, 1989.
7 Дмитриев Д.С. Проблема международного сотрудничества государств в области защиты прав и свобод человека // Фундаментальные основы правового государства и актуальные вопросы реформирования современного законодательства, сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 161-165.
8 Международное право: учебник для бакалавров / отв. ред. К.А. Бекяшев. – М.: Изд-во Проспект, 2016. - 320 с. 4. Проблемы международной защиты прав человека // Режим доступа: https://studbooks.net/1000881/pravo/problemy_mezhdunarodnoy_zaschity_prav_cheloveka.
9 Прусенок Г.В. Международные стандарты в области защиты прав человека // Государство и право в изменяющемся мире: новые векторы судебной реформы Материалы III научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 50-53.
10 Саиев Ю. У. Основные международные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина // Молодой ученый. 2018. №46. С. 183-185
11 Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/pactpol.shtml
12 Лукьянцев Г.Е. Международный контроль в области прав человека: тенденции и перспективы. – М., 2005. – С. 70.
13 Безбородов Ю.С. Международные модельные нормы: дис. … канд. юрид. наук. – Казань, 2003. – С. 106.
14 Москаленко К.А. Международная защита прав человека с использованием некоторых международно-правовых механизмов. – М., 2004. – С. 123
15 Домашнее насилие: социально-правовой аспект / под общ. ред. Е. Н. Ершовой. М.: «Консорциум женских неправительственных объединений», 2013. – 323 с.
16 Забелина Т. Ю. Домашнее насилие в отношении женщин: государственная проблема или «личное дело»? // Женщина в российском обществе. 2008. № 4.
17 Конвенция ООН о ликвидация всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г.: ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 10 февраля 1989 г. // Сб. международных договоров СССР. М., 1983. Вып. 37. С. 26–36.