ВВЕДЕНИЕ
Музыку как коммерческий вид творческой деятельности начали рассматривать сравнительно недавно. Поводом этому послужило появление различных организаций, в том числе PR-организаций, занимающихся реализацией музыкального продукта. Деятельность таких организаций нацелена на раскрутку артиста как бренда с целью последующей продажи продукта его интеллектуальной деятельности, то есть музыки. Успешная реализация продукта подразумевает эффективное распространение материала с использованием множества различных контактов и каналов с целью донесения музыки до самых разных целевых аудиторий. Именно на этом этапе и берет свое начало Public Relations в данной сфере.
Одним из каналов распространения музыки является радиоэфир. 1990-е годы явились временем, когда российское радио стремилось компенсировать огромное отставание от мирового опыта радиовещания, которое накопилось за годы государственной монополии, отягощенной страшным идеологическим давлением и железным занавесом. Сегодня все перемены в области современного радиовещания активно обсуждаются в СМИ.
Объект изучения курсового проекта: продюсерство и его организация в радиоэфире.
Предмет изучения – особенности продюсерства в радиоэфире.
Цель исследования – создание радио-проекта «Спяваем па-беларуску!».
Задачи исследования:
- рассмотреть и изучить литературу по теме исследования;
- изучить нормативно-правовую базу проекта;
- рассмотреть и проанализировать менеджмент радио-проекта «Спяваем па-беларуску!»
- проанализировать маркетинг радио-проекта «Спяваем па-беларуску!».
При написании курсового проекта использовались следующие методы: сравнительно-исторический, метод анализа, обобщения, индукции.
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА
1.1. Обзор литературных источников по теме исследования
Изучением продвижения проектов в сфере шоу-бизнеса и радио в частности рассматриваются в работах исследователей А.К.Акчуриной, А.А.Аронова, Т.П.Ванченко, С.Б.Войковского, А.Д.Жаркова, Е.И.Ждановой, С.В.Иванова, Н.В.Кротовой, Е.Ф.Командышко, С.М.Корнеевой, В.Л.Музыканта, В.Е.Новаторова, Г.Н. Новиковой, И.И.Пригожина, Ф.Раззакова Г.Л.Тульчинского, В.М.Чижикова, В.В.Чижикова и др.
Ряд публикаций посвящается рассмотрению вопросов продюсирования в данной сфере. Кандидат педагогических наук М.В. Жижина предлагает рассмотреть близких по значению понятий как «promotion», «advancement», «progress», имеющие значения «вперед», «развитие», «прогресс», «успех», «продвигаться», «содействовать», «помогать» [2, с. 63]. Слово «продвинутый» имеет значение «находящийся впереди», «более совершенный по сравнению с другими» [4].
Среди учебной литературы следует отметить учебное пособие «Управление и экономика в шоу-бизнесе» (Е.И. Жданова, С.В. Иванов, Н.В. Кротова). В частности, в учебнике отмечено, что роль продюсера – это «своего рода симбиоз искусства и арифметики. Он интуитивно должен чувствовать перспективность кинопроекта и иметь деловую хватку при его реализации» [2, с. 74].
Также в ходе данного исследования были проанализированы источники, в которых рассматриваются аспекты деятельности радио. Так, в публикации М. Чаткиной «Концептуальные особенности коммерческого радиовещания как сегмента СМИ» [16] рассматриваются особенности становления, тенденции развития коммерческого радиовещания. Исследуется экономическая природа и рентабельность института коммерческого радиовещания в структуре журналистики, проводится исследование имиджеформирующих компонентов коммерческой музыкальной радиостанции. Актуальность темы обусловлена доминированием рынка коммерческого радиовещания над государственным.
ГЛАВА 2. ПРОДЮСЕРСКИЙ РАДИО-ПРОЕКТ «СПЯВАЕМ ПА-БЕЛАРУСКУ!»
2.1 Менеджмент проекта
2.1.1 Описание продукта продюсерского проекта
Изучение менеджмента проведем на примере продюсерского проекта. Продукт продюсерского проекта – радио-проект «Спяваем па-беларуску!». Задачей данного проекта является популяризация белорусского языка среди молодежи. Не секрет, что молодежная аудитория является основными слушателями FM-радио. Поэтому именно на молодежную возрастную аудиторию рассчитан данный проект.
Основной сверхидеей проекта, по нашему мнению, должно стать исполнение современных и популярных белорусских песен звездами шоу-бизнеса, известными медиа-персонами, обычными слушателями. Предполагается, что в проекте будут участвовать как звезды шоу-бизнеса, так и обычные слушатели. Они будут исполнять свои любимые песни в переводе на белорусский язык (если они были на другом языке) и кратко рассказывать либо об этом произведении либо о его авторе, т.е. делать мини-презентацию, а в конце недели будут подводиться итоги путем зрительского голосования. Планируется, что проект будет выходить ежедневно на протяжении 7-10 минут. В дальнейшем планируется увеличить время проекта до 15-20 минут.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История развития радиовещания прошла сложный путь, в котором сама необходимость в радио не раз подвергалась сомнению, так как стремительное развитие телевидения угрожало не только радио, но и театру, и кино. В XXI в., в связи с широким распространением сети Интернет, перед многими радиостанциями встал вопрос расширения своей целевой аудитории, что, в свою очередь, привело к появлению новых форматов вещания. Важную роль для продвижения радиопроектов и радиостанции в целом играет продюссирование. На коммерческих радиостанциях в основные функциональные обязанности продюсера входит строгий контроль за работой всех подразделений радиостанции.
В рамках данного исследования был создан продюсерский радио-проект «Спяваем па-беларуску!», разработано описание данного проекта, организационный план и бюджет проекта, проведен анализ рынка, конкурентов, рассмотрена необходимость рекламы и РR-продвижения данного проекта. Предполагается, что в проекте будут участвовать как звезды шоу-бизнеса, так и обычные слушатели. Основной сверхидеей проекта, по нашему мнению, должно стать исполнение современных и популярных белорусских песен звездами шоу-бизнеса, известными медиа-персонами, обычными слушателями. Бюджет проекта обширен и рассчитан на привлечение средств инвесторов. Конкурентов данному проекту в радиопространстве нет, т.к. популяризация белорусского языка только набирает обороты, особенно среди молодежной аудитории.
Поскольку основными слушателями проекта предполагается молодежная аудитория, то к основным средствам рекламы и пиар радио-проекта «Спяваем па-беларуску!» можно отнести продвижение проекта через социальные сети, а также привлечение в качестве поддержки проекта рекламу в группах известных в мире музыки групп, например, группы IOWA, т.к. это белорусские исполнители, популярные в молодежной среде.
1. Алексеева, П.А. Сравнительный анализ методов государственного управления структурными составляющими медиаиндустрии: возможности и ограничения / П.А. Алексеева // Петербургский экономический журнал. – 2016. – № 1. – С. 38–43.
2. Алексеева, П.А. Теоретические и практические аспекты продюсирования на радио / П.А. Алексеева // Петербургский экономический журнал. – 2017. – № 2. – С. 165–176.
3. Егошкина, В.А. Формат радиостанций и форматообразующие признаки радиопрограмм / В.А. Егошкина // Коммуникативные исследования. – 2017. – №2 (12). – С. 61-68.
4. Жижина, М.В. Структурно-функциональный анализ продвижения музыкального проекта на рынок / М.В. Жижина // Российский психологический журнал. – 2007. – Т.4. – №4. – С. 63–77.
5. Камилев, Т.П. Шоу-бизнес в современном мире / Т.П. Камилев // Вестник КазГУКИ. – 2010. – №2. – С. 105-109.
6. Коновалов, А.В. Маленькие секреты большого шоу-бизнеса / А.В. Коновалов. – СПб. : Питер, 2005. – 180 с.
7. Корнеева, С. М. Музыкальный менеджмент / С.М. Корнеева. – М. : Юнити-Дана, 2006. – 280 с.
8. Нестерова, Н.Г. Интернет-радио как новый тип медиа и основа новых дискурсивных практик / Н.Г. Нестерова // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2013. – № 376. – С. 20-24.
9. Основы продюсерства: аудиовизуальная сфера : учебник для вузов / под ред. Г. П. Иванов, П. К. Огурчиков, В. Н. Сидоренко. – М. : Юнити-Дана, 2003. – 320 с.
10. Разлогов, К. Э. Коммерция и творчество. Враги и союзники? / К.Э. Разлогов. – М. : Искусство, 1992. – 271 с.
11. Раскатова, Е.Р. «Формат» в радиовещании как термин и как понятие / Е.Р. Раскатова // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. – № 5–6 (40–41). – С. 22–28.
12. Роднянский, А. Выходит продюсер / А. Роднянский. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 288 с.
13. Современные технологии социально-культурной деятельности / под ред. Е. И. Григорьевой. – Тамбов : Изд-во ТГУ, 2002. – 504 с.
14. Сумин, Ю.М. Компетентность, личностные, деловые и профессиональные качества продюсера театрализованных шоу-программ / Ю.М. Сумин // ТРУДЫ СПБГИК. – 2012. – №. С.106-113.
15. Суминова, Т.Н. Продюсер: сущность и специфика социокультурного феномена / Т.Н. Суминова // Вестник МГУКИ. – 2009. – № 5. – С. 92-98.
16. Чаткина, М.Г. Концептуальные особенности коммерческого радиовещания как сегмента СМИ / М.Г. Чаткина // Вестник ЧелГУ. – 2013. – №22 (313). – С. 243-249.
17. Шулин, В.В. Музыкально-эстрадное дело в России: от антрепренера к продюсеру / В.В. Шулин // Вестник СПбГУКИ. – 2012. – №1. – С. 149-155.
18. Экономика современной культуры и творчества / под ред. А. Долгина – М. : Прагматика культуры, 2006. – 448 с.