Введение
Глава 1. Структура временного дисконтинуума в художественном произведении
1.1 Определение термина «временной дисконтинуум» в литературе
1.2 Средства создания временного дисконтинуума: проспекция, ретроспекция, интроспекция
Глава 2. Специфика временного дисконтинуума в романе Иэна Макьюэна «Искупление»
2.1 Ретроспективный показ событий
2.2 Проспективный показ событий
2.3 Случаи интроспекции в тексте
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Временной дисконтинуум является термином, противопоставленным временному континууму, и понимается как прерывистое, нелинейное и расчлененное течение времени, тогда как под словом «континуум» мы понимаем нечто последовательное и единое. Дисконтинуум имеет сложную и противоречивую структуру. В художественном произведении эта структура обусловлена переплетением нескольких сюжетных линий, внезапным прерыванием временной последовательности событий. В момент разрыва обыкновенно происходит переход к событиям, происходящим до того, как начал развертываться сюжет, или же тем событиям, которые происходили позднее исходной временной точки.
Таким образом. можно сказать, что основными инструментами создания временного дисконтинуума в художественном произведении являются проспекция и ретроспекция. В качестве структурного элемента, создающего временной дисконтинуум, также следует выделить интроспекцию. то есть полную остановку течения времени – в момент интроспекции произведение углубляется внутрь вневременных, психологических коллизий сюжета. Нельзя не отметить, что временной дисконтинуум находит себя не только в архитектонике произведения, но и проявляется через языковые средства на более высоких языковых уровнях (синтаксическом, текстовом). Чтобы понять, где и каким образом время претерпевает разрыв, необходимо выделение базисного времени произведения – потребуется найти своего рода «точку отсчета» времени.
Проблемами проспекции и ретроспекции занимались Гальперин И. Р., Брускова Н. В., Антипова Д. Д., Федорова Л. Н., Тивьяева И. В. и др. Интроспекции, с свою очередь, посвящена монография Федотовой О. С., до которой специального исследования интроспекции не проводилось.
Несмотря на кажущуюся простоту такой задачи, в современной художественной прозе выполнить это бывает трудно. Категория времени в прозе конца 20-го – начала 21-го века разительно отличается от того, что читатель привык воспринимать в книгах, которые были написаны несколько веков ранее. Современную прозу характеризует большая разорванность времени, которая нередко сопровождается временными лакунами, порождающими лакуны смысловые. По этой причине исследование временного дисконтинуума в прозе современного периода развития литературы представляется нам наиболее интересной.
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА ВРЕМЕННОГО ДИСКОНТИНУУМА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
1.1 Определение термина «временной дисконтинуум» в литературе
Временной план повествования – один из важнейших элементов художественного произведения, соотносящихся с его структурно-тематической организацией. Временные свойства языка всегда отражены в тексте, так как 1) художественное произведение зафиксировано в пространственно-временных отношениях, а следовательно, всегда имеет временное измерение; 2) художественное произведение стремится искусственно сконструировать время, чтобы продемонстрировать определенный тип отображения времени.
Сюжетное время подвергается модификации различными способами – оно способно концентрироваться, растягиваться, поворачивать вспять, останавливаться. Но действительное время представляет собой временной континуум – это восприятие объективной реальности как некой последовательности событий. Континуум находится в противопоставлении по отношению дисконтинууму, представляющему непоследовательность протекания различных событий действительности, своего рода временную инверсию, которая способна нарушить действительную последовательность времени.
По мнению И. Р. Гальперина, континуум как текстовую категорию можно в самых общих чертах представить себе в виде определенной последовательности фактов, событий, развертывающихся во времени и пространстве, при этом речь идет о «нерасчлененном потоке движения во времени и пространстве» [5, с. 87]. В то время как дисконтинуум, по определению И. Р. Гальперина, является содержательной категорией текста, которая объединяет «формы языкового выражения, относящие читателя к предшествующей (ретроспекция) или последующей (проспекция) содержательно-фактуальной информации текста» [5, c 83]. При этом наряду с языковыми средствами актуализации этого свойства (анафорическими и катафорическими дейктиками) исследователем называются также текстуальные-смысловые повторы.
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ВРЕМЕННОГО ДИСКОНТИНУУМА В РОМАНЕ ИЭНА МАКЬЮЭНА «ИСКУПЛЕНИЕ»
В качестве материала для исследования нами был выбран роман современного британского писателя Иэна Макьюэна «Искупление» [12, 20]. Такой выбор обусловлен тем, что роман представляет собой многоплановое произведение, которое имеет несколько временных пластов и точек зрений. Кроме того, данное произведение является ярким представителем современной британской прозы.
2.1 Ретроспективный показ событий
Начнем анализ ретроспекции в тексте романа с первой главы и проследим средства создания ретроспекции, выделим имеющиеся в приведенных фрагментах маркеры. Сразу следует отметить, что для повествования в произведении используется время Past Simple. Это значительно осложняет выделение ретроспекции, ведь, согласно теоретическим материалам, рассмотренным нами в предыдущей главе, именно это является основным маркером ретроспекции.
Итак, постараемся подробно изучить следующий отрывок текста:
Briоny was encоuraged tо read her stоries alоud in the library and it surprised her parents and оlder sister tо hear their quiet girl perfоrm sо bоldly, making big gestures with her free arm, arching her eyebrоws as she did the vоices, and lооking up frоm the page fоr secоnds at a time as she read in оrder tо gaze intо оne face after the оther, unapоlоgetically demanding her family’s tоtal attentiоn as she cast her narrative spell. Even withоut their attentiоn and praise and оbviоus pleasure, Briоny cоuld nоt have been held back frоm her writing.
Как можно заметить, во фрагменте использована временная форма Past Simple. Вне контекста данный фрагмент можно было бы воспринять как ретроспекцию. Однако следует уточнить, что в цитате скорее указывается настоящее положение дел – она не отсылает нас к событиям некоторой давности, и об этом можно судить также по отсутствию специфических слов-маркеров. Можно сказать, что Брайони выполняет все эти действия сейчас с определенной переодичностью. Past Simple в данном случае является скорее жанровым клише в рамках художественных жанров, нежели указанием на ретроспекцию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
В первой главе всестороннему рассмотрению подверглось понятие «временной дисконтинуум» и было выявлено, что временным дисконтинуумом называется непоследовательность существования сменяющих друг друга явлений действительности. Для текста художественного произведения, ключевая особенность которого состоит в описании событий, временной дисконтинуум представляет собой непоследовательное наступление событий текста. Данный термин противопоставляется понятию «временной континуум».
Также в первой главе были исследованы такие средства создания временного дисконтинуума, как проспекция, ретроспекция и интроспекция. Мы пришли к выводу, что проспекция, ретроспекция и интроспекция как структурные элементы временного дисконтинуума играют одинаково важную роль в создании прерывистости времени в художественном произведении. Ретроспекция отсылает читателя к событиям прошлого, в то время как проспекция предполагает будущие события. Интроспекция направлена на рассмотрение внутреннего состояния персонажа – ее особенность заключается в возможности существовать одновременно с проспекцией и ретроспекцией. Каждое из явлений имеет собственные маркеры, помогающие читателю засвидетельствовать временной скачок.
Во второй главе нами было произведен анализ текста романа Иэна Макьюэна «Искупление» на предмет проспекции, ретроспекции и интроспекции, выявлены основные маркеры данных явлений. Нами было выявлено, что: 1) маркерами проспекции являются время Future in the Past, а также модальные глаголы и конструкции с семантикой будущности, лексика когнитивной деятельности, направленной на события будущего; 2) маркерами ретроспективного показа событий являются видовременные формы глаголов в Past Smple, фразовые единства и местоимения с семантикой темпоральности, а также порядковые числительные; 3) маркерами интроспекции выступают глаголы (а также иногда существительные) обозначающие эмоциональные состояния (feel), глаголы когнитивной деятельности (think, seem), маркеры-приемы: сравнения, метафоры. Время в романе характеризует высокая степень непоследовательности: проспекции, ретроспекции и интроспекции могут сосуществовать в соседних абзацах, а также часто пересекаются.
1. Антипова Д. Д. Категории ретроспекции и проспекции в научном тексте (на материале английской лингвистической литературы): Дис. … канд. филол. наук. – М., 1988. – 22 c.
2. Бархударов Л. С. Грамматика английского языка / Л. С. Бархударов, Д. А. Штелинг. – М. : Высшая школа, 1973. – 383 с.
3. Брускова Н. В. Категории ретроспекции и проспекции в художественном тексте (на материале немецкого языка) : дис. ... канд. филол. наук / Н. В. Брускова. – М., 1983. – 220 с.
4. Гальперин И. Р. Грамматические категории текста // Известия АН СССР, серия литературы и языка. – 1977. – Т. 36. – № 6. – С. 522-532.
5. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин ; отв. ред. Ю. С. Степанов. – М. : КомКнига, 2007. – 144 с.
6. Демина Е. А. Специфика организации темпорального пространства полифонического текста (на материале англ.яз.) : автореф. дис … канд. филол. наук. – Барнаул, 1999. – 14 с.
7. Залевская A. A. Текст и его понимание / A. A. Залевская. – Тверь : Тверской государственный университет, 2001. – 177 с.
8. Кузьмина И. Н. Временной дисконтинуум в тексте (на материале немецкой художественной прозы) // Вестн. Новг. гос. ун-та / И. Н. Кузьмина. – № 49. – 2008. – С. 70-74.
9. Левковская Н. А. Интегрирующие свойства проспекции в тексте автбиографии // Сб. науч. тр. – М., 1983. – Вып. 215. – С. 199-220.
10. Левковская Н. А. Организующая роль ретроспекции в системе категорий текста мемуарной литературы // Прагматика языка. – М., 1985. – С. 81-90.
11. Лотман Ю. М. Структура художественного текста / М. Ю. Лотман. – М. : Искусство, 1970. – 383 с.
12. Макьюэн И. Искупление [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://loveread.ec/view_global.php?id=55968.
13. Меркулова М. Г. Ретроспекция в трагедии Шекспира «Гамлет» Текст. // Филологические науки / М. Г. Меркулова. – № 5. – 2006. – С. 33-44.
14. Морозова Е. В. Грамматическая категория пространственно-временного континуума в художественном тексте : дис. … канд. филол. наук. – М., 1984. – 24 c.
15. Рейхенбах Г. Направление времени / Пер. с англ. Ю. Б. Молчановой, Ю. В. Сачкова / Общ. ред. и послесловие М. Э. Ошельяновского. – М. : ИЛ, 1962. – С. 360-394.
16. Тивьяева И. В. Особенности выражения ретроспекции в художественных текстах с несколькими хронологическими линиями повествования // Вестник Тульского государственного университета. Сер. Актуальные проблемы лингвистики и перевода. – Вып. 1. – Тула: изд-во ТулГУ, 2007. – С. 105-117.
17. Тураева З. Я. Лигвистика текста (Текст: структура и семантика): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / З. Я. Тураева. – М. : Просвещение, 1986. – 127 с.
18. Федорова Л. Н. Категория ретроспекции в художественном тексте (на материале английского языка) : дис. … канд. филол. наук. – М., 1982. – 28 с.
19. Федотова О. С. Интроспекция персонажа англоязычной художественной прозы – новая категория текста : Монография / О. С. Федотова; Ряз.гос.ун-т им. С. А. Есенина. — Рязань, 2009. – 140 с.
20. McEvan I. Atonement [Electronic resource]. Mode of access: https://www.e-reading.life/chapter.php/1040898/2/McEwan_-_Atonement.html.