Аннотация
Цель и задачи проекта
Механизмы реализации проекта
Имеющиеся и необходимые ресурсы
Выводы и предложения
Литература
Приложения
Аннотация
В настоящее время к деятельности педагогов учреждений общего среднего образования предъявляются повышенные требования со стороны общества и государства. Успешное достижение поставленных целей в профессиональной деятельности педагогических работников предполагает выполнение действий, требующих от них максимального психического напряжения, достижения соответствующего уровня профессиональных умений и навыков, наличие профессионально-значимых психологических качеств.
Однако не каждый педагог может адаптироваться к постоянно растущим требованиям, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в педагогических ситуациях, а потому возрастает вероятность возникновения и развития неблагоприятных психических, в том числе эмоциональных, состояний. Одним из наиболее выраженных состояний, устойчивых и прогрессирующих со временем, но зачастую незаметных для самой личности, является эмоциональное выгорание [14].
Эмоциональное выгорание – это профессиональный феномен, представляющий собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся, прежде всего, в профессиях социальной сферы [13].
В последние годы достаточно много диссертационных работ посвящается проблеме эмоционального выгорания, среди которых можно назвать «Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у социальных работников» И.Н. Асеевой [2], «Синдром эмоционального выгорания и его влияние на копинг-поведение у медицинских работников» Е.Р. Исаевой [10], «Специфика «эмоционального выгорания» у сотрудников линейных подразделений» К.Г. Шабановой [15] и др. Однако, эффективных программ по преодолению синдрома эмоционального выгорания в условиях деятельности в учреждениях общего среднего образования, на данный момент не существует.
Цель проекта:
создание эффективной программы обучения педагогов учреждений общего среднего образования приемам профилактики профессионального выгорания
Задачи проекта:
- разработать программу «Педагогическая мастерская»;
- распространить среди педагогов о приемах профилактики профессионального выгорания;
- освоить навыки самоконтроля в ходе взаимодействия «учитель-ученик-родитель»;
- развивать аналитические навыки и мышление;
- формировать у педагогов желание развивать коммуникативные навыки и обучаться приемам психологической поддержки трудовой деятельности.
Сроки реализации: январь-май 2018 года
Ожидаемые результаты: создание условий для самостоятельной работы по профилактике профессионального выгорания педагогических работников и успешная самореализация их в деятельности.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих в том, что она построена на принципе добровольного участия. В данную программу входят занятия на обучение восстановительной медиации.
Итоги проекта:
Создается:
- программа, которая объединяет наиболее эффективные методы профилактики профессионального выгорания педагогов, а также способствует их самоопределению в профессии;
- методика для диагностики профессионального выгорания педагогов (Приложение 1);
конспекты тренингов: «Доверие» и «Управляем своими эмоциями», а также система упражнений, направленных на профилактику профессионального выгорания на различных его фазах развития (Приложение 2).
Выводы и предложения
Программа «Педагогическая мастерская» направлена на профилактику эмоционального выгорания педагогов учреждений образования: оптимизация организационных условий труда педагога; активизация личностных ресурсов педагога.
Первое направление включает в себя следующие составляющие: организация рабочего места педагога предполагает как общее санитарное состояние рабочего пространства; строгая определенность должностных инструкций и обязанностей; конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе; справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др.; оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников; отлаженная система охраны труда сотрудников; наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении; наличие и развитие высокой организационной культуры; профессиональная и административная поддержка; эффективное руководство, доступность администрации для диалога.
Второе направление связано с активизацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим образом: информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания; ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья; создание администрацией школы условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации педагогов; создание возможностей для беспрепятственной аттестации педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации; участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах, деловых играх; обобщение педагогического опыта учителя; возможности публикации педагогических находок и разработок педагога и др.; тренинги; выработка стратегий преодолевающего поведения как ресурса стрессоустойчивости; индивидуальные консультации; обучение педагога методам релаксации, визуализации, медитации, навыкам аутогенной тренировки; обучение педагогов технологиям преодоления стрессов и напряжения; мастер-классы; совместные вечера и корпоративы; экскурсионные поездки, посещение театров, выставок, концертов.
Можно внести ряд предложений по применению программы:
1. Акиндинова, И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А. Акиндинова, А.А. Баканова // Педагогические вести. – 2003. – № 5. – С. 25–29.
2. Аминов, Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. –2003. – № 8. – С. 31–39.
3. Березовская, Л.Г. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания» / Л.Г. Березовская, В.Ю. Слабинский // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий. – 2007. – С. 17–19.
4. Богданова, О.А. Деформация социального статуса учителя как фактор его профессионального выгорания: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01 / О.А. Богданова. – М.: РУДН, 2013. – 208 с.
5. Бойко, В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания // Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2009. – С. 161–169.
6. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – С. 99–105.
7. Бойкова, О.А. Особенности эмоционального выгорания педагогов общеобразовательного учреждения / О.А. Бойкова, Т.И. Кувшинова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 5–9. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 96–104.
8. Влах, Н.И. Особенности симптомов эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий / Н.И. Влах // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8–3. – С. 356–358.
9. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г.С. Никифорова // Психология здоровья. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
10. Елдышова, О.А. Профессиональное выгорание в помогающих профессиях / О.А. Елдышова // Роль служб экстренной психологической помощи по телефону в решении проблемы сиротства в России: I Международная конференция детских телефонов доверия 17–18 ноября 2006 г.: Сборник статей выступлений. – Москва, 2006. – С. 38–41.
11. Королева, Е.Г. Синдром эмоционального выгорания / Е.Г. Королева, Э.Е. Шустер // Журнал ГрГМУ. – 2007. – № 3 (19). – С. 108–111.
12. Ракицкая, А.В. Симптоматика синдрома эмоционального выгорания у педагогов / А.В. Ракицкая // Психологический журнал. – 2011. – № 3–4. – С. 48–54.
13. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.М. Исениной. – М.: Прогресс, 1994. – 465 с.
14. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 57–64.
15. Эннс, Е.А. Психологическая характеристика помогающих профессий / Е.А. Эннс // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 92–93.