Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы профессиональной идентичности студентов-психологов разных форм обучения
1.1 Понятие профессиональной идентичности в психологии
1.2 Особенности профессиональной идентичности у студентов-психологов
1.3 Условия формирования профессиональной идентичности студентов-психологов
Глава 2. Эмпирическое исследование профессиональной идентичности студентов-психологов дневной и заочной форм обучения
2.1 Этапы исследования
2.2 Результаты исследования профессиональной идентичности и социального интеллекта у студентов-психологов дневной формы обучения
2.3 Результаты исследования профессиональной идентичности и социального интеллекта у студентов-психологов заочной формы обучения
2.4 Сравнительный анализ профессиональной идентичности и социального интеллекта у студентов-психологов разных форм обучения
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние годы наблюдается повышение потребности практики высшего профессионального образования в формировании у студентов' профессионального самосознания как фактора успешной производственной адаптивности и профессиональной деятельности.
Изучение закономерностей процесса становления профессиональной идентичности будущего специалиста приобретает особую актуальность в связи с тем, что существует необходимость их учета в образовательном процессе вуза. Модель профессионального становления личности, владеющей компетенциями профессиональной деятельности и способной к её самопроектированию и совершенствованию, является ориентиром в организации учебно-воспитательного процесса.
Особый интерес представляет изучение профессиональной идентичности у студентов-психологов. Профессия психолога связана с повышенной ответственностью. Психологи имеют дело с таким сложным и тонким феноменом как психика и сознание человека. Это предъявляет к подготовке психологов повышенные требования. В психологической деятельности больше, чем в любой другой, успех профессиональной деятельности зависит от наличия и степени развития у психолога профессионально значимых качеств его личности, сформированности профессионального самосознания специалиста. Вместе с тем, проблема становления профессиональной идентичности психолога не получила достаточного освещения.
Изучение проблемы профессиональной идентичности занимались такие ученые как Е.П. Ермолаева, Д.И. Завалишина, Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, Д.В. Ронзин, В.И. Павленко, Л.Б. Шнейдер, В. М. Проселова.
Отдельные аспекты изучения профессионального развития студентов-психологов изложены в работах Г.М. Белокрыловой, Е.Г. Ефремова, Е.П. Кринчика, А.У. Кулова, И.Н. Тимченко и др.
Однако, проблема изучения особенностей профессиональной идентичности студентов-психологов разных форм обучения остается недостаточно разработанной.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Понятие профессиональной идентичности в психологии
В современной психологии не существует общепринятого подхода к определению понятия профессиональной идентичности, так как каждый автор по-своему трактует смысл этого феномена. Анализ психологической литературы позволяет выделить два направления при анализе понятия профессиональной идентичности:
– в рамках первого направления авторы рассматривают профессиональную идентичность как процесс профессионального развития человека, связанный с профессиональным самоопределением, самооценкой, профессиональной направленностью, которая включает в себя удовлетворенность профессией и профессиональной деятельностью;
– в рамках второго направления исследователи полагают, что профессиональная идентичность – это свойство личности, выражающееся во взаимосвязи когнитивных, мотивационных и ценностных личностных характеристик [11, с. 16].
По мнению И.С. Кона, профессиональная идентичность является наиболее востребованным видом социальной идентичности в современных условиях. Изменение социально-экономических условий жизни социума способствует появлению новых требований к профессии и организации деятельности личности в целом. Новый социально-экономический уклад оказывает влияние на все сферы жизни общества, в связи с чем профессионал должен адаптироваться к новым условиям за счет собственных ресурсов и усилий [5, с. 52].
Ю.П. Поваренков определяет профессиональную идентичность как критерий профессионального развития, который свидетельствует о качественных и количественных особенностях принятия индивидом себя как профессионала; конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей; системы ценностных норм, характерных для данной профессиональной общности [17, с. 155].
В концепции профессионального становления Ю.П. Поваренкова, одним из параметров, которые используются для оценки уровня сформированности профессиональной идентичности, выступает отношение человека к себе как будущему и действующему профессионалу, т.е. реальная и прогнозируемая профессиональная самооценка. Данный процесс идентификации, описывается в рамках когнитивного подхода к развитию идентичности. В основе этого подхода лежит представление о становлении профессиональной идентичности как результате проецирования реальной профессиональной Я-концепции индивида на идеальную, с последующей перестройкой первой. Принимаемая субъектом близость между идеальной и реальной Я-концепциями является основанием для обретения чувства профессиональной идентичности и основанием для её последующего развития [17, с. 156].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ДНЕВНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Этапы исследования
Исследование проводилось на базе учреждения образования «Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова». Всего в исследовании приняли участие 43 студента-психолога 2-4 курса. Выборку исследования составили 2 группы:
– 21 студент дневной формы обучения, из них 11 студентов-психологов 2 курса в возрасте 19-20 лет и 10 студентов-психологов 4 курса возрасте 20-21 год;
– 22 студента заочной формы обучения, из них 14 студентов-психологов 2 курса в возрасте 18-42 года и 8 студентов-психологов 4 курса в возрасте 23-52 года.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилась исследование профессиональной идентичности и социального интеллекта студентов-психологов разных форм обучения с помощью тестирования;
3) на третьем была проведена обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Цель исследования: выявить и сравнить особенности профессиональной идентичности и социального интеллекта студентов-психологов разных форм обучения.
Гипотеза исследования: существуют различия в характеристиках профессиональной идентичности и социального интеллекта студентов-психологов разных форм обучения.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Методика Изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов) [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что понятие профессиональной идентичности рассматривается в рамках двух направлений: как процесс профессионального развития индивида и как свойство личности, выражающееся в совокупности когнитивных, мотивационных и ценностных личностных характеристик. Профессиональная идентичность представляет собой осознанную субъектом собственную принадлежность к профессиональному сообществу по уровню образования, профессиональным компетенциям и профессиональной культуре, по его включенности в профессиональную группу, которая отождествляет данного индивида как «своего». Профессиональная идентичность как продукт личностного и профессионального развития, представляет собой устойчивую согласованность реальных и идеальных профессиональных представлений человека о себе, образ «Я» как профессионала.
Особенности профессиональной идентичности студентов-психологов обусловлены спецификой их подготовкой в вузе и будущей психологической деятельности. Профессиональная идентичность рассматривается как осознанная студентом-психологом его принадлежность к профессиональному сообществу по уровню образования, профессиональным компетенциям и профессиональной культуре, а также по его включенности в профессиональную группу, которая отождествляет этого индивида как «своего».
Условиями формирования профессиональной идентичности как компонента профессионального самосознания студентов-психологов являются: создание профессионально-ориентированной информационно-насыщенной образовательной среды; осуществление активного взаимодействия с носителями профессиональных норм и ценностей в процессе прохождения практики; формирование субъектной позиции в учебно-профессиональной деятельности; повышение субъективной значимости профессии; актуализация внутренних психологических механизмов средствами психологического воздействия; развитие профессионально-важных качеств.
В результате исследования было выявлено, что в группе студентов-психологов дневной формы обучения преобладающим статусом профессиональной идентичности является сформированная профессиональная идентичность (10,5), у вторым статусом является мораторий (10,1). В группе студентов-психологов заочной формы обучения преобладающим статусом профессиональной идентичности является сформированная профессиональная идентичность (14,8), вторым статусом выступает также мораторий (7,4).
1. Андреева, Ю. В. Психолого-акмеологические особенности развития профессиональной направленности личности студентов вузов : автореф. дис. … канд. психол. наук / Ю. В. Андреева. – Ульяновск, 2004. – 19 с.
2. Видина, О. А. Психолого-педагогические условия формирования профессионального самосознания студентов вуза / О. А. Видина, Т. В. Шамовская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2015. – № 2 (93). – С. 105-108.
3. Грецов, А.Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков / А.Г. Грецов, А.А. Азбель. – СПб.: Питер, 2006. – 171 с.
4. Деркач, А. А. Акмеологические основы профессионального самосознания личности / А. А. Деркач, О. В. Москаленко. – Астрахань : Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. –330 с.
5. Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм : концепция и реальность (статья первая) / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. – 2001– Т. 22, № 4. – С. 51–59.
6. Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность: концепция и реальность / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. – 2001. – № 4. – С. 60–65.
7. Ефремов, Е. Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения, на примере студентов-психологов : дис. ... канд. психол. наук / Е. Г. Ефремов. Томск, 2000. – 22 с.
8. Иванова, Н. Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н. Л. Иванова, Е. В. Конева // Мир психологии. – 2004. – № 2. – С. 148–156.
9. Костенко, А. Р. Профессиональное самосознание и самоопределение как основные психологические составляющие профессионального становления / А. Р. Костенко, И. О. Габузова // Педагогический опыт : теория, методика, практика. – 2015. – № 3. – С. 118–121.
10. Курзанов, С. С. Профессиональная идентичность психологов / С. С. Курзанов // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 4. – С. 31-66.
11. Малютина, Т. В. Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты / Т. В. Малютина // Омский научный вестник. – 2014. – № 2. – С. 14–19.
12. Михайлова, Е. С. Методика исследования социального интеллекта : Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использования / Е. С. Михайлова. – СПб. : Иматон, 1996. – 50 с.
13. Новикова, Е. В. К вопросу формирования профессионального самосознания личности студентов-психологов / Е. В. Новикова // Вестник Донецкого педагогического института. – 2017. – № 2. – С. 213-222.
14. Оседло, В. И. Психология профессионального становления офицера : монография / В. И. Оседло. – Киев : Золотые Ворота, 2012. – 463 с.
15. Панферова, Е. В. Развитие профессиональной направленности студентов-психологов / Е. В. Панферова // Вестник № 1. – 2015. – № 1. – С. 145-149.
16. Перинская, Н. А. Профессиональная идентичность / Н. А. Перинская // Знание. Понимание. Умение. – 2018. – № 2. – С. 209–211.
17. Поваренков, Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества / Ю. П. Поваренков // Сборник научных трудов. – Ярославль : ЯГПУ, 2003. – С. 154–163.
18. Полякова, О. Б. Психологические особенности выбора профессии педагога-психолога : автореф. дис. … канд. психол. наук / О. Б. Полякова. – М., 2000. – 23 с.
19. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М. : Академия, 2003. – 480 с.
20. Тимченко, И. Н. Профессиональная направленность студентов-психологов / И. Н. Тимченко // Journal of Siberian Medical Sciences. – 2007. – № 1. – С. 73-77.
21. Шварцкоп, С. Г. Формирование профессионального самосознания практических психологов образования в процессе профессионализации : автореф. дис. ... канд. психол. наук / С. Г. Шварцкоп. – М., 2004. – 22 с.
22. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность (Структура, генезис и условия становления) : автореф. дис. … доктора психол. наук : 19.00.01 / Л. Б. Шнейдер. – Москва, 2001. – 22 с.
23. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность : Монография / Л. Б. Шнейдер. – М.: МОСУ, 2001. – 272 с.
24. Шпота, В. А. Профессиональная идентичность специалиста : сущность, этапы формирования / В. А. Шпота // Вестник Брянского государственного университета. – 2008. – № 1. – С. 55–58.
25. Эннс, Е. А. Особенности формирования профессионального самосознания в период профессионального обучения / Е. А. Эннс // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 124-127.