Введение
Глава 1 Понятие, сущность и классификация функций государства
1.1 Понятие и сущность функций государства
1.2 Классификация функция государства
Глава 2 Экологическая функция государства
Глава 3 Проблемы реализации экологической функции государства
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Прежде чем приступить к рассмотрению конкретной функции государства, нужно дать определение его сущности, поскольку функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности другого порядка. Итак, сущность государства — это то главное, что определяет его содержание, цель, назначение и функционирование. Другими словами вопрос о сущности государства — это вопрос о том кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет, в чьих интересах. Из определения видно, что решающее влияние на функции любого государства оказывает его сущность.
Задачи и функции государства — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.
В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период.
Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства.
В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что для теории государства вопрос о функциях государства и формах их реализации - один из наиболее фундаментальных и значимых. Это объясняется тем, что в функциях проявляются сущность государства, его социальное назначение, а также функции государства определяют его структуру, т.е. способы, закономерности организации элементов государства как сложной системы.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и сущность функций государства
Функции государства отражают его динамическую характеристику. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности, так как на практике государство иногда уклоняется или искажает эти направления. Не следует их отождествлять и с целями и задачами, стоящими перед государством. Если цель указывает на то, к чему стремится государство, а задача – на средства и способы ее достижения в определенных условиях, то функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций [22, с.115].
Функции – это такие объективно необходимые направления предметной деятельности государства, без которых общество не может нормально существовать и развиваться. Они устойчиво сложились в определенных сферах общественной жизни и требуют согласованных управленческих решений и действий всех составных частей государственного механизма. Поэтому функции государства не следует отождествлять с функциями отдельных государственных органов [22, с.116].
Функции отражают не только направления избирательного воздействия государства, но и согласование, сопоставление управленческой деятельности государства с аналогичной деятельностью иных общественных объединений. Поэтому функции государства объективно обусловлены закономерностями функционирования данной политико-правовой системы, особенностями взаимодействия общества и государства, актуальными целями и задачами, встающими перед ними как на протяжении всей истории использования государства, так и в определенный исторический период. В то же время они выделяются из числа иных направлений деятельности государства не столько по степени важности выполняемых задач, сколько по степени общности, комплексности деятельности государства. При их реализации велико значение и субъективного фактора, так как только от людей зависит, насколько верно поняты эти закономерности и насколько адекватно выбраны средства и способы решения стоящих перед обществом проблем.
ГЛАВА 2 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА
Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества [22, с. 118].
К внутренним функциям современного белорусского государства, как уже было отмечено, принято относить следующие:
а) политическая;
б) экономическая;
в) социальная;
г) экологическая;
д) охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка [22, с. 123].
К социальной функции тесно примыкает экологическая функция, которая обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую безопасность населения. Эта функция приобретает особую значимость в условиях ухудшения во всем мире экологической обстановки. Государство устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т.д. Принципы природопользования и охраны окружающей среды нашли свое отражение в действующем законодательстве Республики Беларусь (Водный кодекс, Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Лесной кодекс, Закон «Об охране окружающей среды»).
Исторический опыт свидетельствует о постоянном росте уровня осознания обществом значимости природных факторов, необходимости решения проблем в сфере взаимоотношений человека и природы и соответствующем возрастании роли государства в экологической сфере, расширении объектов его воздействия и зон ответственности [7, с. 31].
К органам, устанавливающим направления развития государства в рамках обеспечения экологической функции, относится Совет Министров. Так, главной целью работы нового состава Совета Министров определено выполнение Программы социально-экономического развития страны на 2016-2020 гг. [17]. В числе выделенных ключевых направлений деятельности в области реализации приоритетов программы социально-экономического развития предусмотрено формирование эффективной экологической политики.
Помимо этого на указанный государственный орган возложен ряд важнейших функций по обеспечению благоприятной окружающей среды, рационального природопользования, достижения экологической безопасности [6, с. 134].
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Экологическая функция государства – относительно новое направление деятельности государства, связанное с развитием научно-техническое революции, негативным влиянием ее последствий на окружающую среду.
Экологическая ситуация в большинстве стран неблагоприятна, ее характеризует достаточно высокий уровень антропогенного воздействия на природную среду. Чтобы избежать глобального экологического кризиса каждое современное государство должно взять на себя обязанности по охране окружающей среды. Необходимо создать баланс между научно-техническим прогрессом и сохранением и восстановлением окружающей среды, обеспечением экологической безопасности.
По мнению В.В. Мамонова, речь идет о выживании человечества. Такая задача стоит перед всеми государствами и решить ее можно только путем объединения усилий всех стран. Поэтому экологическую функцию в равной мере можно отнести, как к внутренним, так и внешним функциям современных государств[12, с. 39].
До середины XX века деятельность по охране природы входила в экономическую функцию российского государства. Но уже с 70-х годов прошлого века стали появляться работы, обосновывающие необходимость выделения самостоятельной функции охраны природы. В 80-е годы интерес к данной государственной деятельности возрос, в советской юриспруденции появляется термин «экологическая функция государства». Это было весьма актуально для нашей страны, обладающей природными богатствами. Правильное же их использование позволяет развивать экономику и улучшать благосостояние граждан Республики Беларусь [15, с. 30].
Б.А. Мухамеджанов в 90-е годы прошлого века предложил под экологической функцией государства понимать «осуществляемое в экологической сфере объективно необходимое целенаправленное, законодательно–обусловленное направление (сторону) государственной деятельности по обеспечению экологической безопасности общества», подчеркивая, что проблема охраны окружающей среды – это проблема обеспечения экологической безопасности. Становление самостоятельной экологической функции связано в первую очередь с принятием нового экологического законодательства, отразившего происходящие в обществе изменения [15, с. 31].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства.
В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства приоритетное место занимает экономическая функция, в других — в область политики, отсюда — повышенное внимание к реализации функции государственной власти и т.д. Исчезают одни функции, возникают другие.
Традиционно функции государства понимают как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. Данная позиция о понимании функций государства поддерживается большинством ученых.
При исследовании темы работы можно сделать следующие выводы:
Функции государства классифицируются по различным основаниям: по специфике объектов государственного воздействия, по сферам деятельности государства, по продолжительности действия, по степени общности, по характеру государственного воздействия на общественные отношения, по видимости, по степени отражения интересов различных групп населения.
Государство осуществляет возложенные на него функции посредством различных форм: правовой, к которой относятся правотворческая, правоохранительная и правоисполнительная деятельность, а также неправовой (организационной), т.е. организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая деятельность.
В целом, все функции государства можно разделить на внутригосударственные и внешние. К внутригосударственным относятся следующие функции: экономическая, политическая, социальная, правоохранительная, экологическая и др. К внешним – обороны, дипломатическая, внешнеполитическая, внешнеэкономическая, культурного сотрудничества, сотрудничества государств в решение глобальных проблем современности. Также государство осуществляет возложенные на него функции посредством различных форм: правовой, к которой относятся правотворческая, правоохранительная и правоисполнительная деятельность, а также неправовой (организационной), т.е. организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая деятельность.
1. Алексеев, С.С. Теория государства и права. Государство и право. Начальный курс / С.С. Алексеев – М.: Юрид. лит., 2006. – 192 с.
2. Балашенко, С.А. Экологическое право: учебник / С.А.Балашенко [и др.]. — Минск : Изд. центр БГУ, 2013 - 501 с.
3. Белоусов: Парижское соглашение по климату без США недееспособно [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/pmef-2017/articles/4306244.
4. Бринчук, М.М. Экологическое право / М..М. Бринчук. - М.: Зерцало, 2010. - 672 c.
5. Вербицкий, В.В. Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности: автореф. дис. … канд. юрид. Наук / В.В.Вербицкий. - М., 2009. – 24 c.
6. Карпович, Н. А. Компетенция и деятельность Совета Министров Республик Беларусь по реализации экологической функции государства / Н.А. Карпович // Вестник Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь. – 2011. – №7. – С. 133-140.
7. Карпович, Н.А. Формирование и развитие экологической функции белорусского государства (60-е – начало 90-х гг. XX в.) / Н.А. Карпович // Юстиция Беларуси. – 2011. – №10. – С. 31-35.
8. Королев, А.И. Теория государства и права / А.И. Королев. – Л., 2007. – 522 с.
9. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства / В.В. Лазарев – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2016. – 472 с.
10. Лапина, М.А. Экологическое право / М.А.Лапина. - М.: Консультант Плюс, 2018. – 197 с.
11. Макарова, Т.И., Лизгаро, В.Е. Экологическое право: курс интенсивной подготовки / Т.И.Макарова, В.Е.Лизгаро. – Минск : Тетралит, 2015. – 304 с.
12. Мамонов, В.В. Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности / В.В.Мамонов // Конституционное право. - 2013. - №2. - C. 39-42.
13. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах/ М.Н.Марченко. - Т.1. – М.: Изд.Зерцало, 2008г. – 195 с.
14. Морозова, Л.А. Функции государства на современном этапе / Л.А. Морозова // Государство и право. – 2003. — №6. – С. 98-108.
15. Мухамеджанов Б.А. Экологическая функция: автореф. дисс. … канд. юрид. наук / Б.А.Мухамеджанов. - Саратов, Сарат. гос. акад. права, 2010. - 34 c.
16. Нерсесянц, В.С. Общая теория государства и права: учебник / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2012. – 560 с.
17. Об утверждении направлений деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016-2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 05.04.2016 г., № 274 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
18. Основные функции государства [Электронный ресурс] // On-line библиотека. – 2014. – Режим доступа: http://www.xserver.ru/.
19. Парижское соглашение по климату [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: https://unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/rus/l09r.pdf.
20. Признаки и виды функций государства [Электронный ресурс] // Энциклопедия экономиста. – 2014. – Режим доступа: http://www.grandars.ru.
21. Флоренский, П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем / П.А. Флоренский // Литературная учеба. – 2001. – №3. – С. 96-99.
22. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: Учебник / В.Н. Хропанюк – М., 2008. – 612 с.