Общая характеристика работы
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Проблема интеллектуального развития в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Стадии развития интеллекта у детей
1.3 Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
2 ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация эксперимента и методики исследования
2.2 Создание психолого-педагогических условий для формирования интеллектуальных способностей старших дошкольников
2.3 Выводы и результаты исследования
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛРЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Уровень интеллекта, которым обладает тот или иной ребёнок, не представляет собой сугубо врожденное, а тем более генетически наследуемое свойство – он является именно системой способностей. Способности формируются в процессе осуществления разнообразной деятельности, в сложной системе взаимодействий индивида с другими людьми. Врожденными являются только задатки. Как известно, способности не только формируются в деятельности – они в ней и проявляются. Другого способа оценить интеллект ребенка как на основе наблюдений за результативностью его повседневной интеллектуальной деятельностью или успешностью выполнения интеллектуальных заданий (тестов), не существует.
Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.
Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Интеллект охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Проблема интеллектуального развития в отечественной и зарубежной психологии
Проблема исследования интеллекта, интеллектуальных способностей, интеллектуального (умственного) развития в психологии относится в мировой психологии у числу наиболее активно изучаемых.
Можно выделить три наиболее часто встречавшихся определения интеллекта:
– интеллект как способность к обучению;
Понимание интеллекта как способности к обучению разделяли и некоторые известные психологи начала XX века. Так в ранних исследованиях А. Бине и Ч. Спирмена фактически отождествлялись интеллект и способность к обучению. В. Хенмол считал, что интеллект измеряется способностью к овладению знаниями и теми знаниями, которыми владеет человек. В. Диаборн называл интеллектом способность обучаться или приобретать опыт [15, с. 43].
– интеллект как способность оперировать абстрактными символами и отношениями. Еще В. Штерн определил его как способность использовать способы мышления применительно к цели приспосабливать их к новым ответам. Р. Фримен определил его как «адаптацию интеллектуальных целей и средств для их достижения, а также как сбалансированную реакцию на целостный мир вещей, идей личностей». Подобных взглядов придерживались Р. Пинтнер, Л. Терстоун, Эд. Клапаред, Ж. Пиаже и другие. Данные взгляды разделяли Л. Термен, один из создателей шкал Стэнфорд - Бине, Дж. Петерсон и другие известные психологи начала XX века [19, с. 71].
– интеллект как способность адаптироваться к окружающему миру.
2 ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация эксперимента и методики исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе учреждения образования «Ясли - сад № 141 г. Гомеля».
Количество испытуемых: 10 детей старшего дошкольного возраста.
Задачи тестирования:
– определить уровень интеллектуального развития старших дошкольников;
– выделить индивидуальные особенности развития умственных способностей старших дошкольников.
С целью диагностики интеллектуального развития дошкольников мы применяли методику Г.А. Урунтаевой, которая состоит из трёх субтестов [27].
Субтест № 1 «Обведи контур».
Инструкция: Детям показывают рисунок (№ 1 или № 2) и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части.
Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках - образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.
Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания.
Критерии оценки теста:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе была предпринята попытка проанализировать особенности интеллектуального развития старших дошкольников.
В рамках данной работы под интеллектом понимается совокупность разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека.
В исследовании решались задачи диагностики интеллектуального развития старших дошкольников; влияние игры на уровень развития интеллектуальных способностей детей.
Разработанная нами система коррекционных упражнений, по нашему мнению, будет способствовать развитию умственных способностей детей старшего дошкольного возраста, а именно развитию: устойчивого внимания; гибкости творческого мышления; развитию памяти, в том числе смысловой; стремлению к интеллектуальной деятельности; высокой познавательной активности.
По результатам проведённого теоретического и практического исследования феномена интеллектуального развития детей дошкольного возраста можно сформулировать следующие выводы:
1. Проблема интеллектуального развития детей дошкольного возраста, являясь довольно актуальной в современных условиях в соответствии с новой парадигмой образования и социальным заказом, противоречива и продолжает исследоваться в отечественной и зарубежной психологической науке, что требует более пристального внимания и более глубокой проработки, а также внедрение в практику работы дошкольного учреждения.
2. Интеллектуальное развитие сегодня можно не только измерить, но и развивать, на что и должна быть направлена работа педагогов и психологов дошкольных учреждений образования.
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с
2. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. родина и др.; Под ред. Л. Г. Нисканен. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
3. Бине, А. Сенсорное развитие ребенка/ А. Бине // Психология. – 2005. – № 4. – С. 46 – 49.
4. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. – Ростов н/Д: Феникс, 1983. – 168 с.
5. Брушлинский, А. В., Темнова, Л. В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. – М.: Просвещение, 1993. – 342 с.
6. Выготский, Л. С. Проблема развития способностей/ Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1996. – № 5. – 131 c.
7. Гуревич, К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы / К. М. Гуревич, Е. И. Горбачёва. – М.: Педагогика, 1992. – 176 с.
8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – М.: МГУ, 2003. – 106 с.
9. Дьяченко, О. М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 45. – 47.
10. Коломинский, Я. Л., Панько, Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя / Я. Л. Коломинский. – М.: Просвещение, 1988. – 185 с.
11. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М.: Прогресс, 1981. – 398 с.
12. Малашихина, И. А., Мурадханова, И. И. Педагогика детства / И.А. Малашихина, И.И. Мурадханова. – Ставрополь: СГПУ, 1996. – 458 c.
13. Методики изучения интеллекта / И. Н. Агафонова и др. – СПб.: Питер, 1991. – 221 с.
14. Немов, Р. С. Психология: учебник для студентов высшей педагогических учебных заведений: В З КН: Кн.3; Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. – М: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. – 512 с.
15. Обухова, Л. Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы. 3-е изд., стер./ Л. Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1998. – 352 с.
16. Островский, Э. В., Чернышова, Л. И. Психология и педагогика: учебн. пособие/ Под ред. Островского Э. В./ Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. – М.: Вузовский учебник, 2005.– 384 с.
17. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – СПб.: Питер, 2003. – 192 с.
18. Первушина, В. Е. Способности ребенка. Как выявить и проявить? / В. Е. Первушина. – СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. – 287 с.
19. Рогов, Е И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е. И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 287 с.
20. Савенков, А. И. Обучение мышлению / А. И. Савенков. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220 с.
21. Словарь психолога-практика /Сост. Головин С. Ю. – Минск: Харвест, 2001. – 376 с.
22. Сорокина, А. И. Умственное воспитание в детском саду / А. И. Сорокина. – М.: Просвещение 1995. – 175 с.
23. Смирнова, Е. О. Психология ребёнка/ Е. О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 155 с.
24. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие/ Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 672 с.
25. Сластенин, В. А., Каширин, В. П. Психология и педагогика: уч. пособие для студ. вузов./ В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
26. Тихомирова, Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники / Л. Ф. Тихомирова. – М.: Рольф, 2000. – 142 с.
27. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
28. Холодная, М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одарённости / М. А. Холодная // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С. 32 – 39.
29. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб.и доп./ М. А. Холодная. – СПб.: Питер, 2002. – 264 с.
30. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: Учебник для студ.вузов: В 3 ч./ Н. И. Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч.1. – 288 с.