ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ОСОБЕННОСТИ ЕГО КАДРОВОГО СОСТАВА
ГЛАВА 2 ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НОСИТЕЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.2 КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.3 ВИДЫ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
При рассмотрении задач, сформулированных в данной курсовой работе, автор будет опираться, в основном, на соответствующие научные труды российских и белорусских ученых. Вопросы теории разделения власти, исполнительной власти находятся в центре внимания таких исследователей как Паречина Г. С., Чиркина В. Е., Косова Р. В., Дубовицкого В. Н. Кроме того, в работе проведен анализ действующего законодательства Беларуси.
В. Е. Чиркин полагает, что теория разделения властей появилась лишь во Франции в конце XVIII века. Связана она была, в первую очередь, с борьбой укрепляющейся буржуазии против феодального абсолютизма, а также с борьбой с системой, которая тормозила развитие общества и государства. Содержание принципа разделения властей включает в себя идеологическую, научную и практическую составляющие. Принцип разделения властей как часть идеологии играет важную роль в теории демократии и верховенства права; с научной точки зрения принцип разделения властей является средством понимания объективной государственно-правовой реальности с практической точки зрения разделение властей является одним из основных конституционных принципов организации государственного механизма демократического государства.
По мнению Дубовицкого В. Н., «исполнительная власть – это организация, входящая в состав государственного аппарата, имеющая собственную структуру, территориальный объем деятельности, компетенцию». Закон или иной нормативный правовой акт, определяющий способ формирования государства, применяет к нему специальные методы в обращении с правом выступать от имени государства, направленные на ведение повседневного управления экономической, административной, политической, социокультурной жизнью.»
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня вопросы организации и осуществления государственной власти вызывают большой интерес. Это связано с тем, что мировой опыт учит нас, что важнейшим условием функционирования и эффективного функционирования государственной власти является принцип разделения властей.
Республика Беларусь, как демократическое, социальное и законное государство, также признает принцип разделения властей и использует его в качестве основы для построения государственной власти. Конституция Республики Беларусь предусматривает разделение всей государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что нынешний принцип децентрализации практически полностью определяет структуру всей государственной власти в белорусском государстве. Именно по этому принципу полностью исключается произвол власти и ее органов, устраняется монополия власти. Парламент Республики Беларусь является мощным инструментом правительства. От организации работы парламента зависит эффективное функционирование всей страны. Правительство Республики Беларусь, как непосредственный руководитель системы органов исполнительной власти, является мощным инструментом государственного управления. От создания системы исполнительной власти зависит эффективное функционирование всей страны.
Объект исследования курсовой работы – это общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти в Республике Беларусь.
Предмет исследования – нормы права Республики Беларусь, регулирующие исполнительную ветвь власти.
Целью исследования является характеристика исполнительной власти в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть принцип разделения властей;
- охарактеризовать понятие Парламента и его место в системе органов государственной власти;
- определить понятие Правительства Республики Беларусь и порядок его формирования;
- рассмотреть компетенцию Правительства.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ОСОБЕННОСТИ ЕГО КАДРОВОГО СОСТАВА
Исследование проводилось в рамках неоинституционального подхода в политологии как наиболее подходящего для реализации стоящих перед автором задач. С точки зрения неоинституционализма государственная служба интерпретируется, во-первых, как институт государственного управления, во-вторых, как политико-административный институт, в-третьих, как совокупность «правил игры» и ограничительных рамок, определяющих задачи, статус и закономерности официального поведения работников аппарата, их отношения друг с другом, с непосредственным руководством и политическими руководителями государственных органов, а также с гражданами и организациями [3, с.11].
Такое понимание дает возможность вполне определенно сформулировать предметную область анализа изучаемого общественно-политического явления с точки зрения политологии. В рамках исследования предметом является институциональная среда формирования кадрового потенциала органов исполнительной власти Республики Беларусь. Следовательно, неоинституциональная методология предполагает рассмотрение процесса формирования кадрового потенциала как с точки зрения формальных норм и ограничительных рамок, так и норм, имеющих неформальный характер.
При формировании схемы исследования автор использовал «активистский подход». Это означает, что институты рассматриваются как «отправная точка рассуждения», а основной единицей анализа являются «действия» как внутренне значимая деятельность, ориентированная на действия других. В связи с этим основное внимание автора уделяется локальному порядку формирования кадрового потенциала исполнительной власти как неотъемлемой части институтов государственной кадровой политики и государственной службы Республики Беларусь [1, с.118].
С момента обретения независимости в стране ведется постоянная работа по формированию и совершенствованию законодательной базы в сфере государственной службы и государственной кадровой политики, которая определяет процессы изменения формальной составляющей институциональной среды для формирования кадрового потенциала. исполнительная власть. В то же время признание и понимание институционализации неформальных практик является важным шагом на пути к совершенствованию актуальных процессов формирования кадрового потенциала исполнительной власти.
ГЛАВА 2 ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Понятие Правительства Республики Беларусь и порядок его формирования
Концептуальная проблема органа исполнительной власти является одной из важнейших в административной и конституционной науке и отличается во многих предлагаемых определениях.
Наиболее полным является определение, которое предложил Дубовицкий В. Н., по его мнению, «исполнительная власть – это организация, входящая в состав государственного аппарата, имеющая собственную структуру, территориальный объем деятельности, компетенцию». Закон или иной нормативный правовой акт, определяющий способ формирования государства, применяет к нему специальные методы в обращении с правом выступать от имени государства, направленные на ведение повседневного управления экономической, административной, политической, социокультурной жизнью» [10, с. 89].
Советский лингвист, лексикограф, филолог Д. Р. Ожегов понимает, что правительство является высшим исполнительным органом государства.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность правительства Беларуси, является закон № 424. Закон предусматривает, что правительство является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим исполнительную власть в соответствии с Конституцией, а также подчиненными и иными органами исполнительной власти.
В Республике Беларусь правительство называется Советом министров.
До внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь в 1996 году правительство называлось Кабинетом Министров Республики Беларусь.
В отличие от конституций других стран, таких как США, конституция четко определяет образование и деятельность правительства как коллегиального органа государственной власти, выполняющего управленческие функции.
Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Это главный, центральный институт управления государственными делами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Конституция Республики Беларусь закрепляет принцип разделения властей, под которым понимается идея построения единой государственной власти на основе четкого разделения ее между тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Цель принципа разделения властей – предотвращение произвола власти, монополизации власти.
Теория разделения властей берет свое начало еще в античной эпохе. Первым, кто начал продвигать теорию разделения властей, стал Дж. Локк. Он считал, что сосредоточение всей совокупности власти в руках одного лица неизбежно приведет к произволу, поэтому следует разграничивать власть посредством ее разделения на три ветви власти.
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь законодательную в Республике Беларусь.
В целях реализации своих полномочий главный законодательный орган Республики Беларусь взаимодействует со всеми ветвями государственной власти.
Компетенция Парламента Республики Беларусь подразделяется на две группы: полномочия Палаты представителей и полномочия Совета Республики. Данные полномочия в некоторой части переплетаются, однако в самом общем виде они носят исключительный характер.
Закрепление в основах конституционного строя положения о судебной власти, о её самостоятельности, а потому и независимости от власти законодательной и исполнительной свидетельствуют не только о том, что она стала равной им, но и о том, что заложен фундамент создания правового государства, создана гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь.
1. Абашмадзе, В. С. Учение о разделении государственной власти и его критика / В. С. Абашмадзе. – Тбилиси, 2012. – 434 с.
2. Абромович А. Суды Республики Беларусь на современном этапе // Юстиция Беларуси. - 2002. -№1.- С.9-10
3. Административное право: курс лекций/ Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая, А.Н. Шкляревский, под ред. Л.М. Рябцева. Мн: БГЭУ 2006. – 119 с.
4. Административное право: Учебное пособие / Л.М. Рябцев, Г.А. Василевич, А.Г. Тиковенко, Г.Б. Шишко и др. Под общ. Ред. Л.М. Рябцева. - Мн.: Книжный Дом, 2007. – 402 с.
5. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник - Мн: Интерпрессервис. Книжный Дом. 2005, - 832 с.
6. Василевич, Г. А. Конституционное право: учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск: Регистр, 2012. – 192 с.
7. Василевич, Г. А. Контрольная функция Парламента и местных Советов депутатов Республики Беларусь / Г. А. Василевич. – Минск, 2014. – 84 с.
8. Волкова, Н. С. Парламент как институт народного представительства / Н. С. Волкова // Символ науки. – 2016. – № 7. – С. 117–118.
9. Демичев, Д. М. Конституционное право: учебное пособие / Д. М. Демичев. – Минск: Высшая школа, 2004. – 351 с.
10. Дубовицкий, В. Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь / В. Н. Дубовицкий. – Минск: Белорусская наука, 2006 г. – 141 с.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
12. Косов, Р. В. Теория разделения властей: учебное пособие / Р. В. Косов. – Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005. – 80 с.
13. Курак А.И. Конституционное право (таблицы, схемы, определения): учебное пособие - Мн.: Тессей, 2006. –316 с.
14. Любашиц, В. Я. Теория государства и права: учебное пособие / В. Я. Любашиц, А. Ю. Мордавцев, И. В. Тимошенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: МарТ, 2014. – 714 с.
15. Нерсесянц, В. С. Политические учения Древней Греции / В. С. Нерсесянц. – М., 1979. – 255 с.
16. Никулин, В. В. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие / В. В. Никулин. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 332 с.
17. О Национальном собрании Республики Беларусь: закон Респ. Беларусь, 8 июл. 2008 г., № 370-З: В ред. Закона Респ. Беларусь от 02.06.2015 г. № 267-З// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
18. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 361-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. – Минск: Дикта, 2004. – 59 с.
19. О Совете Министров Республики Беларусь: закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., № 424-З: В ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2015 г. № 268-З// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
20. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Оникс, 2010. – 736 с.
21. Паречина, С. Г. Теории государственной власти / С. Г. Паречина. – М.: Сетевая публикация, 2004. – 40 с.
22. Понятие, состав, структура и порядок формирования Парламента / Могилевский институт МВД Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://sdo.institutemvd.by/mod/book/view.php?id=4792.
23. Тихомиров, Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение / Ю. А. Тихомиров // Советское государство и право. – 1990. – № 2.
24. Чиркин, В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты / В. Е. Чиркин // Советское государство и право. – 1990. – № 8.
25. Указ Президент РБ 289 25.07.2016 О порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ