Введение
1 Теoретичеcкий aнaлиз прoблемы тревожности и предстартовых эмоциональных состояний
2 Актуальное состояние проблем тревожности у спортсменов-легкоатлетов
3 Программа коррекции тревожности у спортсменов-легкоатлетов
Зaключение
Cпиcoк иcпoльзoвaнных иcтoчникoв
Введение
Актуальность исследования. Предстартовые состояния спортсменов являются значимым фактором их адаптации к соревновательной деятельности.
Психологические переживания спортсменов довольно-таки различны и сложны, поскольку соревнования часто требуют от них придельных напряжения в самых не очень благоприятных условиях. Как известно, в базе психического напряжения присутствует взаимосвязь двух видов регуляции в работе спортсмена: эмоциональный и волевой. Первый порождает переживание, второй - волевое усилие. Их не легкое взаимодействие состоит в том, что любое из них может проявляться как в деятельности, так и друг в друге. Зачастую волнение спортсмена, появляющаяся перед самым соревнованием, успешно стимулируют его, при этом снижают волевые усилия к минимуму. В тоже время каждое волевое усилие имеет в своей основе эмоциональное начало. Эмоции, влекут за собой энергетический выброс, а воля же распределяет количество использования этой энергий.
На результат спортсмена оказывает влияние предстартового состояния, оно может влиять как положительно, так и отрицательно. Как будет влиять предстартовое состояние на спортсмена, зависит уже от его индивидуальной степени возбуждения нервной системы.
Способность контролировать и управлять своими эмоциями, действиями и поведением в предсоревновательный период и в целом весь процесс борьбы на соревнованиях изменчив. В связи с этим, спортсмену нужно уметь правильно управлять своими чувствами, уметь вовремя принять решение, а также корректно и тактично противостоять факторам, которые могут повлиять на предстартовое состояние. Именно то, как проявит себя спортсмен в тои или иной ситуации, как отреагирует на сбивающие факторы, и позволит говорить о его предстартовой и психической готовности.
Практическое значение состояния психической готовности к соревнованию заключается в том, что оно представляет некий фон, по которому протекают те или иные психические процессы, на ориентировку спортсмена в ситуациях на кануне и в ходе соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию, действий, мыслей, чувств, на решение технико-тактических задач. Непосредственно здесь и обнаруживается единство состояния психической готовности с иными сторонами готовности спортсмена к соревнованию.
Предстартовые состояния спортсменов имеют значительную вариативность, опосредованную видом спорта, что показывает необходимость дифференцированного подхода к ускорению и оптимизации уровня психических состояний как одной из базовых составляющих адаптации.
1 Теoретичеcкий aнaлиз прoблемы тревожности и предстартовых эмоциональных состояний
Состояние тревоги как эмоциональная стресс-реакция может возникнуть в условиях тренировки или соревнования под влиянием реальных или ожидаемых воздействий со стороны той микросреды (партнеров, товарищей по команде, тренера, обслуживающего персонала, знакомых, соперников, семьи и др.), в которой постоянно формируется косвенная или непосредственная оценка игрока, его действия, поведения, отношения.
Например, уровень тревоги игрока будет непрерывно меняться на протяжении баскетбольного поединка. У баскетболиста может быть слегка повышенный уровень тревоги (слегка нервничает и ощущает сердцебиение) перед разыгрыванием мяча, который снижается после того, как игрок войдет в ритм мяса, и значительно повышается (очень нервничает, сердце «летит») в последние минуты равного поединка[1].
В отличие от состояния тревоги личностная тревожность представляет собой черту личности – приобретенную поведенческую тенденцию или склонность, влияющую на поведение. Например, для полевого игрока одинаковой квалификации могут оказаться в идентичных условиях (выполнять завершающий удар в конце матча, который может стать победным) и при этом иметь абсолютно противоположные реакции состояния тревоги. Это объясняется характерными особенностями, то есть разными уровнями личностной тревожности [2].
Так, одному спортсмену присуща сниженная личностная тревожность, и он не воспринимает выполнение удара, который может решить исход встречи, как чрезмерно угрожающую ситуацию. То есть он, не испытывает выраженного состояния тревоги, чем можно было ожидать в подобной ситуации. Для другого же спортсмена характерна повышенная личностная тревожность, поэтому он воспринимает шанс решить исход поединка в свою пользу (или – «промазать») как чрезмерно угрожающую ситуацию. Он испытывает значительное состояние тревоги, превышающее то, которое можно было бы ожидать в подобной ситуации.
Для людей с высоким уровнем личностной тревожности характерен более высокий уровень состояния тревоги в соревновании, оцениваемых ситуациях по сравнению с людьми с более низким уровнем личностной тревожности. Повышенная тревожность, большое число стресс-факторов, эмоциональные перегрузки – часть карьеры как профессионального, так и начинающего спортсмена [3].
Большинство выдающихся спортсменов довольно тревожны. Тревожность может также быть «антиципированной» (т.е. возникать задолго до начала экстремальной ситуации, как результат прогноза предстоящих трудностей: «Я чувствую – сегодня проиграю!») и «символической» (опасность не обязательно затрагивает жизненные интересы, а вызвана проблемами самооценки: «Хорошо, что мы сегодня выиграли, но руководство команды наверняка будет недовольно моими действиями и меня обязательно переведут в запас»)[4].
2 Актуальное состояние проблем тревожности у спортсменов-легкоатлетов
Исследование проводилось на базе Гоцор по легкой атлетике в г. Гомель. В исследовании принимали участие 30 легкоатлетов в возрасте 13-14 лет.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.
На подготовительном этапе изучалась психолого-педагогическая литература, проводился отбор психодиагностических методов исследования, определялась выборка исследования, проводился констатирующий эксперимент.
Формирующий этап включал разработку программы психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям, проверялась ее эффективность, осуществлялся первый и второй срезы формирующего эксперимента.
Аналитический этап содержит анализ результатов опытно-экспериментальной работы, обработка результатов исследования при помощи методов первичной математической статистики.
В качестве психодиагностических методов использовались и методика Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным), методику измерения предсоревновательного состояния спортсменов и опросник Тейлора на исследование уровня личностной тревожности.
Констатирующий эксперимент.
Проведение констатирующего эксперимента осуществлялось в два этапа:
1. Определение эффективности методики психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям по выявленным критериям.
Критерий – это признак, на основании которого производится оценка. Выделение критериев является важной частью эмпирической работы. Выдвинутые критерии должны показать соотношение между показателями, имеющимися до начала работы и достигнутыми результатами. В нашей работе критерии определись на основании психодиагностической методики, использованной для констатирующего эксперимента. Поэтому в качестве критериев психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям мы выделили: самооценку волевых качеств, уровень стремления к успеху, уровень ситуативной и личностной тревожности.
2. Определение уровня психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям.
Анализ выраженности критериев позволил нам выделить уровни психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям: низкий, средний, высокий уровень.
3 Программа коррекции тревожности у спортсменов-легкоатлетов
Нами была разработана программа по коррекции тревожности у спортсменов-легкоатлетов.
Цель программы: уменьшить тревожность у спортсменов-легкоатлетов.
Задачи программы:
- проведение аутогенных тренировок.
- проведение психорегулирующих тренировок.
- проведение психомышечных тренировок.
-проведение аутогенных тренировок.
После того как в группах все тесты были проведены, и получены начальные результаты, началась работа над программой коррекции тревожности у легкоатлетов. Мной была разработана программа, направленная на снижение тревожности у спортсменов-легкоатлетов, которая была модифицирована с помощью ряда методик А.В. Родионова. В целях практической психокоррекционной работы с тревожными спортсменами добавляя в их тренировки методы психической саморегуляции: аутогенную тренировку, психорегулирующую тренировку, психомышечную тренировку, идеомоторную тренировку. На начальном этапе программы подойдет аутогенная тренировка.
Аутогенная тренировка – это один из методов психотерапии, метод самовнушения. Известно, что аутогенная тренировка состоит из двух ступеней: низшей и высшей. На низшей ступени мы ориентировались на снятие у спортсменов психического напряжения, старались успокоить их. Здесь нами использовались внушение, самовнушение. Для снижения чувства тревоги, волнения, эмоциональной напряженности в экспериментальной группе мы использовала такие формулы самовнушения: «Я спокоен», «Мне ни что не угрожает», «Я контролирую себя». На высшей ступени мы ориентировались на переход психологического состояния спортсмена в состояния надежды, доверия, веры в безграничные возможности организма по преодолению болезней и различных недостатков характера, по формированию желательных психических качеств.
Для активизации сил в организме, преодолении сонливости, спортсменам будет использоваться: самовнушение гнева, ярости, вызывания соответствующих образных представлений и сопутствующим им соматических проявлений. Например, вызывание образов, связанных у данной личности с активной деятельностью. Здесь идут два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы: психосоматическое, при котором реагирование у спортсмена осуществляется во внутренней сфере, и социальное, когда разрядка была направлена во внешнюю сферу.
Для укрепления волевой активности подойдет метод самовнушения в состоянии релаксации. Формулы должны быть краткие и в утвердительной форме: «Намерения тверды», «Намеченное выполню». Для быстрого восстановления сил спортсменов - погружение в релаксацию на 5-15 минут с самовнушением бодрствования.
Заключение
На начальных этапах работы, мы рассматривали проблему неблагоприятных предстартовых состояний, опираясь на литературные источники различных авторов. Которые пришли к единому мнению, что психологическая подготовка это одна из составляющих в тренировочном процессе спортсменов. Она обязательно должна входить в подготовку спортсменов, так как современный спорт достиг такого уровня развития, где физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами, возможностями и резервами психики спортсмена. Чем ответственнее соревнование, тем напряженнее спортивная борьба, тем большее значение приобретает психическое состояние и особенности личности спортсмена.
Изучив, теорию мы выбрали, комплекс методов для экспериментальных исследований они представляли собой: аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка, психомышечная тренировка и идеомоторная тренировка. Аутогенная тренировка – один из методов психотерапии, метод самовнушения, предложенный Шульцем в 1932 году. В ней привлекают простота лечебных приемов, сочетающихся с выраженной эффективностью психологического воздействия, способствующего нормализации нервной высшей деятельности, коррекции отклонений в эмоциональной и вегето-сосудистой сфере, повышению эффективности лечения. Психорегулирующая тренировка представляет собой вариант аутогенной тренировки, адаптированной к условиям занятий спортом. Психомышечная тренировка направлена на совершенствование двигательных представлений главным образом за счет сосредоточения внимания и обеспечения сознательного контроля движений. Идеомоторная тренировка состоит в сознательном представлении техники движений.
1. Алексеев, А.В. Система АГИМ: путь к точности / А.В. Алексеев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 128 с.
2. Асланбекова, Л.М. предстартовое эмоциональное состояние футболистов / Л.М. Асланбекова. Здоровье нации – наша забота: материалы 8-ой региональной научно-практической конференций студентов, магистрантов и аспирантов, 24 апреля 2014 года. – Тюмень: Вектор Бук, 2014. – 20-23 с.
3. Бабич, Е.Г. Особенности регуляции предстартовых состояний у профессиональных спортсменов / Е.Г. Бабич / Теория и практика физической культуры. – 2017. - №4. – 23-25 с.
4. Бабич, Е.Г. Особенности эмоциональных предстартовых состояний профессиональных спортсменов (на примере МБК Динамо, Москва) / Е.Г. Бабич. Теория и практика физической культуры. – 2016. - №3. – 29-31 с.
5. Бабушкин, Г.Д. Влияние психологической готовности на предстартовое состояние и результативность соревновательной деятельности дзюдоистов различной квалификации / Г.Д. Бабушкин, А.П. Шумилин, А.И. Чикуров. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. - №3(37). – 13-17 с.
6. Бабушкин, Г.Д. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена / Г.Д. Бабушкин, В.Н. Смоленцева / Научные труды СибГУФК. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2006. – 77-80 с.
7. Бабушкин, Г.Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом: учеб. пособие / Г.Д. Бабушкин. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. – 328 с.
8. Вяткин Б.А. Психологическое состояние спортсменов перед стартом и его саморегуляция. – Пермь., 1983. – с.99.
9. Гапонова, С.А., Демина, Д.С. Психолого-педагогические условия успешности подростков-спортсменов в индивидуальных и групповых видах спорта [Текст]/С.А. Гапонова, Д.С. Демина // Современные проблемы науки и образования. - Издательский Дом «Академия Естествознания». Пенза. 2014.– №6. – 15-42 с.
10. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.Д. Горбунов. – Москва: Советский спорт, 2012. – 311 с.
11. Горская, Г. Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований [Текст]/ Г.Б. Горская // Научно-методический журнал «Физическая культура, спорт - наука и практика. –2012. –№ 4. – 74-77 с.
12. Завьялова, Т.П. Технология выполнения научно-исследовательской работы педагогом по физической культуре: содержание, представление, защита: учеб. – метод. пособие / Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2015. – 128 с.
13. Загайнов, Р.М. Психология современного спорта высших достижений: Записки практического психолога спорта / Р.М. Загайнов. – Москва: Советский спорт, 2012. – 290 с.
14. Зайцев, А.А., Авдеева, Н.Г., Жупанова, Е.В. Способы саморегуляции психического состояния спортсменов [Текст] // Известия Балтийской Государственной Академии Рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – Калининград. 2012. – №4. – 78-85 с.
15. Иванов, А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой / А. Иванов. – Москва: Советский спорт, 2012. – 111 с.
16. Ильин, Е.П. Психология спорта. Серия «Мастер психологии». / Е.П. Ильин. – Санкт- Петербург.: Изд-во «Питер», 2008. – 352 с.
17. Ильина, Н. Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2010. – №12 – 70 с.
18. Клочко, Л.И. Прогнозирование скорости бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции (марафонский бег) / Л.И. Клочко / Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2010. - №5. – 73-75 с.
19. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. – М. : ФиС, 1978. – 224 с.
20. Ловягина, А.Е. Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Е. Ловягина, Н.Л. Ильина, Д.Н. Волков; ред. А.Е. Ловягина; С.-Петерб. гос. ун-т. – Москва: Юрайт, 2016. – 531 с.
21. Найдиффер, Р.М. Тревожность и выступление спортсменов в соревнованиях // Психология спорта: Хрестоматия. / Сост. А.Е. Тарас / Р.М. Найдиффер. – Москва.: АСТ; Харвест, 2007. – 79-96 с.
22. Никандров, В.В. Психология: учебник/ В.В. Никандров. – Москва: Владос, 2009. – 34 – 45 с.
23. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов / А.В. Родионов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. – 570 с.
24. Черникова О.А. Стартовая лихорадка / Теория и практика физической культуры. - 1937, Вып. 3, стр. 268-275.
25. Щербатых, Ю.В. Психология страха: популярная энциклопедия [Текст] / Ю.В. Щербатых. – М.: Апрель Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2007. – 512 с.