ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
ГЛАВА 2. ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Виды государственного управления
2.2 Принципы государственного управления
ГЛАВА 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, когда нестабильная экономическая, социальная и политическая ситуация в стране приводит к росту социальной напряженности в обществе, социальная составляющая качества жизни населения выходит на первый план, демонстрируя уровень доверия населения к органам государственной власти, степень удовлетворенности полученными публичными услугами и определяя приоритеты государственной политики. Именно поэтому вопросы сущности государственного управления, а именно его социальной составляющей, структуры, механизмов реализации и их усовершенствования приобретают сегодня особую актуальность.
Актуальность данной работы обоснована тем, что государственное управление как социальный процесс вынуждено постоянно реагировать на подобные изменения внешней среды. Современные вызовы создают условия для формирования гибкой системы государственного управления, способной максимально мобилизовать свои внутренние ресурсы и эффективно реализовать свои функции для достижения целей государства и общества.
Важнейшую роль в происходящих в стране успешных преобразованиях играет сильная и дееспособная система государственного управления. Исходя из критериев общественного блага, система государственного управления может и должна: не допускать нарушения правопорядка в обществе, норм и правил поведения на рынке; определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста; предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях; способствовать утверждению цивилизованных отношений между деловым миром, обществом и властными структурами.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
Многогранность и широкий научный подход к определению сущности, функций, принципов, целей и структур государственного управления проявляются во многих определениях и взглядах на это явление. Широкое внимание отечественных и зарубежных ученых к этой проблеме связано с тем, что государственное управление во все времена имело решающее значение для развития общества. Вместе с тем следует отметить, что в условиях современных вызовов в структуре государственного управления недостаточно адекватно изложена проблема элаборации.
Главная задача государственного управления-конституционная защита прав и свобод граждан, подразумевающая высокую социальную ответственность государства перед населением, поскольку общество, формирующее государство, является социальным. Управление обществом-это не власть, а государство, которое служит обществу для обеспечения комфортных условий жизни и защиты своих законных интересов. Нерациональное и неэффективное государственное управление может привести к серьезным негативным экономическим, политическим, социальным и экологическим последствиям. Именно поэтому вопросы определения сущности и совершенствования структуры государственного управления требуют детального анализа и совершенствования.
Истоки науки государственного управления возникли у древних философов. В частности, Аристотель считал, что государство – это своего рода объединение многих людей, которые изначально не были равны. Именно этот факт, по его мнению, вызвал необходимость государственного управления упростить свою жизнь и отношения [1, с. 443].
ГЛАВА 2. ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Виды государственного управления
Все многообразие государственного управления, исходя из определенных базовых признаков критериев, может быть выражено различными его уровнями и типами.
Процесс государственного управления делится на несколько этапов: государственное строительство; корпоративное управление; оперативное и тактическое управление.
Этапы государственного строительства связаны как с разработкой государственной политики, так и с политическим управлением.
Этапы реализации и административно-хозяйственного, оперативно-тактического управления-с реализацией государственной политики, с административным управлением.
Основным направлением государственного управления на уровне политических решений является деятельность в сфере государственного строительства. Это направление особенно актуально в прошлые периоды становления основ государственности и форм консолидации, определения целей и перспектив развития государства в тот или иной период. На этом этапе не только управление, но и принятие политических и управленческих решений. Здесь речь идет о макро политическом управлении [6, с. 52].
На этапе государственного строительства используются следующие виды государственных политических решений: определение целей, функций и задач развития государства; назначение главы государства, парламента и органов местного самоуправления; досрочное прекращение полномочий главы государства, парламента, правительства; консолидация административно-территориальных структур; распределение мест в органах региональной и местной власти и самоуправления; определение основных принципов работы органов государственной безопасности и обороны.
ГЛАВА 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
Административное право и государственное управление являются тесно связанными явлениями. Административное право регулирует отношения, которые развиваются в процессе государственного управления, определяет принципы управления и его функции, а именно содержание управления. Иными словами, государственное управление является объектом административного права. Это нормативное воздействие Кодекса административного права, направленного на государственное управление, функционирование системы государственного управления для выполнения своих административных задач.
Государственное управление-это вид социального управления.
Социальное управление как атрибут общественной жизни отражается в общих чертах, свойственных управлению как научной категории, а также в особенностях организации общественной жизни. Наиболее важными из них являются:
Во-первых, социальное управление может быть достигнуто только в том случае, если люди работают вместе. Сама по себе такая деятельность (производственная и др.) не способна обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, эффективно выполнять свои задачи, достигать общих целей. Руководство организует совместную работу персонала в определенных группах.
Во-вторых, социальное управление, главной целью которого является регуляторный эффект участников совместной деятельности, приводит к организованному взаимодействию людей.
В-третьих, основными объектами взаимодействия социального управления являются действия (действия) участников совместной деятельности, их отношения-социально-волевая категория характера, в которой проявляется управление поведением человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сущность и структура государственного управления – понятия сложные и многогранные. И, несмотря на достаточную проработанность данных вопросов специалистами разных научных направлений, определенные вопросы и сегодня остаются недостаточно раскрытыми и обоснованными. Во многом это связано с быстро меняющимися политическими и социально-экономическими реалиями, а также постоянно растущими потребностями населения в качественных государственных услугах в необходимом количестве.
Государственное управление – это практическое, организационное и регулирующее влияние государства на социальную активность людей с целью их упорядочения, сохранения или преобразования.
Государственное управление занимает особое место среди всех типов власти. Высшие государственные органы, представленные главой государства и его служащими, правительством, парламентом и судебной системой, а также их аппарат, играют вместе роль системы правительства, компоненты которой взаимосвязаны сложными функциональными отношениями.
Современная система государственного управления – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих определенное единство, что и делает его важнейшим звеном политического процесса общества.
1. Классики теории государственного управления: американская школа / Под ред. Дж. Шафритца, А. Хайда. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 800 с.
2. Путенихин, П.В. Логические основания многомерных пространств // Заочные электронные конференции. – 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/6359.
3. Глазунова, Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: ЮНИТИ¬ДАНА, 2002. – 551 с.
4. Долгальова, О.В. Теоретико-методичні засади оптимізації діяльності регіональних органів влади / О.В. Долгальова, Н.О. Пушкарьова // Публічне управління: теорія та практика. – 2010. – № 1. – С. 10-15.
5. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. – 4-е изд., стер. – М.: Изд-во ОМЕГА¬Л, 2014. – 525 с.
6. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2005. – 379 с.
7. Пикулькин, А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов / А.В. Пикулькин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2000. – 399 с.
8. Миннибаев, Б.И., Шарифуллин, Р.Ф. Особенности системы государственного управления Республики Беларусь / Б.И. Миннибаев, Р.Ф. Шарифуллин // Молодой ученый. – 2014. – № 11. – С. 26-28.
9. Купришин, Г.Л. Государственное управление: учеб. пособие для студентов вузов / Г.Л. Купришин, А.И. Соловьев. – М.: Университетский гуманитарный лицей, 1996. – 256 с.
10. Агарков, А.А. Теория права, государства и государственного управления / А.А. Агарков, В.С. Курчеев, Ю.Н. Одров, Г.Г. Пензин. – Новосибирск, 2007. – 282 с.
11. Филатов, И. Государственное управление – это… / И. Филатов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: fb.ru/article/38990/gosudarstvennoeupravlenieeto.
12. Бурега, В.В. Социология государственного управления / В.В. Бурега. – Донецк.: ООО «Східний видавничий дім», 2012. – 168 с.
13. Омельченко, Н.А. История государственного управления: / Н.А. Омельченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 575 с.
14. Охотский, Е.В. Государственное управление: на пути к современной модели государственного менеджмента / Е.В. Охотский // Вестник МГИМО Университета. – 2014. – № 3(36). – С. 115-127.
15. Административное право: учебник / Л. М. Рябцев и др. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014. – 319 с.
16. Административное право: учебник / Э. Г. Липатов и др. – Москва: Дашков и К°, 2013. – 452 с.
17. Мах, И. И. Административное право: курс лекций / И. И. Мах. – Минск: Амалфея, 2012. – 639 с.