Введение
1. Творчество М. Твена в контексте американской литературы
1.1. Теоретические основы изучения творчества М. Твена
1.2. Особенности творческой манеры М. Твена
1.3. Сюжетно-композиционная структура романов М. Твена
2. Жанровая модель романа Твена «Принц и нищий»
2.1. Жанровые композиты в сюжетно-композиционной структуре романа М. Твена «Принц и нищий»
2.2. Идейно-художественные функции жанрового новаторства М. Твена в романе «Принц и нищий»
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Современное литературоведение Беларуси, обращаясь к наследию мировой, заново осмысливает проблемы развития литературного процесса и помогает понять закономерности возникновения новых жанровых форм, их эволюцию в литературе XX века. В истории мировой литературы существуют писатели, значение творчества которых со временем раскрывается все с большей полнотой. Таков Марк Твен (MarkTwain, 1835‒1910), национальный гений Америки, один из главных авторов американской художественной литературы. Марк Твен ‒ псевдоним Сэмюэля Лэнгхорна Клеменса. Марк Твен ‒ один из родоначальников американского реализма, сатирик и юморист ‒ за полувековой период литературной деятельности создал аутентичную по глубине, широте и динамичности картину жизни своего народа. Писатель родился в небольшом селении Флорида на берегу реки Миссисипи в семье провинциального юриста. На Миссисипи родился его литературный псевдоним; («mark twain» — термин моряков, измеряющих уровёнь воды). Его репортерская карьера началась во время Гражданской войны в газете «Энтерпрайз», которая уже не раз получала от него корреспонденции, подписанные псевдонимом «Джош». Начав печатать репортерские заметки в «комических полосах» газеты, Марк Твен быстро сделался популярным. Его юморески были выдержаны в духе народных комических историй. Он быстро сближается с писателями, среди которых были молодой Брет Гарт, Амброз Бирс, Артемиус Уорд, Кейбл, Нэсби и другие. Брет Гарт начал обучать Марка Твена тонкостям литературной техники. Он совершенствует творческую индивидуальность на примерах классиков: Данте, Чосера, Сервантеса, Рабле, Стерном, Вольтером, Теккереем. Его пленяла поэзия Бернса и Байрона. Он знал всех американских писателей и поэтов, но признавал далеко не всех: писал позже злые пародии на сентиментальные поэмы Лонгфелло, пародировал Эмерсона и Холмса, уничтожающе отзывался о стиле Купера в статье под хлестким названием «Литературные преступления Фенимора Купера». Более того, он поддерживал теплве отношения с современными писателями: «знаменитой женщиной» Бичер-Стоу, Чарлзом Уорнером, Редиардом Киплингом.
1. ТВОРЧЕСТВО МАРКА ТВЕНА В КОНТЕКСТЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Теоретические основы изучения творчества Марка Твена
Оценки творчества М.Твена в критике (как английской, так и русской) противоречивы и неоднозначны. Долгое время М. Твен был полноценно не понят, а его общественное значение расценивалась как социалистическое в советской критике. Тем не менее, история изучения творчества Марка Твена берет начало еще в дореволюционной критике. Энгельгардт, русская переводчица и критик, одна из первых оценила американского писателя («Вестник Европы», 1882). Она отметила юмор и независимость суждений автора, но раскритиковала слабость поэтики и ограниченность сюжетов: «ни особой деликатности вкуса, ни такта, ни слишком строгого выбора сюжетов. Но взамен этих необходимых условий цивилизованной натуры западноевропейского писателя у американского юмориста находится богатый запас неистощимого юмора, живость воображения, энергия фантазии, неподдельная веселость…» [цит. по 11, с. 142]. Она отметила оригинальность манеры писателя, но источником ее посчитала отсутствие «цивилизованности» и «дикарство» американского автора.
На рубеже XIX‒XX веков сформировалось два направления в оценке Марка Твена. Одни видели в нем реалистического писателя, другие ‒ романтического. Тем не менее, как пишет Е.А. Стеценко, прямых указаний на творческую принадлежность Марка Твена мы не найдем. Косвенным образом на это указывает только то, где публиковались произведения американского автора: в проромантических или продемократических изданиях. Существовала еще одно мнение, на которое следует указать. По мнению Е.А. Стеценко, часть дореволюционной критики рубежа веков полагала, что творчество американского писателя вторично по отношению к европейской литературе, лишено общепризнанных ценностей, духовности и эстетики.
2. ЖАНРОВАЯ МОДЕЛЬ РОМАНА МАРКА ТВЕНА «ПРИНЦ И НИЩИЙ»
2.1.Жанровые композиты в сюжетно-композиционной структуре романа М. Твена «Принц и нищий»
Роман-сказка «Принц и нищий» («The Prince and the Pauper», 1881), построенный на историческом материале является наиболее спорным в жанровом отношении. П.В. Балдицын в своих работах чередует названия между «романом-сказкой» и «повестью-сказкой» [1, 2]. Исходя из авторского определения – это повесть «Принц и нищий»: ThePrinceandthePauper: A TaleforYoungPeopleofAllAges (подзаголовок: «Повесть для молодых людей всех возрастов», 1881). Однако в соответствии с теоретической поэтикой[1, 2]- это роман. В предисловии к ней четко расставлены жанровые ориентиры: «Эту повесть я расскажу вам в том виде, в каком я слышал ее от одного человека, слышавшего ее от своего отца, который слышал ее от своего отца, а тот от своего и так дальше... Возможно, что это исторический факт, но возможно - предание, легенда» [1, 2]. На наш взгляд, жанровое своеобразие романа «Принц и нищий» заключается в широком диапазоне жанров и видов, которые применяют исследователи для точной дефиниции жанровой модели, что также подчеркивает в своем диссертационном исследовании П.В. Балдицын («от факта до предания» [1, с. 5]) самом колебании от факта до предания и легенды весьма рельефно охарактеризовано жанровое своеобразие «Принца и нищего».
Остановимся на сказочном композите. В самом названии заключена традиционная для сказки антиномия богатство/бедность, где данное противоречие становится основой традиционного конфликта «добра и зла». Наличие/отсутствие денег само по себе не является добром или злом, на что, собственно, указывает эпиграф, в котором говориться о милости «в руках сильных». Сказка сохраняет память народа о правителе как защитнике, несущем ответственность за своих поданных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Марк Твен считается одним из величайших американских авторов. Он объединил юмор, местный колорит и собственный гений, создав несколько самых любимых романов всех времен: «Приключения Тома Сойера» (1876), «Приключения Гекльберри Финна» (1884), «Принц и нищий». Эти романы критикуют лицемерие и бесчеловечность.
Сатирическое искусство Марка Твена последовательно раскрыло в типах и ситуациях генезис и развитие отрицательных общественных явлений, показало их соотношения, внутренние связи, тенденции развития. Сатирические типы Марка Твена ‒ звенья одной цепи, они историчны; с их помощью писатель старался осмыслить закономерность в развитии американского общества. Всеми средствами художественной выразительности, многообразием форм сатиры (памфлеты, сатирические басни и сказки, сатирические диалоги, пародии) он стремился показать острые проблемы современности. ). Опираясь на труды отечественных и американских исследователей, мы определили особенности творческого метода М. Твена, отметив особую эмоциональность, стремление к правде жизни и широкий спектр комического в его творчестве. Мы также проследили эволюцию писателя через анализ основных этапов его творчества.
В работе мы выяснили, признаками каких известных жанров словесности характеризуются отдельные части романа М. Твена «Принц и нищий». В частности мы отметили, что жанровой доминантой является историческое повествование. Исторический герой и исторический колорит – вот два понятия, которые определяют специфику жанра исторического романа. Роман структурно соответствует жанру исторического романа, но осложнение сказочным и утопическим композитом, а также наличие фронтира и небылицы дает основание полагать, что это в содержательном плане не исторический роман, а пародия на него.
1. Балдицын, П.В. Американский юмор и новеллистика Марка Твена // Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы / П.В. Балдыцын -М.: ВК, 2004. - С. 19-82.
2. Балдицын, П.В. Система жанров в творчестве Марка Твена и американская литературная традиция : Дис. д-ра филол. наук : 10.01.03 / П.В. Балдицын. ‒ М., 2004. ‒ 292 c.
3. Бахтин, М.Н. Проблема содержания материала и формы в словесном художественном творчестве / М.М. Бахтин // Библиотек Гумер [Электронный ресурс]. – 2006 – 2010
4. Бахтин, М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) / М.М. Бахтин // Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – 2006 – 2009 – Режим доступа: http://mmbakhtin.narod.ru/eposrom.html
5. Бобок, О.А. «Романы Марка Твена о европейской истории» : Дис. ... канд филол. наук : 10.01.05 / О.А. Бобок. ‒ СПБ., 2000. ‒ 306 c.
6. История американской литературы. Под ред. проф. Н.И. Самохвалова. Учеб, пособие для студентов фак-тов иностр. яз. пед. ин-тов. ‒ч. I. ‒ М., «Просвещение», 1971. ‒344 с.
7. Комаровская, Т.Е. Художественная трансформация факта в историческом романе XX века / Т.Е. Комаровская // Взаимодействие литератур в мировом литературном процесс / Редкол. : Т.Е. Автухович и др. – Гродно: ГрГУ, 1996 – С. 30 – 36
8. Позднякова, Л. Р. История английской и американской литературы. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. ‒ 320 с.
9. Пьянов, Д.В. Своеобразие исторической проблематики в творчестве Марка Твена: Дис канд.филол.наук / Д.В. Пьянов. - М., 2003. ‒ 203 с.
10. Твен, Марк Принц и нищий / Марк Твен. ‒ Дети. Онлайн [Электронный ресурс]. – 2006 – 2009 – Режим доступа: https://deti-online.com/files/pdf/skazki/409-b880d3b546d2246c64849db91bfc2d21.pdf
11. Стеценко, Е.А. Марк Твен в русской дореволюционной печати / Е.А. Стеценко // Studia Litterarum, 2017. ‒Т. 2. ‒№ 3. ‒С. 166-189.
12. Рурк, К. Американский юмор. Исследование национального характера / К. Рурк. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1994. - 271 с.
13. Теория литературы. В 2 т. [Text] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Филология" / под ред. Н. Д. Тамарченко. ‒ М. : Академия, 2004. ‒ Т.2 : Историческая поэтика/С.Н.Бройтман. ‒ 359 с.
14. Тёрнер, Фр.Дж. Фронтир в американской истории / Фр. Тернер. - М.: Весь Мир, 2009. - 304 с..
15. Шачкова, В. А. Жанр путешествия в творчестве Марка Твена конца 60-70-х годов XIX века : автореферат дис. кандидата филологических наук : 10.01.03 / Василиса Александровна Шачкова [Место защиты: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского]. - Нижний Новгород, 2008. - 21 с.
16. Шынкарэнка, В. К. Паэтыка гiстарычнага жанру: автореф. дис. докт. филол. наук: 10.01.01 / В.К. Шынкарэнка; Гомельский дз. ун-т им. Фр. Скарыны. – Минск, 2005 – 40 с.
17. Энциклопедия для детей. - Москва : Аванта+, 1994 - Т. 15 : Всемирная литература, Ч. 2 : XIX и XX века / главный редактор В. А. Володин ; главный художник Е. Дукельская. - 2001. - 653,
18. DeVoto B. Mark Twain's America, and Mark Twain at Work. - Boston: Houghton Mifflin Comp., 1967. - 491 p.
19. Herbert Aptheker. Essays in the History of American Negro. N. Y., 1945, p. 203.
20. Holman, C. Hugh (Clarence Hugh) A handbook to literature / Clarence Hugh Holman. − New York : Macmillan Publishing Company, 19986. – 647 p.
21. Mark Twain Estate About Half Million // The New York Times. ‒1911. ‒15 July. ‒P. 07‒15. (Retrieved 2014-05-08).
22. Marx, L. The Machine in the Garden / Leo Marx. ‒ Oxford, 2000. ‒ 165 p.
23. McLinn, W. «Mark Twain Himself! Humor, War and Fundamentalism» / W. McLinn. ‒ Kendall; Dubuque (Iowa), 1983. ‒ 323 p.
24. Phipps, William E., Mark Twain's Religion / W. Philipps. ‒ Mercer Univ. Press, 2003.‒ P. 263–266.
25. Powers, Ron Mark Twain: a Life by Ron Powers / Ron Powers. ‒ NY, 2005. ‒ 495 p.
26. Regan, R. Unpromising Heroes. Mark Twain and His Characters / R. Regan. ‒ University of California Press, 1966. ‒ 236 p.
27. Smith, Harriet Elinor The great biography / H. Smith. ‒ NY, 2005. ‒ 239 p.
28. The Mark Twain encyclopedia / editors, J.R. LeMaster, James D. Wilson ; editorial and research assistant, Christie Graves Hamric.‒ 987 p.
29. Wonham H.B. Mark Twain and the Art of the Tall Tale. - Oxford, N. J.: Oxford Univ. Press, 1993. - 224 p.