ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТУРИСТИЧЕСКИЙ БРЕНДИНГ: СУЩНОСТЬ, СОСТАВ И ПРЕИМУЩЕСТВА
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ РЕБРЕНДИНГА В СОВРЕМЕННОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ
ГЛАВА 3 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЙСТАЛИНГА В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современный туризм является одной из движущих сил, выделяется среди других элементов глобальной экономики и характеризуется высокой динамикой роста и высоким потенциалом развития, безусловно отображается на развитии самой глобальной экономической системы в целом. В социальной организации современного общества туризм занимает особое место – это самая многосторонняя и динамичная характеристика современной цивилизации, выражаю¬щаяся в добровольной временной смене ритма жизни, места проживания и социокультурного окружения в целом [10, с. 80]. Динамичное развитие туризма в мире стимулирует государственные органы власти использовать все возможные средства для улучшения управления этим процессом с целью привлечения большего количества туристов. Одним из способов заявить о конкурентных преимуществах на рынке, а также повысить привлекательность территории для потенциальных туристов является создание привлекательного бренда местности. Для Беларуси проблему конкурентоспособности на мировом рынке можно решить, объединив усилия государства и бизнеса. Именно создание точного бренда может быть стимулом для государства, его жителей и предпринимателей в направлении повышения имиджа территории, где производится определенный продукт или предоставляется услуга для получения большего эффекта от своей деятельности. В развитых странах широко используют бренд-менеджмент, ребрендинг и рейсталинг для пропаганды преимуществ территорий для туристов. Господствующие позиции в экономике в основном принадлежат компаниям с сформированными брендами [8, с. 73].
Анализ последних исследований и результатов показал, что исследованию проблем, возникающих при изучении туристического брендинга, посвящены многочисленные научные работы, в частности, в диссертации А.М. Гаврилюк [1, с. 10] доказал инновационную значимость национального туристического брендинга; британский эксперт в этой сфере С. Анхольт [3, с. 37] предложил использовать национальный брендинг как элемент экономического маркетинга; Т.Л. Нагорняк [13, с. 164] исследовал брендинг страны; Д.В. Визгалов в своей работе [7, с. 128] и С. Зенкер и Е. Браун в тезисах доклада [29, с. 47] выясняли сущность категории бренд города и тому подобное. Но в трудах этих ученых недостаточно освещены проблемы бренд-менеджмента, ребрендинга и рейсталинга в современном туристическом бизнесе.
Таким образом, изучение сущности и значения бренд-менеджмента, ребрендинга и рейсталинга в современном туристическом бизнесе является актуальным на современном этапе социально-экономического развития как страны, так и мира в целом. Этим объясняется выбор темы данного исследования.
Объект исследования – место бренд-менеджмента, ребрендинга и рейсталинга в туризме.
Предмет исследования – сущность, значение, состав и преимущества бренд-менеджмента, ребрендинга и рейсталинга в современном туристическом бизнесе.
ГЛАВА 1 ТУРИСТИЧЕСКИЙ БРЕНГИНГ: СУЩНОСТЬ, СОСТАВ И ПРЕИМУЩЕСТВА
Важным фактором формирования туристической привлекательности территории является конкурентоспособность туристической отрасли. Формирование туристического бренда страны позволяет повысить не только конкурентоспособность, но и эффективность деятельности туристической индустрии. Бренд является одним из самых эффективных инструментов увеличения прибыли. Ежедневно сотни сайтов и журналов увеличивают информацию о бренде, однако разброс мнений по этому поводу достаточно красноречив, что свидетельствует, как о новизне самого явления, так и о различности подходов специалистов. Ниже приведены наиболее популярные определения одного из самых эффективных инструментов современной практики бизнеса. В словарях определяют термин бренд (англ. Brand), как комплекс понятий, которые обобщают представления людей о соответствующем товаре, услуге, компании или личности. Широко используется в маркетинге и рекламе, но также является экономическим понятием. Бренд – законодательно защищенный продукт, компания (или ее название), или концепция. Бренд – это многомерный конструктивный элемент, состоящий из функциональных, эмоциональных и материальных элементов, которые в совокупности создают уникальный набор ассоциаций с местом в общественном сознании. Бренд – комплекс положительных функциональных и социально-психологических характеристик, ассоциированных с продуктом или услугой [26, с. 115]. Бренд – это актив номер один. Бренд – это ваша репутация. Бренд – это то, что о вас думают люди, и то, что вы представляете покупателю. Одно из самых изящных определений бренда можно найти в корпоративных документах компании Upshaw & Associates, агентства, которое занимается маркетинговым консалтингом в США: «В основе своей бренд – это обещание, которое дается и выполняется год за годом, создавая некое соглашение между покупателем и продавцом, которое выражается в долгосрочных отношениях между ними. С другой стороны, бренд можно описать иначе – как набор ожиданий, которые выполняются или даже перевыполняются в течение продолжительного времени». Теоретико-методологическую основу формирования и управления брендингом достаточно глубоко освещены в мировой экономической литературе, в частности, в трудах таких ученых, как Ф. Котлер, М. Портер, Ж.-Ж. Ламбен, Р. Фатхутдинов, Ю. Юданов, Т.Л. Нагорняк, Д.В. Визгалов, С. Альхонт и другие.
Использование бренда возможно для любого товара, услуги или территориальной единицы. В туристической отрасли используют понятие «бренд города» и «бренд страны». Д.В. Визгалов предлагает следующее определение: «Бренд города – это городская идентичность (или идентичность города), системно выражена в ярких и привлекательных идеях, символах, ценностях, образах, которая нашла максимально полное и адекватное отражение в имидже города» [7, с. 137]. По определению С. Зенкера и Е. Брауна: «Бренд города – это система ассоциаций в сознании «Потребителей» города, основанные на визуальных, вербальных и ментальных проявлениях. Бренд города формируется через постановку целей, налаживание коммуникаций и пропаганду ценностей» [29, с. 55].
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ РЕБРЕНДИНГА В СОВРЕМЕННОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ
Современный туризм развивается не только за счет создания туристического кластера как такового, но и за счет того, что называют брендингом или ребрендингом территорий. Ребрендинг территорий и форсайт-проектирование туризма являются важными компонентами современной туристики как целостной системы наук о туризме и туристской деятельности, туристских объектах (территориях). Ребрендинг – это сильная и мощная стратегическая атака в борьбе за уверенное будущее. Решившись на внесение изменений и обновления себя, компания планирует возможности и шансы продукта или услуги завоевать больший сегмент рынка и получить максимальную прибыль от продаж. Также строит для себя новые пути в параллельных реальностях. Если же говорить более сухим и прагматичным языком, то вовремя, а главное правильно проведенный ребрендинг дает прибыль, настоящую и прогнозируемую, и результатом эффективного ребрендинга является увеличение прибыли предприятия. Что такое ребрендинг и нужен ли он компании, этот вопрос встает во время, когда бренд теряет свою популярность на рынке или когда компания готова вложить значительную часть средств на внесение изменений в наружных и внешних характеристиках товара, тем самым обеспечить себе популярность на рынке. Часто компании не считают целесообразным реберендинг, но на современном этапе это является важной частью потребностей потребителей, ведь человек всегда стремится к чему-то новому и интересному. Для проведения ребрендинга может быть много причин. Очевидны те, для которых причиной является переход товара, услуги или компании в новое качественное состояние. Слияния и поглощения, изменение масштабов компании, чаще всего выход на другие, более устойчивые или иностранные рынки где потребитель имеет несколько иные предпочтения. Изменение сферы деятельности, изменение целевой аудитории и тому подобное. Основа проведения качественного ребрендинга – полный маркетинговый аудит компании. Однако, исследований и обработанных результатов мало. Ребрендинг становится максимально эффективен если в обновленный бренд будут заложены не только показатели сегодняшнего дня, но и завтрашнего. Хорошо, если компания, которая занимается ребрендингом, привлекает специалистов типа идеологов, политологов и аналитиков. В таком случае уверенности в правильной стратегии и «доработке» на несколько десятков лет намного больше [5, с. 61].
Ребрендинг (англ. rebranding) – изменение целостной идеологии бренда, изменение обещания, которое бренд несет потребителю. Такое изменение влечет за собой рестайлинг и репозиционирование бренда (смену позиционирования на рынке, смену названия, логотипа и визуального оформления). Это масштабный и многоуровневый процесс, так как нередко гораздо проще и менее затратно создать новый образ новой марки, чем провести ребрендинг старой. Ребрендинг – это изменение имиджа компании не только в рекламных материалах, но и в сознании потребителей [14, с. 52]. Для изменения имиджа, ребрендинга территории, необходима активная коммуникационная политика, инновационные подходы, сочетающие современные средства маркетинга и брендинга, большие финансовые вложения. Исследователь А. Панкрухин выделяет несколько существующих типов имиджа территории.
ГЛАВА 3 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЙСТАЛИНГА В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
Как маркетинговая технология ребрендинг предусматривает осуществление рестайлинга (редизайна) – визуального изменения элементов бренда (логотипа, фирменного стиля или других атрибутов бренда) и репозиционирование бренда, изменение позиционирования на рынке, изменение названия, логотипа и визуального оформления. Чаще всего редизайну в индустрии туризма подвергаются логотип, фирменный стиль и веб-сайт туристической фирмы [4, с. 169].
Чтобы конкурировать на рынке, туристической фирме необходимы новые способы повышения конкурентоспособности. Одним из них является применение интернет-технологий. Основные функции интернета, такие как универсальный доступ, глобальный охват, интерактивность или гибкость привела к тому, что он широко использовался также в индустрии туризма. Самые важные функции интернета, благодаря которым можно повысить конкурентоспособности туристического агентства: информационная функция - это связано с тем, что интернет носитель информации (канал сбыта товаров и услуг) с мультимедийным сообщением (текст, графика, звук, видеоизображение) с интерактивностью (выбор). Благодаря сайтам помимо презентации компании или предложения, можно убедить клиентов посетить неизведанные места. Изображения, фотографии и дополнительную информацию можно прикрепить к описаниям стран, чтобы клиенты могли получить полную информацию, например, о конкретной стране, отеле или регионе до их путешествия.
Рестайлинг сайта туристической фирмы необходим, в случае если сайт упал в поисковой системе и стал приносить меньше заявок. На сегодняшний день большинство пользователей интернета пользуются телефонами. Если более шести лет назад многие разработчики закрывали глаза на разработку адаптивности сайта, то сейчас эти старые сайты не просматриваются или плохо просматриваются в мобильной версии. Даже если сайт туристической фирмы возможно изучать с телефона, и, кажется, что он адаптивный, то вероятность того, что на сайте видно, как блог куда-то улетел, долго грузится, шрифт слишком мелкий или наоборот крупный. Или сайт написан на полном экране и приходится увеличивать или уменьшать страницу вручную на экране телефона, чтоб прочитать какую-нибудь информацию совсем неудобно. Благодаря тому, что сайт плохо адаптивный, туристическая фирма теряет как минимум 50 % аудитории. Для посетителей сайта главное удобство – пользоваться сайтом с телефона. А если из-за выше перечисленного посетитель получит не удобство – он просто уйдет с сайта к конкурентам. Для адаптивности сайта необходимо перестроить блоки на страницах под мобильную версию, разработать и расставить правильно тексты, так чтоб их легко было прочитать. Лучше, когда картинки и текст перестраиваются в зависимости от формата экрана [22, с. 84].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Туристический брендинг предполагает формирование предпочтений (туристической привлекательности) мест туристического назначения в процессе управления имиджем и продвижением туристической привлекательности города или страны с помощью туристического бренда, который состоит из визуального образа и лозунга. В туристическом брендинге используют следующие инструменты: лозунги и темы, визуальные символы, события и деятельность. Целями брендинга в туристической сфере являются: формирование привлекательного имиджа страны; пропаганда культуры, особенностей истории, национального менталитета страны или города, где произведены туристические продукты или предоставлены услуги; создание и закрепление в сознании потребителей образа туристического товара или услуги страны или города, где они произведены для поддержания запланированного объема продаж; увеличение доходов в результате распространения сведений об уникальных качествах туристических товаров или услуг, внедряются с помощью привлекательного образа места их изготовления или предоставления. Преимуществами брендинга в туристической сфере являются: возможность получать дополнительную прибыль; возможность защищать производителя в процессе работы с партнерами; облегчение процедуры выбора туристического продукта потребителем; обозначение туристической компании и ее услуг среди туристических продуктов конкурентов; облегчение выхода производителя с новыми товарами на смежные рынки; возможность инвестирования в будущее. Для формирования бренда страны следует активно использовать ее культуру, историю, расположение, национальные особенности и тому подобное. Именно по созданию бренда государства начинается туристический брендинг, с помощью которого определяют уникальность отечественных туристических ресурсов по сравнению с конкурентами. Мерами территориального маркетинга в туристическом брендинге могут быть: разработка для территории привлекательного позиционирования и имиджа, поставки продуктов и услуг в эффективной и доступной форме, пропаганда привлекательных и полезных качеств территории с целью полноценного информирования пользователей о ее преимуществах.
2. Ребрендинг – нахождение новой позиции для бренда и модификация идентичности бренда, это изменение целостной идеологии бренда, изменение обещания, которое бренд несет потребителю. Ребрендинг, который был проведен профессионалами, позволяет компании, товару или услуге выйти на новую ступень развития, скорректировать и привлечь внимание не охваченных ранее клиентов и усилить лояльность настоящих. Ребрендинг способствует приведению бренда в соответствие с текущим состоянием туристического бизнеса и планами туристической компании. Выделяют ряд этапов ребрендинга. Первый этап – аудит текущего бренда, второй – разработка стратегии и тактики ребрендинга, третий – обновление основных элементов идентичности бренда, четвертый этап включает донесение до аудитории смысла ребрендинга, его связей с форсайт-проектом. Форсайт-проект туристической активности включается как компонент создания бренда или ребрендинга территорий, имеющих известные историко-культурные объекты. Успех ребрендинга зависит от множества составляющих и требует четкой координации усилий. Глубинные изменения имиджа бренда – это всегда риск, так как нет гарантии, что удастся сохранить прежних потребителей и привлечь новых, ведь в мире не существует ни одной обоснованной технологии построения сильного бренда.
1. Амелина, А. С. Менеджмент и маркетинг / А. С. Амелина. – М.: Смарт, 2009. – 274 с.
2. Антипов, К. В., Паблик рилейшнз для коммерсантов: [учебно-практическое пособие] / К. В. Антипов, Ю. К. Баженов. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000. – 237 c.
3. Анхольт, С. Создание бренда страны / С. Анхольт // Бренд-менеджмент. – 2007. – № 1. – С. 36–44.
4. Богалдин-Малых, В. В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: туристический, гостинично-ресторанный и развлекательный комплекс / Богалдин-Малых В. В. – М .: МОДЭК, 2004. – 560 с.
5. Бритвина, И. Б. Брендинг территории: проблема поиска ценностных оснований / И. Б. Бритвина, Л. Э. Старостова // Извест. Уральс. федеральн. ун-та. Сер. Проблемы образования, науки и культуры. – 2014. – № 3. – С. 163–171.
6. Буторина, В. Б. Имиджеология и pr предприятий туристической отрасли / Буторина В. Б. – Каменец-Подольский: Азбука, 2015. – 112 с.
7. Визгалов, Д. В. Брендинг города / Д. В. Визгалов. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. – 160 с.
8. Гайдаенко, Т. А. Маркетинговое управление / Т. А. Гайдаенко. – М.: Эксмо, 2006. – 496 с.
9. Добробабенко, Д. С. Фирменный стиль: принципы разработки, использования, оценки: учебник / Д. С. Добробабенко – М.: Северо, 2008. – 170 с.
10. Завьялов, П. С. Формула успеха: маркетинг сто вопросов – сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке / П. С. Завьялов – М.: Международные отношения, 1998. – 290 с.
11. Ламбен, Ж. Ж. Стратегический маркетинг / Ж. Ж. Ламбен – М.: Наука, 1996. – 490 с.
12. Масюк, Ю. Формирование брендов туристических предприятий в современных условиях / Ю. Масюк // Вестн. Львовс. нац. ун-та. им. И. Франко. Сер. международные отношения. – Львов, 2008. – № 24. – C. 201–207.
13. Нагорняк, Т. Л. Страна как бренд. Национальный бренд «Украина» / Т. Л. Нагорняк // Стратегические приоритеты: научно-аналитический ежеквартальный сборник. – 2008. – №4 (9). – С. 220–228.
14. Омельченко, В. Я. Международный маркетинг / В. Я. Омельченко. –Донецк: ДНУ, 2014. – 192 с.
15. Парникель, Ю. Л. Паблик рилейшнз / Ю. Л. Парникель. – Новгород.: Генезис, 2009. – 126 с.
16. Пеканом, В. Л. Реклама и PR технологии в бизнесе, коммерции, политике: [учеб. пособие для вузов] / В. Л. Пеканом. – М.: Армада-пресс, 2007. – 686 с.
17. Стоун, М. Маркетинг ориентированный на потребителя / М. Стоун. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 336 с.
18. Хлусов, В. П. Основы маркетинга / В. П. Хлусов – М.: ПРИОР; Экспертное бюро, 1999. – 490 с.
19. Часов, А. М. Брендинг: [учеб. пособие] / А. М. Часов – М.: Дашков и К, 2006. – 424 с.
20. Шепель, В. Коммуникационный менеджмент: [учеб. пособие] / В. Шепель. – М.: Гардарики, 2004. – 328 c.
21. Ashworth, Gr. Towards Effective Place Brand Management / Gr. Ashworth, M. Kavaratzis. – NY: Edward Elgar Pub, 2010. – 279 p.
22. Baker, B. Destination Branding for Small Cities / B. Baker. – London: Creative Leap Books, 2007. – 192 p.
23. Destination Branding / Ed. by N. Morgan, A. Pritchard and R. Pride. Oxford: Butterworth Heinemann, 2002. – 320 р.
24. Dinnie, K. City Branding: Theory and Cases / K. Dinnie. – NY: Palgrave Macmillan, 2011. – 256 p.
25. Govers, R. Go Fr. Place Branding: Glocal, Virtual and Physical Identities, Constructed, Imagined and Experienced / R. Govers. – NY: Palgrave Macmillan, 2009. – 256 p.
26. Kavaratzis, M. City Branding: anEffective Assertion of Identity or a Transitory Marketing Trick? / М. Kavaratzis, G. Ashworth // Tijdschriftvoor Economische en Sociale Geografie. – 2005. – Vol. 96, № 5. – P. 110–118.
27. Moilanen, T. How to Brand Nations, Cities and Destinations: A Planning Book for Place Branding / T. Moilanen, S. Rainisto. – London: Palgrave Macmillan, 2009. – 230 p.
28. Wheeler, Al. Designing Brand Identity: An Essential Guide for the Whole Branding Team / Al. Wheeler. – NY: Wiley, 2009. – 320 p.
29. Zenker, S. The place brand centre – a conceptual approach for the brand management of places / Zenker S., Braun E. – 39 th European Marketing Academy Conference, Copenhagen, Denmark, 2010. – 182 с.