Введение
Глава 1 Теоретические аспекты религиозного паломничества
1.1 Особенности развития религиозного туризма
1.2. Феномен религиозного паломничества
Глава 2. Проблемы и перспективы развития религиозного паломничества в Беларуси
2.1. Религиозно-конфессиональные особенности Беларуси
2.2. Возможности религиозного паломничества в Беларуси
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время развитию туризма в мире уделяется особое внимание. Более того, во многих странах мира туризм является ключевой отраслью экономики. Паломничество или путешествия с религиозными целями имеют глубокие исторические корни. Одними из первых туристов были именно средневековые паломники. Согласно статистическим данным за последние годы интерес к религиозному туризму непрерывно растет. По оценкам Всемирной туристской организации одним из важнейших мотивов, которые побуждают людей путешествовать или совершать паломничества, является религиозно-просветительская деятельность, люди знакомятся со святыми местами и их историей, архитектурой а также жизнью святых. Важнейшими ориентирами для паломников в ходе поездки являются служение Богу, поклонение святым местам и молитва, то есть паломничество является неотъемлемой частью религиозной жизни верующего.
Республика Беларусь в данном направлении делает активные шаги. За свою суверенную историю, на республиканском уровне проведена огромная работа в направлении развития туризма. Одним из направлений развития туризма является религиозный.
Цель исследования – анализ потенциала религиозного паломничества в Республике Беларусь и перспективы его развития.
Объект исследования – перспективы развития религиозного туризма.
Предмет исследования – проблемы и перспективы развития религиозного паломничества в Республике Беларусь.
Задачи исследования:
- охарактеризовать основные направления религиозного туризма;
- - рассмотреть феномен религиозного паломничества;
- проанализировать потенциал данного направления на территории Беларуси для развития его в туризме.
Раскрытию обозначенных задач способствовало изучение работ таких авторов, как А.Ю. Александрова, А.В. Бабкин, М.Б. Биржаков, И.Г. Брандт, Л.М. Гайдукевич, Д.Г. Решетников, А.И. Тарасенок, И. Трифонова, Н. Решетникова.
Методы исследования: анализ научной литературы и периодической печати по теме исследования, анализа и синтеза.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА
1.1 Особенности развития религиозного туризма
Как отмечают многие исследователи, религиозный туризм следует считать разновидностью культурно-познавательного туризма, предусматривающей получение информации и личных впечатлений от демонстрации религиозных объектов в независимости от конфессиональной принадлежности туриста. Он включает посещение культовых сооружений и сакральных мест ныне существующих или исчезнувших религий, участие в религиозных праздниках, при этом совершение ритуальных действий не входит в обязательную программу тура, они носят добровольный характер [20, с. 23]. Религиозный туризм также предполагает просмотр музейных экспозиций конфессионального содержания и прослушивание экскурсий связанными с ними. Так, заместитель директора по научной работе Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева С. Ю. Житенёв определяет религиозный туризм как «вид путешествия с познавательными и историко-культурными целями, он является формой познавательного туризма, а также деятельностью по организации посещения туристами находящихся вне обычной среды проживания религиозных и достопримечательных мест, связанных с историко-культурным и природным наследием» [9, с. 21].
С точки зрения гармонизации общественных отношений религиозный туризм выполняет ряд важных функций. Так, в рамках туров подобной направленности совершенствуется мировосприятие туриста, поскольку он расширяет свои познания не только о религии, повлиявшей на его культурную традицию, но и о других духовных системах. При этом религиозный туризм способствует формированию веротерпимости. Как правило, опасения вызывает то, о чем отсутствует достоверная информация. Турист, знакомясь с религиозными объектами культурного наследия, от экскурсовода узнает об истории религии, сути вероучения, в ходе осмотра культовых сооружений познает этические и эстетические аспекты конфессии.
Религиозный туризм в современном мире занимает огромное значение в жизни человека. В настоящее время из года в год численность людей посещающих святые места и религиозные центры только увеличивается. Это в первую очередь объясняется тем, что люди стремятся улучшить свое духовное и физическое состояние. Многие посещают святые места с целью поиска религии подходящего по душе, либо узнать что-то новое и интересное связанное с культурным наследием страны, проявить преданность своей вере, помолиться за своих родных и близких и просто поблагодарить высшие силы за блага.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА В БЕЛАРУСИ
2.1. Религиозно-конфессиональные особенности Беларуси
Беларусь является уникальной страной с точки зрения потенциала развития религиозного туризма. Наша страна в первую очередь толерантное государство, в котором на протяжении веков мирно соседствуют и сосуществуют четыре основные конфессии: православие, католицизм, ислам и иудаизм. Это объясняется тем, что на протяжении всей истории на территории Беларуси проживало большое количество разных народов, каждый из которых исповедовал свою значимую религию. Народы взаимодействовали друг с другом: торговали, вступали в смешанные браки. Всё это способствовало развитию веротерпимости, принятию и понимаю норм и обычаев различных религий. Примером тому может случить городок Ивье, Гродненской области, где до Второй Мировой войны на одной площади располагались мечеть, синагога, костёл и православная церковь.
Первым на территорию Беларусь пришло христианство. По мнению историков, в 986 г. исландский миссионер Торвальд Путешественник основал в Полоцке храм и монастырь Св. Иоанна Крестителя. А уже в 988 г. киевский князь Владимир крестил Русь по византийскому образцу. На территории Беларуси в Х – ХІІІ вв. возникла и расцвела мощная славянская христианская культура, основанная на византийской православной традиции. Достигли высокого уровня развития литература, архитектура, живопись, прикладное искусство, музыка. Все эти отрасли культуры опирались на Восточно-христианскую духовность и имели глубоко церковный характер. При этом, как отмечают все исследователи, они несли на себе отпечаток местных особенностей. Достигли высокого уровня развития литературы, архитектуры, живописи, прикладного искусства, музыки. Несомненно, просветительская деятельности святых братьев Кирилла и Мефодия позволило восточным славянам очень быстро войти в круг культурно развитых народов. Таким образом, предки белорусов вместе со всем населением Киевского государства вошли в Восточно-христианскую цивилизацию.
После того, как христианство разделилось на две ветви – православие и католицизм, положение обеих церквей на территории Беларуси было примерно одинаковым до заключения Брестской унии в 1596 г. Одновременно со становлением Киевской Руси, как части Восточно-христианской цивилизации, ее ближайшая соседка Польша, народ которой принадлежит к славянскому культурно-историческому типу, через принятие католицизма вошла в состав Западно-христианской – Европейской цивилизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Беларусь является уникальной страной с точки зрения потенциала развития религиозного туризма. Наша страна в первую очередь толерантное государство, в котором на протяжении веков мирно соседствуют и сосуществуют четыре основные конфессии: православие, католицизм, ислам и иудаизм. Это объясняется тем, что на протяжении всей истории на территории Беларуси проживало большое количество разных народов, каждый из которых исповедовал свою значимую религию. В силу своего геополитического положения Беларусь всю свою историю стояла на стыке двух миров, двух культур и идеологий, была своеобразной зоной взаимодействия православно-византийской и католическо-романской цивилизаций. Это определило ее уникальное культурное и историческое положение в Европе. На современном этапе очень возросла роль религии в деле объединения славянских народов, оказавшихся в последние десятилетия разделенными. Роль религиозного туризма в этом свете трудно переоценить. Сегодня Римско-католическая церковь в Республике Беларусь является второй конфессией по количеству верующих.
Территория Беларуси достаточно насыщена объектами религиозного туризма и представляет большой интерес не только для верующих людей, но и для обычных туристов. С каждым годом популярность существующих храмов увеличивается, растет и число паломников к ним.
В религиозном паломничестве и туризме важным фактором для решения многих проблем является соединение интересов религиозных организаций, общественных объединений и государства. Их совместная работа поможет не только в решении вышеизложенных задач, но и в снижении социальной напряженности в стране. Так же Белорусская Католическая Церковь должна вносить свой вклад в поддержку развивающемуся религиозному туризму, поскольку внутренний религиозный туризм способствует познанию духовного и культурно-исторического наследия страны. Важной составляющей религиозного паломничества и туризма является деятельность, направленная на смягчение общей социальной напряженности, а также установление диалога и мира между представителями различных религий и народов. Паломничество и туризм не вызывают столкновений или конфликтов на религиозной и социально-культурной почве, а наоборот создают в обществе атмосферу доверия и открытости, что не должны игнорироваться.
К главным факторам, препятствующим развитию религиозного туризма, относятся: отсутствие программы развития религиозного туризма; нахождение страны, района (региона) на важных транзитных путях; нехватка количества гостиниц и несоответствие их структуре спроса; погодно-климатические условия; отсутствие общественного порядка в местах осуществления паломничества; отсутствие рекламно-информационной продукции и продвижения религиозного туризма; отсутствие системы управления религиозным туризмом.
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по геогр. специальностям / А.Ю. Александрова. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 464 с
2. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма : учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Бабкин. – М. : Совет. спорт, 2008. – 206 с
3. Байбардина, Т. Н. Проблемы и приоритеты продвижения туристских услуг на рынке Республики Беларусь / Т. Н. Байбардина, В. Я. Лукомская // Туризм как приоритетное направление социально-экономического развития региона : материалы междунар. научн.-практ. конф. – Черновцы, 23–24 апреля 2015 г. / Черновицкий торгово-экон. институт КНТЕУ. – Черновцы, 2015. – С. 159–161
4. Биржаков, М.Б. Введение в туризм : учебник / М.Б. Биржаков. – СПб. : Герда, 2008. –512 с
5. Брандт, И.Г. Паломничество, религиозный туризм с точки зрения туриндустрии / И.Г. Брандт. – М. : Паломнический центр Московского патриархата. – 2009. – С. 37-41
6. Верниковская, О. Белорусский туризм: тенденции и перспективы / О. Верниковская // Директор. – 2009. – № 10. – С. 22–26
7. Гайдукевич, Л. М. Культурный туризм: теория и практика / Л.М. Гайдукевич. – Минск : Четыре четверти, 2013. – 192 с
8. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2016–2020 гг. [Электронный ресурс] – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.tio.by. – Дата доступа: 26.12.2017
9. Житенёв, С. Ю. Современные культурно-познавательные путешествия / С. Ю. Житенёв // Вопросы культурологи. – 2014. – № 4. – С. 19–23
10. Национальный интернет портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/tourism.php. – Дата доступа : 10.11.2017
11. Орехов, Д. Святые места России / Д. Орехов. – СПб. : Питер, 2002. – 140 с
12. Решетников, Д.Г. География туризма Республики Беларусь : учеб.-метод. пособие / Д.Г. Решетников. – Минск : Аверсэв, 2011. – 280 с
13. Сенин, В.С. Организация международного туризма : учебник / В.С. Сенин. – М. : Финансы и статистика, 2013. – 400 с
14. Тарасенок, А.И. Туристический комплекс Беларуси: организация управления, пространственный базис, компетенции / А.И. Тарасенок // Белорусский экономический журнал. – 2009. – № 2 (47). – С. 92-106
15. Трифонова, И. Паломничество и экскурсии религиозной тематики / И. Трифонова, Н. Решетникова // Наука и инновации. – 2013. – № 125. – С. 28–32
16. Туризм: сборник аналитических материалов // ЮНИТЕР. – 2015. – № 5
17. Туристическая Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mst.by. – Дата доступа: 22.10.2018
18. Туристские регионы Беларуси / редкол.: Г. П. Пашков [и др.] ; под общ. ред. И. И. Пирожника. – Минск : Беларус. экцыкл. імя П. Броўкі, 2008. – 608 с
19. Уокер, Д.Р. Введение в гостеприимство / Д.Р. Уокер. – М. : Флинта, 1999. – 240 с
20. Хвагина, Т. Положительные примеры организации паломнического туризма нам показывают Украина, Польша и Литва / Т. Хвагина // Туризм и отдых. – 2012. – № 38. – С. 24–29
21. Христов, Т.Т. Религиозный туризм : учеб. пособие / Т.Т. Христов. – М. : Академия, 2013. – 288 с
22. Шаповал, Г. Ф. История туризма Беларуси / Г. Ф. Шаповал. – Минск : РИВШ, 2006. – 166 с
23. Экономика и организация международного туризма / Под ред. Л. Ф. Ходоркова. – М. : Просвещение, 1999. – 240 с
24. Яковлев, Г. А. Экономика и статистика туризма: Учеб. пособие / Г.А. Яковлев. – М. : Логос, 2003. – 180 с
25. Trifonova, I. Peculiarities of confessional structure and tendencies of religious tourism in Belarus / I. Trifonova // Conditions of the foreign tourism development in Central and Eastern Europe. V.10. Tourism in geographical environment. – Wroclaw, 2008. – P. 377–385