ВВЕДЕНИЕ
Выбранная тематика работы по изучению особенностей организации туров в страны шенгенской зоны с учетом роли паспортно-визовых формальностей, обязательных при потреблении туристической услуги является актуальным направлением исследования.
Поскольку в процессе путешествия турист сталкивается с различного рода формальностями, соблюдение которых является обязательным условием при пересечении туристом государственной границы.
К туристским формальностям относят паспортно-визовые формальности, таможенные формальности (таможенный контроль и валютный контроль), медицинские (санитарные) формальности.
Паспортно-визовые формальности — процедуры, связанные с необходимостью соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, установленного паспортно- визового режима, являются одними из наиболее важных, затрагивающих каждого туриста. Установление паспортного или визового режима для иностранных граждан и туристов является прерогативой национального законодательства стран пребывания.
Международное сотрудничество и деятельность различных международных организаций в сфере туризма идут по пути упрощения подобных формальностей. Все это направлено на ликвидацию препятствий в развитии путешествий и международного туризма. Упрощение туристских формальностей стало объектом целого ряда международных соглашений и договоров. Всемирная туристская организация, придавая особое значение упрощению туристских формальностей, разработала и приняла соответствующий пакет рекомендаций в части визовых формальностей: безвизовый въезд на срок до трех месяцев; распространение действия визы сроком на12 месяцев на один или несколько въездов во все пункты и по всем маршрутам, открытым для туристов, с использованием любого вида транспорта; взаимное признание визы рядом Государств; в исключительных случаях выдача разрешения на въезд на контрольно-пропускном пункте; установление единого консульского сбора, независимо от гражданства туриста.
Эти рекомендации исходят из основополагающих принципов упрощения туристских формальностей, нашедших отражение в Гаагской декларации по туризму.
Следует помнить, что туристское предприятие обязано информировать участников путешествий и потенциальных покупателей о формальностях, связанных с въездом, выездом и пребыванием в стране назначения. Турист, отправляющийся в страну, должен знать: какие вещи и в каком количестве подлежат беспошлинному перемещению через границу; что запрещено к вывозу в стране, куда он едет; что подлежит обложению таможенными сборами; каков порядок обмена валюты; существуют ли ограничения на ее обмен; имеет ли место обязательный минимум валютных средств из расчета на день проживания.
Таким образом, проблема упрощения туристических формальностей решается на всех уровнях от государственного до уровня туристического оператора и агента, поскольку все участники взаимоотношений заинтересованы в увеличении туристического потока и получении стабильной прибыли.
Вопросам функционирования индустрии туризма и гостеприимства, их маркетинговой деятельности посвящены многие исследования отечественных и зарубежных авторов.
Общие вопросы организации деятельности сферы туризма и гостеприимства освящаются в работах таких авторов, как А. В. Квартальнов, М. Б. Биржаков, А. Ю. Александрова, Н. А. Платонова, Ю.С. Путрика, И. В.Зорин,A. Д. Чудновский, И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов, В.В. Фесенко, В. С. Сенин и другие.
Необходимость повышения научной обоснованности в процессе формирования и продвижения туристического продукта, теоретическая и практическая востребованность разработки системы помощи в прохождении паспортно-визовых формальностей, обеспечивающих качественный туризм, обусловили выбор темы исследования, постановку цели, задач и формирование структуры настоящей работы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Цель исследования – определить специфику формирования и продвижения туристического продукта в страны шенгенского содружествас учетом роли паспортно-визовых формальностей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить тенденции международного туризма на европейской территории.
2. Изучить историю развития визового законодательства шенгенской зоны.
3. Систематизировать информацию о визовых формальностях в туризме.
4. Рассмотреть особенности правил пребывания в шенгенской зоне.
5. Разработать рекомендации по подготовке документов для получения шенгенской визы для туристов.
Объектом исследования служат визовые формальности и правила пребывания в шенгенской зоне.
Предметом исследования является особенности визовых формальностей при формировании туров в страны шенгенского соглашения.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В СТРАНАХ ШЕНГЕНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ
1.1 Тенденции международного туризма в Европе
Согласно докладу Всемирной туристической организации, индустрия международного туризма в 2017 году показала тенденции устойчивого развития.
Число международных туристских прибытий (ночевка посетителей) в 2017 году увеличился на 4,6%, достигнув в общей сложности 1186 миллионов по всему миру, увеличившись на 52 млн. по сравнению с предыдущим годом. Это был шестой год подряд выше среднего роста международного туризма после глобального экономического кризиса 2009 года [16].
Туристические потоки находились под влиянием трех основных факторов в 2017 году: необычно сильные колебания обменного курса, снижение цен на нефть и другие сырьевые товары, усиление глобальной озабоченность по поводу безопасности.
По данным ВТО, в регионах Северной и Южной Америки, Азии и Тихого океана, отмечено близко 6% роста в показателе международных туристских прибытий. В Европе, наиболее посещаемого региона в мире, показатель 5%. Прибытия на Ближнем Востоке увеличились на 2%, в то время как в Африке они снизились на 3%, в основном из-за слабых результатов в Северной Африке.
Международный туризм составляет приблизительно 7% от мирового экспорта. Расходы международных посетителей на проживание, питание и напитки, развлечения, магазины и другие товары и услуги в городах и аэропортах достигли $ 1260 млрд (евро 1136 млрд) в 2017 году в реальном выражении, т.е. с учетом колебаний валютных курсов и инфляции, это представляет собой увеличение на 4,4% по сравнению с 2016 г., отражая рост международных прибытий [25, с.17].
Туризм становится все более важным компонентом диверсификации экспорта, как для развивающихся стран, так и стран с развитой экономикой. В последние годы туризм продемонстрировал высокую способность компенсировать более слабые экспортные доходы во многих странах товарных экспортерах и экспортерах нефти.
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРОВ В СТРАНЫ ШЕНГЕНСКОЙ ЗОНЫ
2.1 Требования визовых формальностей стран шенгенского соглашения
Шенгенская виза дает возможность беспрепятственно перемещаться по 28 странам Европы. При этом пропуском является получение документального разрешения от посольства всего одного государства, входящего в Шенгенскую зону. Но даже у такой лояльности есть правила контроля шенгена и пропуска через границы. Пренебрежение этими принципами и нарушение сроков пребывания может привести к занесению туриста в черный список по выдаче штампов.
Многие путешественники не всегда правильно истолковывают правила использования шенгена с его свободным передвижением. Существуют три основных требования, позволяющие правильно спланировать передвижения и не нарушить закон:
- правило первого въезда;
- принцип преимущественного нахождения в государстве;
- лимит срока пребывания.
Знание этих особенностей позволит понять, в консульство какой державы подавать документы, не даст нарушить требования, тем самым избавив от негативных последствий.
Путешественники довольно часто, планируя посетить Европу, выбирают комбинированные туры, охватывающие сразу несколько территорий. Именно перед такими туристами встает вопрос, в посольство какой страны обращаться. Гораздо проще обстоит ситуация с визитом только в одно место – пакет требований сдается в соответствующее консульство. Кроме того, можно воспользоваться услугами туристической фирмы или визового центра. Приехав, допустим, в Рим с итальянской визой и забронировав там отель, можно отправиться на экскурсию в соседнюю Австрию или Францию. При этом никаких нарушений не будет – штамп стоит той державы, в которую осуществлено прибытие, экскурсия в другое государство краткосрочна. В этом и заключается правило первого въезда в шенген [7, с.48].
Другое дело, когда предполагается прилететь в Италию, но путешествовать по Франции, при этом запрашивать въездное разрешение во французском консульстве. Вполне закономерны будут вопросы офицеров пограничных служб Италии, на каком основании открыто не то разрешение, что необходимо.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРОВ В СТРАНЫ ШЕНГЕНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ
Процесс формирования тура для последующей его продажи на рынке является своего рода производственной функцией туроператора. В зависимости от его специализации, масштабов деятельности, сезонности предлагаемых туров и их новизны этот процесс носит более или менее постоянный характер и предполагает ряд последовательных этапов. Проследим особенности формирования туров с учетом визовых особенностей стран шенгенского соглашения.
На первом этапе разрабатывается замысел (идея) тура, определяется его целевая направленность с ориентацией на определенного потребителя, выбирается сезон, направление по странам и примерное наполнение основного комплекса услуг.
Для осуществления этого могут быть использованы самые Разнообразные методы. Одним из них, получившим достаточно широкое распространение не только в туризме, является метод «мозгового штурма» (от англ, brainstorming). Суть этого метода вкратце можно представить в виде целенаправленного процесса генерирования новых идей для формирования их максимально широкого круга, с последующим анализом и отбором наиболее перспективных. Вторым направлением формирования идеи будущего тура является наблюдение. Знакомясь с деятельностью туристских компаний других государств, иных регионов руководители и специалисты туроператора могут перенять частично или полностью идею тура, адаптировав ее к местным условиям и потребностям целевых потребителей. Третьим направлением в формировании идей может стать личный опыт туроператора, его знание потребностей рынка, умение прогнозировать и предугадывать развитие потребительских запросов. Какое бы из указанных направлений ни было выбрано, следует помнить, что формирование идеи — процесс творческий, и ограничить его рамками стандартного алгоритма решений практически невозможно. Относительно стран шенгенского соглашения предлагается широчайший спектр туров в соответствии с разнообразными ресурсами и привлекательностью данного региона [13, с.45].
После того как сформирована идея будущего тура, туроператор проводит анализ и изучение возможностей ее реализации на практике. Анализ и исследования проводятся по нескольким направлениям: соответствие идеи тура потребительским ожиданиям; изучение возможного рынка; оценка конкурирующих туров других туристских предприятий; выявление возможности поиска и отбора партнеров и поставщиков туристских услуг для реализации идеи тура; оценка внутренних возможностей предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Шенгенская зона включает в себя двадцать шесть европейских государств, присоединившихся к одноимённому соглашению, подписанному в деревне Шенген (Люксембург) в 1985 году. В плане международных путешествий Шенгенская зона действует во многом подобно единому государству с пограничным контролем на внешней границе — при въезде и выезде из зоны, но без пограничного контроля на внутренних рубежах государств, входящих в эту зону.
Существовавшая изначально отдельно от Европейского союза нормативно-правовая база Шенгенской зоны была инкорпорирована в единое законодательство сообщества при вступлении в силу Амстердамского договора в 1999 году, хотя Шенгенская зона официально включает и четыре страны, не входящие в ЕС: Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн, а также де-факто включает ещё три европейских микро-государства: Монако, Сан-Марино и Ватикан, которые также не являются членами ЕС. Кроме того, со стороны ещё одной страны, Андорры, отсутствует внутренний пограничный контроль на границах со странами шенгенской зоны. Все страны Европейского союза, кроме Великобритании и Ирландии, обязались войти в Шенгенскую зону, и все, кроме Румынии, Болгарии, Кипра и Хорватии, уже сделали это. На данный момент зона охватывает площадь в 4 312 099 км², на которой проживают свыше 400 млн человек.
Шенгенские правила подразумевают устранение пограничного контроля на внутренних границах между государствами, вошедшими в зону, и одновременно укрепление пограничного контроля с третьими государствами, граничащими с зоной. Также страны обязуются вести единую политику в отношении временно въезжающих лиц (включая единую Шенгенскую визу), вести согласованный контроль на внешних границах и развивать трансграничное полицейское и судебное сотрудничество.
Для удостоверения личности в аэропортах, отелях или при полицейском контроле может требоваться паспорт или идентификационная карта государства-члена ЕС или страны, подписавшей Шенгенское соглашение. В исключительных случаях при наличии угрозы внутренней безопасности или общественному порядку (например, при проведении важных политических саммитов или спортивных соревнований) пограничный контроль на внутренних границах между некоторыми странами Шенгенской зоны может восстанавливаться на ограниченный срок до 30 дней.
В 2017 году граждане Беларуси самостоятельно подают комплект бумаг в посольство той страны, которую они собираются посетить. Если гражданин Беларуси, собирается посетить несколько стран, которые входят в зону Шенгена, он может получить разрешение на въезд в том государстве, в котором пробудет большее количество времени.
Если проблематично выделить главную страну, то подают бумаги в Консульский отдел посольства того государства Шенгенской зоны, границы которого будут пересекаться первыми.
Если нет желания или возможности заниматься оформлением права на въезд самостоятельно, можно получить визу через визовый центр или туристическое агентство. Стоимость разрешения в этом случае будет дороже на 15-20 евро.
Заявка на получение права на въезд подается за 3 месяца до предполагаемой поездки и не позднее, чем за 15 дней.Заранее на сайте посольства посещаемой страны узнают, как зарегистрировать заявку. Некоторые страны ввели онлайн-регистрацию.
Для граждан Беларуси открывают краткосрочные и долгосрочные разрешения на въезд. Краткосрочные выдают на срок до 5 лет, они позволяют пребывать в зоне до 90 дней в полугодии. Многократные визы позволяют въезжать несколько раз в течение срока действия. Долгосрочные (национальные) выдают на срок до 1 года без лимита пребывания по полугодиям.
Основной список документов одинаков, но подтверждающие документы зависят от цели посещения: туризм, шоппинг, учеба, работа.
Основной список бумаг для подачи заявки включает:
- анкета;
- паспорт (не должен быть старше 10 лет;истекать срок действия должен не раньше, чем 3 месяца после окончания срока действия разрешения);
- актуальная фотография лица на светлом фоне (размер фото 3,5×4,5);
- справка с места работы, в которой указан размер заработной платы (на бланке фирмы, с печатью и подписью директора и главного бухгалтера компании);
- медицинская страховка, которая действительна во всех странах соглашения.
Начиная с 2015 года, все желающие посетить Шенгенскую зону, обязаны сдавать биометрические данные: фото и отпечатки пальцев. Это нововведение ввели для упрощения процедуры получения разрешения. В 2017 году стоимость разрешения для граждан Беларуси составляет 60 евро, если оформлять ее самостоятельно. Несколько категорий граждан освобождены от консульского сбора: граждане, которые посещают родственников, легально проживающих на территории ЕС; участники официальных делегаций; дети до 6 лет и те, кто находится на содержании; пенсионеры; ветераны; инвалиды и лица, которые их сопровождают; участники спортивных мероприятий; граждане, которые нуждаются в срочном лечении и те, кто осуществляет сопровождение; лица, которые въезжают в зону Шенгена с целью проводить научные исследования; дети в возрасте 6–12 лет оплачивают сбор в размере 35 евро.