Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения иноязычной лексике с использованием технологии учения в сотрудничестве учащихся II ступени общего среднего образования
1.1 Характеристика иноязычной лексики
1.2 Этапы работы над иноязычной лексикой
1.3 Сущность технологии учения в сотрудничестве
Глава 2. Методика обучения иноязычной лексике с использованием технологии учения в сотрудничестве учащихся П ступени общего среднего образования
2.1 Методические подходы к обучению иноязычной лексике
2.2 Комплекс упражнений по формированию речевого лексического навыка по теме «Great Britain: a Country of Traditions» с использованием технологии учения в сотрудничества в 7 классе средней школы
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования уровня их филологической подготовки.
Основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Первой составляющей коммуникативной компетенции являются коммуникативные умения, второй – языковые знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения. Все они находятся в тесной взаимосвязи. Основной составляющей следует считать коммуникативные умения, формирование которых предполагает овладение языковыми средствами, такими как грамматикой, лексикой и фонетикой, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, лексические навыки представляют собой часть, без которой общение становится невозможным.
За курс обучения в средней школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения, т.е. овладеть навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении.
Исходя из выше сказанного, объектом данной работы является процесс формирования лексических навыков у учащихся среднего этапа обучения иностранному языку.
Предметом исследования является методика обучения учащихся иноязычной лексике с использованием технологии учения в сотрудничестве (англ. Язык, || ступень общего среднего образования).
Глава 1. Теоретические основы обучения иноязычной лексике с использованием технологии учения в сотрудничестве учащихся II ступени общего среднего образования
1.1 Характеристика иноязычной лексики
Автоматизированные действия, лежащие в основе лексических навыков, варьируются в зависимости от типа речевой деятельности. Это различие позволяет нам сформулировать практическую цель изучения словарного запаса как формирование продуктивных лексических навыков, включая выбор лексической единицы для адекватного планирования и ее правильное сочетание с другими единицами, а также рецептивные лексические навыки, которые включают автоматическое восприятие и корреляцию формы слова со значением. В дополнение к практической цели изучения словарного запаса, также можно определить образовательные, развивающие и воспитательные цели.
Образовательная цель предполагает использование иностранного языка для повышения общей культуры учеников. Современные учебники, основанные на коммуникативной направленности изучения иностранного языка, вводят языковой материал в контексте жизненных ситуаций и в определенных контекстах, что оказывает положительное влияние на усвоение необходимого материала и формирует социокультурные и социолингвистические компетенции. Рассказы, статьи, диалоги, выдержки из произведений, в которых используется новый лексический материал, приводятся в учебниках и направлены не только на усваивание новых слов, но и на расширение общеобразовательных знаний учащихся о мире. Как правило, предлагаемые тексты содержат информацию о стране изучаемого языка, которая представляет интерес для читателей и успешно влияет на запоминание слов в контексте.
Образовательная цель изучения лексики тесно связана с образовательной. При изучении новых слов в контексте происходит процесс эстетического воспитания учащихся посредством красоты языка, культурных ценностей, изучения литературных произведений, особенно поэзии. Кроме того, изучение словарного запаса требует от учеников постоянной напряженной работы, поскольку одним из свойств этого языкового материала является переход лексических элементов от активного к пассивному словарному запасу, что в конечном итоге может привести к забвению слов.
Глава 2. Методика обучения иноязычной лексике с использованием технологии учения в сотрудничестве учащихся П ступени общего среднего образования
2.1 Методические подходы к обучению иноязычной лексике
Несомненным является то, что технология формирования лексического навыка состоит из определённых этапов. Этапами формирования навыков называют «отрезки времени, отличающиеся друг от друга по своим задачам и способам обучения» [10]. Все этапы формирования лексических навыков представляют собой единое целое, а вычленение этапов обусловлено методически для конкретизации каждого из этапов. Эффективность формирования лексических навыков непосредственно обусловлена эффективностью каждого из этапов. Этапизация формирования лексических навыков не является достаточно четкой и определенной. Что касается количества этапов формирования лексических навыков, то их число, по мнению различных учёных, варьируется от двух до трех.
Так, в работах А.Н. Щукина встречается характеристика двух этапов формирования лексических навыков: введения (презентации) и активизации (выработка) «умений использовать слова и словосочетания для построения высказываний, при восприятии сообщений, использование лексики в речевом общении» [1]. Чаще встречается выделение трех этапов формирования лексических навыков [19]. Очевидно единодушие методистов в определении первого этапа формирования лексических навыков (ознакомление, введение), где предусматривается работа над формой слова (произношением, написанием, грамматическими и структурными особенностями), значением и употреблением. Во многом эффективность усвоения лексики предопределяется первым (ознакомительным) этапом. Ключевым же звеном формирования лексических навыков является тренировка и создание прочных и гибких лексических связей. Тренировка «имеет своей целью закрепление уже установленных связей новых лексических единиц и их расширение» [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Автоматизированные действия, лежащие в основе лексических навыков, варьируются в зависимости от типа речевой деятельности. Это различие позволяет нам сформулировать практическую цель изучения словарного запаса как формирование продуктивных лексических навыков, включая выбор лексической единицы для адекватного планирования и ее правильное сочетание с другими единицами, а также рецептивные лексические навыки, которые включают автоматическое восприятие и корреляцию формы слова со значением. В дополнение к практической цели изучения словарного запаса, также можно определить образовательные, развивающие и воспитательные цели.
Формирование лексического навыка направлено на овладение всеми его компонентами (вокальное задание, звуковая форма лексической единицы, операции по выбору лексической единицы и операции над комбинацией лексических единиц).
Выделяются следующие стадии формирования лексических навыков: восприятие слова (создание звукового образа); осознание значения слова; имитация слова (в изолированном виде или в предложении); обозначение, направленное на самостоятельное название объектов, определяемых словом; комбинирование (употребление слов в разных словосочетаниях); употребление слов в разных контекстах.
Изучив общую характеристику обучения в сотрудничестве, можно сделать вывод о том, что он представляет собой модель использования малых групп школьников. Эта методика является очень эффективной, что обусловлено несколькими фактами. Во-первых, учащиеся чувствуют ответственность за общий успех, что повышает эффективность их работы. Во вторых, у них есть возможность спросить совет у друга. Обсудить тот или иной вопрос, когда возникает необходимость. В-третьих, необходимые навыки и умения формируются более эффективно, что объясняется тем, что учащиеся решают поставленную перед ними проблему самостоятельно.
1. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: Учеб. пособие. Изд. 2-е, стер. / П.К. Бабинская. – М.: Минск, 2003. – 288 с.
2. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы: учеб. пособие для учеников пед. ин-тов / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
4. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение,1991. – 222 с.
5. Климентенко, А.Д. Теоретические основы обучения иностранному языку / А.Д. Климентенко. – М.: Педагогика, 2000. – 198 с.
6. Колесникова, И.Л. – Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. – Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, Санкт-Петербург, 2001. – 224 с.
7. Комарова, Е.В. Социокультурная компетенция как часть языкового поликультурного образования средствами иностранного языка / Е.В. Комарова // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/01/9423.
8. Коростелев, В.С. Основы функционального обучения иноязычной лексике / В.С. Коростелев. – Воронеж: ВГУ, 1990. – 157с.
9. Курндорф, Б.Ф. Методика преподавания АЯ в ср. шк. / Б.Ф. Курндорф. – М.: Учебное педагогическое издательство. 1958. – 116 с.
10. Методический словарик. Толковый словарь терминов методики обучения языкам / авт.-сост. Миньяр-Белоручев Р.К. -М.: Высшая школа, 1996. – 240 с.
11. Минушенкова, Д.А. Использование песенного и стихотворного материала при формировании иноязычных лексических навыков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015012316.
12. Пассов, Е.И. Коммуникативная методика / Е.И. Пассов. – Изд-во НОУ «Интерлингва», 2003. – 56 с.
13. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.
14. Пассов, Е.И. Формирование лексических навыков: Учебное пособие / Е.И. Пассов – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
15. Пассов, Е.И. Коммуникативность обучения – в практику школы: из опыта работы / Е.И. Пассов. – М. : Просвещение, 1985. – 127 с.
16. Пирхавка, Н.Е. Из опыта работы с аутентичными стихотворениями на уроках французского языка / Н.Е. Пирхавка, Т.В. Кондратьева // ИЯШ. – 1991. – № 1. – С. 82–89.
17. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000. – 272 с.
18. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве / Е.С. Полат // ИЯШ. – 2000. – №7. – С.24-31.
19. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 1988. – 244 с.
20. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языка в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – Москва: Просвещение, 1991. – 287 с.
21. Сборник «Учебные программы для IV класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2017-2018-uchebnyj-god/1268-4-klass.html.
22. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение. – 2002. – 239 с.
23. Филатова, В. М. Методика обучения иностранным языкам. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / В.М. Филатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с.
24. Щерба, Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики / Л.В. Щерба. – М., 1974. – 245 с.
25. Slavin, R.E. Research On Cooperative Learning: an international perspective / R.E. Robert // Scandinavian Journal of Educationale Research. – 1989. – №4. – Р.21-27.