ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЮРИСДИКЦИОННОГО ИММУНИТЕТА ГОСУДАРСТВА
2.1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИММУНИТЕТА ГОСУДАРСТВА
2.2 СФЕРА ДЕЙСТВИЯ ИММУНИТЕТА
2.3 СОДЕРЖАНИЕ ИММУНИТЕТА
ГЛАВА 3. ВИДЫ ИММУНИТЕТА ГОСУДАРСТВА И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
3.1 АБСОЛЮТНЫЙ ИММУНИТЕТ
3.2 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ
3.3 ОГРАНИЧЕННЫЙ ИММУНИТЕТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Международное частное право призвано регулировать взаимоотношения между субъектами МЧП.
К субъектам международного частного права традиционно относят физических лиц, юридических лиц и государства. Несомненно, государство является основным субъектом в международном частном праве. Вопрос о том, как будет вести себя государство на международно-правовой арене, связанной с осуществлением рыночной, хозяйственной деятельности, какой правовой статус и положение будет оно занимать, какова ответственность государства перед своими иностранными контрагентами - всё это решается в рамках важной отрасли права - международном частном праве. Государство - необходимый субъект в социально-политической сфере в целом.
Ни одно общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. В настоящий момент проблема государства как субъекта международного частного права является недостаточно глубоко изученной и требует к себе ещё много внимания.
Целью настоящей работы является изучение государства как субъекта международного частного права.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: изучить особенности правового положения государства как субъекта международного частного права; рассмотреть понятие и содержание юрисдикционного иммунитета государств; проанализировать виды иммунитета государства и их правовое регулирование.
Предметом курсовой работы является государство, вступающее в международные частноправовые отношения.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся при участии государства в международном гражданском обороте.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
Статья 8 Конституции Республики Беларусь гласит: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает их соблюдение. Часть 3 той же статьи гласит: «Не допускается заключение международных договоров, противоречащих Конституции. Как отметил Василевич: «признание общепризнанного приоритета принципов международного частного права означает не что иное, как определение вектора развития всей правовой системы», «запрет на заключение международных договоров, противоречащих Конституции, является нормой».
Закон Республики Беларусь «О международных договорах» (с изменениями от 8 июля 1998 г.), Часть 3, Статья 3. 15.Уточняется порядок применения международных договоров: «правовые нормы, содержащиеся в действующих международных договорах Республики Беларусь, являются частью законодательства, действующего на территории Республики Беларусь, и подлежат немедленному применению, за исключением случаев, когда международные договоры предусматривают применение таких норм, требующих обязательного внутреннего права, которое свидетельствует о согласии Республики Беларусь быть связанными соответствующими международными договорами» [1].
Часть 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь, стр. 6, содержит почти идентичную формулировку, с той разницей, что она относится к нормам гражданского права, содержащимся в международных договорах. Следует признать, что ссылка на «прямое применение» не нужна и создает путаницу в применении норм международных договоров. Очевидно, что нормы международного договора не могут быть «непосредственно применены». Все международные договоры Республики Беларусь представляют собой некую процедуру исполнения национального законодательства и, следовательно, являются частью действующего законодательства, т. е. обладают полномочиями, закрепленными Законом, который свидетельствует о согласии Республики Беларусь быть связанными соответствующими международными договорами.
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЮРИСДИКЦИОННОГО ИММУНИТЕТА ГОСУДАРСТВА
2.1 Правовая природа иммунитета государства
Специфика правового статуса государства как участника частноправовых отношений обусловлена наличием вопроса о юрисдикционном иммунитете. Вопрос о применении концепции государственного иммунитета подлежит разрешению судом или арбитражным разбирательством в спорах, вытекающих из частных правоотношений с участием иностранного государства.
Трудности в решении вопроса о юрисдикционном иммунитете связаны с определением термина «государство», то есть с необходимостью квалифицировать действия, которые государство непосредственно предъявляет к иммунитету. Следует отметить, что в доктрине международного частного права отсутствует единое толкование содержания термина «государство». Определение этого понятия также отсутствует в национальном законодательстве большинства стран. В некоторых законах в дополнение к термину «государство» используется термин «иностранное государство» для применения исключений юрисдикции.
Такая практика получила развитие в законодательстве Республики Беларусь. В частности, статья 1114 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее-ГК), которая определяет порядок применения правил раздела VII ГК в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом с участием государства, использует термин «государство», что позволяет разделить между тем нормы процессуального законодательства, касающиеся предоставления процессуального иммунитета к юрисдикции, на применение слова «иностранное государство»(статья 1). Статья 553 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, статья 239 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь). Однако содержание этих статей в законодательстве Республики Беларусь не раскрывается [4].
ГЛАВА 3 ВИДЫ ИММУНИТЕТА ГОСУДАРСТВА И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
3.1 Абсолютный иммунитет
В настоящее время в некоторых зарубежных теориях права и национальном законодательстве существует три подхода к проблеме национального иммунитета: теория абсолютного иммунитета, теория функционального иммунитета и теория ограниченного иммунитета. Эти теории по-разному определяют объем иммунитета, предоставляемого одному государству судом другого государства, и условия, при которых он предоставляется. Теория абсолютного иммунитета государства является первой в истории. Она основана на том, что государство, независимо от того, какой деятельностью оно занимается, всегда выступает носителем государственной власти, то есть правящей, а значит, всегда пользуется иммунитетом. Действительно, в рамках этой теории все действия государства рассматриваются как действия общественного характера.
Согласно мнению Ушакова, в соответствии с этим подходом принцип иммунитета считается «абсолютным», поскольку применяется ко всей деятельности иностранного государства в пределах юрисдикции другого государства [13, с. 27].
Эта теория была разработана на основе судебной практики. В настоящее время понятие абсолютного иммунитета существует лишь в нескольких странах, среди которых Китай, Гонконг, Иран, Индонезия, Бангладеш, Никарагуа и другие. В то же время теория абсолютного иммунитета, закрепляющая общие принципы государственного иммунитета, тем не менее, не отрицает возможности защиты интересов физических лиц в суде. Как при этом Кравченко отметил, что «применение нормы иммунитета не означает, что споры с участием государства просто не могут быть рассмотрены». Иск против государства может быть предъявлен в суде этого государства или в суде другого государства, но только с согласия государства-ответчика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, особенность правового режима государства как участника международной частноправовой деятельности заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции. Юрисдикция вытекает из суверенитета государства и означает его законодательную, судебную, административную власть; объём власти и сферу действия власти.
Каковы же основные преимущества и недостатки рассмотренных теорий? Руководствуясь в своей практической деятельности теорией абсолютного иммунитета, государство пользуется полной независимостью и суверенитетом, теряя, в то же время, доступ к международному коммерческому обороту. Применение теории ограниченного иммунитета влечет за собой утрату суверенитета и независимости по отношению к коммерческой деятельности, но предоставляет возможность полноценного оперирования на международном рынке и получения всех связанных с этим выгод. Если СССР, так называемое «великое государство», еще могло, осуществляя коммерческие операции, позволить себе ссылаться на абсолютный иммунитет, то Республика Беларусь вряд ли может позволить себе такую роскошь. Полноценное участие в международном торговом обороте, привлечение иностранных инвестиций – это то, в чем действительно нуждается Республика Беларусь, и, в то же время, то, наличием чего наше государство не может похвалиться.
Чего можно добиться, ссылаясь на абсолютный иммунитет? Только репутации ненадежного и неответственного партнера, имея в виду то, что ссылка на такой иммунитет возникает в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих контрактных обязательств. Абсолютный иммунитет – это явление не только политического и юридического характера, но и прикрытие для чиновника государственной службы, который исполняет свои обязанности ненадлежащим образом или не исполняет вовсе. Более того, даже продолжая ссылаться на абсолютный иммунитет, государство вряд ли добьется чего-либо.
1. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. - Мн.2002.
2. Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. Принята в г. Нью-Йорке 02.12.2004 Резолюцией 59/38 на 65-ом пленарном заседании 59-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Россия подписала Конвенцию 01.12.2006 (Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2006 № 1487-р).
3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. //Международное право в документах. – М., 1998.
4. Богуславский М.М. Международное частное право. / Богуславский М.М. – М: Юрист, 2004.- 606 с.
5. Дмитриева Г.К., Филимонова М.В. Международное частное право. Действующие нормативные акты. М.,1999.
6. Ерпылева Н.Ю. Международное частное право. / Ерпылева Н.Ю. М., 2005. - 559 с.
7. Марышев Н.И. Международное частное право. / Марышев Н.И. М.,2004. - 602 с.
8. Хлестова И. О. Вопросы иммунитета государства в законодательстве и договорной практике Российской Федерации. Проблемы международного частного права / под ред. доктора юридических наук И. И. Марышевой. - М.: юридическая фирма КОНТРАКТ, 2015. – 980 с.
9. Алешина, А. В. Международное частное право / А.В. Алешина, В.А. Косовская. - М.: Феникс, 2016. - 320 c.
10. Богуславский, М. М. Международное частное право / М.М. Богуславский. - М.: ЮРИСТЪ, 2016. - 408 c.
11. Журнал международного частного права, №1(15), 1997 / Journal of International Private Law, №1(15), 1997. - Москва: Огни, 2017. - 120 c.
12. Демидов И.А. Государство как субъект международного частного права. / Демидов И.А. М., 2005 г. с.72
13. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. — М.: Международные отношения, 2000 г. – с.78
14. Усенко Е.Т. Иммунитет государства от иностранной юрисдикции. / Усенко Е.Т. М., 1962.– 790 с.
15. Звеков В.П. Государство как субъект гражданских правоотношений с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств. / Звеков В.П. М.: Фонд правовая культура, 1995. – С. 153 - 171.
16. Батычко В.Т. Международное частное право. Конспект лекций / В.Т. Батычко. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. - 97 с.
17. Воронина З.И. Международное частное право: учебное пособие / З.И. Воронина. - Тюмень: ТюмГУ, 2011. - 276 с.