Введение
1 История становления судебной системы в Республике Беларусь
2 Верховный Суд Республики Беларусь
2.1 Полномочия и состав Верховного Суда Республики Беларусь
2.2 Структура и организация работы Верховного Суда Республики Беларусь
2.3 Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь
2.4 Президиум и Пленум Верховного Суда Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Судебная система является частью общей системы государственной власти и должна рассматриваться как необходимое средство и условие обеспечения конституционных прав и свобод граждан, реализация которых не зависит от законодательной и исполнительной власти. Главной целью судебной системы является осуществление правосудия на основе принципов верховенства права, гуманизма, справедливости и демократии.
Конституция Республики Беларусь предусматривает, что судебная власть в Республике принадлежит судам.
Судебная система Республики Беларусь состоит из Конституционного Суда и судов общей юрисдикции.
Законодательная база судебной системы включает Конституцию Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь от 29 июня 2006 года № 139-З «О судебной системе и статусе судей» (далее - КоСУ) и другие нормативные акты, регулирующие организацию судебной системы.
Для защиты своих прав граждане и юридические лица обращаются в суд. На практике бывает, что суды первой инстанции принимают необоснованные решения. Защита от такого решения - это возможность обращения в суд вышестоящего уровня. Это осуществляется в Республике Беларусь через функционирование Верховного Суда как высшего судебного органа.
Верховный Суд Республики Беларусь является главой судебной системы с универсальной юрисдикцией, высшим судебным органом, осуществляющим правосудие по гражданским, уголовным и административным делам, осуществляет надзор за судебной деятельностью судов и осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством. Его полномочия распространяются на всю территорию Республики Беларусь.
Формирование Верховного Суда связано с решением второго заседания Центрального Исполнительного комитета от 30 марта 1923 года, которое утвердило Положение о судебной системе БССР.
В последние десятилетия судебная система претерпела множество различных изменений, что привело к формированию хорошо функционирующей системы судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом, которая определяет актуальность рассматриваемых вопросов.
Итак, целью исследования в настоящей курсовой работе является на основании системного анализа действующих нормативно-правовых актов исследование деятельности Верховного Суда Республики Беларусь.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить историю становления судебной системы в Республике Беларусь;
2) определить общую характеристику Верховного Суда Республики Беларусь;
3) проанализировать состав Верховного Суда Республики Беларусь;
4) рассмотреть организацию работы и аппарат Верховного Суда Республики Беларусь.
1 История становления судебной системы в Республике Беларусь
Развитие органов, реализующих судебную власть на территории современной Республики Беларусь, происходило поэтапно, сформировалась система органов в завершенном виде именно в XVI в., когда появляются на законодательном уровне такие суды как земские, подкормские и Главный суды [1, c. 148].
Решения по делам, имеющим ключевое значение, касающимся интересов государства и высших сословий принимал так называемый Господарский суд – высший коллегиальный суд. До 1981 г., времени создания Главного суда, Господарский суд выступал в качестве первой и апелляционной инстанции [4, c. 19].
Одним из видов Господарского суда был Соймовый суд. Этот суд отличался демократичностью своего состава: в него входили господарь, паны рад, а так же 8 депутатов сойма. Время работы данного суда – время работы сойма. В конце XVIII века в Беларуси частично была восстановлена судебная система времен Великого Княжества Литовского (далее ВКЛ): Главный суд, подкормские суды, межевые и городские магистраты [4, c. 20].
С течением времени поветовые суды сменились уездными судами. Что примечательно, данные суды осуществляли правосудие, руководствуясь исключительно российским правом. Просуществовали на территории Беларуси вплоть до введения мировых судов в 1871 г., когда буржуазная судебная реформа начала осуществляться и на территории Беларуси.
К достаточно прогрессивным чертам судебной системы России можно отнести следующие декларируемые принципы правосудия: независимость судей, их несменяемость, выборность, суд присяжных, институт адвокатуры и другие. Данные нововведения стали результатом принятия судебных уставов 1864 г. Так же в данный период осуществляли правосудие такие суды как местные и общие. Функционировали также специализированные суды (коммерческие, детские суды, церковные, военные и т.д.) [7, c. 99].
Необходимо отметить важность принятия советской властью такого документа как Декрет о суде № 1. Он не только полностью изменил судебную систему, но так же провозгласил такие принципы как выборность, участие заседателей, коллегиальность и гласность [8, c. 86].
Далее определенные изменения в состав судебной системы были внесены Декретом о суде № 2, датируемым 1918 г. В соответствии с данным Декретом были внедрены окружные народные суды [8, c. 87].
С принятием Декрета о народном суде РСФСР в 1918 году был учрежден так называемый единый народный суд. Данный суд отличался наличием трех составов, которые могли вести заседание: народный судья, народный судья и два народных заседателя и народный судья и шесть народных заседателей [8, c. 90].
2 Верховный Суд Республики Беларусь
2.1 Полномочия и состав Верховного Суда Республики Беларусь
Одним из проявлений суверенитета государства на его территории является наличие высшего судебного органа, который выносит окончательные решения по делам, находящимся под его юрисдикцией, и контролирует деятельность всех нижестоящих судов. В Республике Беларусь такой орган является Верховным Судом.
Верховный Суд Республики Беларусь является судом вышестоящей инстанции в системе судов общей юрисдикции. Его полномочия распространяются на всю территорию Республики Беларусь.
Он является судом первой инстанции, а также проверяет законность и обоснованность судебных актов и, следовательно, является судом первой инстанции по всем делам, находящимся под юрисдикцией суда общей юрисдикции. В нем разъясняется законодательство, которое должно быть реализовано в процессе правоприменительной деятельности судов Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 51 КоСУ Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет судебную систему судов общей юрисдикции, он является высшим судебным органом, осуществляющим правосудие по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, хозяйственным делам, осуществляет надзор за судебной деятельностью судов общей юрисдикции, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами [13, ст. 51].
Правовой статус Верховного Суда Республики Беларусь характеризуется его полномочиями.
Так, Верховный Суд Республики Беларусь:
- надзор за деятельностью судов Республики Беларусь.
Процессуальной формой такого надзора является рассмотрение дел в апелляционном, кассационном и надзорном порядке с целью проверки законности и обоснованности решений, принятых в нижестоящем судебном порядке, также по вновь открывшимся обстоятельствам, исправления допущенных ими ошибок;
- имеет самую широкую организационно-функциональную структуру с другими судами общей юрисдикции, включая органы управления (Пленум и Президиум) и широкий и многочисленный аппарат, обеспечивающий функционирование судебной системы и других функций высших судебных органов;
- в пределах своей компетенции рассматривать дело в качестве суда первой инстанции.
Заключение
Проанализировав правовой статус и деятельность Верховного Суда Республики Беларусь, следует обратить внимание на следующие основные положения.
Источником положений о статусе Верховного Суда Республики Беларусь является Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей».
Существование высшей судебной власти государства следует рассматривать как проявление его суверенитета. Указанный судебный орган принимает окончательные решения по делам, находящимся под его юрисдикцией, и контролирует все нижестоящие суды. В Республике Беларусь в роли такого органа выступает Верховный Суд.
В результате изучения правового статуса Верховного Суда Республики Беларусь можно сделать следующие выводы:
1) он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов Республики. В качестве процессуальной формы такого надзора рассматриваются дела в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам дела с целью проверки законности и обоснованности решений судов, вынесенных нижестоящими инстанциями;
2) Верховный Суд является высшим контролирующим органом в системе судов общей юрисдикции, принимающим окончательные решения по уголовным, гражданским, экономическим и административным делам;
3) Верховный Суд дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникшим в ходе рассмотрения судебных дел, а также участвует в контроле над их исполнением. Функции Верховного Суда как основной внепроцессуальной формы контроля над судебной деятельностью нижестоящих судов:
- рекомендует Конституционному Суду Республики Беларусь проверить конституционность нормативных правовых актов;
- рассмотрение в качестве суда первой инстанции особо сложных и особо социально значимых дел.
4) По сравнению с другими судами Верховный Суд имеет самую широкую организационно-функциональную структуру, включая руководящие органы (Пленум и Президиум), а также крупные и многочисленные управления, отделы, обеспечивающие функции Верховного Суда как высшего судебного органа.
5) Предоставляет профессиональную отраслевую экспертизу по делам в четырех областях: уголовном, гражданском, экономическом и патентном, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий.
Кроме того, анализ положений о деятельности Верховного Суда Республики Беларусь выявил ряд проблем.
1 Атакулова, А.А. Реализация судебной системы / А.А. Атакулова // Новая наука: от идеи к результату. - 2015. - № 7-2. - С. 148-150.
2 Бибило, В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь / Н.В. Бибило. – Минск: ТетраСистемс. – 2013. – 432 с.
3 Верховный Суд Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://court.gov.by/
4 Волкова В.А. Понятие и сущность судебной власти в Республике Беларусь / В.А. Волкова // Материалы конференции «Уголовное правосудие в свете интеграции правовых систем и интернационализации криминальных угроз» (Минск, 27-28 октября 2017 г.). - Минск: Издательство БГУ, 2017. - с. 16-29.
5 Гавриленко, В.Г. Судоустройство / В.Г. Гавриленко. – Мн.: Право и экономика, 2016. – 124 с.
6 Данилевич, А.А. Судоустройство: учебник / А.А. Данилевич, Л.Л. Зайцева, И.И. Мартинович, А.В. Солтанович. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2016. – 464 с.
7 Демичев, Д.М. Верховный Суд Республики Беларусь в системе судебных органов / Д.М. Демичев // Аграрное и земельное право. - 2014. - № 6 (114). - С. 97-109.
8 Демичев, Д.М. Система судебных органов в Республике Беларусь / Д.М. Демичев // Право и государство: теория и практика. - 2013. - № 4 (100). - С. 86-97.
9 Долин, М.С. Судоустройство: учебное пособие / М.С.Долин. - М.: Прогресс, 2012. - 554 с.
10 Дорохов, В.А. Верховный Суд Республики Беларусь / В.А. Дорохов // Инновационная наука. - 2016. - № 5-2 (17). - С. 218-220.
11 Завадская, Л.Н. Формирование независимой и независимой судебной системы (государственно-правовой аспект) / Л.Н. Завадская // Теория права: новые идеи. - 2012. - № 2. - С. 55-60.
12 Канксиди, М.Д. Понятие «судебная власть» в теории разделения властей / М.Д. Канксиди // Правовая мысль. - 2010. - № 4. - С. 68-71.
13 и 2.1 Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей 29 июня 2006 г., № 139-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобрен Советом Республики 16 июня 2006 г.: в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
14 Козырев, В.С. Организация судебной системы / В.С. Козырев // Образование и право. - 2011. - № 11. - с. 206-222.
15 Коновалова, Ж.Ч. Судоустройство: пособие / Ж.Ч. Коновалова [и др.];. – Минск: Высш. Шк., 2009. – 254 с.
16 Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 и 17 окт. 2004г. – Минск: Нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2016. – 62 с.
17 Конюк, А.В. Судоустройство: уч. пособие / А.В. Конюк, Е.В. Семашко, М.А. Семенихин. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2016. – 270 с.
18 О Конституционном судопроизводстве: Закон Республики Беларусь, 04.01.2014 г., № 121-З: в редакции от 22.12.2016 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
19 О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. №529 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
20 О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
21 Сукалов, В. Верховный Суд в системе судов общей юрисдикции / В. Сукало // Юстиция Беларуси. – 2012. – № 1. – С. 16 – 27.
22 Таранова, Т.С. Гражданский процесс (общая часть). Учебное пособие для студентов и вузов / Т.С.Тарасова. – Минск, БГЭУ, 2011. – 384 с.