Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимость проблемы отношения к будущей профессии в раннем юношеском возрасте. В этот возрастной период происходит выбор жизненному пути профессиональной направленности, появляется избирательность отношения старшеклассников к различным профессиям. К развитию личности учащихся раннего юношеского возраста сегодня предъявляются требования к ее самоопределению, формированию навыков активной жизненной позиции, потребности самостоятельного принятия решений и готовности нести ответственность за них, а также способности управлять свои поведением.
Профессиональное самоопределение представляет собой, с одной стороны, принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности, с другой – интегральным свойством личности, способствующим осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора. Зарубежные и отечественные психологи успешность профессионального самоопределения связывают, в первую очередь, с содержанием мотивационных образований, лежащих в его основе. Ведущая роль в профессиональном выборе принадлежит мотивами и потребностям старшеклассника. Профессиональная деятельность является пространством самореализации и самоактуализации личности, что придает особый смысл процессу выбора профессии в юношеском возрасте, которому свойственна выраженная направленность сознания на будущее.
С точки зрения, общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта. С точки зрения индивида, профессия представляет собой деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации.
Отношение к выбранной профессии отражает мотивационно-ценностный аспект. Выбор профессии является сложным и длительным мотивационным процессом, так как от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. В целом профессиональная деятельность представляет собой важнейшую сторону жизнедеятельности человека, которая способствует самореализации личности, актуализации всех ее возможностей. Именно поэтому проблема изучения мотивов выбора профессии приобретает все большую актуальность.
Ранний юношеский возраст открывает возможности определения путей личностного и профессионального развития. Именно в этот период человек сталкивается с необходимостью решать важнейшие для всей последующей жизни задачи: определение жизненных приоритетов, выбор направления своего профессионального и личностного пути.
Проблема исследования мотивационной сферы личности является фундаментальной в отечественной и зарубежной психологии. Среди ученых,
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение в психологии рассматривается как форма социализации личности, связанная с осознанием индивида своих возможностей; как определенный этап в развитии личности, на котором происходит построение планов на будущее и поиск себя в различных социальных ролях; как этап профессионального становления.
Самоопределение определяется как относительно самостоятельный этап социализации, предполагающий формирование у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности с учетом своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны социума [29, с. 121].
В работе О.В. Голубь профессиональное самоопределение понимается как уровень субъектности сензитивный к труду в общем контексте социализации, показателем которого выступает профессиональное самосознание [9, с. 163].
Профессионально самосознание предоставляет собой совокупность представлений индивида о себе как о профессионале, система отношений к себе как к субъекту труда [19, с. 183].
Процесс профессионального самоопределения как определенный этап в развитии личности включает себя:
– развитие профессионального самосознания;
– формирование системы ценностных ориентаций;
– моделирование своего профессионального будущего;
– построение идеальных образов профессионала [19, с. 189].
Профессиональное самоопределение как этап профессионального становления рассматривается Е.А. Климовым, Э.Ф. Зеером, А.К. Марковой.
По определению Е.А. Климова, профессиональное самоопределение – это осознание индивидом уровня развития своих профессиональных способностей, совокупности профессиональных мотивов. Профессиональное самоопределение представляет собой процесс принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности, а также осознание соответствия к требованиям, которые деятельность предъявляет к индивиду, переживание этого соответствия [13, с. 115].
В современной психологической литературе обнаруживается два основных подхода к изучению профессионального самоопределения.
В рамках первого подхода самоопределение рассматривается как естественный процесс, который возникает на определенном этапе онтогенеза и существует в качестве личностного новообразования старшего школьного возраста.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методики проведения исследования
Цель эмпирического исследования: выявить отношение к будущей профессии у юношей и девушек.
Гипотеза исследования: в раннем юношеском возрасте существуют различия в профессиональных склонностях и мотивах выбора профессии у юношей и девушек.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 38 г. Гродно».
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 30 учащихся 11-х классов в возрасте 16-17 лет. Выборка исследования была разделена на две группы: в первую группу вошли 15 юношей, во вторую группу вошли 15 девушек.
Этапы проведения эмпирического исследования:
Первый этап – проведение теоретического анализа и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определение базы исследования и групп испытуемых; подбор необходимого психодиагностического инструментария; организация эмпирического исследования.
Второй этап – проведение исследования с помощью психодиагностических методик для выявления отношения к будущей профессии в раннем юношеском возрасте, сбор эмпирического материала;
Третий этап – обработка и интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ, математико-статистическая обработка данных, формулирование выводов исследования.
Описание методик и способ их проведения.
1. Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.
Назначение методики: определение ведущего типа мотивации при выборе профессии. Текст опросника включает 20 утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии.
С помощью методики можно следующие виды мотивации:
– внутренние индивидуально-значимые мотивы (личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения);
– внутренние социально-значимые мотивы (общественная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения);
– внешние положительные мотивы (материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа по проблеме исследования установлено, что профессиональное самоопределение – это осознание индивидом уровня развития своих профессиональных способностей, совокупности профессиональных мотивов; процесс принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности. Структурными компонентами профессионального становления являются мотивационный (потребность в самоопределении), когнитивный (наличие профессиональных предпочтений), операциональный (качества, важные для профессионального самоопределения и профессионального выбора). Самоопределение представляет собой осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.
Выбор профессии представляет собой компонент профессионального самоопределения старшего школьника. В старших классах появляются весьма устойчивые мотивы, связанные с представлениями и намерениями школьникам, касающиеся своей будущей жизнедеятельности. Выбор профессии старшеклассников определяется внутренними и внешними мотивами, которые могут быть положительными и отрицательными, а также индивидуально и социально значимыми. Основными мотивами выбора профессии являются: социальные, моральные, этические, познавательные, творческие, мотивы, связанные с содержанием труда, материальные, престижные, утилитарные мотивы.
Особенности отношения к будущей профессии в раннем юношеском возрасте связаны с психологическими особенностями старших школьников. Юношеское самоопределение является необходимым этапом формирования личности, а важнейшее звено самоопределения представлено планированием жизненной перспективы. Готовность к выбору профессии в раннем юношеском возрасте определяется уровнем социальной ответственности, стремлением к саморазвитию, склонностями к избираемым видам занятий, уровнем практических навыков, устойчивостью. В раннем юношеском возрасте отмечается недостаточная готовность к целенаправленному и осознанному профессиональному выбору. Профессиональное самоопределение в раннем юношеском возрасте является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребностью в самореализации и самоактуализации. Особенностью профессионального становления в раннем юношеском возрасте также является гендерная дифференциация.
Проведенное эмпирическое исследование отношения к будущей профессии в раннем юношеском возрасте позволило установить, что в раннем юношеском возрасте отмечаются преимущественно внутренние индивидуально значимые мотивы и внешние положительные мотивы. Преобладание в раннем юношеском возрасте внутренних индивидуально-значимых мотивов выбора профессии свидетельствует о том, что для юношей и девушек характерна высокая личная значимость выбранной ими профессии, которая приносит