ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ БРЕНДИНГ: ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1 ОСОБЕННОСТИ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
1.2 ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ БРЕНДИНГ РЕГИОНА
1.3 ТУРИСТСКИЙ ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БРЕНД
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКИХ ГАСТРОНОМИЧЕСКИХ БРЕНДОВ И ИХ ПРОДВИЖЕНИЕ В РЕГИОНЕ
2.1 ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В ГРОДНЕНСКОМ РЕГИОНЕ
2.2 БРЕНДИНГ В СФЕРЕ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ГРОДНЕНСКОМ РЕГИОНЕ
2.3 ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ТРАДИЦИОННЫХ БЛЮД И ПРОДУКТОВ В КАЧЕСТВЕ ТУРИСТСКИХ ГАСТРОНОМИЧЕСКИХ БРЕНДОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция среди туристских дестинаций растет быстрыми темпами: каждый регион стремится привлечь к себе внимание за счет демонстрации своих наиболее выигрышных характеристик. Касается это и Гродненского региона.
Гастрономический туризм сейчас активно развивается во всем мире. Перспективным это направление является и для Беларуси. Сейчас для развития такого вида туризма в стране появляются гастрономические маршруты, проводятся кулинарные фестивали, например, "Мотальскія прысмакі" в Ивановском районе, вишневый фестиваль в Глубокском районе, яблочный фестиваль на Шарковщине и другие.
В 2015 году была создана кулинарная карта Беларуси. Кулинарная карта стала своего рода путеводителем, который подсказывает, что обязательно стоит попробовать в каждом из регионов страны. Кроме того, с ее помощью турист сможет составить собственный гастрономический тур.
Каждый регион нашей страны может быть узнаваем в туристическом плане. Один из вариантов - это создание своеобразных кулинарных брендов, когда определенное блюдо становится визитной карточкой региона и его можно попробовать во всех местных заведениях.
Население Беларуси хранит традиции, в том числе – кулинарные. Это позволяет использовать местные гастрономические бренды в создании аттрактивных образов туристских дестинаций, тем самым разрешая актуальный вопрос о поиске новых средств по привлечению туристов.
Популяризация местной кухни способствует и развитию агроэкотуризма. Число туристов, отдыхающих в белорусских усадьбах, увеличивается из года в год.
Объект исследования – гастрономический туризм.
Предмет исследования – брендинг в сфере гастрономического туризма в Гродненском регионе.
ГЛАВА 1. ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ БРЕНДИНГ: ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1. Особенности гастрономического туризма
Гастрономический туризм — это путешествие в гастрономические регионы с рекреационными и развлекательными целями, которое предполагает посещение предприятий, перерабатывающих продукты, ресторанов, гастрономических фестивалей, ярмарок, рынков, кулинарных шоу, дегустаций и иную туристическую деятельность, связанную с едой. В основе гастрономического туризма лежит еда — сложное полиморфное понятие.
Это одновременно и компонент местной культуры, и катализатор экономического развития территорий, и источник мотивации для путешествия, и компонент нового стиля жизни. В гастрономическом туризме в XXI в. наблюдается парадоксальное явление, которое сочетает в себе два противоположных процесса — глобализацию и локализацию. На полках магазинов в современном мире, который часто называют глобальной деревней (global village), можно найти практически все — от пармезана до фуагра, от аргентинских стейков до нормандских устриц. Но это не останавливает, а, напротив, стимулирует туристов попробовать деликатесы в местах их производства и получить уникальные впечатления и неповторимый опыт [5 c.158].
Гастрономический туризм как прибыльный и высокодоходный сегмент экономики заслужил высокую оценку Международной ассоциации кулинарного туризма (The International Tourism Association). Еда в местных кафе и ресторанах относится к одной из трех важнейших форм время препровождения туристов (наряду с осмотром достопримечательностей и шопингом). В отличие от других развлечений и аттракций, гастрономия доступна в любую пору года, в любое время и в любую погоду. На еду туристы тратят 30% всех денег. И, что особенно важно, гастрономия, кулинария, дегустация — это единственный компонент турпродукта, который воздействует на все пять чувств человека и во многом формирует его отношение к туристической дестинации [21 с.18].
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКИХ ГАСТРОНОМИЧЕСКИХ БРЕНДОВ И ИХ ПРОДВИЖЕНИЕ В РЕГИОНЕ
2.1 Гастрономический туризм в Гродненском регионе
Пока в нашей стране гастрономический туризм не стал полноценным направлением для тех, кто увлекается этим видом туризма. Вместе с тем определенные шаги в данном направлении делаются: проводятся кулинарные фестивали (например, Драник-fest, «Мотольские прысмаки» и другие), создаются гастрономические маршруты, разработана кулинарная карта.
Однако потенциал Беларуси в данной области гораздо больше, и его нужно использовать для развития внутреннего и въездного туризма. В Беларуси действует сегодня 240 объектов общественного питания, специализирующихся на белорусской кухне. Только в Минске их насчитывается 47. А еще есть агроусадьбы, продвигающие это направление. Поэтому нужно стремиться к координации действий всех заинтересованных в создании гастрономического бренда страны [19].
В условиях динамичного развития конкуренции в туристической отрасли, дестинации находятся в постоянном поиске инновационных решений, которые сделают их туристический продукт конкурентоспособным на рынке, выделят в ряду туров-аналогов и осуществят привлечение новых туристов в регион [17 c.52].
Гастрономический компонент соответствует актуальным тенденциям в моделях потребления людей, таким как: запрос на аутентичность, креативность и впечатления, и в процентном отношении его удельный вес в общей сумме туристических расходов постоянно растет. Наряду с осмотром достопримечательностей и шопингом, еда является одним из важнейших компонентов времяпровождения туристов.
Термин ”кулинарный туризм“ был введен в обращение в 1998 году Люси Лонгом, доцентом кафедры народной культуры, в государственном университете Bowling Green (Боулинг Грин, США).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, сегодня гастрономический туризм стал одной из самых быстро развивающихся инновационных сфер туризма. Новый вид путешественников колесит по земному шару – гастрономические туристы. Они отдают предпочтение не комфортным номерам в гостиницах, а уникальной аутентичной кухне.
Кулинарные изыски разных стран, в настоящее время, привлекают внимание туристов больше чем исторические памятники, замки, выдающиеся архитектурные сооружения и т.д. Это свидетельствует тому, что гастрономический туризм также можно рассматривать, как новую ветвь туризма, направленную на продвижение еды и напитков, как объектов привлечения туристов.
Такой вид отдыха в Беларуси предполагает знакомство с блюдами белорусской национальной кухни, приготовленным по старинным рецептам.
В странах с хорошо развивающимся гастрономическим туризмом (Германия, Франция, Чехия и др.) большую популярность обрели ресторанные и фестивальные туры. В Беларуси для организации кулинарного туризма наиболее подходящим являются этнотуры и частично событийные.
В последнее время все большую актуальность в Беларуси приобретает тема брендинга территорий и индустрии гостеприимства, значимости продвижения аутентичной белорусской культуры на международной арене и роста узнаваемости Республики Беларусь как суверенного государства с уникальной историей и традициями.
Брендинг является одним из инструментов по управлению восприятием целевой аудитории, реализующий выстраивание непосредственной коммуникации с потребителем. За последние пять лет в Беларуси в среднем появлялось по четыре новых гастрономических фестиваля ежегодно.
На сегодняшний день возрастает популярность гастрономического туризма в Гродненском регионе. Кулинарные традиции региона начали зарождаться ещё со времён Речи Посполитой. До нашего времени дошли уникальные рецепты, по которым до сих готовят блюда. Гастрономический туризм – молодое направление, но глубокие кулинарные традиции и мастерство уже сделали его популярным среди туристов.
1. Абрамов, Р.Н. Связи с общественностью: учебное пособие для высшей школы / Р.Н. Абрамов, Э.В. Кондратьев. - М., 2003. - 345
2. Акантинов, А.Д. Территориальный маркетинг: отечественный и зарубежный опыт: информационно-методическое пособие /А.Д. Акантинов, А.В. Колик. – Мн., 2015. – 102 с.
3. Быков, И. Технология брендинга / И. Быков. - СПб.: факультет журналистики СПбГУ, 2009. - 70 с.
4. Буценко Е.Д. Гастрономический туризм как популярное направление в туризме / Е.Д. Буценко // Научно-методический электронный журнал ”Концепт“. – 2015. – Т. 33. – С. 56–60.
5. Витковская Н.С., Кудряшова Н. Новое направление в туризме – гастрономические туры // Вестн. филиала Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Нижний Новгород. 2010. № 3. С. 158–165
6. Дедова М.А., Тихонова Д.А., Гастрономические фестивали: виды, отличительные особенности и значение для брендинга туристской дестинации // В кн.: Гастрономические бренды дестинаций: подходы и применение / Науч. ред.: Гордин В.Э., Трабская Ю.Г. СПб.: Левша–Санкт-Петербург, 2014. С. 120–142.
7. Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики: пер. с англ. М.: МИФ, 2013, 336 с.
8. Донских, С. В. Событийный туризм: учебно−методическое пособие / С. В. Донских. − Минск : РИПО, 2014. – c.240
9. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме / А.П. Дурович. - Минск: Новое здание, 2003.-496 с.
10. Еда стран мира [Электронный ресурс] / Портал о еде. – 2010. – Режим доступа : http://edaplus.info/foods-world.htm
11. Индустрия туризма и туристические ресурсы : сборник материалов региональной научно-практической конференции молодых ученых, Брест, 29 марта 2017 г. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина; редкол.: С.А. Заруцкий, Д.В. Никитюк, А.Д. Панько. – Брест : БрГУ, 2017. – 205 с.
12. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. – М.: Академический Проект, 2005. – c.110
13. Костылева, Н. В. Бренд как социокультурный феномен: социологический анализ: автореф. дис. канд. филол. наук: 22.00.06 / Н. В. Костылева; Урал. гос. техн. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – 19 с.
14. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер. – М., 2010. – 220 с.
15. Кулинарная карта Беларуси [Электронный ресурс] режим доступа URL: https://belkraj.by/gastronomia
16. Макашев, М. О. Бренд: Учебное пособие для вузов / М.О. Макашев. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – c. 169
17. Мороз, А.И. Социально-экономическое развитие региона: проблемы и пути их решения / А.И. Мороз. – Гродно: ГрГУ, 2008. – 257 с.
18. Огилви, Д. Огилви о рекламе / Д. Огилви. - М.: Эксмо, 2006. - 232 с.
19. Официальный сайт Gastinia [Электронный ресурс] режим доступа URL: http://gastinia.by
20. Панкрухин, А.П. Маркетинг территорий / А.П. Панкрухин. - СПб.: Питер, 2016.-416 с .
21. Попов А.В. Бренд и идентичность территории // Материалы III Всеросс. научно-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных «Географическое изучение территориальных систем». Пермь: ПГУ, 2009, с. 186–190.
22. Современная туристическая индустрия: актуальные проблемы и перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции, Минск, 24–25 мая 2018 г. / БГУ, Исторический фак. ; редколл.: Т. А. Новогродский, И. В.Олюнина (отв.ред.). – Минск : БГУ, 2018. – 162 с. : ил.
23. Туризм и туристские ресурсы в Республике Беларусь. Статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – Минск, 2018 – 72 с. [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnayastatistika/publications/izdania/index_92943.