ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Потребность в инновационном развитии современного общества ставит перед профессиональным образованием задачу подготовки специалистов, готовых и способных к продуктивной и творческой созидательной деятельности в динамично изменяющихся условиях. Одно из современных требований к профессионально-личностному становлению студентов в процессе обучения в вузе заключается в становлении самостоятельной, инициативной, творческой личности.
Такое сочетание свойств личность успешно реализуется в профессиональной деятельности при условии высокого уровня мотивации достижения успеха. Высшая школа призвана не просто обеспечить студентам качественное формирование профессиональных знаний и умений, но и стать фактором развития его созидательной активности, позволяющей личности быть благополучной.
Мотивы являются источников деятельности любого человека, в том числе и созидательной деятельности. Созидание является важнейшей проблемой акмеологии – науки о феноменологии достижения человеком вершины своего личностного развития. Акмеология созидания развивает субъекта образования, направленного на решение учебно-познавательных и профессиональных задач в самодвижении к продуктивности самосозидания. Субъекты образования (руководители, преподаватели, родители, психологи, аспиранты, студенты) реализуют будущее, превращая его в свое настоящее, обеспечивая новое пространство развития.
Актуальность проблемы также связна с возрастанием роли человека и его созидательной деятельности в процессе развития цивилизации. Личность современного человека представляет собой сокрушительный и созидательный потенциал его активности; в настоящее время превращается в центральную проблему науки.
Проблемой изучения мотивации занимались такие ученые как В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, С.С. Занюк, А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, Х. Хекхаузен. Работы этих авторов составляют основу для современных исследований мотивации достижения у студентов (М.А. Виноградова, М.Н. Гапоненко, Н.Д. Джига, Г.В. Жеребятникова, З.Т. Жирохова, В.И. Коваленко, А.М. Мещерякова, В. Мороз, С.А. Пакулина, Е.А. Помельникова, А.Л. Церковский, А.П. Шкуратова).
Понятие созидание в психологии рассматривается отельными авторами (Н.Д. Джига, Н.Е. Кузьмина, Г.В. Жеребятникова, З.Т. Жирохов, В.И. Коваленко, О.А. Соколовой, И.В. Губаренко, В.В. Утемов и др.).
Однако, анализ литературы показал, что недостаточно внимания уделяется проблеме взаимосвязи мотивации достижения и созидательности продуктивности студентов.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И СОЗИДАНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
1.1 Основные подходы к проблеме изучения мотивации
Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из главных проблем в психологии и педагогики. Исследованием мотивации занимались известные отечественные психологи (В.Г. Асеев, Т.О. Гордеева, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Ю.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон) и зарубежные авторы (А. Маслоу, Г. Олпорт, Б. Скиннер, Л. Фестингер, З. Фрейд, Х. Хекхаузен). С точки зрения этих авторов, мотивация является совокупностью побуждающих факторов, которые обуславливают активность личности и определяют направленность ее деятельности.
Особенности мотивационной сферы личности являются важной для полной характеристики личности. По мнению Л.И. Божович, развитие мотивационной сферы является базой, основанием становления личности. Целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью. В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризует строение мотивационной сферы человека [1, с. 136].
В качестве компонента мотивационной сферы личности выступает мотив. В отечественной литературе наиболее распространена психологическая теория деятельности, где мотив – центральный, системообразующий фактор деятельности. Мотив является устойчивым образованием мотивационной сферы в виде опредмеченной потребности. В отличие от мотива, побуждение является конкретным ситуативным образованием, результатом мотивационного процесса, то есть следствием актуализации мотива, непосредственно инициирующего деятельность. При этом, побуждение – субъективное проявление мотива как личностного образования, его предваряющее [15, с. 107].
По мнению С.Л. Рубинштейна интересы являются специфическими мотивами познавательной деятельности, эмоции – формой переживания потребности, выражающей ее активную сторону [23, с. 238].
Мотив является продуктом проникновения интеллектуального образования (образа предмета) в потребность (аффект), пристрастно-познавательным образованием, сочетающим в себе признаки интеллекта и аффекта, полагает В.К. Вилюнас [3, с. 45]. Иначе говоря, мотив – это пристрастно отражаемый предмет, предмет пристрастно-эмоционального отношения, что позволяет развивать представления о его взаимодействии с другими «единицами пристрастности» и различными составляющими опыта.
Мотив есть стержень личности, побудительная причина человеческого поведения и деятельности, включающая социально-психологические.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И СОЗИДАНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методики проведения исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь мотивации достижения успеха и созидания продуктивности у студентов.
Гипотеза исследования: существует связь между мотивацией достижения успеха и созиданием продуктивности у студентов.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Белорусский институт правоведения» г. Минска.
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 30 студентов (20 юношей и 20 девушек) 4 курса в возрасте 20-21 год.
Этапы проведения эмпирического исследования:
1) на первом этапе проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, подобраны методы и методики исследования, сформирована выборка исследования.
2) на втором этапе проведено исследование мотивации достижения успеха и созидания продуктивности студентов с помощью психодиагностических методик;
3) на третьем этапе проведена математико-статистическая обработка данных, осуществлен анализ и интерпретация результатов исследования, сформулированы выводы исследования.
Описание методик и способ их проведения.
1. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана.
Методика предназначена для диагностики преобладающего типа мотивации личности: мотивация на достижение успеха или мотивация на избегание неудачи [26].
Обработка результатов.
– если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи);
– если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех);
– если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен;
– если у испытуемого 8-9 баллов – то его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12-13 баллов – ближе к стремлению к успеху.
Испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Внимательно прочитайте утверждения. Если данное утверждение можно отнести к вашей личности, то поставьте «+», если вы не согласны с утверждением, то поставьте «-».
2. Опросник креативности Д. Джонсона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. В сложный мотивационный процесс включены потребности, мотивы, мировоззрение, личностные особенности и представления человека о себе, своих физических и психических возможностях, функциональные и эмоциональные состояния и переживания, знание о среде и прогноз ее изменений, ожидаемые последствия и т.п. Мотивация есть особый психический процесс или особое психическое действие со своим строением и с функцией формировать побуждение. Мотив является устойчивым образованием мотивационной сферы в виде опредмеченной потребности. Мотивационная сфера рассматривается как многокомпонентное, многоуровневое, иерархизированное динамическое образование.
Студенты с выраженной мотивацией достижения активны, инициативны, отличаются большой верой в себя, настойчивостью в достижении поставленных целей. Студенты с мотивацией избегания неудач характеризуются пониженной инициативностью, недостаточной настойчивостью в достижении цели. Мотивация достижения успеху студентов связана со стрессоустойчивостью, успешностью учебной деятельности, уровнем притязаний достижении поставленных задач. Достижение успеха как интегративная характеристика деятельности отдельного индивида является фактором в преодолевающей адаптации, которая обеспечивает саморазвитие.
Созидание представляет собой регулируемую сознанием творческую активность и продуктивность самореализации природных потенциалов в созидаемых духовных продуктах. Созидательная деятельность представляет собой совокупность преобразовательных действий, которые отражают продуктивность самореализации природных потенциалов. В качестве продуктивного субъекта образования может выступать студент, который характеризуется стремлением к преобразовательной (созидательной) деятельности в соответствии с его направленностью творческой активности, способствующей актуализации его потенциала в созданных им продуктах. Важнейшей ценностно-личностной созидательной категорией, которая является неотъемлемой стороной духовности и условием творческого саморазвития личности, значительным резервом ее самоактуализации, является креативность.
Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить связь между мотивацией достижения успеха и созиданием продуктивности у студентов. Преобладающим типом мотивации личности студентов является мотивация успеха или тенденция к мотивации успеха. Это означает, что студенты преимущественно характеризуются позитивной мотивацией, ориентацией на достижение успеха. Результаты исследования креативности как категории созидательной продуктивности свидетельствуют о том, что большинство студентов имеют высокий уровень креативности. Наиболее выраженными
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 398 с.
2. Боровинская, Д.Н. Современная теория креативности: уровни научного познания / Д.Н. Боровинская // Вестник ТГУ. – 2015. – № 4 (32). – С. 85-93.
3. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы развития мотивации: автореф. дис… доктора психол. наук: 19.00.05 / В.К. Вилюнас. – М., 1990. – 17 с.
4. Виноградова, М.А. Мотивация достижения как один из критериев повышения инновационной активности организации / М.А. Виноградова, О.В. Юрова // Проблемы современной экономики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). – Челябинск, 2011. – С. 121-124.
5. Гапоненко, М.Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте / М.Н. Гапоненко // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 7. – С. 76-80.
6. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева – М.: Смысл, 2006. – 336 с.
7. Грень, Л.Н. Значение убеждений и усилий студентов в формировании мотивации достижения успеха / Л.Н. Грень // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2008. – № 1. – С. 62-65.
8. Джига, Н.Д. Психолого-акмеологическая концепция совершенствования созидательной и самосозидательной деятельности будущего специалиста / Н.Д. Джига, Ж.В. Елец // Преподаватель 21 века. – 2011. – № 3. – С. 31-39.
9. Джига, Н.Д. Созидание как процесс становления продуктивного субъекта образования разных уровнем продуктивности / Н.Д. Джига // Человек, Искусство, Вселенная: материалы третьей конференции в Сочинском гос. ун-те. – 2016. – № 1. – С. 63-75.
10. Додонов, Б.И. Структура динамики мотивов деятельности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. 1984. – № 4. – С. 126-130.
11. Жеребятникова, Г.В. Характеристика созидательной активности будущего социального педагога / Г.В. Жеребятникова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. – С. 15-18.
12. Жирохова, З.Т. Функциональная модель формирования у сельских школьников потребности в созидательной деятельности / З.Т. Жирохова // Сибирский пед. журнал. – 2007. – № 1. – С. 115-119.
13. Занюк, С.С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С.С. Занюк. – Киев: Ника-Центр, 2001. – 352 с.
14. Зобнина, Л.Я. Исследование мотивации достижения / Л.Я. Зобнина // Вестник СПбГУ. – 2009. – № 2. – С. 117-122.
15. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002 – 512 с.
16. Коваленко, В.И. Созидательная направленность личности как объект психолого-педагогического исследования / В.И. Коваленко, О.А. Соколовой, И.В. Губаренко // Наука. Искусство. Культура. – 2015. – № 2. – С. 54-59.
17. Кравцова, Т.Г. Структура и динамика развития мотивации достижения успехов в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.Г. Кравцова. – Хабаровск, 2009. – 19 с.
18. Кузьмина, Н.В. Предмет акмеологии / Н.В. Кузьмина. – СПб.: Политехника, 2002. – 189 с.
19. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 534 с.
20. Мещерякова, А.М. Формирование опыта созидательной деятельности будущего специалиста в условиях среднего профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / А.М. Мещерякова. – Белгород, 2014. – 19 с.
21. Мирсаетова, А.А. Мотивация достижения успеха личности: психологический аспект / А.А. Мирсаетова // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 5. – С. 56–59.
22. Мороз, В. Развитие креативности студентов: монография / В. Мороз. – Оренбург: Оренбургский гос. ун-ет, 2011. – 210 с.
23. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 513 с.
24. Пакулина, С.А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в ВУЗе / С.А. Пакулина // Известия РПГУ. – 2008. – № 88. – С. 54–59.
25. Помельникова, Е.А. Взаимосвязь мотивов достижения и успешности изучения иностранного языка у юношей и девушек студенческого возраста / Е.А. Помельникова // Вестник СГА. – 2010. – № 1. – С. 115–118.
26. Реан, А.А. Психология достижения личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 426 с.
27. Утемов, В.В. Модель развития креативности учащихся на основе системы задач открытого типа / В.В. Утемов // Журнал «Концепт». – 2012. – № 1. – С. 1-7.
28. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Под ред. Б.М. Величковского. – М.: Академия, 1986. – Т. 1. – 438 с.
29. Церковский, А.Л. Стрессоустойчивость студентов и мотивация достижения / А.О. Церковский // Вестник Витебского гос. мед. ун-та. – 2012. – № 2. –С. 15-19.
30. Шкуратова, А.П. Исследование мотивации достижения в учебном процессе / А.П. Шкуратова // Вестник Забайкальского гос. ун-та. – 2014. – № 1. – С. 84-88.