ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ УГОЛОВНО - ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ. ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО- ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ППЭД
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕВЕНЦИИ ППЭД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь проблема раскрытия и расследования преступлений против порядка осуществления экономической деятельности по-прежнему продолжает быть актуальной. Наряду с ростом на протяжении последних лет таких уголовно наказуемых деяний, как контрабанда, незаконная предпринимательская деятельность, уклонение от уплаты налогов, сборов и др., наблюдается тенденция к увеличению количества приостановленных и прекращенных уголовных дел, возбужденных по преступлениям данного вида. Уголовно наказуемые деяния в сфере экономики, по мнению многих ученых, имеют принципиальные отличия от общеуголовных преступлений, прежде всего, в способах их подготовки, совершения и сокрытия, методах и средствах достижения результата, способах формирования преступных групп. Действия субъектов таких преступлений характеризуются организованностью, сбалансированностью, распределением обязанностей между участниками.
Для обеспечения своей преступной деятельности устанавливаются коррумпированные связи в органах государственной власти, в том числе, в правоохранительных органах, привлекаются специалисты, используется технические средства и интеллектуальные ресурсы. Способы совершения преступлений против порядка осуществления экономической деятельности, в свою очередь, детерминируют мотивы и способы противодействия их раскрытию и расследованию. Анализ практики раскрытия и расследования в Республике Беларусь преступлений против порядка осуществления экономической деятельности показывает, что они совершаются в основном преступными группами или формированиями.
Объектом исследования выступают общественные отношения, опосредованные совершением преступлений против порядка осуществления экономической деятельности.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ УГОЛОВНО - ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ. ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
Выделение в УК главы, посвященной преступлениям против порядка осуществления экономической деятельности, почти на 60 % состоящей из новых видов общественно опасных деяний (или качественным образом модифицированных), безусловно, явилось одним из главных достижений разработчиков уголовного закона.
Прежнее уголовное законодательство не могло обеспечить должным образом охрану новых социально-экономических отношений, что и заставило законодателя ввести главу 25 в УК. Однако, прошедшие годы с момента введения УК в действие, позволили подойти к осмыслению содержащихся в нем уголовно-правовых норм основательно, с учетом анализа практики их применения. При этом общая положительная оценка качества уголовного законодательства, посвященного преступным деяниям против порядка осуществления экономической деятельности, осталась практически непоколебимой, несмотря на внесенные многочисленные изменения в уголовный закон. В тоже время, правоприменительная практика отчетливо выявила некоторые недостатки и просчеты в законодательном урегулировании базисных экономических отношений [1].
Современные представления об общих экономических закономерностях, о содержании и отличительных особенностях различных типов экономических порядков помогают по-новому осмыслить проблемы ответственности за преступления, совершаемые в экономической системе. Таким образом, проводимая реформа объекта, предмета и системы норм о преступлениях против собственности и порядка осуществления экономической деятельности должна иметь своей главной задачей детальную разработку конкретных уголовно-правовых норм, с целью создания действенного межотраслевого механизма правового регулирования, обеспечивающего эффективное функционирование экономических институтов и соблюдения правопорядка при осуществлении имущественного оборота объектов гражданских прав.
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО- ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ППЭД
Начнем анализ некоторых уголовно-правовых норм «экономической» направленности с состава контрабанды (ст. 228 УК). По своей антисоциальной сущности контрабанда - экономическое преступление, совершаемое в обширной сфере внешнеэкономической деятельности государства, юридических и физических лиц. Криминальная сущность контрабанды проявляется в том, что она является необходимым слагаемым, одним из основных элементов такого крупномасштабного и широко разветвленного явления, как «теневая экономика» [7].
Социальные последствия контрабанды лежат в плоскости различных групп общественных отношений и выявляют широкий спектр ее социальноопасных проявлений, что определяет и характеризует специфические черты повышенной общественной опасности данного преступления. Как известно, большинство криминалистов рассматривают объект контрабанды как установленный порядок перемещения товаров и иных предметов (ценностей) через таможенную границу. Вместе с тем дополнительным объектом контрабанды, в зависимости от вида незаконно перемещаемого товара, могут стать здоровье населения, общественная безопасность, интересы государства и т.д.
Социальная характеристика предметов, перечисленных в части 2 статьи 228 УК, обусловлена тем. что в силу своих свойств все они - источники повышенной опасности. Оборот этой группы предметов необходимо поставить под жесткий контроль со стороны государства для обеспечения общественного порядка, общественной безопасности и здоровья населения. Поэтому при несоблюдении правил провоза через таможенную границу указанных в части 2 статьи 228 УК предметов нарушаются не экономические отношения, а иные: отношения в области общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и т.д. Очевидно, что в такой ситуации оборот предметов, представляющих в связи со своими качественными характеристиками повышенную опасность для общества и являющихся предметом контрабанды, должен получить специальную регламентацию в уголовном законе. Это объясняется тем, что сделки с предметами, ограниченными в гражданском обороте, полностью или частично запрещены законодательством в целях обеспечения обороноспособности государства, общественной безопасности, здоровья населения и т.д.
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕВЕНЦИИ ППЭД
В отличие от раскрытия и расследования общеуголовных преступлений, где противодействие в основном проявляется в совершении определенных действий по уничтожению (сокрытию) следов, по преступлениям против порядка осуществления экономической деятельности оно связано с воспрепятствованием в целом деятельности правоохранительных органов. Такая ситуация еще более усугубляется тем, что субъектам раскрытия и расследования преступлений приходится иметь дело с так называемой «корпоративной преступностью», то есть преступной деятельностью легально действующих организаций и отдельных лиц [17, с. 185].
Одной из особенностей противодействия раскрытию и расследованию преступлений против порядка осуществления экономической деятельности является характер криминализированных связей его субъектов. В данном случае они устанавливаются более легко, чем при противодействии по общеуголовным преступлениям, поскольку потенциальные свидетели, в качестве которых зачастую выступают сотрудники фирм, находятся в материальной и служебной зависимости от руководителей, являющихся организаторами незаконной экономической деятельности. Эффективность преодоления противодействия раскрытию и расследованию преступлений против порядка осуществления экономической деятельности во многом обусловлена состоянием взаимодействия служб и подразделений правоохранительных органов, лежащего в основе в целом организации раскрытия и расследования преступлений, включающей в себя в качестве автономных, самостоятельных частей «целого» процессуальную, оперативно-розыскную, экспертную и иные виды деятельности.
Службы, учреждения и подразделения, их осуществляющие, обладающие организационной самостоятельностью и характеризующиеся иерархической системой управления, в конечном итоге сориентированы на предупреждение, раскрытие и расследование преступлений. В этой связи, осуществляемое между ними взаимодействие фактически образует основу организации раскрытия и расследования преступлений, которая в таком случае представляется как меж-научная, междисциплинарная проблема. Следовательно, ее решение в рамках любой отдельно взятой науки уголовно-правового цикла, в том числе криминалистики или теории оперативно-розыскной деятельности, просто невозможно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь необходимо продолжить разработку теоретических положений, направленных на совершенствование правовых и организационных основ деятельности государственных органов в сфере противодействия экономическим преступлениям. По нашему мнению, в целях оптимизации этой деятельности в первоочередном порядке следует:
1) дополнить примечание к главе 25 УК частью 1 и изложить его в следующей редакции: «Примечания: 1. Преступлениями против порядка осуществления экономической деятельности признаются совершенные умышленно общественно опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред установленному порядку экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг, независимо от форм собственности. 2. Крупным размером (сделкой, ущербом, доходом (наживой) в крупном размере) в статьях настоящей главы признается размер (сделка, ущерб, доход (нажива)) на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером (сделкой, ущербом, доходом в особо крупном размере) — в тысячу и более раз превышающую размер такой базовой величины, если иное не оговорено в примечаниях к статьям настоящей главы.»;
2) с учетом современного состояния национальной экономики и угроз финансового кризиса внести дополнения и изменения в Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь (п. 10 «Основные национальные интересы в экономической сфере», п. 30 «Внутренние источники угроз национальной безопасности в экономической сфере», п. 38 «Внешние источники угроз национальной безопасности в экономической сфере», п.50 «Основные направления нейтрализации внутренних источников угроз и защиты от внешних угроз национальной безопасности в экономической сфере») и закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (ст. 16 «Основные профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности»).
1. Уголовный кодекс Республики Беларусь. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь. – Минск: Нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2007. – 704 с.
2. Судебная практика по уголовным делам: вопросы уголов. и уголов.-процессуал. права: сб. действующих постановлений Пленума Верхов. Суда Респ. Беларусь, обзоров судеб. практики, постановлений и определений кассац. и надзор. судеб. инстанций за 1999– 2004 гг. / сост. Н. А. Бабий; отв. ред. В. О. Сукало. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2005. – 736 с.
3. Совещание по вопросу эффективности борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. — 2013. — Режим доступа: http://president.gov. by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-trebuet-aktivizirovat-rabotu-po-borbe-skorruptsiej-6645.
4. Уголовное право. Особенная часть: учеб. пособие / Е. А. Авраменко [и др.]; под ред. В. А. Кашевского. — Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2012. — 734 с.
5. Криминология: учеб. пособие / В. Н. Бурлаков [и др.]; под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева. — СПб.: Питер, 2013. — 304 с.
6. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
7. Об основах деятельности по профилактике правонарушений [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2014 г., № 122 // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
8. Криминология: учеб. для вузов / А. Ф. Агапов [и др.]; под ред. В. Д. Малкова. — М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2006. — 527 с.
9. Волынский А.Ф. Оперативно-розыскная деятельность в системе организации раскрытия и расследования преступлений // Российский следователь, 2017. №. 21.
10. Волынский А.Ф. Криминалистика: учебник / А.Ф. Волынский [и др.]; под ред. проф. А.Ф. Волынского. – М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 453 с.
11. Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. Репринтное издание 1908 года / Гросс Г.; Науч. ред.: Крылов В.В. – М.: ЛексЭст, 2002. – 760 с.
12. Бабий, Н. А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: учеб. пособие / Н. А. Бабий. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. – 335 с
13. Матвейчев Ю.А. Теоретические, правовые и организационные основы расследования уголовных дел следственно-оперативными группами: монография / Ю.А. Матвейчев; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь». – Могилев: Могилев. институт МВД, 2016. – 540 с.
14. Организация и методика расследования отдельных видов экономических преступлений. Учебное пособие. Под ред. А.И. Бастрыкина, А.Ф. Волынского, В.А. Прорвича. – М.: «Спутник», 2016. – 734 с.
15. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка [и др.]; под общ. ред. А. В. Баркова, В. М. Хомича. – 2-е изд., с изм. и доп. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. – 1064 с.
16. Прорвич В.А. Об интегрированном подходе к организации расследования экономических преступлений // Вестник Московского университета МВД России, 2015. № 10.
17. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: учеб. пособие / Н. Ф. Ахраменка [и др.]; под ред. Н. А. Бабия и И. О. Грунтова. – Минск: Новое знание, 2002. – 912 с
18. Уголовное право: практикум: учеб. пособие / Н.А. Бабий [и др.]; под общ. ред. В.В. Марчука. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. – 624 с.
19. Уголовное право: Библиография (1985–2006 годы) / под ред. А. Э. Жалинского. – 2-е изд. – М.: Издательский Дом «Городец», 2007. – 832 с.
20. Лукашов, А. И. Преступления против порядка осуществления экономической деятельности: уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации / А. Л. Лукашов. – Минск: Тесей, 2002. – 256 с.