ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное общество диктует особые требования к личностному развитию современного человека. Он должен быть, прежде всего, уверен в себе, своих способностях и силах, то есть обладать сформированным самосознанием, адекватной самооценкой, реалистическим уровнем притязаний. Причем наиболее оптимальным вариантом является гармоничное развитие всех структурных компонентов – составляющих целостного процесса самосознания, а именно самопознания, эмоционально-оценочного отношения к себе и саморегуляции.
Особый интерес представляет подростковый возраста в силу значимости данного периода в развитии личности подростка. Во время подросткового кризиса в потребностно-мотивационной сфере подростка происходят качественные изменения.
В подростковом возраста приобретает свою актуальность желание доказать свою самостоятельность, заявить о ценности своей личности во взрослом мире, другими словами, возникает потребность в самоутверждении. Самоутверждение является сложным понятием, связанным с такими явлениями как поиск своего Я, самоактулизация, самопрезентация и др.
Феномен самоутверждения заключается в том, что человек сам утверждает себя в себе. Проблеме изучения самоутверждения подростков как омпоненту самосознанния посвятили свои работы такие исследователи как Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова; В.Н. Куницына и др.
Проблема самосознания личности, самооценки и уровня притязаний изучалась как зарубежными психологами (У. Джемс, Д.К. Роджерс, М. Розенберг, Э. Эриксон), так и отечественными (Б.Г. Ананьев, А.В. Захарова, И.С. Кон, А.Н. Леонтеьв, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова).
Анализ научных источников показывает, что проблема «Я» является одной из самых сложных и потому наиболее дискуссионных. Можно сделать вывод, что понятийный аппарат, используемый исследователями по проблеме самосознания, представляется хаотичным; такие категории, как «Я», «образ Я», «Я - концепция» смешиваются, отождествляются.
Однако, на наш взгляд, они являются не тождественными, но близкими по своему содержанию. Если самосознание, прежде всего, является процессом, то самооценка, «образ Я» и «Я – концепция» являются скорее результатом или продуктом этого процесса.
С.М. Петрова предлагает понимать самосознание как родовое понятие, включающее процессуальные (в виде самопознания и самоотношения) и структурные (в виде «Я», «Я-концепции», «образа-Я», самооценки) характеристики [20].
Однако, исследований, направленных на выявление взаимосвязи самооценки и самоутверждения в подростковом возрасте, недостаточно.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Объект исследования – самосознание.
Предмет исследования – развитие самосознания в подростковом возрасте.
Цель исследования – выявить взаимосвязь самооценки и самоутверждения в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: существует связь между самооценкой и стратегиями самоутверждения в подростковом возрасте.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные подходы к определению сущности и структуры самосознания.
2. Определить особенности самосознания в подростковом возрасте.
3. Рассмотреть самоутверждение подростков как сторону самосознания.
4. Выявить взаимосвязь самооценки и самоутверждения в подростковом возрасте.
Методология исследования:
– фундаментальные труды по проблеме развития самосознания личности (Л.И. Божович, Л.С. Выгосткий, А.В. Захарова, В.С. Мухина, К.Н. Поливанова, И.И. Чеснокова);
– исследования современных авторов по проблеме самооценки и самоутверждения в подростковом возрасте (Е.С. Атаманенко, Е.А. Киреева, Г.И. Корчагина, З.С. Курбанова, В.К. Макаров, Е.А. Раевская, Б.И. Рапацкий, Г.В. Сурдин, Н.Е. Харламенкова).
Методы исследования:
I. Теоретические: теоретико-библиографический анализ.
II. Эмпирические: психодиагностический метод: «Методика исследования самооценки» Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, методика «Стратегии самоутверждения личности» (Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова);
III. Математико-статистические: пакет программ SPSS «Statistic» v. 7.0.
Структура и объем курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, глава 1 – Теоретический анализ проблемы развития самосознания в подростковом возрасте; глава 2 – Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций студентов и духовных способностей, 30 использованных источников в библиографическом списке, объем работы – 30 страниц, 3 таблицы и 2 рисунка.
1 Теоретический анализ проблемы развития самосознания в подростковом возрасте
1.1 Основные подходы к определению сущности и структуры самосознания
Под самосознанием в отечественной литературе принято понимать осознанное отношение к самому себе, своим потребностям, мотивам поведения. Под понятием самосознание понимается сложное личностное образование, характеризующееся развитой системой представлений о себе, адекватной самооценкой, в совокупности обусловливающих развитие значимых личностных качеств (самостоятельность, ответственность, инициативность, способность к рефлексии) [20, с. 137].
Самосознание выражается в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, которая выступает в качестве обоснования целесообразности действий и поступков.
В зарубежной литературе самосознанию уделяли внимание Р. Бернс, У. Джеймс, Д. Мид, К. Роджерс. Образ «Я» как особое психологическое образование было выделено и охарактеризовано У. Джеймсом в 1892 году в рамках изучения самосознания. Глубокое личностное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее и «Я» как объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Таким образом, У. Джеймс впервые подчеркнул различия Я-субъекта и Я-объекта [15, с. 137].
К. Роджерс, рассматривая самосозанние, использует понятие «Я – концепция», под которой понимает сложную структурированную картину, существующую в сознании индивида как самостоятельная фигура и фон. Она включает в себя собственно Я и отношения, в которые оно может вступить, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями «Я» в прошлом, настоящем и будущем. «Я – концепция» включает в себя реальное и идеальное «Я» [24, с. 124].
Так, в зарубежных исследованиях понятие «самосознание» рассматривается в тесной связи с понятиями «Я-образом», «Я-концепцией» либо отождествляется с ними.
Проблему входящих в структуру самосознания компонентов рассматривали многие отечественные психологи. Так, Л.С. Выготский рассматривая самосознание, выделяет в ней следующие компоненты:
– накопление знаний о себе, рост их связанности и обоснованности;
– их углубление, психологизация (постепенное вхождение в образ представлений о собственном внутреннем мире);
– линия интегрирования (осознание себя единым целым);
– развитие осознавания собственной индивидуальности;
– развитие внутренних моральных критериев при оценке себя, своей личности;
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и самоутверждения в подростковом возрасте
2.1 Организация и методики проведения исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь самооценки и самоутверждения в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: существует связь между самооценкой и стратегиями самоутверждения в подростковом возрасте.
Исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Лида.
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 20 учащихся 9-ых классов в возрасте 14-15 лет.
Этапы проведения эмпирического исследования:
На первом этапе проводился теоретический анализ литературы по проблеме исследования, подбирались методики, адекватные цели и исследования, подготавливался инструментарий для тестирования испытуемых, формировалась выборка исследования.
На втором этапе проводилось эмпирическое исследование самооценки и самоутверждения подростков с помощью психодиагностических методик. Были собраны и систематизированы исследовательские материалы.
На третьем этапе проведена статистическая обработка данных, осуществлен анализ и интерпретация результатов исследования, сформулированы выводы.
Описание методик и способ их проведения.
Эмпирическое исследование проводилась при использовании апробированных, достаточно надежных и валидных методик.
1. «Методика исследования самооценки» Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Назначение: исследование самооценки личности. Методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) учащимися ряда личностных качеств, таких, как здоровье, способности, характер и т.д.
Испытуемому предлагается на вертикальных линиях-шкалах отмечать выраженность интересующих исследователя личностных качеств (актуальную) и также такую их степень выраженности, которую бы испытуемый хотел иметь у себя (идеальную, отражающую его притязания). Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Обработка данных проводится по шести шкалам (первая, тренировочная – «здоровье» – не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Рассчитывается средняя величина каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
2. Методика «Стратегии самоутверждения личности» (Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова). Назначение методики: феномен самоутверждения идентифицируется с особенностями фиксации личностью уникального способа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной отечественной и зарубежной литературе не существует единого мнения по вопросу сущности и структуры самосознания. Однако, многие ученые признают ее многокомпонентность и сложность. В зарубежных исследованиях понятие «самосознание» рассматривается в тесной связи с понятиями «Я-образом», «Я-концепцией» либо отождествляется с ними. Отечественные ученые под самосознание понимают комплексное образование, состоящее из самоотношения, самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, саморегуляции, рефлексивности и играющее важную роль в становлении личности.
В подростковом возрасте происходит развитие самосознания, формирование рефлексии, самооценки. У ребенка появляется чувство взрослости – отношение подростка к себе как взрослому. Это особая форма самосознания, которое проявляется в желании, чтобы все относились к подростку как взрослому. Интеграция самосознания подростка приводит его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности, оригинальности, наконец, появляется способность суждения в отношении себя и оценки своей личности. К концу подросткового возраста происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию.
Самоутверждение подростков, с одной стороны, представляет собой внутреннюю побудительную силу личности, самостоятельная потребность, стремление, находится в мотивационной сфере личности, а с другой – самоутверждение подростков является формой форма поведения, в результате чего происходит снятие напряжения, возникновение чувства удовлетворенности собой, обеспечение соответствующего уровня самооценки. Существуют гендерные различия в стратегиях самоутверждения: для девочек более свойственное конструктивное самоутверждение, для мальчиков – деструктивное. Подростки с преобладанием конструктивного самоутверждения, отличаются интернальным локусом контроля, адекватной самооценкой, высоким самоуважением и самоуверенностью, самопониманием и самоинтересом.
Для выявления взаимосвязи самооценки и самоутверждения было проведено эмпирическое исследование. Большинство подростков подростков имеют реалистический уровень притязаний и адекватную самооценку. Такой уровень притязаний соответствует способностям подростков. Адекватная самооценка у подростков проявляется в способности объективно оценивать себя и свои способности, иметь адекватные представления о важности своей личной деятельности среди других людей, собственных качествах и чувствах, достоинствах и недостатках. Большая часть подростков характеризуются преобладанием конструктивной стратегии самоутверждения. Предпочтение агрессивной стратегии самоутверждения (стратегии доминирования) отдают
1. Андронова, О.Е. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии / О.Е. Андронова // Вестник Томского гос. ун-та. – 2007. – №305. – С. 149-151.
2. Атаманенко, Е.С. Теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности / Е.С. Атаманенко // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2015. – № 2. – С. 54-57.
3. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. – СПб.: Речь, 2000. – С. 79-101.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 390 с.
5. Возрастная психология / сост. Л.А. Семчук, А.И. Янчий. – Гродно: ГрГУ, 2006. ‑ 226 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 1996. – 580 с.
7. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: учебное пособие. / Под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
8. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 1993. – 99с.
9. Киреева, Е.А. Психологическая поддержка конструктивного самоутверждения подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.А. Киреева. – Самара, 2015. – 20 с.
10. Киреева, Е.А. Психология конструктивного самоутверждения у подростков / Е.А. Киреева // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. – С. 2-9.
11. Корчагина, Г.И. Психологические условия ориентации старших школьников на позицию самоутверждения: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Г.И. Корчагина. – Калуга, 2000. – 19 с.
12. Курбанова, З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З.С. Курбанова // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 91 – 95.
13. Леонтьева, Т.В. Эмоциональное развитие подростков средствами арт-терапии / Т.В. Леонтьева // Вестник КГУУиИ. – 2014. – № 2. – С. 1-4.
14. Макаров, В.К. Особенности самосознания подростков / В.К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 94-98.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
16. Намазбаева, Ж.И. Развитие личности учащегося вспомогательной школы: автореф. дисс. … докт. психол. наук / Ж.И. Назарбаева. – Москва. – 1986. – С. 21-23.
17. Никитюк, Б.А. К вопросу о сенситивных, критических и кризисных периодах / Б.А. Никитюк, P.C. Черкасова // Труды ученых ГЦОЛИФКА: 75 лет: ежегодник. – М.: Смысл, 1993. – С. 252-260.
18. Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95 – 99.
19. Перевозчикова, Л.С. Конструктивное самоутверждение личности как философская проблема / Л.С. Перевозчикова // Сибирский пед. журнал. – 2007. – № 1. – С. 46-49.
20. Петрова, С.М. К проблеме структурных компонентов самосознания личности: методический аспект / С.М. Петрова // Вопросы психологии. – 2001. – № 44. – С. 136-137.
21. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 75 с.
22. Раевская, Е.А. Развитие самосознания личности старших подростков на основе рефлексивно-гуманистического подхода: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.А. Раевская. – Тамбов, 2011. – 19 с.
23. Рапацкий, Б.И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б.И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 74-79.
24. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К. Роджерс. – М.: Просвещение, 1994. – 364 с.
25. Сурдин, Г.В. Потребность в самоутверждении как фактор развития личности / Г.В. Сурдин // Вестник ИГТУ. – 2012. – № 2 (61). – С. 282- 286.
26. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
27. Харламенкова, Н.Е. Самоутверждение подростка / Н.Е. Харламенкова. – М.: ИП РАН, 2007. – 384 с.
28. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Смысл, 1977. – 456 с.
29. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. –
С. 39-51.
30. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 346 с.