ВВЕДЕНИЕ
Гармоничное развитие человека, реализация его личностного потенциала во все возрастающей степени становится необходимым для нормального функционирования и прогресса общества. В то же время ценность общества определяется тем, насколько полно люди, живущие в этом обществе, реализуют свои потребности и возможности в разных сферах жизнедеятельности.
На современном этапе развития психологии все большее внимание уделяется проблематике осуществления человеком его фундаментальных рядовых качеств – духовности и креативности; исследованию психологических факторов и механизмов преобразования человеком себя и мира; определению типологических и индивидуальных особенностей формирования способности к реализации своего потенциала во всей его полноте.
Многообразие свойств личности раскрывается в непрерывном обновлении жизненного опыта, в появлении новых ценностных установок, в утверждении индивидуальных стратегий деятельности в неоднородной социокультурной среде. Различные понятия, метафоры, образы жизненного пути имеют непосредственную связь с пространственной бытийственностью личности.
На разных этапах своего развития личность сталкивается с необходимостью выполнения и соответствия общественным требованиям, предъявляемым родителями, воспитателями, учителями, работодателями и др. При этом каждый человек, в свою очередь, обладает собственными потребностями, желаниями, намерениями. В связи с чем жизнь в обществе предполагает соотнесение личностью объективных требований действительности с её потребностями и интересами. Степень интеграции жизненных требований с личностными потребностями, ценностями отражает жизненную стратегию личности. Важным свойством личности является её способность быть субъектом собственного жизненного пути. Высшим же уровнем и оптимальным качеством субъекта жизни является способность личности регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное её целям, ценностям. Все люди отличаются друг от друга по степени развитости у каждого из них свойства субъекта жизнедеятельности. Поэтому в ре альности они различаются между собой степенью влияния на ход собственной жизни, овладения многочисленными жизненными ситуациями, зависимостью от внешних обстоятельств, жизненной удовлетворенностью.
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято в западной психологии. Этот вопрос стал центральным в исследованиях ведущих западных психологов: А. Адлер, Э. Берн, Ш. Бюлер, Л. Зонди, К. Стайнер, Ж. Пиаже, Э. Фромм, К. Юнг и др. В отечественной психологии этой проблеме значительное внимание уделяли такие исследователи, как К.А. Альбуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, Е.Р. Калитиевская, В.И. Ковалев, Л.И. Кравченко, А.А. Кроник, Н.А. Логинова, В. Нуркова, С.Л. Рубинштейн и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В ЮНОСТИ
1.1. Понятие «жизненный путь» как психологический феномен
На вопросы жизненного пути обращали внимание многие психологи. Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято в западной психологии. Этот вопрос стал центральным в исследованиях ведущих западных психологов: А. Адлер, Э. Берн, Ш. Бюлер, Л. Зонди, К. Стайнер, Ж. Пиаже, Э. Фромм, К. Юнг и др.
В частности, Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20-30-е годы был осуществлен подробный анализ этого феномена. Она провела аналогию между процессом жизни и процессом истории и объявила жизнь личности индивидуальной историей. На большом эмпирическом материале было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерности регулярности в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, ментальных и биологических, витальных тенденций. Так же были обнаружены различные типы жизненного развития личности. Ею была разработана идеалистическая концепция развития человека как процесса постепенного становления и изменения духовных и целевых структур самосознания [7].
К.Г. Юнг рассматривал жизненный путь человека с точки зрения его движущих сил. Ведущая роль в жизни человека, по его мнению, принадлежит бессознательному. Исследователь отмечал, что коллективное бессознательное – врожденное, расовое основание всей структуры личности. Если человек идет не по обычному пути функционирования принципов анимы и анимуса, заключающемуся в том, что их энергия направляется вовне, но встает на Путь и направляет обе энергии вглубь себя, то они производят в нем жизнь духа. Только такой сознательный путь, который звучит как голос судьбы, ведет к полной самости [26].
В этом же направлении развивал идею жизненного пути А. Адлер. Он также как Юнг, допускал врожденную сущность человека, определяющую его личность. И такой определяющей по Адлеру является социальный интерес (у З. Фрейда – секс, у К. Юнга – мыслительные паттерны). В исследования А. Адлера социальный интерес представлен в первую очередь
2.1. Особенности жизненного пути в поздней юности
Завершение раннего юношеского периода связывают с кризисом 17 лет. Основное содержание этого кризиса – встреча реальной жизни с её идеальными представлениями. Чем лучше осознаются расхождения человека в том, что он «сам придумал о себе и своей жизни» и тем, в какой момент он осознал реальность жизни, тем острее происходят внутренние переживания. Следовательно, юность – это пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения «идеального Я» с реальным. Но «идеальное Я» еще не выверено и может быть случайным, а «реальное Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности [23, с. 12].
Одним из отличительных признаков юношеского возраста является поиск своего жизненного пути, формирование жизненных планов. Жизненный план в юношеском возрасте – это в первую очередь выбор профессии. Однако достижение данной цели всегда связано с возникновением ряда сложностей.
Поздняя юность – период, связанный с началом обучения в высшем учебном заведении и началом работы на производстве. Для начала периода – 17-18 лет характерна определенная зрелость в умственном, нравственном и социально-общественном плане: усиливаются сознательные мотивы поведения. Период поздней юности, или начало зрелости, считается сенситивным, то есть благоприятным для завершения формирования как психофизических, так и личностных качеств [10, с. 17].
Сложные и новые задачи, стоящие, к примеру, перед юношами-студентами уже на первом курсе, требуют четкой организации учебного процесса, приобретение навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, умений самостоятельно распределять свое время. Умственная, нравственная и общественная зрелость людей данного возраста проявляется в умении организовать свое обучение, быт и отдых.
В этот период человек осознает себя, определяет будущий жизненный путь, приобретает профессию и начинает пробовать себя в различных сферах жизни; самостоятельно планирует деятельность и поведение, активно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
На вопросы жизненного пути обращали внимание многие психологи. Этот вопрос стал центральным в исследованиях ведущих западных психологов: А. Адлер, Э. Берн, Ш. Бюлер, Л. Зонди, К. Стайнер, Ж. Пиаже, Э. Фромм, К. Юнг и др. В отечественной психологии этой проблеме значительное внимание уделяли такие исследователи, как К.А. Альбуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, Е.Р. Калитиевская, В.И. Ковалев, Л.И. Кравченко, А.А. Кроник, Н.А. Логинова, В. Нуркова, С.Л. Рубинштейн и др. Все имеющиеся теории жизненного пути в отечественной психологииможно разделить на три группы: возрастной подход; событийный подход; субъектный подход. Исследования показывают, что планирование жизненного пути происходят с учетом естественных сроков жизни, степени зрелости организма и мозга, возрастных ограничений здоровья. На то или иное направление развития жизненного пути человека, его жизнедеятельность, жизнеспособность влияют: характерологические особенности, специальные способности, уровень общей одаренности, активность и т.д. Последнее имеет огромное значение, т.к. прежде, чем стать субъектом, человек существует в качестве объекта многих социальных воздействий.
Начало и продолжительность юношеского периода зависят от двух факторов: психофизиологического созревания организма и социализации личности. Юношеский возраст - это критический возраст, поскольку в это время закладываются основы эмоциональной жизни человека, которые станут фундаментом его эмоциональности в зрелые годы. Завершение раннего юношеского периода связывают с кризисом 17 лет. Поздняя юность – период, связанный с началом обучения в высшем учебном заведении и началом работы. Данный возраст характеризуется также стремлением самостоятельно и активно выбирать определенный жизненный стиль и идеал, соответствующий условиям социализации, согласно которым индивид должен играть активную роль.
Одним из отличительных признаков юношеского возраста является поиск своего жизненного пути, формирование жизненных планов. Жизненный план в юношеском возрасте – это в первую очередь выбор профессии. Однако достижение данной цели всегда связано с возникновением ряда сложностей. В этот период челоܙвек осознает себя, определяет будущий жизненный путь, приобретает профессию и начинает
1. Абульханова-Славская, К.А. Диалектика человеческой жизни / К.А. Альбуханова-Славская. – М. : Логос, 1997. – 220 с.
2. Акмеологический словарь / под общ. Ред. А.А. Деркача. – М. : РАГС, 2005. –161 с.
3. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – М. : Просвещение, 1977. – 180 с.
4. Анцыферова, Л.И. Системный подход в психологии личности / Л.И. Анцыферова // Принцип системности в психологии личности. – М. : Знание, 1990. – 208 с.
5. Аскоченская, А. Интернет: отношения будущего? / А. Аскоченская // Психология. – 2012. – № 74. – С. 12–14.
6. Берн, Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э. Берн. – СПб. : Речь, 1992. – 180 с.
7. Бюлер, Ш. Что такое пубертатный период / Ш. Бюлер // Психология подростка. Хрестоматия. – М. : Знание, 1997. – С. 39–49.
8. Вахромов, Е.В. Самоактуализация и жизненный путь / Е.В. Вахромов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://HPS4.ru. – Дата доступа: 12.09.2017.
9. Вышинская, Е.Г. Особенности адаптации личности юношеского возраста / Е.Г. Вышинская // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2006. – № 11. – С. 69-72.
10. Дементий, Л.И. Жизненные стратегии : монография / Л.И. Дементий, В.Е. Купченко. – Омск : Лира. – 192 с.
11. Денисова, Э.В. Жизненный путь личности как психологическая проблема / Э.В, Денисова // Развивающаяся личность в системе высшего образования России ; под ред. И.Б. Котовой. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. – С. 94–106.
12. Деркач, А.А. Акмеология / А.А. Деркач. – М. : Изд-во РАГС, 2002. – 681 с.
13. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 255 с.
14. Крупнов, А.И. Ценностно-функциональный подход к изучению свойств личности / А.И. Крупнов // Системные исследования свойств личности. – М.: УДН, 1994. – С. 9-12.
15. Малиновский, И.Н. Психологическая защита в период ранней юности / И.Н. Малиновский // Псiхалогiя. – 2005. – № 3. – С. 33–39.
16. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / И.Г. Малкина–Пых. – М. : Эксмо, 2004. – 896 с.
17. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996. – 320 с.
18. Пергаменщик, Л.А. Социально-психическая адаптация человека к кризисным событиям жизненного пути : автореф. дис. … д-ра психол. наук / Л.А. Пергаменщик. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 1999. – 40 с.
19. Петровский, А. В. Психология : словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1973. – 328 с.
21. Руденский, Е.В. Проблемы личностного развития / Е.В. Руденский // Мир психологии. – 1998. – № 3. – С. 189 – 196.
22. Степанова, О.П. Психическая адаптация и психологическое сопровождение студентов-первокурсников на начальных этапах обучения : автореф. дис. … канд. психол. Наук / О.П. Степанова. – СПб., 2002. – 22 с.
23. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Рн/Д : Феникс, 2003. – 356 с.
24. Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б.Д. Эльконин. – М. : Академия, 2001. – 144 с.
25. Эриксон, Э. Возрастные стадии развития личности / Э. Эриксон [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.socionics.ru/ericson.htm. – Дата доступа: 12.04.2017.
26. Юнг, К.Г. Психология переноса / К.Г. Юнг. – М. : Рефл-бук, 1997. – 304 с.