Введение
Глава 1 Законность и дисциплина как ключевые элементы и принципы государственного управления
1.1 Понятие органов государственного управления
1.2 Классификация органов государственного управления
1.3 Законность и дисциплина в государственном управлении
Глава 2 Общая характеристика способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
Глава 3 Организационно-правовые особенности контроля и надзора как способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
3.1 Правовые основы надзорной деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь
3.2 Комитет государственного контроля Республики Беларусь как основной контролирующий орган особой компетенции
Заключение
Список использованных источников
Введение
Ключевым элементом функционирования всей системы государственного управления является обеспечение законности и дисциплины в деятельности государственных органов. Причем главной, приоритетной задачей, от решения которой во многом зависит эффективность управленческой деятельности, остается задача обеспечения строгого и неукоснительного исполнения требований закона всеми органами государственного управления и их должностными лицами.
Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении достигается в процессе повседневной деятельности государственных органов и находит свое выражение в пресечении малейших беззаконий и нарушений дисциплины; принятии мер по ликвидации причин и условий, их порождающих; восстановлении прав и законных интересов граждан, общественных организаций; наказании лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины; в создании атмосферы неотвратимости ответственности за нарушение требований законности и дисциплины. Все разновидности правовых санкций призваны гарантировать исполнение закона, осуществлять общую и частную превенцию правонарушений. Первостепенное внимание должно уделяться вопросам правовой защиты личности, упорядочения гарантий осуществления политических, экономических, социальных прав и свобод людей. В связи с этим государство должно надежно обеспечивать законность и дисциплину в деятельности органов государственного управления.
Правовые и организационные аспекты обеспечения законности и дисциплины в рамках функционирования системы государственного управления являются весьма актуальными вопросами, как с точки зрения теории, так и с точки зрения правоприменительной практики.
Объектом в данной работе является процесс становления и развития законности и дисциплины в системе государственного управления Республики Беларусь с учётом воздействия различных факторов и стоящих перед государственными органами задач.
Предмет исследования – законность и дисциплина, как основные определяющие формирования правового государства, реализация правовой реформы, демократизации управления.
Цель: определить способы обеспечения законности и дисциплины в системе государственного управления.
1 ЗАКОННОСТЬ И ДИСЦИПЛИНА КАК КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Под способами обеспечения законности и дисциплины следует понимать совокупность средств, приемов, методов, а также соответствующих норм, которые обеспечивают исполнение и практическую реализацию закона, иного нормативно-правового акта в соответствии с требованиями и нормами Конституции Республики Беларусь, а также требований и правил дисциплины, оформленных в правовом порядке или имеющих общепризнанный характер правовых и организационных обычаев.
Законность является одним из основных принципов государственного управления [1, с. 127] Она охватывает всю управленческую деятельность, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм, как управляющими, так и подчиненными. Она является объективным условием эффективности управления.
Эффективность управления зависит не только от уровня законности, но и от дисциплины участников управленческого процесса.
Дисциплина в государственном управлении выполняет важную роль в формировании высокой организованности и согласованности действий всех участников управленческой деятельности. Она предполагает неукоснительное соблюдение не только действующего законодательства, но и непосредственных указаний руководства, вышестоящих должностных лиц.
1.1 Понятие органов государственного управления
Органы государственного управления среди субъектов административного права занимают особое место. Они являются самой многочисленной разновидностью коллективных субъектов административного права, наделенных государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права [2, с. 42].
Несмотря на это, действующее законодательство не содержит чёткого определения государственных органов, призванных осуществлять исполнительную власть. В ст. 106 Конституции Республики Беларусь закреплено, что «исполнительную власть в Республике Беларусь
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
Обеспечение законности и дисциплины достигается при помощи организационно-правовых средств. В своей совокупности они представляют собой способ обеспечения законности и дисциплины, а также систему этих способов. 2 основных способа обеспечения законности и дисциплины являются контроль и надзор.
Контроль - необходимое условие поддержания дисциплины, законности, порядка и организованности, охраны свобод и соблюдения прав граждан в процессе деятельности государства, его важнейшей части (исходя из принципа разделения властей) - аппарата государственного управления, в общественной жизни. Контроль - понятие многогранное. В тех случаях, когда речь идет о контроле, не связанном с каждым отдельным решением, он рассматривается как вид деятельности, выступает в качестве функции управления. Когда же контроль рассматривают применительно к каждому конкретно принятому решению, его обычно называют стадией управленческого цикла.
Поскольку контроль выступает не в изолированном виде, а осуществляется с учетом содержания конкретной деятельности, его объем, формы и методы проведения дифференцируются в зависимости от специфики сфер и отраслей управления, места субъекта, осуществляющего контроль, в системе государственной организации или механизма государственного управления [20, c. 259].
Контроль осуществляется различными органами. 2 разновидности:
- государственный контроль, осуществляется уполномоченными гос. органами, судом;
- общественный контроль, осуществляется общественными организациями, не наделенными государственно-властными полномочиями.
Следует отметить, что существуют другие классификации видов контроля.
В зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют:
- общий;
- специальный контроль.
В зависимости от того, на какой стадии деятельности контрольного объекта проводится проверка, различают:
3 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА КАК СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
В целях обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении создан и действует особый государственно-правовой механизм, состоящий из двух основных элементов: организационно-структурных формирований и организационно-правовых методов. В организационно-структурные формирования включаются значительное число различных государственных органов, деятельность которых в разной степени связана с обеспечением законности и дисциплины. Деятельности по обеспечению законности в государственном управлении придается государственно-правовой характер, а органы, её осуществляющие, наделяются государственно-властными полномочиями. Организационно-правовое методы, практические приемы, операции, формы работы обобщенно называются способами обеспечения законности [ 23, с. 304]. В зависимости от содержания, характера применения, юридических последствий в государственном управлении различают следующие способы обеспечения законности: контроль, надзор, право жалобы (обжалование).
Контроль за соблюдением дисциплины предполагает в большей степени использование дисциплинарных методов, административный надзор носит более императивный государственно-властный характер. Различные формы реагирования на нарушение законности и дисциплины. При осуществлении контроля формы реагирования в большей степени связаны с применением мер дисциплинарного взыскания.
При осуществлении надзора уполномоченный орган использует более широкий спектр возможных мер воздействия на правонарушителя (ОВД, осуществляя административный надзор, имеет право по его результатам привлекать виновного к административной или уголовной ответственности). Способы обеспечения законности и дисциплины имеют специфические особенности, однако они связаны единством главной цели – обеспечивают точное соблюдение требований законности и дисциплины каждым звеном госаппарата управления.
Под обжалованием понимается реализация гражданами своего права высказывать свои претензии органам и должностным лицам органов государственного управления. В статье 40 Конституции Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законность и дисциплина являются самостоятельными категориями, они находятся в неразрывной связи, взаимодействуют друг с другом. Их взаимосвязь заключается в том, что законность служит основой, ядром дисциплины, поскольку одним из требований дисциплины является соблюдение законов и других нормативных актов. Связь законности и дисциплины проявляется также и в том, что используемые государством юридические средства укрепления и обеспечения законности одновременно являются средствами укрепления и дисциплины.
В демократическом обществе имеются объективные предпосылки поддержания законности, дисциплины, их точного и полного соблюдения. Однако, это не означает, что законность поддерживается на высоком уровне как бы сама собой, автоматически. В жизни общества, особенно на современном переходном этапе его развития, наблюдается бюрократизм, злоупотребления, волокита, всплеск правонарушений и другие отступления от норм поведения, которые, так или иначе, посягают на законность и дисциплину в управлении.
Укрепление законности в Республике Беларусь идет по нескольким основным направлениям, таким, как разработка и принятие законов и других правовых актов, предупреждение возможных и пресечение совершаемых нарушений прав и законных интересов лиц, принятие мер, усиливающих дисциплину и порядок, наказание виновных, воспитание у членов общества чувства уважения к закону, повышение их правовой культуры, наконец, четкое регламентирование правового статуса государственных органов, должностных лиц, граждан.
Высокоорганизованному и подлинно демократическому обществу свойственна закономерность: чем выше организованность и дисциплина в нем, тем эффективнее функционирует система демократии, полнее и последовательнее реализуются права и свободы граждан. В Республике Беларусь принимаются все необходимые меры, позволяющие соответствовать данному утверждению.
Контроль за соблюдением дисциплины предполагает в большей степени использование дисциплинарных методов, административный надзор носит более императивный государственно-властный характер. Различные формы реагирования на нарушение законности и дисциплины. При осуществлении контроля формы реагирования в большей степени связаны с применением мер дисциплинарного взыскания.
1. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть. Учебник для магистров : учебное пособие / С.А. Старостина, под ред. — Москва : Проспект, 2016. — 335 с.
2. Административное право: учеб. / Л.М. Рябцев [и др.]: под.общ.ред. Л. М. Рябцева. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2014. – 320 с.
3. Васильев, В. П. Государственное управление: учебное пособие для вузов / В. П. Васильев [и др.]. – Москва: Дело и Сервис, 2010. – 320 с.
4. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 января 2017 г. № 14-З// Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10300204. – Дата доступа: 18.10.2017.
5. Атаманчук, Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учеб. пособие для вузов / Г. В. Атаманчук. – Москва: Академический Проект: Культура, 2006. – 544 с.
6. Габричидзе, Б.Н. Основы органов государственной власти России / Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. – М.: Юнити, 2010. – 479 с.
7. Административно-правовые основы государственного управления: учеб. пособие для вузов / общ. ред. А. Н. Крамника. – Минск: Тесей, 2004. – 703 с.
8. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 января 2016 г. № 348-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11000108. – Дата доступа: 18.10.2017.
9. Яковчук, В.И. Государственно-административное управление: пособие. – Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2014. – 186 с.
10. Государственное управление: учебник / Н.Б. Антонова [и др]; под общ ред. Н.Б.Антоновой. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2012. – 440 с.
11. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2015. – №268-3, 2/2266.
12. Административное право: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальностям "Правоведение", "Экономическое право", "Политология" / [Л. М. Рябцев и др.]; под общей редакцией Л. М. Рябцева. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. – 367 с.
13. Василевич, Г.А. Белорусское государство на рубеже веков. / Г.А. Василевич. – Минск: Право и экономика, 2006. – 444 с.
14. Малиновский, В.И. История белорусской государственности: уч. пособие для студентов вузов, слушателей системы последипломного образования. / В.И. Малиновский. – Минск: Беларусь, 2003 – 199 с.
15. Попов, Л. Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров. – Москва: Инфра-М, 2011. – 318 с.
16. Административные реформы в России: история и современность / И. Н. Данилевский [и др.] – Москва: РОССПЭН, 2006. – 644 с.
17. Великанова С. Е., Маркова А. А. Административное право. Ответы на экзаменационные билеты / С. Е. Великанова, А. А. Маркова.- М.:Научная книга, 2009. – 315 с.
18. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
19. Алехин, Алексей Петрович. Административное право Российской Федерации [Текст] : учеб. для вузов / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Юрид. фак. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Зерцало, 2000. - 678 с.
20. Забелов, С.М. Административное право: курс лекций / С.М. Забелов. - М. : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 218 с.
21. Четвериков, В. С. Администртивное право Российской Федерации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция» / В. С. Четвериков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2015.- 415 с.
22. Братановский, С. Н. Административно-правовое регулирование осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в Российской Федерации : монография / С. Н. Братановский, К. Л. Вознесенский. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 162 с.
23. Козлов Ю. М., Овсянко Д. М., Попов Л. Л. Административное право: Учебник / под ред. Л. Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005.- 703 с.
24. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2016 г. № 401-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10700220. – Дата доступа: 18.10.2017.
25. Малашко, Е. А. Прокуратура Республики Беларусь / Е. А. Малашко.- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003. 13 с.
26. Василевич Г. А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник / Г. А. Василевич. – Минск : Вышэйшая школа, 2016. – 399 с.
27. О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах: Закон Респ. Беларусь от 1 июля 2010 г. № 142-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 11 июля 2014 г. № 177-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11000142. – Дата доступа: 18.10.2017.