Введение
Глава 1 Теоретические аспекты социально-педагогического сопровождения неполных семей в школе
1.1 Психолого-педагогическая характеристика неполной семьи
1.2 Социально-педагогическое сопровождение неполных семей в условиях общеобразовательной школы
1.3 Нормативно-правовые основы социального сопровождения неполных семей в условиях общеобразовательной школы
Глава 2 Практический опыт организации социального сопровождения неполных семей в ГУО «Средняя школа № 2 имени Героев Днепровской флотилии г. Пинска»
2.1 Диагностика социально-педагогических особенностей неполных семей в условиях общеобразовательной школы
2.2 Анализ методов и форм работы социального педагога с детьми и родителями из неполных семей
2.3 Разработка и частичная апробация комплекса мероприятий по социально-педагогическому сопровождению неполных семей в школе
Заключение
Список использованный источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире проблема социализации личности в неполных семьях является одной из самых острых и социально значимых, требующих пристального внимания. На сегодняшний день, в обществе бытует мнение о том, что неполная семья, при условной жертвенности и героических усилиях родителя, не способна, на ровне с полной семьей, в полной мере обеспечить полноценные условия социализации ребенка.
Актуальность проблемы социального сопровождения неполных семей заключается в следующем: несмотря на то, что мы давно живем в относительно цивилизованном обществе, и на данный момент проведено большое количество исследований по психологии, социологии, педагогике и многим другим наукам, проблем в среднестатистической семье не уменьшается. О чем свидетельствует социологические исследования и статистика разводов. Еще одним подтверждающим фактом, выступает хроника оперативных сводок МВД РБ, в которых регулярно сообщается о семейно-бытовых ссорах и конфликтах, а также, участившиеся в последнее время, случаи ухода детей из семьи.
Также неполные семьи зачастую становятся участниками и свидетелями событий психотравмирующего характера. Эти и другие негативные последствия (отклонение в психическом и соматическом здоровье, снижение социальной активности ребенка (заниженная самооценка, чувство собственной неполноценности), оказывают серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь ребенка.
Отсутствие образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка, что оказывает серьезное влияние не дальнейшую личную и общественную жизнь ребенка. Поэтому данная категория детей нуждается в поддержке и защите как со стороны государства, так и со стороны квалифицированных в данной области людей.
Все вышеперечисленное обуславливает актуальность темы нашего исследования: «Социальное сопровождение неполных семей в школах».
Степень разработанности темы. Исследованием неполных семей в Республике Беларусь и за рубежом занимались такие авторы, как Т. П. Гаврилова, М. А. Костенко, И. М. Марковская, С. К. Нортова-Бочавер, Ю. В. Сычёв, Л. М. Фридман, Б. С. Павлов, Е. А. Шапошников и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В ШКОЛЕ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика неполной семьи
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, и с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждение человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность [14].
По мнению Т. М. Родионовой, семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу [16].
Можно выделить два вида семей: полные и неполные семьи.
Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать-отец-ребенок [6].
Неполная семья – это один из основных социально-демографических типов современной семьи [6].
В свою очередь, неполные семьи делятся на следующие виды [13]:
1. материнские неполные семьи.
2. Отцовские неполные семьи.
3. Неполные простые – мать (отец) с ребенком или несколькимидетьми.
4. Неполные расширенные – мать (отец) с одним или несколькимидетьми и другими родственниками.
5. Функционально неполные семьи – в этой группе двое родителей, нопрофессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Такие родители как бы выключены из семейной группы, числятся в ней чисто номинально, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 ИМЕНИ ГЕРОЕВ ДНЕПРОВСКОЙ ФЛОТИЛИИ Г. ПИНСКА»
2.1 Диагностика социально-педагогических особенностей неполных семей в условиях общеобразовательной школы
Исследование социально-педагогической работы проходила на базе ГУО «Средняя школа № 2 им. Героев Днепровской флотилии г. Пинска».
Диагностическое исследование предполагало:
1. анализ документов о деятельности учреждения с неполной семьей;
2. анкетирование родителей по социальной паспортизации неполных семей;
3. психологический тест диагностики детско-родительских отношенией А. Я. Варги, В. В. Столина.
Чтобы выяснить, какие условия имеются в неполных семьях, в какой помощи они нуждаются, специалисты ГУО «Средняя школа № 2 г. Пинска» всесторонне изучают семьи: проводят опросы, беседы с взрослыми и детьми, наблюдают за неполной семьей, анализируют документы. Специалисты данной школы обращают внимание на эмоциональную атмосферу в семье, на интенсивность и содержание общения ребенка с взрослыми. На первом этапе работы специалисты стремятся создать атмосферу доброжелательности, оптимизма, непосредственности, искренности и доверия, как с ребёнком, так и его родителями.
ГУО «Средняя школа № 2 г. Пинска» осуществляет образовательный процесс в соответствии с основной образовательной программой среднего образования, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса. Классы призваны обеспечивать освоение детьми образовательных программ, направленных на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Анализ документов изучаемой нами школы, а также проведенные беседы со специалистами данного учреждения, мы пришли к следующим выводам: 19% семей имеют статус «неполная». Причинами образования неполной семьи в данном случае являются: развод – 21 семья (40%); внезапная смерть одного из родителей – 4 семьи (8%); матери-одиночки (отец не установлен) – 16 семей (31%); матери запрещают общение с отцом из-за своих интересов – 4 семьи (8%); второй родитель отказывается от участия в воспитании своего ребенка – 7 семей (13%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать- отец- ребенок.
Неполные семьи можно разделить на следующие виды: материнские неполные семьи; отцовские неполные семьи; неполные простые (мать (отец) с ребенком или несколькими детьми); неполные расширенные (мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками); функционально неполные семьи.
Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально-экономические, социально-психологические, проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье.
В ходе анализа нормативно правовой основы социально-педагогического сопровождения в школах, сделали вывод, что в своей работе социальный педагог руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, а также перечнем законов и постановлений Советов Министров, регламентирующих деятельность социального педагога.
Исследование социально-педагогической работы проходила на базе ГУО «Средняя школа № 2 им. Героев Днепровской флотилии г. Пинска».
В ходе исследования выяснили, что деятельность специалиста по социальному сопровождению по оказанию помощи детям из неполных семей строится в зависимости от характера проблем детей и заключается в образовательной, психологической, посреднической помощи в рамках долговременных форм работы.
Работа в ГУО «Средняя школа № 2 г. Пинска» процесс социального сопровождения неполных семей протекает в духе сотрудничества и поддержания способностей неполных семей в решении их собственных трудностей.
Анализ результатов первого этапа исследования позволил выявить те сферы жизни, в которых неполные семьи испытывают трудности и нуждаются в социальным сопровождении. Это, в первую очередь, психосоциальное состояние детей, воспитывающихся в неполных семьях. Высокий уровень тревожности, агрессивности, проблемы в оценке своих личных качеств, боязнь потерять единственного родителя - все эти выявленные проблемы ребенка требуют разрешения не только путем оказания социального сопровождения, но и путем выстраивания индивидуального социально-педагогического сопровождения не только ребенка с целью саморазвития, самоорганизации и самореализации конкретного ребенка, но и родителя.
1. Анненкова, Н.В. Социально-педагогическое сопровождение как комплексная технология помощи семье обучающегося / Н.В. Анненкова // Научно-методический журнал Педагогический поиск. 2017. № 2. С. 8-10., с. 9
2. Антипина, Е.И., Анферова, М.Е. Значение социокультурной деятельности в социальной работе с неполными семьями / Е.И. Антипова, М.Е. Анфёрова // Инновационная наука. 2016. № 11-3. С. 158-161., с. 159
3. Белформа.net [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belforma.net/.
4. Беляев, В. И., Салтанов, Е. Н. Социальная педагогика: методология, теория, история [Текст] / В. И. Беляев, Е. Н. Салтанов - М.: Издательство РГСУ «Союз», 2004.
5. Гонеев, А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 272 с.
6. Дементьева, И. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях. Воспитание шк.-в. 2013. № 10. С. 13-17.
7. Дементьева, Н. В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей // Соц. педагогика: новые исследования; Инта педагогики соц. работы. Екатеринбург, 2012. С. 22-28.
8. Кахуто, С. В. Организация и содержание работы по оказанию социальных услуг в центре социального обслуживания // Работник социальной службы. 2012. №4. С. 11-12.
9. Козлов, Н. И. Истинная правда или Учебник психолога по жизни. М.: Аст-Пресс, 2010. 187 с.
10. Никитин, В. О. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. 272 с.
11. Нортова – Бочавер, С. К. Ребенок в карусели развода. М.: Политиздат, 2014. 292 с.
12. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования. 2015. 194 с.
13. Ожегов, С. И., Шведова Н. Толковый словарь рус. яз: 80 000 сл. и выраж. М.: ИТИ Технологии,2013. 944 с.
14. Павлов, Б. С. Неполная семья как объект диффиринцированной социальной защиты. Институт экономики УрР РАН, Ч. 2. Екатеринбург, 2016. 96 с.
15. Павлова, Р.Е. Сущностная характеристика процесса социально-педагогического сопровождения семей «группы риска» / Р.Е. Павлова // «Студенческий научный форум» С. 1-16., с. 12
16. Родионова, Т. М. Корректировка воспитания и поведения детей и подростков в проблемных семьях // Работник социальной службы. 2003. №2. С. 41-47.
17. Сосенская школа интернат [Электронный ресурс]. - Режи доступа: http://sshi.ru/.
18. Сычёв, Ю. В. Микросреда и личность. Философские и социальные аспекты. М.: Феникс, 2011. 240 с.
19. Шашуро, А.Е. Социально-педагогическое сопровождение семей с дезадаптированными подростками в условиях ОУ / А.Е. Шашуро // Ишимский педагогический институт им П.П. Ершова, филиал ТюмГУ, Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013.- С. 92-96., с. 92
20. Холостова, Е. И. Социальная работа: учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2016.