ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ФАЗИЛЯ ИСКАНДЕРА «СТОЯНКА ЧЕЛОВЕКА»
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФАЗИЛЯ ИСКАНДЕРА
1.2 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «СТОЯНКА ЧЕЛОВЕКА»
1.3 ВЫВОД ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ «СТОЯНКА ЧЕЛОВЕКА»
ГЛАВА 2. «РЕПЕТИЦИИ» ВЛАДИМИРА ШАРОВА: ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ
2.1 ОСНОВНАЯ СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
2.2 ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ВЛАДИМИРА ШАРОГО: ЦИКЛИЧНОСТЬ ИСТОРИИ РОССИИ
ГЛАВА 3. «ЗУЛЕЙХА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА» ГУЖЕЛЬ ЯХИНОЙ
3.1 ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА
3.2 ОСНОВНЫЕ СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ
3.3 ОБРАЗ ЗУЛЕЙХИ
3.4 ЖАНРОВАЯ МОДИФИКАЦИЯ РОМАНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
«Лагерная проза» прочно вошла в литературу, как проза деревенская или военная. Свидетельства очевидцев, чудом выживших, спасшихся, восставших из мертвых, продолжают поражать читателя своей обнаженной правдой. Возникновение этой прозы – явление уникальное в мировой литературе [8, с.13].
Одной из новаторских и интересных тем в литературе 60-х годов была тема сталинских репрессий. Национальная трагедия, охватившая всю страну, определила ход развития русской литературы. Появились талантливые авторы, оппозиционные по отношению к политическому режиму Сталина. Они, в свою очередь, породили такое уникальное явление, как самиздат. Их книги издавались за границей, привлекая внимание мирового сообщества к опасности тоталитаризма, угрожающей всем людям. Именно авторы «лагерной прозы» внесли огромный вклад в развенчание мифов о благодати Большого Брата и его всеобъемлющей власти, пробивая дорогу свободе мысли и слова. Для того, чтобы охарактеризовать это непростое явление в советской литературе, необходимо разобрать список писателей лагерной прозы и хотя бы приблизительно знать, как и о чем они писали [13, с.179].
Все, что написано о лагерях, тюрьмах, острогах – это своеобразные исторические и человеческие документы, дающие богатую пищу для размышлений о нашем историческом пути, о природе нашего общества и, что немаловажно, о природе самого человека, которая наиболее выразительно проявляется именно в чрезвычайных обстоятельствах, какими и были для писателей-«лагерников» страшные годы тюрем, острогов, каторги, ГУЛАГа.
Тюрьмы, остроги, лагеря – это изобретение не нового времени. Они существовали со времен Древнего Рима, где в качестве наказания применяли высылку, депортацию, «сопровождающуюся наложением цепей и тюремным заключением», а также пожизненную ссылку. В царской России осужденных отправляли в Сибирь, позднее – на Сахалин.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ФАЗИЛЯ ИСКАНДЕРА «СТОЯНКА ЧЕЛОВЕКА»
1.1 Общая характеристика литературного наследия Фазиля Искандера
Литературное наследие Искандера действительно трудно понять. Прижизненные издания носят скорее исследовательский характер, содержат разные истории, иногда смешанные для насыщения текста по замыслу. Стоит ли еще раз говорить о самом построении работ Фазиля? Если кто-то предпримет попытку создания коллекции его произведений, он столкнется с необходимостью подумать о формировании коллекций в соответствии с датой первых публикаций или о проведении еще более масштабного мероприятия, объединяющего основную массу произведения в единый рассказ, напоминающий роман-реку. Все остальное – это то же самое, что и в случае прижизненных выпусков, оценка которых в совокупности является ничем не обязывающем занятием.
Но интерес к Фазилю на данный момент связан с тем, что он был удостоен Государственной премии за два сборника, один из которых – «Стоянка людей». Здесь Искандер предстает как бы в полном раскрытии с преобладанием описания детства. Но сначала идея дается в общем. Выросший в Абхазии, Искандер думал поступить в институт. Желая сделать это в соответствии со своими умственными способностями, он натолкнулся с разнарядкой. Фазиль не хотел как-то выделяться, поэтому он пошел туда, где не смотрели на его национальность. В результате он учился в Литинстуте, после того как начал работать в газетах различной степени важности, которые он написал с удовольствием, особенно раскрывая моменты недопонимания между ним и редакторами [11].
ГЛАВА 2. «РЕПЕТИЦИИ» ВЛАДИМИРА ШАРОВА: ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ
2.1 Основная сюжетная линия произведения
Писатель исследовал русскую религиозность в своих произведениях, причем с неофициальной точки зрения и как бы со стороны. Он создал религиозные сюжетные линии, которые на самом деле не происходили. Такая линия уже обозначена в «Репетициях». Здесь обычные крестьяне, даже не русские по национальности, которые участвуют в постановке Евангелия во времена Никона, а затем отправляются в Сибирь, где они продолжают репетировать из поколения в поколение, репетируя второе пришествие Христа, являются носителями религиозного знания.
Рассказ ведется от имени молодого человека, который изучает старые рукописи и открывает старый русский мир ссыльных людей. Постепенно и во всех подробностях ему раскрывается история сибирского поселения Мшанники и его жителей.
Центральной фигурой в них является патриарх Никон. В детстве он не был избалован и мог умереть от рук своей мачехи, которая пожелала ему скорой смерти. Однако всегда какая-то сила спасала его от когтей смерти. Никита, как звали Никона в мире, верил, что это был Бог. Повзрослев, он встал на путь религиозного служения и, добившись расположения государя, достиг патриаршего звания. Правда, отношения с королем не складывались гладко, и были времена, когда он оказывался в опальном положении.
В один из этих периодов он решил поселиться в месте у реки Истра, но не просто так, а с целью создания там нового поселения под названием Новый Иерусалим. Здесь все должно было быть как в историческом Иерусалиме, включая храмы, которые еще не были построены [17].
ГЛАВА 3. «ЗУЛЕЙХА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА» ГУЖЕЛЬ ЯХИНОЙ
3.1 Проблематика романа
О чем этот роман, который так высоко оценили как эксперты, так и читатели? Сам автор в беседе с корреспондентами различных газет и журналов говорит следующее: «Эта работа, вероятно, прежде всего, о женщине и ее судьбе, о том, как героиня превращается из забитого существа в настоящего человека, сама начинает новую жизнь во время, когда жизнь, казалось, закончилась. И вторая идея – что в каждой беде, в каждом горе, даже величайшем, может быть зерно будущего счастья, – я тоже хотел выразить эту идею».
Конечно, это главная проблема романа. Но наряду с этой проблемой в романе глубоко раскрыты другие: проблема лишения собственности, которая фактически затронула многих людей в нашей стране, отношения между мужчинами и женщинами, «положение женщин в мусульманском мире и на советском пространстве», подавленная интеллигенция, материнские жертвы, способность не терять себя в нечеловеческих условиях ГУЛАГа. Это также роман о стойкости и человеческих ценностях [16].
Одним словом, это роман о страшных страницах истории нашей страны и ее народа, который пережил множество испытаний в прошлом веке: война, голод, разруха, коллективизация, политические репрессии, во время которых были уничтожены лучшие умы страны, и не думавшие бороться против своего народа. Сотни тысяч замученных, казненных, разоренных членов партии, миллионы крестьян, ставших жертвами лишения свободы, маршалы и генералы, ученые и поэты, писатели и художники, которые фактически были преданы своей родине. Это роман о них.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лагерная тема в русской прозе появилась после того, как была утрачена подлинная духовная свобода, когда войны и революции приблизили нашу историю к аду. К аду во всем в жизни и в смерти. Такие утверждения можно прочитать во многих публикациях критиков, которые издавались на протяжении всего двадцатого века. Они свидетельствуют о том, что данный жанр создан временем и только в тех странах, где для этого были свои условия. Борьба за справедливость и знание правды жизни вот направленность таких произведений, а понятие борьба влечет за собой гонения и преследования. Поэтому многие авторы, работающие в жанре лагерной прозы, и их произведения нередко становились выдворенными не только из страны, но и из литературы в целом. Понятие правды всегда несет в себе очищение души и духовность, которой так не хватает нашему обществу. Однако многие книги лагерной тематики действительно противоречивы и непонятны для большего числа читателей и требуют особого осмысления и изменения сознания.
В ходе исследования осуществлен анализ произведений русской «лагерной прозы» конца 20 -начала 21 века. Так, рассмотрено произведение Фазиля Искандера «Стоянка человека», изучено содержание «Репетиций» Владимира Шарого, а также представлен литературный анализ романа Гужель Яхиной «Зулейха открывает глаза».
Ф. Искандер в ряде своих произведений достаточно объемно отражает негативные стороны современности: как социальные, так и политические. «Стоянка человека» состоит из небольших рассказов-набросков, каждый из которых отражает многогранность человеческой натуры. На них Искандер показывает, что советская идеология, разрушив старую мораль, не создала новую, по крайней мере, рудиментарную, а заменила ее «незначительным рационалистическим расчетом, согласно которому следует любить и жалеть только своих, а ненавидеть и держать в страхе надо всех незнакомцев».
1. Абрамов, С.Р. Герменевтика: история и теория метода / С.Р. Абрамов. – Майкоп: Издательство Адыгского государственного университета, 2001. – 318 с.
2. Аверинцев, С.С. От слова к смыслу: проблемы тропогенеза / С.С. Аверинцев. – М.: УРСС, 2001. – 121 с.
3. Бахтин, М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // М.М. Бахтин // Литературно-критические статьи. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 26-89.
4. Бахтин, М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках: Опыт философского анализа / М.М. Бахтин // Литературно-критические статьи. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 473-500.
5. Белая, Г. Нравственный мир художественных произведений / Г. Белая // Вопросы литературы. – 1983. – №4. – С.19-52.
6. Бердяев, Н.А. Судьба человека в современном мире: К пониманию нашей эпохи / Н.А. Бердяев // Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994. – С.320-435.
7. Бланшо Морис. Пространство литературы / Морис Бланшо. – М.: Логос, 2002. – 404 с.
8. Василевский, А. Особые заметки о погибшем народе / А. Василевский // Дет. лит. – 1991. – №8. – С.13-17.
9. Васильева, О.В. Эволюция лагерной темы и ее влияние на русскую литературу 50-80-х годов / О.В. Васильева // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Сер. 2. – Вып.4. – 1996. – С.54-63.
10. Воронин, В.С. Анализ литературного произведения (логический подход) / В.С. Воронин. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004. – 56 с.
11. Иванова, Н.Б. Смех против страха, или Фазиль Искандер / Н.Б. Иванова. – М.: Советский писатель, 1990. – 310 с.
12. Искандер, Ф. Стоянка человека / Ф. Искандер. – М.: Знамя, 1989. – №7. – С.8-54.
13. Сохряков, Ю. Нравственные уроки «лагерной» прозы / Ю. Сохряков // Москва. – 1993. – № 1. – С.175-183.
14. Тимофеев, Л. Поэтика «лагерной прозы» / Л. Тимофеев // Октябрь. – 1991. – № 3. – С.182-195.
15. Фатеева, Н.А. Языковые особенности современной женской прозы: Подступы к теме / Н.А. Фатеева // Русский язык сегодня. – М.: Азбуковник, 2000. – С.573-586.
16. Ханенко, О.С. Жанрово-стилевые особенности современной исторической прозы (на примере романа Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза») / О.С. Ханенко. – Магнитогорск: МГТУ им. Г.И.Носова, 2016. – 78 с.
17. Шаров, В. Репитиции / В. Шаров. – М.: АСТ, 2019. – 352 с.
18. Яхина, Г. Зулейха открывает глаза / Г. Яхина. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2015. – 512 с.