Темперамент представляет собой одно из наиболее значимых свойств личности. Интерес к проблеме темперамента обуславливается существованием очевидных индивидуальных различий, возникающих вследствие особенностей биологического и физиологического строения и развития организма, а также различий социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов.
Так как темперамент является природно обусловленной склонностью индивида к определенному стилю поведения, в нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации.
1.1 Проявление темперамента и его развитие в подростковом возрасте
Темперамент представляет собой наиболее общее свойство личности, от которого зависят динамические особенности психики и поведения человека. В данное понятие включаются индивидуально-типологические особенности, определяющие динамику протекания психической деятельности и поведения различных групп людей.
Основу всех ныне существующих подходов к пониманию темперамента составляет учение И.П. Павлова о типах нервной системы и высшей нервной деятельности. Ученым классифицировались типы темперамента, исходя из трех свойств нервной системы – силы, уравновешенности и подвижности. В различных сочетаниях данные свойства объединялись в четыре типа нервной системы – флегматик, сангвиник, меланхолик и холерик [3, с. 151-152].Типология нервной системы, предложенная И.П. Павловым, связана с терминологией Гиппократа. Иными словами, психологическая типология И.П. Павлова тесно связана с физиологической теорией Гиппократа.
Таким образом, сочетания силы, уравновешенности и подвижности нервной системы дают следующие четыре типа нервной системы:
- флегматик. Такая личность характеризуется неспешностью, невозмутимостью, устойчивыми стремлениями и настроениями, внешние проявления эмоций и чувств его скупы. Упорство и настойчивость в работе сочетается со спокойствием и уравновешенностью. В работе производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием;
- холерик. Холерический темперамент определяет страстность, порывистость, при этом абсолютную неуравновешенность, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстрой истощаемостью. У данной личности отсутствует равновесие нервных процессов. Холерики, увлекаясь, безалаберно растрачивают свои силы;
Темперамент представляет собой совокупность свойств, которые характеризуют динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения.
Роль темперамента в учебной деятельности заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. Исходя из этого, нами была сформулирована гипотеза о том, что существует взаимосвязь между типом темперамента у подростков и их успеваемостью.
Для подтверждения гипотезы нами было организовано эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 35 учащихся 11 классов ГУО «Средняя общеобразовательная школа № 44 г. Могилева».
Характеристика группы исследования представлена в Приложении А. В группе 18 юношей (51,4%) и 17 девушек (48,6%).
Возрастная характеристика группы представлена на Рисунке 2.1.
Рассмотрев вопросы взаимосвязи темперамента и успеваемости у подростков, нами были сделаны следующие выводы:
1. темперамент представляет собой наиболее общее свойство личности, от которого зависят динамические особенности психики и поведения человека. В данное понятие включаются индивидуально-типологические особенности, определяющие динамику протекания психической деятельности и поведения различных групп людей. В различных сочетаниях силы, уравновешенности и подвижности нервной системы проявляются четыре типа нервной системы – флегматик, сангвиник, меланхолик и холерик.
Темперамент подчиняется общим закономерностям развития психики, так как он является ее формально-динамической особенностью. В то же время можно говорить о собственных закономерностях развития темперамента как индивидуальных особенностях проявления психического;
2. учебная деятельность является объектом многочисленных исследований, раскрывающих ее как направленную деятельность, имеющую своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Большинство ученых сходится в том, что учебная деятельность обладает рядом особенностей. Главная особенность состоит в том, что она осуществляется в рамках обучающей деятельности и выступает как объект управления. Еще одной существенной особенностью учебной деятельности является то, что это – целостная система, рассматривающаяся как множество взаимосвязанных элементов, которые образуют устойчивое единство.
Рядом авторов констатируется, что учащийся выступает и объектом обучения, и субъектом учебной деятельности;
3. темперамент представляет собой совокупность свойств, которые характеризуют динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и
1. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников / Л.И. Айдарова. – М.: Издательство ЛИСТ-НЬЮ, 2006. – 238 с.
2. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. – В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. – М., 1972. – 44 с.
3. Гуревич, П.С. Психология. Учебник / П.С. Гуревич. – М. ИНФРА-М, 2017. – 332 с.
4. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования / В.В. Давыдов. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007. – 480 с.
5. Ефимова, Н.С. Основы общей психологии. Учебник / Н.С. Ефимова. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 288 с.
6. Журавская, В.И. Учение как деятельность / В.И. Журавская // Материалы Полесского государственного университета. – 2015. – С. 26-28.
7. Ильин, Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения / Е.П. Ильин. – К.: Форум, 2002. – 489 с.
8. Крысько, В.Г. Психология. Курс лекций / В.Г. Крысько. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 256 с.
9. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 464 с.
10. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
11. Мальцева, Т.В. Психология. Учебное пособие / Т.В. Мальцева. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 276 с.
12. Машбиц, Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью / Е.И. Машбиц. – К.: Вища школа, 1987. – 191 с.
13. Мерлин, В.С. Собрание сочинений. Том 3. Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин. – М.: Просвещение, 1964. – С. 3-18.
14. Психология. Учебное пособие / под общ. ред. В.Н. Панферова. – СПб : Питер, 2013. – 480 с.
15. Репкин, В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность / В.В. Репкин.– Рига, 1997. – 40 с.
16. Рубинштейн, С. Основы общей психологии / С. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2015. – 718 с.
17. Симонов, П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов, П.М. Ершов. – М.: Наука, 1984. – 354 с.
18. Ступницкий, В.П., Щербакова, О.И., Степанов, В.Е. Психология. Учебник / В.П. Ступницкий, О.И Щербакова, В.Е. Степанов. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 520 с.
19. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология.: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 228 с.
20. Фалунина, Е.В. Психология. Учебное пособие / Е.В. Фалунина. – М.: МПСУ, 2013. – 968 с.
21. Феоклистова, С.В., Маринова, Т.Ю., Васильева, Н.Н. Психология. Учебное пособие / С.В. Феоклистова, Т.Ю. Маринова, Н.Н. Васильева. – М. : Academia, 2009. – 240 с.
22. Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности (Н. Айзенк в модификации Т.В. Матолиной) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – C. 35-44.
23. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1989. – 436 с.
24. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: НПО «МОДЭК», 2001. – 416 с.