Введение
В современной истории как Востока, так и Запада, принято выделять новый и новейший периоды. Китайские историки, на основе формационного подхода, связывают начало новой истории Китая со становлением капитализма, а также с военными конфликтами западных держав и Империи Цин, где одним из главных требований западных стран было расширение торговли, в первую очередь опиумом («опиумные войны»). Крупнейшим событием периода второй половины 19 в. является крестьянское восстание тайпинов. Уместно заметить, что, пытаясь использовать китайский рынок для своих товаров, Англия не могла предложить Китаю ничего, кроме опиума, чтобы сбалансировать торговое сальдо в свою пользу. Поэтому понадобились пушки и демонстрация военного превосходства. В результате Китай был вынужден подписать ряд неравноправных договоров с западными державами.
Вследствие столкновения с богатством и могуществом западных наций, которое завершилось насильственным «открытием» Китая для внешнего мира в середине 19 века, Китайская империя вынуждена была стать на путь глубоких преобразований, чтобы исправить сложившуюся ситуацию и укрепить свое положение среди других стран мира.
В процессе разработки государственных управленческих реформ, чиновники императорского двора были поставлены перед необходимостью коренных преобразований в военно-технологической, экономической, политической, а затем и культурной сферах. Постепенно перед китайским обществом нарастал вопрос о трансформации традиционной китайской империи в национальное государство эпохи западной современности, что предусматривало разработку и внедрение новых стратегий социальной интеграции разнородного населения огромной империи. Поскольку без соответствующей социальной основы не могло быть и речи о построении современного государства, императорские чиновники не могли обойтись только лишь внешними второстепенными реформами, но в то же время радикально новые подходы к реформированию общества, примененные в госуправлении, привели к неожиданным для империи последствиям.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современном обществе существует интерес к истории Китая и потребности в знании всех её аспектов.
Политика «самоусиления» в настоящее время рассматривается как культурно-исторический феномен, как процесс преобразования и реформирования, вызванный народными восстаниями и неудовлетворенностью существующего положения в стране, в наследство от которого остались военная и гражданская фабричная промышленность, первые железные дороги, новые суда и телеграф, частично модернизированные вооружённые силы, новые специальные учебные заведения, знакомство с достижениями западной общественно-политической мысли. Политика «самоусиления» явилась базой для перехода к новому этапу реформирования Цинского общества.
1 Источники и историография
Китайская цивилизация является древнейшей из ныне существующих и единственной сохранившейся первичной цивилизацией. Сам китайский народ является практически единственной этнокультурной общностью, имеющей непрерывный путь развития на протяжении нескольких тысячелетий.
История Китая представляет большую ценность для историков, изучающих не только страны региона, но и закономерности развития человечества. За счет непрерывного развития китайская история более чем какая-либо другая обеспечена письменными источниками, имеющими обоснованную датировку и устойчивую интерпретацию.
При изучении темы: политика «самоусиления» и попытки реформ в Китае во второй половине 19 века, необходимо использовать широкий комплекс источников и литературы.
Рассмотрим политику «самоусиления» в работах различных авторов.
Сама по себе политика «самоусиления» еще недостаточно исследована. В 1960 г. в КНР вышла книга Моу Ань-ши «Движение (за усвоение) заморских дел», написанная автором еще в 1956 году. В книге отсутствует фактический материал, который доказывал бы существование какого-либо организованного общественного движения, располагавшего своей конкретной политической программой и какими-либо организационными формами. В основу внутренней периодизации так называемого «движения за усвоение заморских дел» Моу Ань-ши кладет этапы развития китайской промышленности (1860-1872 гг. – создание военной промышленности, 1872-1885 гг. – расширение военной промышленности и возникновение других отраслей промышленности и 1885-1894 гг. – период создания северной эскадры и зарождения металлургической промышленности). В соответствии с указанным принципом периодизации автор основное внимание уделяет изложению фактических данных о создании тех или иных промышленных предприятий и компаний. Политическая жизнь страны, борьба народных масс против Цинской монархии, феодально-чиновничьего произвола и вторжения иностранного капитала не нашли должного отражения на страницах монографии Моу Ань-ши [1].
Однако стоит отметить, что книга Моу Ань-ши до настоящего времени является единственным монографическим трудом, посвященным исследованию социально-экономических процессов, происходивших в 60-90-х годах 19 в. в Китае.
В 1961 г. в КНР был издан восьмитомный сборник документов и материалов, относящихся к указанному периоду, под названием «Движение (за усвоение) заморских дел» [2]. Документы и материалы сборника сгруппированы по следующим основным разделам:
1) документы общего характера;
2) мероприятия в области образования (учреждение школы иностранных языков – Тунвэньгуаня и ее филиалов, посылка студентов за границу, реформа экзаменационной системы);
2 Дискуссия в высших правящих кругах Цинской империи о путях выхода из создавшегося положения после восстания тайпинов и Второй опиумной войны
Поражение от стран Запада в войнах и мощные антиправительственные восстания по всей империи заставили руководство Китая отказаться от политики изоляции от внешнего мира и жестокого курса на сохранение сложившихся социально-экономических отношений. Во второй половине 19-начале 20 вв. Цинский Китай прошел через ряд этапов внутренней политики, направленной на модернизацию китайского общества и усиление империи.
По мнению Генри Киссинджера – американского государственного деятеля, дипломата и эксперта в области международных отношений – расширение в результате «опиумных» войн (1840–1860-е) сферы взаимоотношений с торговых до военно-политических вовлекло в процесс изменений обширный слой культурных ценностей. Соприкосновение двух миров вызвало болезненный процесс перерождения китайской культуры. Драматизм события не исчерпывался тем, что Поднебесная была повержена иноземцами, «янгуй». Гораздо чувствительней было то, что ее, основанное на духовном совершенстве, могущество оказалось подавлено материально-техническим превосходством, занимавшим в китайской иерархии ценностей далеко не первое место. Именно это обстоятельство оказало решающее воздействие на умы традиционного Китая, исторически ориентированного на приоритет этических и духовных норм [12, с. 211].
Унизительно неравноправный диалог культур нарушил естественное течение исторического процесса. Привнесенное капитализмом новое измерение времени стало разлагать господствовавшие общественные отношения и традиционные духовные ценности – поиск новой модели общественного устройства стал неизбежен [4, с. 102].
Первым этапом внутренней политики, направленной на модернизацию Китая явилась так называемая «политика самоусиления» («цзы цян») или «движение за усвоение иностранного опыта» («ян у»). Руководство Цинской империи фактически начало её проводить сразу же после поражения в 1860 г. во Второй Опиумной войне. Окончание данного этапа обычно связывают с неудачной для Пекина японо-китайской войной 1894-1895 гг. [5, с. 72].
В условиях беспрепятственного проникновения иностранного капитала, невыгодного для Китая открытия портов правящая династия фактически дискредитирует себя, власть переходит в руки зарекомендовавших себя в ходе подавления восстаний (тайпинское (1850-1864 гг.)) военных лидеров [13, с. 117].
В политике самоусиления прослеживаются в целом три крупных периода: 1860-1870 гг., когда основное внимание правящих кругов империи было направлено на быстрейшее подавление крестьянских войн тайпинов и няньцзюней и восстаний неханьских народов империи; 1870-1885 гг., когда развернулась борьба за влияние на цинское правительство между хуайской и сянской китайскими феодально-помещичьими кликами, начавшими заниматься
3 Дворцовый переворот 1861 г. и приход к власти сторонников реформ
После поражения Китая во второй «опиумной» войне в полемику о путях выхода из создавшегося положения были вовлечены высшие сановники империи, входившие в ближайшее окружение императора.
В 1860 г. во время болезни императора Сяньфэна и в ситуации кризиса, вызванного неудачной войной с Англией и Францией, при дворе сложились две противоборствующие группировки. Одна из них состояла из братьев императора Гуна и Чуня, а также жен императора – Нюхулу (Цыань) и Ниласы (Цыси). Им противостояли сановники Су Шунь, князья 1-ой степени Цзай Юань и Дуань Хуа. Умирающий император назначил наследником сына своей второй жены Цыси, а регентом при нём – Су Шуня [15, с. 179-180].
В январе 1861 г. на имя императора был направлен меморандум за подписью князя Гуна. В нем предлагалось создать специальный орган в системе высших государственных ведомств для разработки политики, призванной найти пути выхода из кризиса в отношениях Китая с внешним миром. Канцелярия по управлению делами заморских стран (так было предложено назвать этот орган, сокращенно Цзунли ямынь) должна была в первую очередь наладить сбор современной и достоверной информации об иностранных державах и организовать в торговых портах сбор пошлин с иностранных товаров.
Впоследствии в функции этого ведомства вошли также вопросы производства современных вооружений, паровых судов, боеприпасов, машинной техники, телеграфных и железнодорожных линий. Таким образом, создание Цзунли ямыня ознаменовало, в сущности, начало проведения пусть ограниченных, но важных реформ, в ходе которых подспудно создавались условия для возникновения в Китае новых экономических институтов, заимствованных у стран Запада. Позиции сторонников нововведений при дворе упрочились после государственного переворота, происшедшего осенью 1861 г. [17, с. 154] .
Перед смертью в августе 1861 г. тяжелобольной император назначил своего шестилетнего сына Цзайчуня наследником трона. Однако сановниками удалось добиться ограничения власти Цыси: угасающий правитель согласился обнародовать два указа. Один – о назначении их членами Регентского Совета после его смерти, и другой, запрещавший Цыси контролировать действия сына как наследника трона. Су Шунь пытался вообще избавиться от Цыси и уговаривал императора принудить её к самоубийству: чтобы она «на том свете прислуживала духу покойного правителя».
Но, чтобы указы имели законную силу, на них должна была стоять великая императорская печать, которая оказалась в руках Цыси. Владея
4 Начало модернизации армии и флота
Традиционно, на первом этапе государственных реформ особое внимание уделялось реформе вооруженных сил. Новая власть стала опираться на более боеспособные армии, возникшие как ополчение против тайпинов. Но для преобразования ополчения в современные войска нужны были современное оружие, военные специалисты, новые уставы и прочее. Реформировали цины и восьмизнамённые войска. Для реформирования армии были приглашены иностранные специалисты и закуплено оружие на Западе. В Китае работали военные специалисты из разных стран, в том числе из России, но больше всего было англичан [3, с. 74].
Особое внимание необходимо уделить философским основаниям для формирования новых армий Хунаньской, Хуайской, которые по своей мощи и дисциплине превосходили императорскую армию. Не последнюю роль в организации уникальных армий сыграли лидеры политики «самоусиления» − Цзэн Гофань, Ли Хун-чжан, Цзо Цзунтан.
Цзэн Гофань будучи талантливым полководцем, образованным конфуцианцем не мог не обратиться к традиционному интеллектуальному наследию своей страны при организации Хунаньской армии. Он неоднократно обращался к школе военных философов, прежде всего с практическими целями. В итоге он и его последователи сумели разработать особую стратегию по воспитанию кадрового состава не только чиновничьего аппарата, но и армии. Ее организация позволила одержать несколько блестящих побед и избежать значительных финансовых затрат. Важным нововведением Цзэн Гофаня можно считать идею о рациональном использовании человеческого фактора. Он рассматривает человеческие ресурсы не как средство для выполнения тяжелых и неквалифицированных работ, а акцентирует внимание на более эффективных результатах, которые дает воспитание и убеждение. Только человек, обученный и воспитанный в соответствие с традиционными нормами, будет полезен государству. И способ управления армией, предложенный Цзэн Гофанем, как раз представляет собой наблюдение за возможностями каждого человека [12, c. 306].
Вышеизложенные подходы к подчиненным были сформулированы в «Методах Сыма» и «Военном искусстве У-цзы» – древних военных трактатах, входивших в каноническое военное «Семикнижие». Кроме того, лидеры политики «самоусиления», безусловно, были знакомы со средневековыми военными трактатами, которые содержали знания о аспектах военного дела. К таким произведениям можно отнести «Тай бай инь цзин» (Тайный канон звезды Тайбо) танского автора Ли Цюаня и сунский трактат «Ху цянь» (Тигровая печать).
Однако Цзэн Гофань был не только хорошо знаком с философским военным наследием предшествующих эпох, не только искусно применял на практике основные стратагемные уловки, но и сам являлся автором подобного рода работ.
5 Противодействие реформам и их провал
Тридцатилетний опыт проведения политики «самоусиления» продемонстрировал, что маньчжурская монархия оказалась неспособной эффективно соединить отстаивание независимости страны и ее модернизацию. Китай все больше приобретал признаки полуколониальной страны.
Изначально в основу осуществления политики «самоусиления» была положена концепция «тиюн»: «китайская наука в качестве основы, западная наука для практического применения». Автор данной концепции ученый и государственный деятель Чжан Чжидун указывает, что «старая наука – это основа («ти»), а новая наука – практическое применение («юн»)», и «обеим нужно уделять одинаковое внимание». Главным историческим событием, которое поставило под сомнение концепцию «тиюн» и основные принципы «движения за самоусиление», стала Китайско-японская война 1894–1895 гг..
Таким образом, хотя «движение за самоусиление» представляло собой прагматическую программу преобразований, оно не достигло своей главной цели – сделать Китай достаточно сильным, чтобы противостоять Японии и другим странам. Вследствие этого китайские ученые постепенно стали отказываться от концепции «тиюн» и признавать необходимость критики традиции и поддержки политики вестернизации Китая. В частности, основатель раннего реформаторского движения Фен Гуйфэнь радикализирует позицию своего предшественника Чжан Чжидуна, считая, что «если методы ошибочны, мы должны отбросить их, даже если они имеют давние [китайские] истоки», а «если методы хороши, мы должны воспользоваться ими, даже если они принадлежат варварам». Похожим образом, основатель реформаторского движения в Китае ученый и государственный деятель Кан Ювэй считает, что, наблюдая «за другими странами, можно увидеть, что те страны, которые изменили свою систему, становятся сильнее, а те, кто сохраняет старину, обречены на погибель» [19, c. 24-25]. Другой представитель реформаторского движения ученый и общественный деятель Лян Цичао приходит к заключению, что те, «кто откроется для нового, будут процветать и укрепляться, а те, кто ограничится старым – ослабнет», – в этом, на его взгляд, состоит «путь природы», таким же, считает он, является и «путь человека».
Неприятие достижений Запада, за исключением военных технологий и производства оружия, характерное для маньчжурских правителей, разделяла и большая часть представителей традиционного китайского господствующего класса. Шэньши, обязанные своим общественным статусом конфуцианским устоям китайской деспотии, отвергали возможность реформ политических институтов. Тем не менее в конце XIX в. среди молодежи, получившей традиционное образование и связывавшей свое будущее с государственной службой, формируется оппозиционное движение, участники которого приходят к мысли о необходимости не только экономических перемен, технологических нововведений, но и реформ, затрагивающих основы политической системы империи. Главным побудительным мотивом, заставлявшим их отстаивать реформы, осуществление которых могло привести к упадку традиционного господствующего класса, частью которого они сами являлись, была необходимость открыть дорогу становлению независимого и процветающего Китая. По их мнению, это было невозможно без более широких заимствований западного опыта в области не только экономических, но также и политических отношений.
Заключение
Поражение от стран Запада в войнах и мощные антиправительственные восстания по всей империи заставили руководство Китая отказаться от политики изоляции от внешнего мира и жестокого курса на сохранение сложившихся социально-экономических отношений. Во второй половине 19-начале 20 вв. Цинский Китай прошел через ряд этапов внутренней политики, направленной на модернизацию китайского общества и усиление империи.
Первым этапом внутренней политики, направленной на модернизацию Китая явилась так называемая «политика самоусиления» («цзы цян») или «движение за усвоение иностранного опыта» («ян у»). Руководство Цинской империи фактически начало её проводить сразу же после поражения в 1860 г. во Второй Опиумной войне. Окончание данного этапа обычно связывают с неудачной для Пекина японо-китайской войной 1894-1895 гг.
В целом, нужно отметить, что доктрина о необходимости усвоения правящими кругами цинской империи «заморских» дел встречала, однако, сильное сопротивление ультраконсервативных кругов, ярых противников любых заимствований из-за границы, видевших даже в технических новшествах Запада угрозу патриархальным порядкам, измену заветам предков, угрозу маньчжурскому господству в Китае.
Однако, переворот 1861 года Переворот в Пекине открыл дорогу для более взвешенной политики по отношению к западным государствам и политике крайне ограниченных реформ под лозунгом «самоусиления», или «усвоения заморских дел».
В ходе «самоусиления» были заложены ос¬новы¬ фабрично-заводской промышленности,¬ созданы учебные¬ заведения нового¬ типа, по¬явились¬ переводы западной¬ научно-техниче¬ской, а¬ затем и¬ общественно-политической литературы.¬ С 1883¬ г. началось¬ создание во¬енно-морского¬ флота. Но¬ в целом¬ успехи были¬ недостаточны. Это¬ со всей¬ очевидностью по¬-казали¬ поражения во¬ Франко-китайской войне¬ 1883 г.¬ и Японо-китайской¬ войне 1894–1895¬ гг. Реформы¬ тормозились борьбой¬ придворных группировок,¬ повсеместной коррупцией¬ и не¬компетентностью¬ государственного аппарата.¬ Выделяемые на¬ модернизацию средства¬ неред¬ко «распиливались»¬ либо использовались¬ не по¬ назначению, например,¬ на строительство¬ и украшение императорских дворцов.
Реформы в Китае не увенчались успехом. Первый бой китайская цивилизация полностью проиграла. У нее не нашлось внутренних ресурсов, чтобы противостоять новому, сильному противнику. Предпринятые правительством реформаторские усилия не принесли ожидаемых результатов. Крестьянские восстания, в первую очередь антизападное восстание ихэтуаней (1899–1901), также не достигли поставленных целей. Традиционное общество обнаружило свое полное бессилие перед внешним вызовом.
Поражение реформ стимулировало дальнейшие поиски, переориентировав их с внешних проблем на внутренние. На этом этапе установление равноправных отношений с европейскими странами в качестве
1. Моу Ань-ши, Движение за усвоение заморских дел / Моу Ань-ши, Янъ юньдун. – Шанхай, 1957. – 110 с.
2. Ян у юньдун, Шанхай / Ян у юньдун; Т. I-VIII. – Шанхай, 1961.
3. Ефимов, Г.В. Значение периода 70-80-х годов XIX в. в новой истории Китая (к вопросу о периодизации новой истории Китая) / Г.В. Ефимов // XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР. – М., 1960. – С. 71-75.
4. Тихвинский, С.Л. Движение за реформы в Китае во 2 половине XIX – начале ХХ в. / С.Л. Тихвинский. – М.: Наука, 1980. – 419 с.
5. Ефимов, Г.С. Очерки по новой и новейшей истории Китая / Г.С. Ефимов. – М.: Наука, 1951. – 258 с.
6. Семанов, В.И. Из жизни императрицы Цыси. 1835–1908 / В.И. Семанов. – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979. – 172 с.
7. Гальперин, М.С. Бюрократия и политика «самоусиления» в Китае (1862-1894) // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. – 2010. – № III – 2(3). – С.16-23 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uzknastu.ru/files/pdf/III-2(3)2010/16-23.pdf. – Дата доступа: 09.02.2017.
8. Гальперин, М.С. Политический фактор в контексте опыта реформ в России и Китае в Новое и Новейшее время // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. № 5-1. С. 57-63 С.16-23 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16857862. – Дата доступа: 09.05.2017.
9. Ван Хэфэй Образы императрицы Цыси и Екатерины 2 в русской и китайской литературе // Проблемы современной науки. 2015. № 18. С. 10-31 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24332037. – Дата доступа: 09.08.2017.
10. Байчуань, Е. Современный этап изучения истории династии Цин: источниковая база / Е. Байчуань, Чжан Боно // Вестник СПбГУ. Вып. 1, 2012. – С. 69-74.
11. Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898): пер. с кит. / Под общей ред. Н.Г. Сенииа, Ли Хинщуна. – М., 1961. – 280 с.
12. Киссинджер, Г. О Китае / Г. Киссинджер [пер. с англ. В.Н. Верченко]. – М.: АСТ, 2014. – 635 с.
13. Васильева, Е.А. Общественно-политическая и философская мысль в 60-е годы XIX века в Китае // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. № 70-1. С. 116-118. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=12833351. – Дата доступа: 01.08.2017
14. Тихвинский, С.Л. Китай и всемирная история / С.Л. Тихвинский. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. – 589 с.
15. Дацышен, В.Г. Новая история Китая: учеб. пособ. / В.Г. Дацышен. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004. – 346 с.
16. История Китая; Учебник / Под редакцией А.В. Меликсетова. 2-e изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. – 736 с.
17. Бокщанин, А.А. Правительницы Китая // Общество и государство в Китае. – 2010. № 40. – С. 71-79. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18948320. – Дата доступа: 01.08.2017.
18. Поликарпова, Е.В. Трансформация китайской государственности в Новое и Новейшее время // Lex Russica. – 2016. № 2 (111). С. 147-174. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25959217. – Дата доступа: 01.08.2017.
19. Самойлов, Н.А. Борьба тенденций в общественно-политической мысли Китая периода политики «самоусиления» / Н.А. Самойлов. – М.: Всемирная история и Восток, 1993. – 224 с.
20. Непомнин, О.Е. Социально-экономическая история Китая 1864-1914 / О.Е. Непомнин. – М.: Наука, 1980. – 325 с.
21. Виноградов, А.В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности / А.В. Виноградов. – М.: НОФМО, 2008. – 368 с.
22. Пекинская англо-китайская конвенция о мире и дружбе. 24 окт. 1860 г. [Текст] // История Востока в Новое время: хрестоматия / сост. В.Н. Садченко, Л.Н. Величко, А.Н. Птицын. – Ставрополь: Изд-во СКФУ,2015. – С. 107.
23. Дополнительный договор между Россией и Китаем или Пекинский договор. 2\14 ноября 1860 г. [Текст] // История Востока в Новое время: хрестоматия / сост. В.Н. Садченко, Л.Н. Величко, А.Н. Птицын. – Ставрополь: Изд-во СКФУ,2015. – С. 108.
24. Кан Ювэй. Комментарии к «Ли Юнь»; Введение к «Датуншу»; Введение к «Исследованию учения Кон фуция о реформе государственного строя» [Текст] // Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840–1898) / Пер. с кит. под общ. ред. Н. Г. Сенина. – М.: Академия наук СССР, 1961. – С. 212-231.
25. Фу Янь – Источники силы [Текст] // Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840–1898) / Пер. с кит. под общ. ред. Н. Г. Сенина. – М.: Академия наук СССР, 1961. – С. 170 –206.
26. Тихвинский, С.Л. Политика самоусиления правящих кругов Китая (1860-1895) / С.Л. Тихвинский // Вопросы истории, 1969. – №4. – С. 78-98.