Введение
1 Теоретико-методологические основы изучения самосознания подростков
1.1 Понятие самосознания в психологии
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.3 Специфика развития подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата
2 Эмпирическое исследование особенностей самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что ежегодно во всем мире число детей с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата неуклонно растет. Это обуславливает необходимость более детального изучения психического и личностного развития данного контингента детей, выбора путей и способов коррекции и компенсации отклонений в психическом развитии.
Самосознание в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, выполняет функции мобилизации собственных сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. От развития компонентов самосознания зависят взаимоотношения подростка с другими людьми, его критичность и требовательность к себе, отношение к собственным успехам и неудачам. При неустойчивости, противоречивости и негативном характере самооценки и образа «Я» неизбежно постоянное переживание глубокого эмоционального дискомфорта.
Изучение особенностей самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата приобретает особую значимость в связи с изменениями, которые сопутствуют этому важнейшему возрастному периоду. Основными новообразованиями в структуре самосознания подростков являются иерархически построенная система ценностно-смысловых образований и устойчивое обобщенное отношение личности к себе, которое выражается в социально-нравственной самооценке. В подростковый период, время осознания своего духовного «Я» и формирования «идеального Я», происходит второе рождение личности. Подросток переживает физические изменения в организме, во внешнем облике, психике и идет по пути развития через межличностные и внутриличностные конфликты.
Проблема самосознания личности изучалась как зарубежными психологами (У. Джемс, Д.К. Роджерс, М. Розенберг, Э. Эриксон), так и отечественными (Б.Г. Ананьев, А.В. Захарова, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова).
Изучением особенностей психического и личностного развития подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимались Н.П. Елькина, Е.В. Крыжко, Е.М. Масюкова, И.В. Поставнева, Г.В. Пятакова и др.
Вместе с тем, анализ литературы показал, что проблема изучения особенностей самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата в современной психологии недостаточно освещенной.
1 Теоретико-методологические основы изучения самосознания подростков
1.1 Понятие самосознания в психологии
Под самосознанием в психологии принято понимать осознанное отношение к самому себе, своим потребностям, мотивам поведения. Самосознание выражается в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, которая выступает в качестве обоснования целесообразности действий и поступков.
В зарубежной литературе самосознанию уделяли внимание Р. Бернс, У. Джеймс, Д. Мид, К. Роджерс. Для обозначения самосознания эти ученые используют термин Образ «Я», рассматривая его как особое психологическое образование. У. Джеймс впервые подчеркнул различия Я-субъекта и Я-объекта. Глубокое личностное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее и «Я» как объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно [5, с. 137].
К. Роджерс использовал термин «Я-концепция», под самосознанием понимал сложную структурированную картину, существующую в сознании индивида как самостоятельная фигура и фон. Она включает в себя собственно Я и отношения, в которые оно может вступить, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями «Я» в прошлом, настоящем и будущем. «Я – концепция» включает в себя реальное и идеальное «Я» [23, с. 124].
А. Адлер, изучая особенности формирования личности в онтогенезе, показал существование тесной связи между телесным образом «Я» и самооценкой. В частности, он утверждал, что некоторые типы человеческого поведения представляют собой попытку компенсации истинной или воображаемой ущербности тела. Так, Адлер выделял пять основных областей жизнедеятельности, в которых у человека может возникать чувство неполноценности: физическая, умственная, психологическая, социальная и экономическая. Первая может включать в себя такие явления, как недоразвитие органов, инвалидность, деформации, уродства и т.д. [25, с. 11].
А. Адлер указывает на то, что личность использует тело и сознание при достижении целей. Для определения того, где лежат интересы ребенка, необходимо только выяснить, какой орган является дефектным. Однако, ребенок воспринимает факт неполноценности органа не так же, как его видит внешний наблюдатель, он модифицируется исходя из существующей схемы восприятия индивида. Исходя из этого, Адлер указывает о существовании тесной связи между физическим «Я» человека и его социальным поведением: не просто наличие телесного дефекта, а, прежде всего, его восприятие как таковое (т.е. телесный образ «Я»), оказывает определяющее влияние на формирование личности и в большинстве случаев ведет к развитию стремления к превосходству над другими [25, с. 12].
2 Эмпирическое исследование особенностей самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.1 Методики и организация исследования
Исследование проводилось на базе Реабилитационный центр «Тонус» г. Брест. Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 7-8-классов в возрасте 13-14 лет. Выборку исследования составили 15 здоровых подростков и 15 подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата (диагноз – детский церебральный паралич).
Цель эмпирического исследования: выявить особенности самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: существуют различия в самосознании подростков с ДЦП и здоровых подростков.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата с помощью тестирования;
3) обработка даных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов исследования, формулирование выводов.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научной литературы); методы эмпирического исследования (тестирование), количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Тест «Кто Я?» М. Куна – Т. Мак-Партленда.
Цель: выявление «образа-Я», содержательных характеристик идентичности личности.
Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом-Я.
Шкала анализа идентификационных характеристик включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют 7 обобщенных показателей-компонентов идентичности: Социальное Я; Коммуникативное Я; Материальное Я; Физическое Я; Деятельное Я; Перспективное Я; Рефлексивное Я.
Испытуемый должен написать в течение 15 минут 20 ответов на вопрос «Кто Я?». С помощью теста «Кто Я?» также можно определить: уровень рефлексивности идентичности; уровень дифференцированности идентичности; валентность идентичности (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что в современной отечественной и зарубежной литературе не существует единого мнения по вопросу сущности и структуры самосознания. В зарубежных исследованиях понятие «самосознание» рассматривается в тесной связи с понятиями «Я-образом», «Я-концепцией» либо отождествляется с ними. Отечественные ученые под самосознание понимают комплексное образование, состоящее из самоотношения, самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, саморегуляции, рефлексивности и играющее важную роль в становлении личности. Самосознание как сложное личностное образование включает три компонента: когнитивный, который предполагает знание себя, представление о своих качествах и свойствах; аффективный, отражающий оценку этих качеств и связанные с ней чувства самолюбия и самоуважения; поведенческий, включающий практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов, готовность к действиям в отношении объекта. Самосознание представляет собой процесс обретения идентичности, где идентификация с собственным телом обычно проходит в сопровождении сложной гаммы чувств и переживаний, значимости внешности.
В подростковом возрасте происходят интенсивные гормональные и телесные изменения, развивается когнитивная и эмоциональная сферы психики, реконструируются отношения с родителями и сверстниками, формируется Эго-идентичность, осуществляется произвольная регуляция поведения, актуализируются разнообразные защитные механизмы. В этот период происходит интенсивное развитие самосознания, формирование рефлексии, самооценки. У ребенка появляется чувство взрослости – отношение подростка к себе как взрослому. Интеграция самосознания подростка приводит его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности, оригинальности, наконец, появляется способность суждения в отношении себя и оценки своей личности. К концу подросткового возраста происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению и самореализации. Особая роль в адаптации к социуму в подростковом возрасте принадлежит образу собственного тела.
Развитие подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата обладает своей спецификой. Выраженные двигательные расстройства способствуют формированию у детей негативных черт характера. Подростки с врождёнными нарушениями двигательного аппарата отличатся высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности, что связано с болезненным переживание своей физического недостатка. Это отражается на уровне и характере самооценки, которая часто носит неадекватный характер. Они придают особую значимость своему «Физическому Я», испытывая комплекс неполноценности. Боязнь быть отвергнутым сверстниками приводит к неуверенности в себе, замкнутости, пассивности, неудовлетворенности собой и окружающими. Трудности в удовлетворении потребностей в общении из-за двигательных и речевых нарушений порождают у подростков психологическую напряженность, неудовлетворенность собой, социально-психологическую дезадаптацию.
1. Андронова, О. Е. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии / О. Е. Андронова // Вестник Томского гос. ун-та. – 2007. – № 305. – С. 149-151.
2. Атаманенко, Е. Е. Теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности / Е. С. Атаманенко // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2015. – № 2. – С. 54-57.
3. Вагина, М. В. Самооценка учащихся с детским церебральным параличом / М. В. Вагина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 2. – С. 68-75.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Академия, 1996. – 580 с.
5. Джеймс, У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия / под. ред. Д. Я. Райгородского. – Самара : Бахрах-М, 2000. – С. 7–44.
6. Елькина, Н. П. Особенности личностного развития подростков с ДЦП / Н. П. Елькина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – М, 2019. – С. 11-19.
7. Жданова, С. Ю. Особенности самопознания у детей с детским церебральным параличом / С. Ю. Жданова, Т. С. Рагозина // Пермский медицинский журнал. – 2006. – № 2. – С. 80-89.
8. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 1993. – 99 с.
9. Калижнюк, Э. С. Психические нарушения при ДЦП / Э. М. Калижнюк. – Киев : Высшая школа, 1987. – 309 с.
10. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – СПб. : Птер, 2002. – 465 с.
11. Крыжко, Е. В. Влияние психологической коррекции на личность подростков с церебральным параличом / Е. В. Крыжко // Известия Уральского отделения РАО. Приложение № 3. Образование и наука. – 2007. – № 2. – С. 37-40.
12. Левченко, И. Ю. Помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : пособие для психологов и педагогов-дефектологов / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М. : Просвещение, 2007. – 272 с.
13. Макаров, В. К. Особенности самосознания подростков / В. К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 94-98.
14. Мастюкова, Е. М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. – М.: Академия; 2003. – С. 152-164.
15. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
16. Немкова, С. А. Детский церебральный паралич : диагностика и коррекция когнитивных нарушений / С. А. Немкова. – М. : Союз педиатров России, 2012. – 56 с.
17. Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95 – 99.
18. Петрова, С.М. К проблеме структурных компонентов самосознания личности: методический аспект / С.М. Петрова // Вопросы психологии. – 2001. – № 44. – С. 136-137.
19. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – 75 с.
20. Поставнева, И. В. Особенности образа тела у детей с физическими дефектами (по материалам работы с детьми 6 лет): автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. В. Поставнева. – М., 1996. – 17 с.
21. Пятакова, Г. В. Клинико-психологическое изучение особенностей личности подростков с двигательными нарушениями различного генеза : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Г. В. Пятакова. – СПб, 2000. – 18 с.
22. Рапацкий, Б. И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б.И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 74-79.
23. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К. Роджерс. – М.: Просвещение, 2004. – 364 с.
24. Савина, М. В. Проблемы психического развития детей и подростков с детским церебральным параличом / М. В. Савина // Международный медицинский журнал. – 2010. – № 3. – С. 12-16.
25. Тимофеева, И. В. Образ тела как компонент «Я-концепции» личности детей с детским церебральным параличом / И. В. Тимофеева // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 11-17.
26. Уляева, Л. Г. Я-физическое в структуре самосознания / Л. Г. Уляева // Материалы научной конференции: сборник научных трудов. – М., 1998. - Т. 3. – С. 130-135.
27. Фролов, А. А. Исследование Я-концепции в различных теоретических подходах / А. А. Фролов // Вестник Краснодарского ун-та МВД России. – 2015. – № 2. – С. 287–291.
28. Хухлаева, О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
29. Шипицына, Л. М. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – М. : Владос, 2004. – 563 с.
30. Якубовская, Е. А. Клинико-функциональная характеристика детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Е. А. Якубовская // Основы методики коррекционно-развивающей работы : учеб.-метод. пособие / И. Н. Миненкова, В. В. Радыгина, Е. А. Якубовская. – Минск : БГПУ, 2013. – С. 71-91.