ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ
2. МОРСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС В 1904–1917 ГГ.
3. МОРСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1917–1939 ГГ.)
4. БИОГРАФИЯ И КАРЬЕРНАЯ ДИНАМИКА П.С. НАХИМОВА, Ф.П. ВРАНГЕЛЯ, Ф.Ф. БЕЛЛИНЗГАУЗЕНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В истории России первая половина XX в. представляет собой сложное, неоднозначное, переломное, насыщенное событиями время. Все эти события являются предметом многочисленных научных трудов, обсуждений и дискуссий.
Безусловно, уже сами понятия война, революция, отречение монарха от престола показывают значительность происходящего, но конкретные примеры дают более наглядное представление, позволяют лучше представить и понять определенные исторические события и эпохи. Поэтому в исторической науке получило развитие такое направление исследований, как микроистория, когда на примере жизни отдельного человека можно проанализировать некий исторический период.
Российская история первой половины XX в. своей насыщенностью также подталкивает к исследованиям подобного плана, отходу от обсуждения самих фактов к их конкретному проявлению, влиянию на жизнь отдельных структур общества, отдельных людей. Актуальность такого подхода заключается в том, что он позволяет расширить представление об эпохе, затронуть новые аспекты, дать возможность более глубокого осмысления эпохи. В качестве примера может служить не только жизнь некого человека, но в том числе и судьба отдельного учебного заведения. В таком контексте наибольшую актуальность приобретает история старейших высших учебных заведений России, коим является и Морской кадетский корпус.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные вехи развития Морского кадетского корпуса в период от Русско-японской до начала Второй мировой войны.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
• выделить основные этапы истории Морского кадетского корпуса в 1904–1917гг.;
• рассмотреть развитие Морского кадетского корпуса в 1917–1939 гг.;
• раскрыть биографии и карьерную динамику П.С. Нахимова, Ф.П. Врангеля, Ф.Ф. Беллинсгаузена.
Объект исследования – военно-морское образование Российской империи.
Предмет исследования – Морской кадетский корпус в начале XX в.
1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ
Являясь одним из старейших высших учебных заведений в России, будучи кузницей офицерских кадров для российского флота, Морской кадетский корпус привлекал внимание своей историей, особенно в годы юбилейных дат – 100-летия, 200-летия, 250-летия со дня образования.
Так, к первой из указанных дат были изданы следующие работы: «Очерк истории Морского кадетского корпуса» Ф.Ф. Веселаго, [11], «Обзор преобразований Морского кадетского корпуса с 1852 года: с приложением списка выпускных воспитанников 1753–1896 гг.» Н.А. Коргуева [16], «Морской кадетский корпус: краткий исторический очерк» А.С. Кроткова [17]. Ценность этих работ заключается не только в приводимых в них исторических сведениях о развитии учебного заведения, но главным образом в приложенных к ним спискам выпускников Морского кадетского корпуса, позволяющим проанализировать и их количество в тот или иной год, и увидеть среди них известных деятелей.
К таковым относятся П.С. Нахимов – выпускник 1818 г., барон Ф.П. Врангель, окончивший заведение в 1815 г., а также Ф.Ф. Беллинсгаузен – выпускник 1797 г. Биографии этих прославленных адмиралов широко представлены как в научной, так и в научно-популярной и художественной литературе. В рамках курсовой работы были использованы следующие из них: «Адмирал Павел Степанович Нахимов» А. Асланбегова [2], «Нахимов» [12] и «Фердинанд Врангель» [13] Ю.В. Давыдова, «Русские мореплаватели арктические и кругосветные. Путешествия В. Беринга, Г. Сарычева, Ф. П. фон-Врангеля, Ф. П. Литке, Пахтусова и др.» М.А. Лялиной [19], «Барон Фердинанд Петрович Врангель. Некролог» К.Н. Шварца [22].
История Морского кадетского корпуса в начале XX в. нашла освещение в работах бывших выпускников данного высшего учебного заведения. Среди них можно найти публикации, дающие исторический обзор развития Морского кадетского корпуса, например, «К 300-летию основания российского флота. Краткая история Морского корпуса в Петербурге. Участие гардемарин и кадет корпуса в Белом движении» В. Буткова [10], «Колыбель флота. Навигацкая школа – Морской корпус. К 250-тилетию со дня основания школы математических и навигацких наук 1701–1951 г.» [15]. К достоинствам этих работ можно отнести их обобщающий характер, который позволяет получить общий взгляд на изучаемую проблему. Но это порождает и их недостаток, а именно недостаточное освещение деталей, когда многие аспекты опускаются, отсутствие глубокого анализа тех или иных событий, их оценки.
2. МОРСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС В 1904–1917 ГГ.
Морской кадетский корпус вступил в новый, XX век с юбилейной даты – 200-летия со дня своего образования. Учебное заведение продолжило готовить кадры флота, когда началась русско-японская война.
О ее начале учащихся корпуса известил лично император Николай II, прибывший с супругой на процедуру перевода старшей гардемаринской роты в мичманы. Вскоре после этого директора Морского кадетского корпуса Г.П. Чухнина ввиду военных действий назначили главнокомандующим Черноморского флота, в связи с чем руководить высшим учебным заведением он уже не мог. Его на посту в апреле 1904 г. сменил контр-адмирал Н.А. Римский-Корсаков.
Несмотря на разгоревшуюся революцию 1905–1907 гг., из-за которой
были случаи, когда три старших роты несли караул на территории Морского кадетского корпуса, в феврале 1905 г. состоялся очередной выпуск. Он прошел в Царском Селе, куда были вызваны старшие гардемарины. Молодые мичманы были расписаны по эскадрам, многие из них попали во Вторую Тихоокеанскую эскадру и погибли.
Поражение в русско-японской войне показало многие проблемы Российской империи в военной сфере. Директору Морского кадетского корпуса Н.А. Римскому-Корсакову необходимо было принимать меры по улучшению качества подготовки морских офицеров. С этой целью был возвращен в 1906 г. чин корабельного гардемарина, а в соответствии с решением морского министра адмирала А.А. Бирилева было решено вернуться к старому положению – выпускать воспитанников в корабельные гардемарины только после заграничного плавания, и после сдачи экзаменов производить их в мичманы. Вскоре директор Морского кадетского корпуса вновь сменился: на место ушедшего на пост товарища морского министра Н.А. Римского-Корсакова был назначен 8 августа 1906 г. С.А. Воеводский.
В 1906 г. три специальных класса были приведены в присяге, получили звание гардемарин и якоря на погоны. Бывшее до того звание старших и младших гардемарин и кадет 1-ой роты были заменены на гардемарин 1-ой, 2-ой и 3-ей роты.
В течение зимы 1906 и всего следующего года в Корпусе вела работу специальная комиссия от морского министерства для пересмотра программ обучения. Результатом ее в большинстве случаев стало расширение учебных программ, а также выпусков. Кроме того, были созданы химическая лаборатория, компасный класс, электротехнический кабинет, расширены физический и минный кабинеты, введены занятия по радиотелеграфированию, проекционному черчению и морской гигиене, а для практического изучения иностранных языков приглашены были инструкторы-преподаватели, зимой действовавшие в ротах, а летом – на кораблях [21, с. 8].
3. МОРСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1917–1939 ГГ.)
О победе Октябрьской революции воспитанники Морского кадетского корпуса узнали из принесенной утром преподавателями газеты «Правда». В скором времени в здание учебного заведения пришла рота солдат и обосновалась в столовой зале Морского училища. В течение дня и ночи в ней митинговали большевики. На учебном судне «Наварин» был снят Андреевский флаг и вместо него повешено красное знамя. Однако кадеты каждый день ухитрялись срывать его и вновь поднимать Андреевский флаг, не помогла даже специально организованная охрана. Вплоть до 4 ноября в здании Морского училища располагались большевики. К 5 ноября столовый зал был приведен в полный порядок и был готов к проведению торжества по случаю 6 ноября, традиционно отмечаемому в учебном заведении празднику.
Несмотря на отмену обязательного посещения церкви, вечером 5 ноября воспитанники Морского училища отправились на службу, которую посетило множество офицеров и посторонней штатской публики.
29 января 1918 г. советской властью был принят декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного флота, а в соответствии с распоряжением Л.Д. Троцкого Морское Училище должно было быть распущенно к 24 февраля (9 марта) 1918 г. В связи с этим решением после Рождества учебные занятия были прекратились, началась подготовка к экзаменам, состоявшимся в начале марта. После их сдачи все воспитанники получили соответствующие свидетельства и аттестаты, а старшая рота, как окончившая Морское Училище 24 февраля (9 марта) 1918 г. была произведена в офицерское звание.
Необходимо отметить, что еще в октябре 1917 г. часть гардемарин корпуса отправились на учебное плавание во Владивосток, как это делалось в годы Первой Мировой войны. Их плавание завершилось весной 1918 г. в Манчжурии. С утверждением власти адмирала А.В. Колчака эти гардемарины были собраны во Владивостоке. Здесь они продолжили свое обучение в организованном капитаном первого ранга М.А. Китицыным в городе Морском училище, совмещая занятия с участием в военных действиях против большевиков.
С падением власти адмирала А.В. Колчака было принято решение эвакуировать Морское училище до занятия Владивостока большевиками. Это было осуществлено с помощью кораблей «Орел» и «Якут». Руководство учебного заведения и воспитанники, а также некоторые семьи покинули Россию, уехав в Японию.
4. БИОГРАФИЯ И КАРЬЕРНАЯ ДИНАМИКА П.С. НАХИМОВА, Ф.П. ВРАНГЕЛЯ, Ф.Ф. БЕЛЛИНЗГАУЗЕНА
За время существования Морского кадетского корпуса его выпускниками стало великое множество человек. Многие из них достигли высоких карьерных успехов. Среди выпускников данного высшего учебного заведения были и такие выдающиеся имена российской истории, как П.С. Нахимов, Ф.П. Врангель, Ф.Ф. Беллинсгаузен.
Павел Степанович Нахимов родился 23 июня (5 июля) 1802 г. в семье секунд-майора из Смоленской губернии. Стал воспитанником Морского кадетского корпуса 3 мая 1815 г., во время обучения он сумел стать одним из лучших обучающихся. Его успехи в постижении наук были отмечены: он был в числе немногих лучших учеников, назначенных императором, кто в течение мая – сентября 1817 г. отправился в плавание на бриге «Феникс» в Данию и Швецию. Спустя год, в 1818 г., П.С. Нахимов уже стал мичманом.
В 1821 г. отправился в Архангельск в команду строившегося там корабля, но был вызван оттуда под команду капитана 2-го ранга М.П. Лазарева, который отправлялся в кругосветное путешествие. В 1825 г. после возвращения из плавания лейтенантом, П.С. Нахимов был удостоен ордена Владимира 1-й степени.
В 1826 г. он был назначен на строящийся в Архангельске корабль «Азов», командовал которым капитан 1-го ранга М.П. Лазарев. Именно на этом судне он снискал славу в Наваринском сражении 8 (20) октября 1827 г. За проявленную в бою отвагу П.С. Нахимов из лейтенанта был произведен в капитан-лейтенанты и награжден орденом Георгия 4-й степени.
После этого продолжил службу во флоте уже командиром корвета «Наварин», на котором принял участие в русско-турецкой войне 1828–1829 гг.
В январе 1834 г. П.С. Нахимов по ходатайству адмирала М.П. Лазарева был переведен в Черное море, а спустя два года был назначен командиром строящегося корабля «Силистрия». Он был капитаном судна вплоть до производства своего в контр-адмиралы, что имело место в 1845 г. с назначением командиром 1-й бригады 4~й флотской дивизии, ежегодно плавая на нем по Черному морю. Кроме этих практических плаваний, он в 1848 г. и 1850 г., командуя эскадрами, держал крейсерство у кавказских берегов по шесть месяцев. Уже в октябре 1852 г. П.С. Нахимов производится в вице-адмиралы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На период с 1904 г. по 1939 г. пришлось множество трагичных и важных событий, которые коренным образом изменили вектор российской истории.
Не менее сложными эти годы стали для одного из старейших учебных заведений страны Морского кадетского корпуса. Для него указанный исторический отрезок отличался противоречивостью, соседством успехов и трудностей.
Русско-японская война, наглядно продемонстрировавшая проблемы российского флота, стала толчком к усиленному развитию Морского кадетского корпуса. Приглашение лучших преподавателей Российской империи, значительные траты на питание и прочие хозяйственные нужды, расширение и углубление преподаваемых дисциплин говорит о желании морского министерства повысить квалификацию воспитанников Морского кадетского корпуса. В связи с таким перечнем принимаемых мер годы до Первой Мировой войны стали периодом расцвета учебного заведения, даже революция 1905–1907 гг. в нем ощущалась лишь косвенно, хотя и изменила развитие российской монархии.
Начавшаяся Первая Мировая война не могла не отразиться на Морском кадетском корпусе, который готовил морских офицеров. Потребность в них росла, что ухудшило качество получаемого образования из-за сокращения срока обучения, отмены чина корабельного гардемарина, увеличения набора. Однако назвать войну серьезным испытанием, ударом для Морского кадетского корпуса нельзя.
Революции 1917 г. гораздо сильнее войн сказались на данном высшем учебном заведении: в ходе Февральской революции оно было разграблено, а после победы Октябрьской революции было закрыто.
Необходимо отметить, что Морской кадетский корпус представлял собой заведение, готовящее военных офицеров в духе патриотизма и любви к Отчизне, был близко связан с императором, обучались в нем дети из дворянских семей, многие из которых были потомственными военными или государственными служащими, воспитанники покидали стены учебного заведения лишь в строго установленное время. Совокупность этих факторов делала данное высшее учебное заведение достаточно закрытым от левых идей, то есть Морской кадетский корпус по праву можно именовать оплотом монархизма. Этим можно объяснить тот факт, что революции, взбудоражившие российское общество, повлиявшие на развитие всей страны, не нашли идеологической поддержки у обучающихся в Морском кадетском корпусе, ярким примером чему служат их действия во время Февральской революции, когда бунтующая толпа окружила учебное заведение.
1. Алексеев, В.В. Теория и методология истории: учебник для вузов / В. В. Алексеев, Н. Н. Крадин, А. В. Коротаев, Л. Е. Гринин. – Волгоград: Учитель, 2014. – 504 с. – Режим доступа : http://ihaefe.org/files/publications/full/theory-metod-history.pdf.
2. Асланбегов, А. Адмирал Павел Степанович Нахимов. (Биографический очерк) / А. Асланбегов // Русский архив. Историко-литературный сборник. – 1868. – Выпуск 3. – С. 217–235. – Режим доступа : https://runivers.ru/lib/book7627/403862/.
3. Бахтина, И.Л. Методология и методы научного познания / И.Л. Бахтина, А.А. Лобут, Л.Н. Мартюшов. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного педагогического университета, 2016. – 119 с. – Режим доступа : http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4125/1/uch00103.pdf.
4. Белавенец, И.М. Морского училища выпуск 1920 года. 20 лет спустя / И.М. Белавенец. – Нью-Йорк, 1940. – 14 с. – Режим доступа : https://www.twirpx.com/file/1119881/.
5. Белавенец, И.М. Морского училища выпуск 1920 года. 30 лет спустя / И.М. Белавенец. – Нью-Йорк, 1950 г. – 332 с. – Режим доступа : http://rmzb.narod.ru/.
6. Белавенец, И.М. Морского училища выпуск 1920 года. 37 лет спустя / И.М. Белавенец. – Нью-Йорк, 1957. – 264 с. – Режим доступа : http://rmzb.narod.ru/.
7. Белавенец, И.М. Морского училища выпуск 1920 года. 38 лет спустя / И.М. Белавенец. – Нью-Йорк, 1958. – 39 с. – Режим доступа : http://rmzb.narod.ru/.
8. Белавенец, И.М. Морского училища выпуск 1920 года. 40 лет спустя / И.М. Белавенец. – Нью-Йорк, 1960. – 190 с. – Режим доступа : http://rmzb.narod.ru/.
9. Белавенец, П.И. О знаменах и гербе Морского кадетского корпуса / Лейтенант П. Белавенец. – Санкт-Петербург, 1901. – 11 с. – Режим доступа : http://www.newknowledge.ru/books/o-znamenah-i-gerbe-morskogo-kadetskogo-korpusa/.
10. Бутков, В. К 300-летию основания российского флота. Краткая история Морского корпуса в Петербурге. Участие гардемарин и кадет корпуса в Белом движении / В. Бутков // Кадетская перекличка. – 1998. – № 64–65. – C 57–77. – Режим доступа : http://xxl3.ru/kadeti/morskoi_kk.htm. –
11. Веселаго, Ф.Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса [Электронный ресурс] / Ф.Ф. Веселаго. – Санкт-Петербург : 1852. – Режим доступа : https://runivers.ru/lib/book6915/197102/.
12. Давыдов, Ю. В. Нахимов / Ю.В. Давыдов – Москва : Молодая гвардия, 1970. – 176 с. – Режим доступа : http://militera.lib.ru/bio/davydov_uv01/index.html.
13. Давыдов, Ю.В. Фердинанд Врангель / Ю.В. Давыдов – Москва : Географгиз, 1959. – 56 с. – Режим доступа : https://www.booksite.ru/fulltext/russ_america/pdf/385/text.pdf.
14. Доценко, В. Знаки и жетоны Российского Императорского флота. 1696–1917 / В. Доценко, А. Бойнович, В. Купрюхин. – Санкт-Петербург : Полигон, 2004. – 240 с. – Режим доступа : https://www.chitalkino.ru/dotsenko-v-d/znaki-i-zhetony-rossiyskogo-imperatorskogo-flota/.
15. Колыбель флота. Навигацкая школа – Морской корпус. К 250-ти летию со дня основания школы математических и навигацких наук 1701–1951 г. / Париж: Издание Всезарубежного объединения морских организаций, 1951. – 328 с. – Режим доступа : https://www.twirpx.com/file/1983419/.
16. Коргуев, Н.А. Обзор преобразований Морского кадетского корпуса с 1852 года : с приложением списка выпускных воспитанников 1753–1896 гг. / Н.А. Коргуев. – Санкт-Петербург : типография Морского министерства, 1897. – 432 с. – Режим доступа : https://search.rsl.ru/ru/record/01003641230
17. Кротков, А.С. Морской кадетский корпус : краткий исторический очерк / А.С. Кротков. – Санкт-Петербург : Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1901. – 229 с. – Режим доступа : http://elib.shpl.ru/ru/nodes/24791-krotkov-a-s-morskoy-kadetskiy-korpus-kratkiy-istoricheskiy-ocherk-spb-190.
18. Крылов, В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты / В.М. Крылов. – Санкт-Петербург : Издание Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, 1998 г. – 671 с. – Режим доступа : http://militera.lib.ru/h/krylov_vm01/index.html.
19. Лялина М. А. Русские мореплаватели арктические и кругосветные. Путешествия В. Беринга, Г. Сарычева, Ф. П. фон-Врангеля, Ф. П. Литке, Пахтусова и др. — 3-е изд. — СПб.: Изд. А. Ф. Девриена, 1903. — 447 с. – Режим доступа : https://runivers.ru/lib/book4472/53749/.
20. Павлинов, Я.И. Список окончивших курс в Морском кадетском корпусе с 1897 по 1905 год / Я.И. Павлинов. – Санкт-Петербург : 1905. – 47 с. – Режим доступа : https://book-olds.ru/BookLibrary/38301-YAht-klubyi-i-klassyi-SPb/1905.-Spisok-okonchivshih-kurs-v-Morskom-kadetskom-korpuse-s-1897-po-1905-god.html.
21. Тарсаидзе А.Г. Морской корпус за четверть века. 1901–1925 / А.Г. Тарсаидзе. – Нью-Йорк, 1944. – 87 с. – Режим доступа : https://www.twirpx.com/file/2555486/.
22. Шварц К.Н. Барон Фердинанд Петрович Врангель. [Некролог] // Русская старина, 1872. – Т. 5. – № 3. – С. 389–418. – Режим доступа : http://do1917.info/sites/default/files/user11/pdf/1872russtarina5%2810%29.pdf.