Введение
Глава 1 Сущность финансового результата в оценке деятельности организации
1.1 Сущность прибыли организации, её экономическое содержание, роль в деятельности организации
1.2 Виды прибыли, методы их определения
1.3 Виды рентабельности, методика их расчета
Глава 2 Влияние финансового результата на результаты деятельности организации
2.1 Характеристика организации
2.2 Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли и рентабельности
Глава 3 Основные пути увеличения прибыли и рентабельности организации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях хозяйствования основу экономического развития коммерческих организаций составляют финансовые результаты их деятельности. Финансовые результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций, выражаемые в виде прибылей и убытков, характеризуют экономическую эффективность производства, а прибыль является основным источником его развития. За счет прибыли организация создает основу для самофинансирования, стимулирует собственников и работников к повышению производительности своей деятельности, влияет за счет отчислений в бюджет на темпы экономического развития страны в целом.
Рентабельность помогает оценить эффективность управления организацией, следовательно, высокая прибыль и достаточный уровень доходности во многом обусловлен правильностью и рациональностью управленческих решений, принимаемых в организации. Отсюда, о рентабельности можно говорить как об одном из критериев качества управления.
На основе анализа рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость организации зависит от специализации и концентрации производства. Также показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Анализ прибыли и рентабельности – неотъемлемая часть работы организаций. Он позволяет выявить ошибки в хозяйственной деятельности, указать руководству на пути дальнейшего развития и выявить резервы максимального увеличения прибыли. В современных условиях без качественного анализа прибыли и рентабельности деятельности организации и выявления факторов, которые влияют на их величину, невозможно повысить уровень получаемых доходов.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА В ОЦЕНКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность прибыли организации, её экономическое содержание, роль в деятельности организации
В современной теории и практике финансового менеджмента различают следующие общепринятые подходы к определению прибыли.
Согласно базовому подходу прибыль условно подразделяется на экономическую и бухгалтерскую [18, c. 21].
В рамках экономической интерпретации В. В. Ковалёв характеризует прибыль (убыток) как прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном периоде [23, с. 30].
Несколько иначе интерпретируют экономическое определение прибыли другие ученые–экономисты.
Так, М.В. Романовский определяет прибыль как финансовый результат деятельности организации, отмечая, что «действительно конечный результат тот, правом распоряжаться которым обладают собственники», а в мировой практике под ним подразумевается «прирост чистых активов» [44, с. 51].
А. Д. Шеремет и Р. С. Сайфулин утверждают, что «финансовый результат деятельности организации выражается в изменении величины ее собственного капитала отчетного периода» [49, с. 72].
Идея двух трактовок прибыли (бухгалтерской и экономической) получила развитие благодаря Дэвиду Соломону. Он исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна для трех целей:
1) исчисления налогов;
2) защиты кредиторов;
3) для выбора разумной инвестиционной политики [10, c. 153].
Как отмечает Гаджиева Н.П. «бухгалтерская трактовка применима только для достижения первой цели и абсолютно не применима для достижения третьей» [11, c. 56].
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Характеристика организации
Открытое акционерное общество «Красный пищевик» – старейшее предприятие кондитерской отрасли промышленности Республики Беларусь.
Открытое акционерное общество «Красный пищевик» создано приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 26 июля 1994г. № 279 путем преобразования государственного предприятия «Бобруйская кондитерская фабрика «Красный пищевик» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
ОАО «Красный пищевик» зарегистрировано в качестве юридического лица решением Бобруйского городского исполнительного комитета от 16 августа 1994 года №73-18. Общество перерегистрировано в Реестре общереспубликанской регистрации за №29 решением Могилевского областного исполнительного комитета от 29 августа 1996 года №12-21.
Предприятие является юридическим лицом – коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.
ОАО «Красный пищевик» является предприятием пищевой (кондитерской) отрасли промышленности и входит в состав концерна «Белгоспищепром». Юридический адрес предприятия: 213800 Республика Беларусь, город Бобруйск, улица Бахарова, 145.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Основными направлениями увеличения прибыли являются:
- увеличение объема услуг;
- расширение номенклатуры основных и дополнительных услуг;
- улучшение качества обслуживания потребителей;
- снижение себестоимости производства и оказания услуг по элементам затрат;
- расширение рынка реализации услуг;
- совершенствование управления предприятием в условиях конкуренции;
- продажа излишнего имущества, сдача в аренду и др.
Расширение рынка сбыта – одно из направлений организации сбыта продукции в любой организации. В идеале каждая организация стремится занять на рынке доминирующее положение, а для этого в числе прочих мероприятий необходимо вести работу по поиску и привлечению новых клиентов, расширять спрос на свою продукцию, находить новые способы ее потребления, вести борьбу с конкурентами.
Расширение рынка сбыта подразумевает как нахождение для выпускаемого товара новых рынков, так и охват новых сегментов существующего рынка.
В первом случае расширение рынка сбыта может проводиться путем выхода на рынки других уровней – на региональный, национальный, международный. Во втором случае расширение рынка сбыта осуществляется путем выпуска модернизированных версий товара, которые ориентированы на конкретные группы потребителей.
Расширение рынка сбыта предусматривает применение различных маркетинговых стратегий. Стратегическими задачами при расширении рынка сбыта является привлечение новых покупателей.
В этой ситуации может осуществляться применение стратегии проникновения на рынок, стратегии создания нового рынка, в ходе которой новые группы потребителей информируются о товаре, который ранее этой группой не рассматривался как необходимый, и его полезных свойствах, а также стратегии географической экспансии путем экспорта товара и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование прибыли и рентабельности как экономических категорий и объектов анализа показало, что прибыль – это экономическая категория, представляющая собой обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, который определяется как разность между доходами организации и расходами, связанными с осуществлением данной деятельности, исчисленная в денежном выражении. Прибыль является основной целью деятельности любой коммерческой организации.
Рентабельность – это относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов организации.
В законодательстве Республики Беларусь выделяют следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прибыль от текущей деятельности, прибыль от инвестиционной и финансовой деятельности, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.
Открытое акционерное общество «Красный пищевик» – старейшее предприятие кондитерской отрасли промышленности Республики Беларусь. Основным предметом деятельности предприятия является производство пастиломармеладных изделий, халвы, ириса, драже, конфет с желейными корпусами, белорусских сладостей (арахиса с пряностями).
Анализ прибыли показал, что в анализируемом периоде наблюдается рост как валовой прибыли, так и управленческих расходов и расходов на реализацию. Под воздействием роста управленческих расходов и расходов на реализацию произошло снижение прибыли от реализации на 2 325 тыс. руб. в 2018 году. За счет превышения расходов по инвестиционной и финансовой деятельности над доходами по инвестиционной и финансовой деятельности на протяжении всего анализируемого периода наблюдался убыток от инвестиционной и финансовой деятельности. В результате в 2017 году по сравнению с 2016 годом прибыль до налогообложения снизилась на 94 тыс. руб., или на 8,5 %, а чистая прибыль сократилась на 92 тыс. руб. В 2018 году по сравнению с 2017 годом прибыль до налогообложения снизилась на 1 761 тыс. руб., или на 65,2 %, а чистая прибыль снизилась на 1 503 тыс. руб. или на 84,1 %.
1. Адилова, К.З. Исследование понятия рентабельности / К.З. Адилова // Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2018. – №4(21). – С. 132 - 134.
2. Акулич, В.А. Аудит рентабельности предприятия / В.А. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2017. – № 11. – С. 12-19.
3. Анализ хозяйственной деятельности промышленности. / Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Минск: Современная школа, 2017. – 810 с.
4. Антонова, О.В. Методы анализа и выбор системы показателей оценки финансовой устойчивости / О.В. Антонова // Научный альманах. – 2017. – № 4-1(30). – С. 58-65.
5. Бланк, В.Р. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Р. Банк, С. В. Банк. – М.: Изд–во Проспект, 2017. – 347 с.
6. Бригхем Ю.А. Финансовый менеджмент: полный курс / Ю.А. Бригхем. – М.: Юнити, 2017. – 503 с.
7. Ван, Хорн Джеймс К. Основы финансового менеджмента / Ван Хорн, Джеймс К., Вахович, М. Джон. – М.: Вильямс; Издание 11-е, 2018. – 992 c.
8. Войтов А. Г. История экономических учений: учеб. / А.Г. Войтов. – М.: Дашков и К°, 2016. – 228 с.
9. Давыдова, Г.А. Особенности формирования структуры прибыли предприятия / Г.А. Давыдова // Финансы и кредит. – 2017. – № 2. – С.14-17.
10. Дербичева, А.А. Формирование модели анализа финансового результата деятельности организации / А.А. Дербичева // Учет. Анализ. Аудит. – 2018. – № 6. – С. 44-49.
11. Ковалев В.В. Анализ финансового состояния предприятия / В.В. Ковалев, В.П. Привалов. – М.: Финансы и статистика. 2018. – 209 с.
12. Ковалев, В.В. Управление денежными потоками, прибылью, рентабельностью : учеб пособие / В.В. Ковалев. – М.: АСТ, 2017. – 302 с.
13. Маталыцкая, С.К. Оценка и анализ финансового состояния организации: учебно-методическое пособие / С.К. Маталыцкая, К.А. Шиманский. – Минск, БГЭУ, 2017. – 123 с.
14. Медведева, Т.Н. Теоретические аспекты образования прибыли / Т.Н. Медведева // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2017. – № 24. – С. 14-18.
15. Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов постановление Министерства финансов Республики Беларусь 30 сентября 2011 г. № 102 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
16. Одинцов В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / В.А. Одинцов. – М.: Академия, 2017. – 252 с.
17. Параскан, К. Н. Рентабельность предприятия определять и ее значение в современной экономической практике / К. Н. Параскан // Тотальные аспекты инновационных технологий. – 2018. № 5. – С. 88–91.
18. Пугина, К.А. Прибыль как важнейшая категория в микроэкономике / К.А. Пугина, С.Н. Хуаде, Е.О. Савич, // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – № 1–1 (56). – С. 152-154.
19. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 512 с.
20. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. / Г.В. Савицкая. – Минск: Амалфея, 2017. – 367 с.
21. Хайдукова Д. А. Прибыль предприятия: экономическая сущность, виды, методы анализа / Д.А. Хайдукова // Вопросы экономики и управления. – 2017. – №5. – С. 175–179.