Введение
1 Ограничения и запреты в системе государственной службы
2 Права и обязанности государственного служащего
3 Ограничения, связанные с прохождением государственной службы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Особенностью правового регулирования государственной службы в Республике Беларусь является то, что государственная служба понимается как вид трудовой деятельности, где работником является государственный служащий, а нанимателем – государственный орган. С гражданами, поступающими на государственную службу, заключается контракт на срок не менее одного года руководителем соответствующего государственного органа. После назначения на должность для государственных служащих возникают государственно-служебные отношения, на которые распространяются основные положения Трудового кодекса Республики Беларусь.
Государственные служащие входят в штат государственного органа, выполняют трудовую функцию по определенной одной или нескольким должностям, профессиям, специальностям соответствующей квалификации, подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка, существующим в государственном органе.
Назначение на должность оформляется нормативным правовым актом соответствующего должностного лица государственного органа и является оформлением поступления на государственную службу в соответствии с заключенным с ним контрактом. Государственная служба представляет собой сложное социальное явление. Она включает в себя ряд аспектов, включая экономический, политический, правовой, социальный, организационный, кадровый. Все они отражают многогранность государственной службы как сферы профессиональной деятельности государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Объект исследования работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования ограничений, связанных с государственной службы в Республике Беларусь.
Предмет исследования – соответствующие нормы права Республики Беларусь, регламентирующие ограничения, связанные с государственной службы в Республике Беларусь.
Цель работы – рассмотреть основные ограничения, связанные с государственной службой в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие и признаки государственной службы;
- рассмотреть виды государственной службы;
- выявить проблемы правового регулирования государственной службы в Республике Беларусь;
- определить основные ограничения, связанные с прохождением государственной службы.
Нормативную основу работы составили Конституция Республики Беларусь 1994 г., Уголовный Кодекс (далее – УК), Уголовно-процессуальный Кодекс (далее – УПК), а также Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и иные нормативные правовые акты.
1. Ограничения и запреты в системе государственной службы
Как отмечает Е.В. Трегубова, «административно-правовой запрет и ограничение – наиболее жесткий способ правового регулирования общественных отношений. Наиболее часто административный запрет и административное ограничение необходимы для упорядочения или регулирования общественных отношений в публично-правовой сфере. Связано это с тем, что в соблюдении отношений, которые складываются в публично-правовой сфере, заинтересованы общество и государство. В этой связи не случайно высока социальная ценность административных запретов и ограничений в механизме правового регулирования, особенно в публично-правовой сфере» [1, с. 77].
Главная цель ограничений и запретов на государственной службе состоит в том, чтобы обеспечить эффективное ее функционирование посредством установления правовых преград возможного злоупотребления государственными служащими возложенными на них полномочиями [2, с. 75].
В качестве целей такого рода право-ограничений могут выступать основы конституционного строя, общественная и государственная безопасность, права и свободы граждан, «правовая охрана граждан от произвола и борьба с такими пагубными явлениями, как служебные злоупотребления и коррупция в органах государственной власти» [3, с. 93].
По своему содержанию запреты и ограничения представляют собой особую разновидность обязанностей, установленных для государственных служащих. Как отмечают М.В. Костенников, А.В. Куракин, «запреты, обусловленные режимом государственной службы, закрепляются в императивной форме и, как правило, указывают на юридическую обязанность; суть данной обязанности состоит в запрете на совершение определенных действий, предусмотренных законом» [4, с. 48].
Особенностью такого рода обязанностей государственных служащих выступает то, что основной формой их реализации является соблюдение установленных государством предписаний. По мнению Е.В. Трегубовой, «юридическая природа реализации запрещающей нормы проявляется в том, что в ходе ее соблюдения субъекты выполняют свою обязанность перед государством.
Таким образом, управленческая роль правовых запретов концентрируется в объявлении государством программы устранения общественно вредных явлений в самой правовой норме. Другая управленческая функция права, обеспечивающая оперативную управленческую деятельность, при запретительном регулировании права не нужна. Это, в свою очередь, усиливает необходимость четкого, ясного изложения как правовых запретов, так и последствий их невыполнения. Соблюдение как форма реализации нормы административного права характеризуется тем, что субъект административного права точно следует предписаниям соответствующей нормы административного права, совершая определенные действия или не совершая никаких действий» [1, с. 78].
2 Права и обязанности государственного служащего
Содержанием правового положения государственных служащих является совокупность множества их прав и обязанностей. Они представляют основной элемент структуры его правового статуса среди других его элементов, таких, как задачи, функции по замещаемой должности, правовые формы деятельности и др. Служебные права и обязанности предоставлены для осуществления служебной деятельности по занимаемой должности. Подобные права и обязанности многообразны, и их можно разделить на общие, присущие всем государственным служащим, и специальные, связанные с особенностями службы в том или ином органе (милиции, таможне и т. п.) – так называемые профессиональные права и обязанности, или связанные со спецификой занимаемой должности (руководитель, бухгалтер, юрисконсульт и др.) – так называемые должностные.
Права государственных служащих делятся на две большие группы. В первую группу включаются права, непосредственно связанные с осуществлением ими государственной службы и предоставленные им для успешной реализации служебных обязанностей. Вторая группа прав предоставляется государственным служащим для того, чтобы заинтересовать их в эффективном осуществлении службы. Они связаны с их материальным обеспечением, отдыхом, защитой, чаще носят социально-экономический характер и называются личными.
Права государственного служащего закреплены в ст. 20 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».
Государственный служащий имеет право:
1) на письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;
2) на принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями;
3) на посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций;
4) на получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;
5) на повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования;
6) на повышение в должности, классе государственного служащего;
7) на заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом настоящим Законом, иными законодательными актами;
8) на участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности.
3. Ограничения, связанные с прохождением государственной службы
Артемьев А.М., что исходное условие открытости государственных структур – доверие граждан к ним. На основе этого он сделал вывод о том, что следует повысить информированность граждан о деятельности институтов власти. Помимо этого, большая часть государственных служащих вовсе не осознает ненормальность положения с открытостью и прозрачностью деятельности властных структур для граждан, однако и имеет довольно точное представление о системе мер, которые могут способствовать решению проблемы [16, с. 111].
Белорусский исследователь Л. С. Вечер полагает, что для эффективного функционирования государственной службы требуются определенные правовые и социальные условия. Так, в любом демократическом государстве социальная основа представлена приоритетами и ценностями гражданского общества, правами и свободами человека и гражданина. В связи с этим очень важным является постоянное развитие государственной службы [17].
Артемьев А. М. выделяет три элемента, посредством которых обеспечивается такое развитие:
- формирующая роль коллектива государственного органа по месту службы;
- структура сквозного профессионального роста каждого государственного служащего;
- общественное мнение об исполнении должностных функций и поведения государственных служащих [16, с. 99].
Анализ правового регулирования государственной службы, а также ее составных элементов, наводит на мысль о том, что невозможно характеризовать эту совокупность как единый внутренне непротиворечивый элемент.
Одной из общих обязанностей госслужащих является соблюдение ограничений, связанных с госслужбой. Основные такие ограничения закреплены в ст. 22 З-на «О госслужбе» от 14.06.2003 №204-3.
Государственный служащий не вправе:
– заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать помощь близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, пользоваться служебными должностями, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственных органов, их сотрудников или подчиненных и (или) иных лиц);
– участие физических лиц или уполномоченных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Под запретами и ограничениями на государственной службе в правоохранительной сфере следует понимать установленные законодательством правила поведения императивного характера, несоблюдение которых может повлечь применение мер государственного принуждения к обязанным субъектам – государственным служащим правоохранительных органов.
На наш взгляд, в правовом положении служащего государственной службы в правоохранительной сфере можно выделить две группы ограничений и запретов: общие ограничения и запреты, специальные ограничения и запреты.
Итак, ограничение прав и свобод государственных служащих, несомненно, должно осуществляться при обязательном предоставлении им дополнительных гарантий, которых нет у других российских граждан. Взаимосвязь ограничений и запретов, установленных для государственных служащих, и социальных гарантий их деятельности выступает одним из важных принципов государственной службе в правоохранительной сфере. При этом материальные и социальные блага и льготы должны распространяться не только на самих государственных служащих правоохранительной службы, но и на членов их семей.
2. Госслужащие вправе требовать определенных гарантий их материального и социального обеспечения. Так, госслужащему должны быть обеспечены:
1) условия труда, которые дают возможность надлежаще исполнять служебные обязанности (подп. 1.1 п. 1 ст. 46 Закона о госслужбе).
2) заработная плата в определенном размере и на определенных законодательством условиях (подп. 1.2 п. 1 ст. 46 Закона о госслужбе).
3) трудовой отпуск (подп. 1.3 п. 1 ст. 46 Закона о госслужбе).
4) соблюдение условий и порядка перевода на другую должность (подп. 1.4 п. 1 ст. 46 Закона о госслужбе).
5) соблюдение условий и порядка высвобождения госслужащего в связи с ликвидацией госоргана (организации), сокращением численности или штата работников (подп. 1.4 п. 1 ст. 46 Закона о госслужбе).
6) выплата выходного пособия в случаях, порядке и на условиях, установленных Законом о госслужбе и законодательством о труде (подп. 1.6 п. 1 ст. 46 Закона о госслужбе).
7) выплата иных единовременных пособий в случаях, порядке и на условиях, установленных Законом о госслужбе и законодательством о труде (подп. 1.6 п. 1 ст. 46 Закона о госслужбе).
1 Трегубова Е.В. Административные запреты и административные ограничения: соотношение понятий // Административное и муниципальное право. 2010. № 11. С. 75–81.
2 Агапов А.Б. Административное законодательство и публичные правоограничения // Административное и муниципальное право. 2011. № 10. С. 74–79.
3 Козбаненко В.А. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание. М.: [Ин-т повышения квалификации гос. служащих], 2003. – 155 с.
4 Костенков М.В., Куракин А.В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы. М. : Юнити-Дана ; Закон и право, 2010. – 127 с.
5 Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование. М.: Юрист, 1997. – 296 c.
6 Старилов Ю.Н. Служебное право: учебник М.: БЕК, 1996. 698 c.
7 Старостин С.А., Ведяшкин С.В., Илюшин А.В. Круглый стол «Административные реформы как средство преобразований в обществе» // Административное право и процесс. 2019. № 3. С. 74–78.
8 Куракин А.В. Административные запреты и проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной гражданской службы // Российская юстиция. 2008. № 4. С. 33–38.
9 Кривоносов Д.А. Административные запреты в системе государственной службы Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2009. 26 с.
10 Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 9. С. 17–26.
11 Сванидзе Г.К. Административно-правовой статус служащих таможенных органов: дис. канд. юрид. наук. М., 2010. – 194 с.
12 Приходько И.М. Роль юридических ограничений в осуществлении правовой политики в России // Правоведение. 1997. № 4. С. 156–157.
13 Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. – 336 c.
14 Братко А.Г. Запреты в советском праве. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1979. – 92 c.
15 Хабибулина О.В. К вопросу о видах запретов для государственных служащих // Административное право и процесс. 2016. № 3. С. 24–31.
16 Артемьев А.М. Государственная правоохранительная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение. М.: ун-т МВД, 2008. 373 c.
17 Нагорных Р.В. Административно-правовое регулирование государственной службы в правоохранительной сфере : автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2017. 40 с.
18 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999г. (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информации Республики Беларусь.- Минск, 2020.
19 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
20 Василевич, Г. А. Конституционное право: учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск: Регистр, 2012. – 192 с.
21 О Национальном собрании Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 июл. 2008 г., № 370-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.06.2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
22 О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., № 424-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.06.2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
23 Кодекс о судоустройстве и статусе судей: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г.: текст Кодекса по состоянию на 22 декабря 2016 г. – Минск: НЦПИ РБ, 2016. – 220 с.
24 О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 6 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
25 Дегонский, С. Ю. Служба в органах внутренних дел Республики Беларусь : понятие, правовые основы / С. Ю. Дегонский // Вестник Московского университета. 2016. – № 2. – С. 18–21.
26 Краснобаева, Л. А. Виды государственной службы / Л. А. Краснобаева // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2015. – № 2 (89). – С. 86–90.
27 О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 14.06. 2003 г., №204-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». - Минск, 2020.